Профориентационная работа с детьми с нарушением интеллекта и пути их социализации в общество
статья

Филимонова Наталия Геннадьевна

Профориентационная работа с детьми с нарушением интеллекта и пути их социализации в общество (статья и презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_rabota_s_detmi_ovz.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО

Слайд 1 (фото школы)

Слайд 2 ( название темы)

Слайд 3 (тема школы)

В связи с введением ФГОС для обучающихся с умств. Отсталостью, интеллектуальными нарушениями стала актуальным для нас  тема по профессионально – трудовому обучению, воспитанию. Поэтому наша школа – интернат выбрала единую психолого – педагогическую тему на 3 года «Современные подходы к профессионально – трудовому обучению , воспитанию в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда. Необходимо сосредоточить внимание свыпускников на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.

Слайд 4 ( профили трудового обучения)

В старших классах организация уроков трудового обучения предполагает формирование у учащихся необходимых профессиональных знаний и общетрудовых умений по различным профилям. В настоящее время в нашей школе - интернат профили трудового обучения в школе определяются с учетом возможностей учащихся, условий производственного окружения школы, возможности проведения трудовой практики, возможности трудоустройства выпускников по месту жительства. Так в школе профильный труд представлен по трем направлениям. Это столярное дело, швейное дело и вот уже в течение 7 лет учащиеся обучаются штукатурно – малярному делу.

В старших классах обучающиеся работают в школьных мастерских, оснащенных станками и оборудованием. Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания решаются следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.

Слайд 5 ( фото уроков ручного труда в 4 классе)3 фото

На достижение этих задач направлены непосредственно уроки трудового обучения, где уже в начальной школе воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Кроме того, у школьников младших классов (1-4 кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по «интересам, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) , где педагоги формируют добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

В старших классах  важно формировать осознанное представление о получаемом профиле в школе –интернат, и видеть результат своей работы.

Слайд 6 ( фото школьный конкурс «Лучший по профессии») 4 фото

В течение 7 лет стало уже традицией проводить в школе конкурс «Лучший по профессии» среди учащихся 9-х классов. Ребята соревнуются в практической работе и теоритических вопросах. Победители школьного этапа, решением педагогического совета освобождаются от практической части выполнения на итоговой аттестации и принимают участие в областном конкурсе профессионального мастерства среди учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) «Лучший по профессии».

Слайд 7 ( фото трудовой практики) 4 фото

У школьников 8-9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь выборе профессии. С этой целью для обучающихся школы- интернат, проводится трудовая практика. На этих занятиях обучающиеся закрепляют полученные знания, применяют их на практике, под руководством своих преподавателей. Учащиеся старших классов, оказывают большую помощь школе:

На уроках столярного дела:

•    ремонтируют мебель;

•    изготавливают несложную мебель;

На уроках швейного дела:

•    шьют шторы, покрывала;

•    делают ремонт одежды;

•    шьют костюмы для художественной самодеятельности;

На уроках штукатурно – малярного дела:

  • производят мелкий ремонт стен зданий школы – интерната;
  • готовят фрески для дизайна;
  • выполняют покрасочные работы

Слайд 8 ( фото профориентационной работы ) 6 фото

Важнейшей составляюющей трудовой подготовки обучающихся с является профориентация, под которой понимается комплекс целенаправленных мероприятий, на профессиональное самоопределение обучающихся с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда. Работа по профессиональной ориентации выпускников проводится психологом совместно с родителями, педагогами 8,9 –х классов, социальным педагогом и Центром занятости населения Нолинского района. В 9-м классе Центром занятости проводится компьютерная диагностика профессиональной направленности выпускников.

  Для учащихся 9классов проводим  экскурсии в профильные ПУ города Нолинска, поселка Аркуль. К нам приезжают представители из других профильных  техникумов, приглашают ребят получить необходимую для них специальность.

Слайд 9 ( Трудовое обучение и воспитание на уроках и во внеурочное время ) 4 фото.

. Особо следует отметить постоянную профориентационную деятельность педколлектива, которая выражается в ежедневном включении воспитанников в трудовую деятельность по самообслуживанию (дежурство по спальне, классу, школе), систему общественно полезного труда (уборка спален, классных помещений, закрепленных территорией, работа на школьном участке). Учащиеся нашей школы – интерната всю школьную жизнь учатся самообслуживанию. Это первая трудовая обязанность ребенка. Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы, четко распределяют обязанности. Помогают знания, полученные на учебных предметах «Основы социальной жизни», «Домоводство», Мир природы и человека» и другие. Повторяя изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости, навыков самоконтроля.

Слайд 10 ( трудовые мероприятия с участием наших детей ) 5 фото

Учащиеся нашей школы принимают участие в различных трудовых мероприятиях: субботники, благоустройство территорий города (пионерский сад, памятник, сквер города Нолинска).

Слайд 11 (Сравнительный анализ обучения и трудоустройства выпускников за 4 года)

В заключении хочется сказать, что по данным мониторинга выпускиники школы – интерната продолжают свое обучение в профессиональных училищах Кировской области, получают профессии швеи, столяра – плотника, растениевода, маляра – штукатура, мастера строительных и отделочных работ в техникумах города Нолинска и городов области. После получения профессионального образования успешно трудоустраиваются по этим профессиям в Нолинском районе, кировской области и за ее пределами. Педагогами нашей школы прослеживается судьба детей, которые работают по профессии, полученной

Таким образом, профессионально – трудовое обучение и воспитане предполагает получение необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений по профилю трудового обучения и профориентацию обучающихся.

Слайд 12 ( Спасибо за внимание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта

В статье рассказывается о формах и методах работы  по коррекции и развитиии личности ребенка....

Айрис-фолдинг в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта

Занятия айрис-фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, имеющими нарушения интеллекта, одновременно воспитывая у них трудолюбие...

Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта

Особенности работы с детьми с нарушениями интеллекта....

Практикум. Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта.

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта  Цель программы: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития младших дошкольников.Задачи прогр...

Сказкотерапия в работе с детьми с нарушением интеллекта.

Сказкотерапия как метод работы с детьми с нарушением интеллекта....

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях

Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий...

Выступление на заседании МО "Методика обучения географии при работе с детьми с нарушениями интеллекта

В выступлении говорится о методах и приемах работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...