Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта
статья по теме

Филиппова Ольга Анатольевна

В статье рассказывается о формах и методах работы  по коррекции и развитиии личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrek_rabota.docx266.39 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта.

Из опыта работы воспитательницы РГОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»  Филиппова О.А.

    В.А.Сухомлинский говорил: «Чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».  Каждый ребенок любит творить и не важно, как у него это получается.  Педагоги и психологи отмечают важность занятий творчеством во всестороннем развитии личности.

    Я работаю воспитателем в коррекционной школе VIII вида 17 лет. Здесь учатся дети с интеллектуальной недостаточностью. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности.  При всем этом процессы сравнения и обобщения у таких детей затруднены, отмечается несовершенство логического анализа и синтеза, трудности абстрагирования, снижение познавательных интересов. И поэтому такому ребенку занятия творчеством для полноценного развития  необходимы как воздух. На таких занятиях идет освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты, гармонии. Также занятия помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни. Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы дети, которые  пришли ко мне развивались не зависимо от степени тяжести дефекта. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача: дети радуются результату своего труда.

    С первых дней пребывания в школе мы потихоньку начинаем знакомиться с бумагой. Я рассказываю, как создается бумага, какие виды бумаги существуют, что можно из них изготовить. Потихоньку начинаем изготавливать простейшие аппликации. Работа с бумагой детям интересна, доставляет им огромное наслаждение. Так в первом классе появились  аппликации «Грибная поляна», «Гусеница», новогодняя открытка «Снеговик».   Какой восторг пришли дети, когда своими руками к празднику пап изготовили объемную аппликацию «Корабль», а мамам подарили открытку «Одуванчик». Со временем знакомлю детей с искусством оригами. Занятия оригами несут огромный коррекционный потенциал

.   

Учимся складывать «Самолетики», «Лодку», «Пистолет» и т.д. И как замечательно, что можно поиграть созданной игрушкой. Весной мы научились складывать «лодочку» из бумаги и  испробовали его плавучесть в весеннем ручейке.  Создаем композицию из модулей. Модульное оригами (складывание объемных фигур из модулей) требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый участник группы должен выполнить множество модулей для будущей поделки и при этом его модули должны быть такими же аккуратными, как и у соседа. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей. Так увидели свет поделки из простых модулей: «Зайчик»,  «Снеговик», «Лебедь».

     

    Когда вижу, что складывание бумаги детям начинает надоедать, переключаю детей на другой не менее интересный вид деятельности -  скручивание бумаги (квиллинг). Так собрали букет из одуванчиков. Далее знакомимся с техникой торцевания. Так как занятие торцеванием требует много времени, а детям хочется увидеть результат в тот же день, то картинки я разделяю на несколько маленьких частей. Каждый участник группы выполняет часть картины. В конце мы склеиваем на картон разрезанные части, собирая, как пазлы. Дети в восторге от своей работы, вижу, как загораются у детей глаза, они готовы к новым творениям.

    Работая по проблеме развития творческих способностей, заметила, что один ребенок может сотворить шедевр, а у другого получается полная ерунда. Творческая работа во многом зависит от мотивации – хочется ли ребенку это делать, интересно ли ему это? Если удастся разбудить их  интерес, то начинают пробуждаться способности, легче формируются умения.  Помощь может оказать правильный выбор мотивационной идеи занятия. Вот некоторые из них:

- информация об изготовляемом объекте;

- информация о материале;

- информация о технике;

- игровая мотивация (можно поиграть с изготовленной поделкой);

- нравственная мотивация (можно подарить учителям, мамам, папам, родным, выставить работу на конкурс).

    Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о большой значимости занятий творчеством для коррекции детей с нарушением  интеллекта, поскольку нет ни одной сферы развития личности, на которую бы они не воздействовали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Айрис-фолдинг в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта

Занятия айрис-фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, имеющими нарушения интеллекта, одновременно воспитывая у них трудолюбие...

Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта

Особенности работы с детьми с нарушениями интеллекта....

Практикум. Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта.

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта  Цель программы: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития младших дошкольников.Задачи прогр...

Сказкотерапия в работе с детьми с нарушением интеллекта.

Сказкотерапия как метод работы с детьми с нарушением интеллекта....

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях

Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий...

Профориентационная работа с детьми с нарушением интеллекта и пути их социализации в общество

Профориентационная работа с детьми с нарушением интеллекта и пути их социализации в общество (статья и презентация)...