"Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности учащихся в условиях надомного обучения"
презентация к уроку по теме

Веденина Наталия Георгиевна
Выступление на педагогическом совете: "Формирование основ умения учиться и  способности к организации своей деятельности учащихся в условиях  надомного обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_umeniya_uchitsya_i.pptx735.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности учащихся в условиях надомного обучения Учитель надомного обучения Веденина Н.Г.

Слайд 2

Цель образования в условиях надомного обучения сегодня - создание условий для развития учащихся, воспитание у них способностей социализироваться в обществе, что невозможно без развитие способности ученика: самостоятельно ставить учебные цели; контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться . Учитель надомного обучения приобретает у учащегося статус близкого человека. Система «учитель - ученик» становится доминирующей в жизни ребенка Ее значение для развития личности состоит в том, что она впервые и по- настоящему включает детей в отношения «ребенок - общество», так как учитель воплощает в своей деятельности требования общества. Активная социализация ребенка также происходит через деятельность учителя.

Слайд 3

. . Индивидуальная работа с ребенком позволяет учесть и его работоспособность, и его утомляемость, и особенности протекания болезни и психических процессов Поэтому учителю надомного обучения необходимо так организовать учебный процесс так, чтобы у ученика в силу его психических и физических возможностей сформировалось желание и умение учиться , организовывать самому свою учебную деятельность . В результате обучения у ребёнка должны формироваться навыки сотрудничества в разных видах деятельности

Слайд 4

Именно поэтому сегодня учитель надомного обучения переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать учащегося? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия ?

Слайд 5

Универсальные учебные действия: УУД - умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 6

Универсальные учебные действия : 1)личностные ( позволяют сделать учение осмысленным , сориентироваться в нравственных нормах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя) ; 2) р е г у ляти в ны е ( о б е сп е чи в а ю т в о з м о ж н о сть у п ра в ле н и я учеб н ой деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения); познавательные ( включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации); коммуникативные действия ( обеспечивают возможности сотрудничества)

Слайд 7

Эффективность воспитания учебной самостоятельности у учащегося с умственной отсталостью возможна при принципиальной перестройке позиций педагога, который должен: рассматривать воспитание самостоятельности как целенаправленную, особо значимую для развития личности задачу; отказаться от мелочной опеки, авторитарности; предусмотреть адекватность позиции взрослого уровню самостоятельности детей (советчик, консультант, участник); максимально учитывать желания, возможности, способности, знания и умения детей активно использовать механизмы стимулирования (например, поощрения, игровые оформления); создать эмоционально благоприятный фон, доброжелательную, доверительную атмосферу; способствовать развитию субъектной позиции школьников; строить воспитательную работу на основе взаимосвязи учебного и воспитательного процессов, взаимодействия школы и семьи; не форсировать воспитательный процесс и соблюдать индивидуальный подход, учитывая своеобразие ученика и темп его развития.

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,КАК НА УРОВНЕ УЧИТЕЛЯ, ТАК И НА УРОВНЕ УЧЕНИКА: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося Актуализация знаний. Целеполагание Мотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагания. Представление о результате предполагаемой деятельности Осознание цели предстоящей деятельности. Представление результата «Открытие нового знания» Предложение учащемуся самому составить план своей деятельности. Реализация плана. Коррекция деятельности Осуществление деятельности. Контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудач деятельности .Первичное закрепление Создание «банка заданий» по новому способу действий Проговаривание вслух алгоритма действий Решение задач на повторение Самоконтроль и самооценка (саморефлексия) Организация самостоятельной деятельности учащегося с целью отработки нового способа действия Организация работы по выявлению и исправлению ошибок. . Создание ситуации успеха учащегося Са м о ст о я т е льное выполнение тренировочных упражнений Самоконтроль и самооценка полученных результатов

Слайд 9

Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность , применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических проблем. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащегося. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода. Надомное обучение строится в преимущественном использовании индивидуальной формы организации учебной работы учителя с учеником, в основе этой деятельности лежит работа ученика совместно с учителем.

Слайд 10

Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является самостоятельная работа на уроке учащегося создание проблемных ситуаций в учебном процессе. использование новых информационных технологий использование коммуникативных технологий

Слайд 11

ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Адаптированные основные образовательные программы, реализуют совокупность требований ФГОС, и в том числе воспитание учебной самостоятельности и формирование умения учиться. Ребёнок, который не приобретёт этих качеств будет терять интерес к занятиям, учится значительно ниже своих возможностей, окажется не в состоянии без посторонней помощи выполнять свою работу

Слайд 12

Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств (И. Ф. Харламов).

Слайд 13

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ученик хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий сознательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности

Слайд 14

У ч ител ь с т роит о б у чение н а о сно в е в ы бранной и м т е хн о логии. Если , к примеру, строить обучение учащегося на основе коммуникативной технологии , то данная технология способствует воспитанию ученика, умеющего и желающего учиться, быть инициативным в получении новых знаний, умеющего отстаивать свою точку зрения и в то же время умеющего слушать, доброжелательно и с уважением относиться к точке зрения других, быть общительным. Особенность данной технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации

Слайд 15

К средствам надомного обучения мы относим все виды наглядности компьютера, учебники, справочную литературу. Использование новых информационных технологий (НИТ) в надомном обучении позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и формы организации обучения

Слайд 16

Компьютер ,сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в и в формировании их психофизических качеств и развитии личности . Использование компьютеров выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения , развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. В условиях надомного обучения дети могут работать на компьютере индивидуально или совместно с учителем . При таком способе дети выполняют своеобразные работы, приобретая на уроках знания, развивая свои умения и навыки, затем они используют их на практике , в игровой деятельности на компьютере.

Слайд 17

Компьютер способствует формированию у учащегося рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Компьютер позволяет усилить мотивацию ученика . Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех , обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца , опираясь на необходимую помощь

Слайд 18

В ы в о д: Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, самостоятельная работа на уроке, использование новых информационных технологий, коммуникативных технологий способствует формированию универсальных учебных действий у учащегося через развитие способности самостоятельно ставить учебные цели; контролировать и оценивать свои достижения (т.е. формируется умение учиться)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения планировать свою деятельность на уроках трудового обучения учащихся 6-7 классов школы 8 вида.

—Новые задачи, которые ставятся ФГОС перед системой образования,  затрагивают модернизацию многих ее составляющих: изменение метода обучения, изменение результатов обучения и их оценки. Для учите...

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении

Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Формирование самостоятельности в обучении , Виды самостоятельной работы...

Статья: ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систе...

Организация познавательной деятельности учащихся как формирование метапредметных учебных умений на уроках биологии

           В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самост...

Формирование способности обучающихся к организации своей деятельности в процессе обучения математике

Формирование способности обучающихся к организации своей деятельности в процессе обучения математике...