Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой
статья на тему

Коваль Татьяна Вячеславовна
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koval_dokl.docx18.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие  музыкальности  и  чувства  ритма  у  детей  дошкольного  возраста на  занятиях ритмикой

 «Музыкально-ритмическое воспитание оказывает

огромное влияние на развитие воли,

характера и интеллекта человека...»

                                                                                                   Эмиль Жак-Далкроз

      Современные  научные  исследования     свидетельствуют о  том,  что  музыка и музыкальное воспитание   играют   особую   роль   во   всестороннем,   полноценном   развитии   ребенка.   Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.    

      Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

      В период с трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.   В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий кружок или секцию отдать своего ребенка и как его гармонично развивать. Очень многие из родителей выбирают именно занятия танцами, т.к. среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.  Детский танец начинается с ритмики.

      В Центре на «Староникитской»  для детей 4-6 лет существует отделение раннего развития и подготовки к школе «Малышок», в учебном плане которого есть  предмет «Ритмика». Программа обучения  рассчитана на 3 года.

      Ритмика – это танцевальные упражнения, исполняемые под музыкальное сопровождение.

Среди основных задач обучения  данному  предмету  можно  выделить  следующие:

- развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);

- развитие танцевальных данных (координации движений, выворотности, гибкости, прыжка, шага и т.д.);

- воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе;

- развитие музыкальности, чувства ритма, артистичности и эмоциональной выразительности.

      Основным видом деятельности детей данного возраста является игра. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки.

Поэтому в работе с маленькими учениками я всегда стараюсь придерживаться принципа «учимся – играя». Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью  в  развитии  музыкальности  детей. Исполнение  упражнений  под  стихи.

Стихотворение заменяет ритмическую основу или счет. Все упражнения просты для выполнения, направлены на согласование речи с движением. Ребенок  вместе  с педагогом на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.

Например:       Упражнение  «робот»:

Стоит робот на дороге,

У него не гнуться ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст  произносится  скандированно и четко.

Слова в песне помогают ребенку почувствовать метроритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы), начало и окончание танцевальной и музыкальной фразы.

Благодаря данной методике дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе.

Игра «Поезд»

Педагог вместе с детьми произносит слова:

Колёса вперёд покатились, как мячики,

Так-чики, так-чики, так-чики, так-чики!

и  прохлопывает ритм движущего поезда. По мере изучения можно исполнять  двумя группами. Одна группа отстукивает сильную долю, другая – две слабые. Поезд также может ускорять движение.

По мере усвоения хлопки можно чередовать с притопами и другими простыми танцевальными движениями, что также будет влиять на развитие памяти и координации движений.

Очень большой интерес вызывают у детей игры или танцы с ускорением. Темп музыки к концу произведения начинает ускоряться и учащимся необходимо успеть выполнить все заданные движения в более быстром темпе.

Игра «Ласточки, воробьи и петухи»

Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует своя музыка.

Ласточки  –  “летают” (быстро  бегают  на  носочках  и  машут  крыльями);

Воробьи  –  сидят  на  корточках,  клюют  зернышки,  прыгают  по  залу;

Петухи – важно прохаживаются по залу, крылья за спиной.

Для начала следует разобрать с детьми каждый из этих образов, прослушать музыкальные примеры и объяснить (показать!) какая музыка, какому образу соответствует. И только тогда можно начинать игру.

Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности (под музыкальностью понимается умение ребенка (слушателя) воспринимать в музыке определенное содержание), а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Она концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс.

Музыкальность у детей - это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый слух говорят о музыкальности у ребенка.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека.

Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма, которое имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т.д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопок, притоп, замирание в позе, плавные или отрывистые движения рук и ног и т.д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, ритмический слух – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводится особое место, так как музыканты признали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.

Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура». Поэтому развитие чувства ритма является необходимым условием для формирования музыкальной культуры дошкольников.

Несмотря на то, что одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного, важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития и духовного становления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа "Танцевальная ритмика"

Парциальная программа "Танцевальная ритмика" рассчитана для детей и подростков 6-17 лет. Срок реализации - 3 месяца.   Пояснительная записка Известно, что эффективность образования детей во м...

Здоровье сберегающие технологии по ритмике и хореографии

В этом конспекте рассказывается о сохранении здоровья детей от 4 до 7 лет методами ритмики и хореографии....

Программа по ритмике и бальному танцу

Программа по ритмике и бальному танцу для начальной школы....

Конспект урока по ритмике в 4кл.

методичекая разработка урока-обобщения по ритмике с использованием современных педагогических технологий  (игропластика,игроритмика,психогимнастика и т.д.) ....

Календарно - тематическое планирование программы «Ритмика » для учащихся 1 классов

Данная программ не требует хореографической подготовки.  По такой программе могут работать даже мужчины. Программа «Ритмика» делится на  разделы: 1.    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМ...

Коррекционный урок по ритмике в 4 классе школе 8 вида по теме: Ритмико-гимнастические упражнения под музыку с передачей игрового образа

Музыкально-ритмическая деятельность детей в процессе выполнения специальных упражнений под музыку с передачей игрового образа...

Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»

Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...