«Интеграция в курсе предметов художественно-эстетического цикла@
консультация на тему

Магдич Татьяна Емельяновна

Формы и методы интегрированной деятельности на уроках искусства и во внеурочной деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_v_kurse_predmetov_hud.-est._tsikla.docx52.72 КБ

Предварительный просмотр:

КГОБУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Тема: «Интеграция  в курсе предметов художественно-эстетического цикла

Формы и методы интегрированной деятельности на уроках искусства и во внеурочной деятельности»

Учитель музыки

 и педагог дополнительного  образования

КГОБУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 Магдич Татьяна Емельяновна

Тема: «Интеграция  в курсе предметов художественно-эстетического цикла

Формы и методы интегрированной деятельности на уроках искусства и во внеурочной деятельности»

Ещё К. Ушинский утверждал, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в сознании детей, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания.(Слайд. 2)

Идея сближения различных форм человеческой мысли и деятельности не является новой - она по-разному возникала и воплощалась в различные эпохи. Среди главных причин, определяющих процессы интеграции, назовем, в первую очередь, непрерывную динамику общественной жизни, полифоничность человеческого мышления, обусловленную сближением различных форм общественного сознания. Внутри каждой традиционной области человеческой деятельности также отчетливо обнаруживается  стремление к взаимодействию, интеграции, синтезу.

Так что же такое интеграция?

Обратимся к словарям:

-«Интеграция – это объединение в целом каких-либо частей, элементов». Такое определение дает толковый словарь иностранных слов и «Логический словарь-справочник» Н.И.Кондакова(Слайд 3)

- «Интеграция – это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое раннее разнородных частей и элементов». Такое определение дает «Философский словарь»

- «Интеграция – это результат процесса объединения, то есть состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого». «Социологический словарь».

В приведенных определениях даны лишь общие, инвариантные характеристики понятия «интеграция», так как из них не ясно, во-первых, - о каких по характеру элементах идет речь, во-вторых, - чем является интеграция – состоянием, процессом или результатом. Очевидно, при определении термина «интеграция» в педагогике следует учесть наличие определенных условий относительно объединяемых элементов и возможности их естественного подчинения единой цели и функции.

Что же такое определение «интеграция» в обучении?

Интеграция – это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения.(Слайд 4)

Интегрированное обучение учащихся является целью и средством.(Слайд  5)

В чём же заключается суть интеграции в обучении?

Применительно к системе обучения "интеграция",  как понятие может принимать два значения:

  • во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
  • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Вышесказанное напрямую соотносится с положениями разрабатываемых «Стандартов второго поколения», один из пунктов которых гласит: «...Формат фундаментального ядра открывает возможность создать зону консенсуса для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьного образования и на этой основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное содержание различных областей знания.. .»(Слайд 6)

Мы с вами выполняем государственный заказ. Вот лишь некоторые положения ныне действующих стандартов, касающихся предмета музыки  в контексте нашей сегодняшней темы:(Слайд 7)

- освоение знаний о музыке...,  о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью";

- изучение духовной музыки в синтезе с храмовым искусством;

- специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок);

- ученик должен устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

Более того, в соответствии со стандартом 2004 года в 8 и 9 классах по решению образовательного учреждения курс музыки (как один из вариантов) может входить в состав интегрированного учебного предмета «Искусство».

Приведенные данные из главного нормативного документа подтверждают значимость интегративного знания на уроках эстетического воспитания.

Предметная область «Искусство» в системе школьного образования - одна из наиболее «открытых» областей, допускающая органичное взаимодействие элементов знания между музыкой, литературой и изобразительным искусством. Природа этого явления заключается в единой эстетической направленности различных видов искусства. Каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же - о жизни человека.

Ну кто на уроках музыки говорит только о музыке и не затрагивает ИЗО (картины. архитектура, грим, костюмы), Историю (даты, исторические герои, хронологию), Географию (где развиваются события в произведении, время года, темперамент населения), Биологию (устройство певческого аппарата, влияние музыки на человека), Математику(.ритмичный отсчет мелодии), Литературу, Русский язык и т.д.? Я уже не говорю о таких предметах как  «Мировая художественная культура» и «Искусство»

Искусство изначально рассчитано не столько на образование, сколько на развитие и воспитание (что и подразумевают новые ФГОС) и неразрывно связано с другими предметами.

«Несмотря на коренные различия, искусства, по-видимому, произрастают из одного корня, и стоит начать вглядываться в них, как единство выступает все более и более убедительно». Флоренский П.А.(Слайд 8)

Являясь важной формой освоения искусства, интеграция нашла различное преломление в научно-педагогическом наследии видных представителей отечественной художественной педагогики. Примечательно, что степень погружения в интегративную проблематику у ученых и учителей-практиков разная. Одни из них возводят интеграцию в ранг главенствующего метода, определяющего содержание и технологию того или иного учебного курса, другие применяют фрагментарно, так сказать, по касательной,  наконец, третьи относятся к интеграции с предельной настороженностью.

На перекрёстке этих подходов могут быть и разные результаты:(Слайд 9)

а) рождение абсолютно новых предметов (курсов);

б) рождение новых спец. курсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;

в) рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением независимого существования;

г) разовые уроки разного уровня и характера.

Анализ методической литературы показал, что межпредметные связи явились важными составляющими программы «Музыка», созданной под руководством Д. Б. Кабалевского, а также специальным разделом учебной программы «Музыка» под общей редакцией Ю. Б. Алиева. Программа И. В. Кошминой основана на «вертикальномтематизме» нескольких учебных предметов. Интегративный курс для младших школьников представляет программа «Музыка» О. С. Нечаевой; программа общего художественного развития младших школьников А. А. Мелик-Пашаева и З. И. Новлянской, а также программа по музыкально-эстетическому воспитанию Н. А. Терентьевой и Р. Г. Шитиковой. Принцип интеграции полностью прослеживается в программе «Синтез искусств в эстетическом воспитании» (авторы О. А. Куревина, Л. С. Васильева). Программа «Планета детства» (авторский коллектив под руководством Т. Н. Тарановой, Л. Ф. Сербиной, Л. И. Греховой) направлена на гармоническое развитие личности ребенка. Программа «Синтез» (авторский коллектив под руководством К. В. Тарасовой) представляет цельную педагогическую систему (задачи, цели, формы) эстетического развития ребенка на основе взаимодействия трех основных искусств - музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.(Слайд 10)

Нетрадиционный взгляд на эстетическое воспитание и развитие детей представлен в экспериментальной программе «Эстетическое обучение и воспитание детей: Экспериментальная программа от 3 до 10 лет» (авторы Г. В. Арзямова, З. П. Морозова, Т. Д. Стульчик). Программа обращена к структурам дополнительного образования и опирается на разработки лаборатории изобразительного искусства под руководством Б. П. Юсова. Та же основа взаимодополнения и взаимодействия искусств представлена в программе Ю. В. Ушаковой «Образная хореография». Развитие творческих способностей средствами театрального искусства - цель программы Н. Сорокиной и Л. Миланович «Театр - творчество - дети». Технология художественно-творческого развития «Росток» А. Шестаковой представляет собой программно-целевой комплекс, интегрирующий алгоритмы развития эмоционально-чувственного отношения ребенка к жизни и искусству. Основываясь на различных видах искусства - изобразительном, музыкальном и литературе, программа предлагает технологию освоения их языка. Авторская программа «Введение в язык искусства» (авторы Н. Э. Басина, О. А. Суслова) является результатом исследовательской и педагогической работы, связанной с проблемами психологии и восприятия искусства, психологии детского творчества, с углубленным изучением природы детской игры. Она основана на интеграции разных видов искусства - музыки, изобразительного искусства, архитектуры, литературы.

Список можно продолжать, но я думаю каждый практик найдет для себя ту программу,  которая поможет ему выполнить те цели и задачи,  которые он ставит перед собой,   выходя каждый день к своим ученикам.

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях.

Школьной практикой и научными исследованиями ученых (А.Я.Днилюк, В.Т.Фоменко, К.Ю.Колесина, О.Г.Гилязова, А.Г.Кузнецов и др.) доказано, что содержание учебного материала может осуществляться на различных уровнях интеграции и различными подходами.

Определим следующие уровни интеграции содержания учебного материала:(Слайд 11)

Внутрипредметная– интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;

Межпредметная интеграция (использование межпредметных связей):– синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;

На мой взгляд, интеграция такого уровня даёт ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явления и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Ещё одним положительным моментом интегрированного урока является то, что ребёнок к 10-11 годам уже имеет определённый запас знаний по литературе, истории, православной культуре. Те, кто обладают слабыми способностями в изобразительной или музыкальной сфере, могут реализовать себя, как знатоки литературы или истории (например, выразительно прочитать отрывок из сказки, рассказать об орудиях труда, одежде, жилищах, архитектуре определённой эпохи). Таким образом, ученик имеет возможность получить одобрение не только от учителя, но и от одноклассников.

Горизонтальный тематизм (за содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные);

Вертикальный тематизм (объединение нескольких школьных предметов по принципу – диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл);

Интегрированный курс (предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах);

Межсистемная или транспредметная интеграция– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. (объединение в единое целое содержания образовательных областей обучения, с содержанием дополнительного образования.

Формы интеграции(Слайд 12)

Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).

Пластообразная– наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания.

Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.

Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются.Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом. Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность.

Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Например, чтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «Синие листья», сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед учащимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой.

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др.

Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе. Например, в ходе урока-путешествия в процессе преподавания курса «Национальной культуры» - «Вот моя деревня…» дети включаются в самостоятельную игровую деятельность. Учитель строит общение с целью раскрытия «тайны русского дома». На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием изобразительного искусства (иллюстрации, модели изб, теремов и других построек), творчество – выполнение аппликации «русская изба», театрализации – «русская семья».

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия;дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.

Важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.

Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

Из вышесказанного вырисовывается картина интегрированного урока. Таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи интегрированного курса.

Основные  характеристики интегрированного урока: (Слайд 13)

  • синтез содержания изучаемого материала, теоретического и производственного обучения;
  • предметов общеобразовательного цикла между собой;
  • синтез деятельности двух или более педагогов;
  • формирование в единстве знаний и умений их применять, коммуникативность умений, повышение интереса к учению, снятие напряженности, страха, неуверенности.

Структура интегрированных уроков искусств отличается следующими особенностями:(Слайд 14)

  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью материала;
  • логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • большой информативной емкостью материала.

Формы проведения таких уроков разные: семинары, мастерские, конференции, урок творчества и так далее.(Слайд 15)

   Как наилучшим способом обеспечить контакт с ребенком и отклик его на разные виды искусства, вызвать чувство его сопричастности и сопереживания?  Как наладить взаимодействие учителя и ученика, чтобы не получилось равнодушного «заглатывания» информации?

     Чтобы ответить на эти вопросы, надо определить для себя главные принципы, которые упорядочат систему проведения интегрированных уроков и сделают их интересными и полезными для учеников. Вот некоторые из правил: (для учителя)(Слайд 16)

1. Выбор способа интегрирования:

а) аналитический;

б) практический;

в) смешанный.

2.Установление последовательности, очередности использования разных видов искусства, участвующих в интеграции.

3. Яркость и точность в подборе материала: репродукций, аудио  – видеофрагментов, литературных, исторических, документальных и т.д. источников.

4.Прогнозирование силы воздействия отдельных составляющих интеграции на учащихся.

5.Обеспечение конечного результата интегрированного урока в виде различных продуктов ученической деятельности

Виды ученической деятельности:(Слайд 17)

1. подбор к музыке литературных примеров;

2. подбор иллюстраций: репродукций, альбомов, слайдов, открыток;

3.фантазирование с формой сочинения, его ритмом, окончаниями;

4. инсценирование материала;

Хочется отметить, что театрализованная деятельность активизирует и развивает интеллектуальные и образно–творческие способности ребёнка.  При использовании этого метода по любым предметам( особенно, в 1-2 классах) дети усваивают и запоминают  учебный материал  лучше, чем при использовании презентационного материала, т. к. материал  для ребёнка становится значимым , он пропускает его через себя, своё тело, руки, слух. (Опера-сказка «Волк и семеро козлят»,тема «Цирк», «Муха –цокотуха».

5. собственное творчество: рисунки, иллюстрации, сочинение, стихи, эссе, создание схем, тестов, сводных и сравнительных таблиц, компьютерное представление материала, составление кроссвордов, критические отзывы, выставки и т.д.

При анализе интегрированного урокаучитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности, сотрудничество учителей на интегрированном уровне. На сколько оно ограничено? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими урока? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

На интегрированном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная.

Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов: музыка и история, музыка и литература, ИЗО и музыка, которые просто дополняют друг друга. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Картины Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. Интеграция музыки и ИЗО позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством. Это не только рисование под музыку, но и создание более значимых работ.

Взаимодействие предполагает безусловный процесс воздействия различных дисциплин друг на друга, их непременную взаимную обусловленность. Так, в учебнике «Музыка. 5 класс» (авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев) в теме «Музыкальный портрет» происходит знакомство с литературным, музыкальным и изобразительным произведениями искусства. Варлаам из трагедии «Борис Годунов» А. Пушкина, Варлаам из одноименной оперы М. Мусоргского, образ Протодьякона на картине И. Репина становятся объектом сравнительного анализа при выявлении характерных черт общего героя. Междисциплинарный знаменатель заключается в возможности достоверно передать словом, музыкой, изображением характер человека, главные черты которого - «в необузданности нрава, грубости натуры, склонной к обжорству и разгулу». Это пример междисциплинарных взаимодействий.

В.А. Сухомлинский писал :(Слайд 18) “Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".

В современной школе имеет огромное значение внеурочная деятельность. Ведь урок всегда остаётся уроком, его строгие рамки и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство искусства, раскрыть многие его "тайны". А вот внеурочные занятия дают ребёнку возможность принять своё решение, расширить кругозор, удовлетворить личные интересы и, наконец, пообщаться в неформальной обстановке. Всё это поможет ребёнку "научиться жить", а ведь именно это и входит в задачи ФГОС. Внеурочная деятельность помогает воспитывать умение учиться способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач, а также является индивидуальным прогрессом в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной.

Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить кругозор и углубить знания школьников в области музыки, совершенствовать общеучебные и специальные умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проведением различных мероприятий.

Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать.

Формы проведения внеурочной деятельности школьников по музыке(Слайд 19)

Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения музыки приобретают недели музыки,Музыкальные вечера, проектная деятельность, проведение различных фестивалей, концертов, фольклорных праздников, хоровых кружков, и различных мероприятий:факультативы, элективные курсы, развивающие часы,  кружки, проектная деятельность, деловые игры, предметные недели, научно-исследовательская деятельность и т. д. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей).

Давайте остановимся на некоторых формах проведения внеурочной работы:

Музыкальные вечера - для них характерно сочетание многих форм внеклассной работы: концерты, презентации, викторины, КВН, показ кинофильмов музыкального содержания, встреча с интересными людьми, художественная самодеятельность и т.д. Такое разнообразие форм внеклассной работы позволяет использовать в процессе подготовки вечера индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, учитывая интересы каждого школьника, и сделать это мероприятие массовым.

Тематика вечеров чрезвычайно разнообразна. В ней можно выделить вечера, посвященные идейно - политическому, патриотическому и интернациональному воспитанию школьников. Особо нужно отметить роль вечеров в эстетическом воспитании учащихся, так как в их программу входят обычно и художественные композиции, и музыкальные произведения, и выставки творческой деятельности школьников. Успешнее проходят вечера, если в их подготовку включаются учителя других предметов:  изобразительного искусства, литературы, истории и д. р.

"Неделя музыки" или «Декада искусств» - форма внеклассной работы, предусматривающая проведение после уроков в течении пяти-шести дней недели внеклассные мероприятия .

Главное достоинство этой формы внеклассной работы в привлечении большого числа учащихся к разным видам деятельности: музыкальных гостиных,  школьной олимпиаде, в экскурсиях, в конкурсах на лучшую фотографию, рисунок, сочинение, наглядное пособие, в  вечерах и т.д. Такое разнообразие форм работы позволяет привлечь все классы, группы, способствует развитию познавательного интереса к музыке у школьников разного возраста.

Дети, занимающиеся в концертном коллективе, имеют возможность самореализации на сцене, возможность презентовать себя как личность незаурядную, как артиста хора или вокальной группы. Могут оценить уровень работы своего коллектива и себя на конкурсах и концертах, получают неоценимый опыт работы в коллективе.

Праздники, как правило, являются яркими событиями в жизни школы. Это - центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительную и драматическую деятельность, художественное слово, танец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества. Праздники могут быть связаны с конкретными датами календаря (Новый год, Масленица, 8-е Марта,  «День Учителя»,  «День Матери», «День Победы»), а могут иметь более общую тематику - праздники к знаменательным датам, музыкальные праздники песни, музыка народов нашей страны, события музыкальной жизни. К примеру, во время проведения праздника  труда -  это и театр, и хореография, и музыка, и технология, и декоративно-прикладное искусство и так далее.

Огромное значение имеют народные праздники , которые расширяют представление детей о традициях и обычаях русского народа, побуждает интересоваться предметами русского быта, обогащает словарь детей новыми словами, терминами, загадками.

«ПОТЕШНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА»

(Фольклорный театр 18-19 вв.)

«ГДЕ ЛЮБОВЬ ДА СОВЕТ, ТАМ И ГОРЯ НЕТ»

(«Русская свадьба»)

«ЭТО РУССКОЕ РАЗДОЛЬЕ – ЭТО РОДИНА МОЯ»

(посиделки)

Содержательный материал собирается по крупицам, используется архив, в оформлении  используем только материал наших прабабушек и прадедушек.

Видеозаписи этих праздников я использую на уроках при изучении соответствующих тем.

(Слайд 20)Очень любят наши дети праздники в форме театрализованного шоу, где часть детей  вместе со взрослыми играют роли, а по ходу спектакля зрители тоже становятся участниками праздника.

Школьные праздники являются одной из массовых форм работы.

В нашей школе каждый праздник это событие, как для детей, так и для взрослых. На них происходит единение взрослых и детей. Принимают участие совместно взрослые и воспитанники. Ребята чувствуют свою сопричастность. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания.

(Слайд 21)А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

 (Слайд 22)Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения как  в рамках школьных праздников, посвящённых разным памятным датам, а также в различных конкурсах и фестивалях районного, краевого и международного масштаба (театральный коллектив  «Волшебный калейдоскоп» неоднократный призер международных конкурсов. Это придаёт прикладной смысл занятиям ребят в различных творческих кружках и объединениях  и способствует формированию универсальных учебных действий.

 (Слайд 23)Интегрированные внеклассные занятия – одна из форм организации кружковой работы, в которую вовлекаются и коллеги. На занятиях по хореографии учащиеся создают танцевальный рисунок для сопровождения песни. Это всегда совместное творчество учителя и ученика. Выступления солистов в младшей и средней группе сопровождаются танцами - это во-первых украшает номер, а во-вторых не дает остаться на сцене одному певцу, Единицы детей, которые не боятся сцены, а наши дети особенно.

На проектной деятельности я много останавливаться не буду. Каждый из вас конечно обращался к этой форме., знает о ней не понаслышке.

Проекты могут быть разными: краткосрочными, долгосрочными, урочными, внеурочными. Самое важное, что в конечном итоге в проект вовлекается большое количество как активных, так и пассивных участников. Активные участники – это те, кто работает над созданием проекта, пассивными же можно назвать тех, кто получает или пользуется результатом. Создавая и реализуя проект, можно осуществить тесную взаимосвязь предметов, то есть интеграцию. Причем интеграция может быть многогранной и будет проявляться в естественной и ненавязчивой форме.

Со старшими  ребятами создали проект-газету «Музыкальный калейдоскоп» - орган кабинета музыки.

Создание такой  газеты – один из способов повышения познавательной и творческой активности ребят.

  • совершенствование коммуникативных умений и навыков;
  • формирование ИКТ-компетентности;
  • воспитание интереса к изучаемому предмету через нестандартные формы работы;
  • формирование умения осуществлять самоконтроль хода и результата практической деятельности.
  • развитие навыков самоопределения собственной ролевой функции;
  • развитие навыков работы в нестандартных учебных ситуациях;

Газета выпускается по сей день. Кроме газеты мы вместе с ребятами освоили новые возможности -  выпускаем  12 листовые календари,  настенные и настольные, посвященные юбилейным датам композиторов, музыкантов, творческим деятелям.

Очень мне нравится форма КТД ( Коллективно- творческое  дело). Она объединяет разных детей в одно общее дело, в итоге которого получается определенный продукт .

 (Слайд  24) В этом году дети семейной группы «Непоседы» вместе с воспитателем Колесниковой Оксаной Николаевной  оформили Музыкальный зал Детского дома. Во -первых это красиво, во-вторых,  сделано руками детей, в третьих , каждый раз приходя в зал дети видят себя запечатленными на фотографиях во время творческой деятельности.

Коллективно- творческое  дело. Эта форма внеурочной деятельности объединяет разных по интересам и возможностям детей в одно общее дело, в итоге которого получается определенный продукт.

Воспитанники  семейной группы «Непоседы» вместе с воспитателем оформили Музыкальный зал Детского дома. Во-первых, это красиво, во-вторых,  сделано руками детей, в-третьих, каждый раз,  приходя в зал, дети видят себя запечатленными на фотографиях во время творческой деятельности.

Еще один  вид внеурочной деятельности  на котором я хочу остановиться – это рисованный фильм Эта форма, которая интегрирует  такие виды искусства как история, литература, музыка, театр, изобразительное искусство, информационные технологии.

Большое значение  в этом виде деятельности имеет подготовительная работа: изучение темы, написание сценария, рисование, подбор  музыки, ребята делятся на сценаристов, художников,  музыкантов, звукорежиссеров, операторов  и т.д.

И, конечно же,  итог работы: представление продукта творческой деятельности целого коллектива, показ фильма.

Рисованный фильм  даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. А самое главное,  дети видят, что их деятельность приносит пользу, в ней заинтересованы и взрослые и сверстники.

В школе - интернате ежегодно мы проводим  Фестивали  рисованных фильмов, Каждый  фестиваль посвящен определенным темам. Один из фестивалей был посвящен теме «Народная культура». Каждая группа создавала свой фильм на определенную тему, посвященную традициям русского народа:

«К нам наехали святые вечера»

«Бабушкины игрушки»

«Не житье, а масленица»

«В ночь на Ивана Купала»

«Наше смотрите, свое покажите»

«Сядем рядком, поговорим ладком» (Колыбельные песни(байки) и пестушки, древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей)

Все по лавочкам сидят, кашу масляну едят»

«Мне посчастливилось родиться на Руси»

«Аз да буки.  Там и науки» (посвящен славянской письменности  и первой печатной Азбуке).

         «Град Москва - всей Руси глава!» (Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти?

Рисованный фильм «Аз да буки.  Там и науки» мы показывали не только в своем интернате. С этим фильмом выступали в детских садах, школе-интернате № 3 , на конкурсе в Просветительском центре, где заняли призовое место.

Показ –представление Рисованного фильма «Аз да буки, а там и науки»

 Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.

Учреждение, в котором я работаю особое. Дети, поступающие в наше учреждение с очень трудной судьбой. Моя задача, как педагога, найти в каждом ребенке ту искорку, которая поможет  разжечь огонь творчества, заставит его поверить в свои силы, в то, что он востребован. Одни в творчество  приходят сами, других разглядеть задача нас взрослых, найти то, что заставит ребенка поверить в себя.  И только от нас зависит с чем уйдет ребенок в большую жизнь.

        Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция в курсе предметов художественно-эстетического цикла. Мировая художественная культура и изобразительное искусство.

В статье рассматриваются вопросы о значении интеграции содержания различных  предметов в современном образовании, особенностях процесса и сферах реализации, приводятся конкретные направления рабо...

Программа элективного курса "Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.

Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и б...

Роль предметов художественно-эстетического цикла в становлении личности обучающегося.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую ж...

«Интеграция в курсе предметов художественно-эстетического цикла@

Формы и методы интегрированной деятельности на уроках искусства и во внеурочной деятельности»...

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...

Программа школы профессионального мастерства учителей русского языка и литературы «Интеграция предметов художественно-эстетического и гуманитарного циклов»

Программа для молодых учителей "Интеграция предметов художественно-эстетического  и гуманитарного циклов" включает в себя план и содержание занятий на РМО в течение одного года....