Программа элективного курса "Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.
элективный курс по физике (9 класс) на тему

Иванова Мария Александровна

Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Данный курс направлен на повышение интереса к предметам, способствует лучшему развитию универсальных умений навыков обучающихся в области физического и биологического образования, создает условия для самостоятельной работы и творческой деятельности. Курс основан на знаниях и умениях полученных при изучении и биологии.

Элективный курс «Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии. Приводится обширный познавательный материал, анализ различных биофизических явлений, экспериментальные задания, а также различные  виды задач для решения которых  необходимы знания как физики так и биологии.

Данный элективный курс направлен на развитие познавательного интереса, на организацию самостоятельной практической деятельности учащихся.

Цели курса:

1. Развить  заложенные природой способности ученика к определенным видам деятельности

2.Показать необходимость  развития в процессе  обучения физики способностей, позволяющих решать  задачи и получить дополнительные сведения из смежных областей знания.

3.Развитие познавательного  интереса при наблюдении биологических явлений  и их физическое объяснение.

4.Формирование познавательного интереса к изучению биофизических процессов происходящих в природе.

5. Применять знания физики и биологии для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения расчетных  задач, самостоятельного  приобретения и оценки новой информации биофизического  содержания.

6.Создание условий для самореализации учащихся в процессе обучения.

Задачи курса:

1.Показать возможность межпредметной интеграции 2-х предметов естественно-научного цикла (физики и биологии).

2. Показать учащимся единство  законов природы, применимость законов физики к живому организму.

3.Ознакомление  с физическими методами воздействия и исследования, широко примеряемые и в биологии и в медицине.

 4.Ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики.

Результат введения курса:

-удовлетворение  познавательных потребностей учащихся;

-интеграция знания физики и биологии;

-совершенствование знаний, умений и навыков, жизненного опыта и творческих способностей;

-показать единство законов природы;

-знакомство с физическими методами воздействия и исследования, широко применяемыми и в биологии и в медицине.

        УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 ч.)


п.п.

ТЕМА

Кол-во

часов


п.п.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во

часов

1.

Элементы биофизики при изучении механики





6

1

Движение сила массы тела. Плотность

1

2

Сила тяжести. Вес тела. Трение в живых организмах.

1

3

Давление жидкостей и газов.

1

4

Архимедова сила

1

5

Закон Ньютона

1

6

Простые механизмы в живой природе

1

2.

Элементы биофизики при изучении колебаний и звука






6

7

Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека

1

8

Голоса в животном мире. Биоакустика рыб.

1

9

Методы выстукивания и выслушивания. Регистрация звука сердца и легких.

1

10

Эхо в мире живой природы. Ультразвук и инфразвук.

1

11,12

Урок – конференция по теме «Колебания и волны: Звук»

2

3.

Элементы биофизики теплоты и молекулярных явлений







6


13

Процессы диффузии в живой природе.

1

14

Капиллярные явления. Смачивание.

1

15

Теплоизоляция в жизни животного мира.

1

16

Пчелиный  улей с точки зрения теплотехники

1

17

Роль процессов испарения для  живых организмов.

1

18

Закон сохранения и превращения энергии.

1

4.

Элементы биофизики при изучении электричества




6

19

Электрические свойства тканей организма

1

20

Поражение молнией. Биопотенциалы и их регистрация.

1

21

Применения статического электричества

1

22

Применение постоянного тока и высокочастотных колебаний с лечебной целью.

1

5.

Элементы биофизики при изучении оптики и строения атома






6

23

Радиотелеметрия. Новые источники электроэнергии.

1

24

Электрические рыбы.

1

25

Глаза различных предстателей животного мира.

1

26

Глаз человека.

1

27

Как пчелы различают цвета.

1

28

Холодное свечение в природе. Интерференция в живой природе.

1

29

Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи

1

30

Радиоактивные изотопы в биологии и медицине

1

6.

Обобщающая конференция

4

31,33

Физико – биологический турнир

3

34

Подведение итогов турнира и всего  курса

1

Формы организации.

  1. Лекции
  2. Игры
  3. Конференции
  4. Викторины
  5. Физико – биологический турнир

6. Презентации.

     

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рабочих программ предметов естественно-научного цикла.

Представлен анализ рабочей программы по естествознанию....

Роль интеграции предметов естественно – научного цикла в формировании мировоззрения учащихся.

В законе РФ "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы ка...

статья "Интеграция предметов естественно-научного цикла"

В статье описывается опыт совместной работы учителя химии и физики....

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Интеграция школьных предметов естественно математического цикла на примере школьного курса физики.

методическая разработка программы по интеграции естественно-математических предметов на уроках физики...

статья из опыта работы школы по интеграции предметов естественно - научного цикла "союз наук"

Материал может быт полезен учителям физики, химии, географии, биологии при желании создать в своей школе проектную работу в старших классах....

Примеры заданий исследовательского характера в УМК по предметам естественно-научного цикла 6 класс биология И.Н. Пономарева

Примеры заданий исследовательского характера в УМК по предметам естественно-научного цикла 6 класс биология И.Н. Пономарева...