Роль предметов художественно-эстетического цикла в становлении личности обучающегося.
материал

Оксузян Юлия Витальевна

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_pedsovet.doc606 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1Роль предметов
художественно-эстетического цикла в становлении личности обучающегося.

Слайд 2 Начать бы свое выступление хотелось бы со слов «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания» .Ф. Островская

Понятие личности в психологии

Слайд 3Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии. Под личностью понимают — совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, приобретённые знания  и  опыт , набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.  Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Слайд 4Атрибуты личности

Комплекс устойчивых компонентов личности:

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?
 
Слайд 5 В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
   Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Война, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению.
Слайд 6 Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
    Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
   Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.
  Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.
Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.
  Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.
  Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.
  В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это.
  Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.
  В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей. Практически разрушена сеть культурно-просветительских учреждений, в плачевном состоянии находится большинство библиотек, музеев, парков, киностудий и др. Нужно многое делать в этом отношении. Во многом, первые шаги, которые предстоит сделать работникам культурных учреждений, зависят от них самих, от их эстетической и художественной культуры.
 
Слайд 7 Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры.
  Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке
. Слайд 8 Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий — ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.
 Роль огромного мира культурных ценностей эстетическим чувством их известных и безымянных создателей неоспорима. Без этого характер и особенности практического взаимодействия человека с миром были бы принципиально иными, был бы иной результат этого взаимодействия. Не случайно, с древнейших времен человеческой истории формируется понимание особой значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического идеала.
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отмечает П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержимые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел мастеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у современных художников и носят на себе печать самобытности и оригинальности, даже в самых мелких деталях». Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями — культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой цены. Более того, можно утверждать, что без существенного задействования эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эстетической экспертизе. На понятийном уровне эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи. Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.
Эстетическая культура личности в не меньшей степени проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения. С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость и др.). Мера выражения этих навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень ее эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.
Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса — эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.
Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.
Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения. Не случайно, еще В. В. Стасов отмечал: «Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и форме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура».
Художественная культура личности выступает, таким образом, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства. Данная закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление разделения труда и специализацию действует и сегодня. Мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.
Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.
Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКА.

 В последнее время все чаще стали обращаться к проблемам духовности, нравственности и смысложизненным ориентациям личности подростка. Для этого есть серьезные основания. Одно из них, отсутствие должного внимания к этой проблеме в школьных программах и учебных планах педвузов, а также сложные социально-экономические изменения в обществе оказывающие неоднозначное влияние на формирование ценностных ориентаций подростков.

По мнению ряда исследователей (А. А. Леонтьев, А. А. Мелик-Пашаев, Б. С. Кузин, Е. Н. Ситнова и др.) активное знакомство с искусством, в процессе его практического освоения, является важнейшим источником и средством формирования духовно-нравственной культуры и ценностных ориентаций личности.

 Слайд 9 Обращение к искусству, как воспитательному средству имеет свои объективные причины, основанные на специфической природе искусства:

 1.В искусстве в художественной форме концентрируется и передается многообразное проявление окружающей действительности. Поэтому искусство выступает эффективным средством передачи социального опыта, рационального и эмоционального.

 2. Искусство позволяет «пережить» особые психические состояния,

прочувствовать предлагаемую автором идею, богатство образа

заложенного в произведении.

 3.Искусство развивает эмоциональную отзывчивость, чуткость, большую восприимчивость: расширяет эмоциональный опыт.

 

 Учащихся интересующиеся изучением предметов  художественно-эстетического цикла характерен более высокий уровень эстетического отношения к действительности, что в частности находит отражение в более зрелом восприятии произведений искусства.

 Данные свидетельствуют о том, что углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла, в процессе их практического освоения, является одним из существенных условий эффективного формирования личности, в частности мотивационно-потребностной сферы и смысложизненных ориентаций.

Формирование толерантности на уроках художественно - эстетического цикла

Проблемы многообразия, равенства, отказа от превосходства и насилия

одного над другим, отдельных людей, групп или целых народов и государств,

стали важным звеном жизненной позиции личности. Многие учителя и на уроках, и

во время внеурочных занятий поднимают проблему толерантности.

Многообразное культурное достояние народов должно передаваться от

поколения к поколению, способствуя расширению взаимного интереса,

стремлению к сотрудничеству и, как следствие этого, к развитию толерантного

сознания. Взаимодействие культур, в свою очередь, предполагает толерантное

общение их представителей. Через знакомство с искусством происходит передача

и усвоение ценностей, идей других народов. Благодаря искусству расширяется

кругозор и формируется мировосприятие как отдельного человека, так и общества

в целом и, как результат, терпимое отношение к другим людям, формирование

культуры общения, взаимопонимания и толерантности.

Искусство, как вид коммуникации, создает уникальную возможность

приобщиться к другим культурам, чужому опыту. Искусство можно не только

созерцать, но и быть непосредственным его участником, что и пробуют учащиеся

на занятиях художественно-эстетического цикла.

Искусство формирует эмоционально-ценностные и поведенческие реакции учащихся, дети закрепляют социально-нравственный опыт ориентации во многих жизненных сферах, так как искусство отражает жизнь. Описанная в произведениях литературы или же изображенная на картинах жизнь, учит ребенка познавать связи предметного мира и жизненных  явлений, оно влияет на чувства ребенка, его мироощущение. Через искусство начинается путь к всемирной истории и культуре, знание которых

является неотъемлемой частью в воспитании толерантного сознания.

Воспитание благодаря искусству оказывает целостное и всестороннее

воздействие на школьников, на их эмоциональную, интеллектуальную и

физическую составляющие. Школьный возраст является периодом,  активного освоения субъектом объективного, многообразного мира.

Именно в школе закладываются основы мировоззрения, миропонимания,

нравственные, трудовые, социальные установки личности, система ценностей,

одним словом, формируется зрелая личность. Поэтому так важно для общества в

целом сформировать именно на этой ступени жизни толерантного гражданина.

Школьника мы только направляем в толерантное русло, а он уже самостоятельно

делает выводы, ведь ничто не может быть воспринято так, чтобы за восприятием

не последовало какой-нибудь реакции; никакое впечатление не должно

оставаться без соответствующего выражения-при чтение  литературных  

произведений или созерцании картины авторов, прослушивание музыки различных эпох и культур. Задача педагогов - помочь школьнику найти подходящие произведения

искусства, осмысление и понимание которых приведут к формированию

толерантного самосознания.

Каждый человек определяет свою границу допустимого и свою "линию

защиты", свою стратегию поведения в разных ситуациях. Наконец, можно и нужно

говорить не просто о способности "терпеть" рядом "другого", но и об так

называемой "активной толерантности". То есть - об умении активно сотрудничать

с "другим", а для этого - идти на компромиссы, договариваться, находить точки

соприкосновения даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. В то же

время, "активная толерантность" - это еще и умение "мирно", неконфликтно

убедить "другого" в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение. Наконец,

"активная толерантность" - это подчас и непосредственное действие, способность

заступиться за униженного, защитить права другого.

Слайд 10  Понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани

межчеловеческих, межличностных отношений. И работа по формированию

 толерантного сознания у обучающихся строится на уроках художественно-эстетического цикла как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям,  чувствам,  мнениям,  идеям, верованиям.

  В ходе школьных уроков важно акцентируется  внимание учащихся на таких

аспектах, как многообразие мира, сходство и различие живых существ, их

общность с живой природой, понятие о нужности всех и всего в природе, об

общем и различном в культурных традициях всего народов.

Все вышеперечисленное отраженно в памятниках культуры различных народов. Без

этого невозможно нравственное развитие личности.

 Не остаются в стороне от процесса формирования толерантности

 учителя -предметники кафедры. Содержание различных предметов, особенно литературы

и образовательной области "Искусство", где образно-эстетическая система

напрямую и особенно сильно воздействует на эмоциональный мир личности, ее

ценностные ориентации, дает множество возможностей для обращения к

проблеме толерантности.

Один из педагогических путей приближения к "чужому" миру "других - это

обязательное, хотя бы самое общее, знакомство с различными мировыми

религиями. Если мы хотим воспитать в детях толерантность, то в школе должен

быть принят и реализован культурологический подход, а именно созданы условия

для знакомства с различными культурами и религиозными ценностями.

   Необходимо отметить, что предмет «Изобразительное искусство» является

во многом особым. Искусство можно не только созерцать, в нем можно

пребывать. Оно вырабатывает эмоционально-ценностные и поведенческие

реакции учащегося, учит гармонии и творчеству, тренирует чувства, эмоции и

характер. Кроме знаний, умений и навыков дети получают и закрепляют

социально-нравственный опыт ориентации во многих жизненных сферах,

поскольку искусство отражает жизнь.

Введение аспектов толерантности в практику обучения ИЗО вполне

возможно без отступления от образовательных программ. В беседе и

комментарии по ходу урока делаются акценты на базовых ценностях толерантности и культуры мира, таких как: единство в многообразии; сходство и различие живых

существ, их общность с природой; многополярность мира и общность культурных традиций всех народов и другие.

    Воспитание толерантного поведения детей возможно и на уроках музыки,

так как именно на этих занятиях дети знакомятся с музыкальным искусством,

формируется интерес и уважение к нему. На уроках музыки в ходе прослушивания

и обсуждения произведений различных народов и эпох воспитывается

гражданственность, любовь к родному краю и России; воспитывается

взаимопонимание и взаимоуважение в межнациональных отношениях.

 Музыка и жизнь - это генеральная тема школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять и обособливать в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она изучает на  занятия от первого до последнего класса  идеи патриотизма и интернационализма, как носителя национальных культурных

Этот предмет  формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство.

 Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят и

на уровне сознания, и на уровне эмоций и чувств. Подбирая соответствующий

материал среди произведений отечественных, зарубежных композиторов,

образцов народной музыки, мы тем самым способствуем воспитанию

толерантности, приверженности национальному и интернациональному наследию

и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии.

Большое внимание на уроках музыки уделяется патриотическому

воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к

Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре,

собственному народу и народам России.

Знакомя детей с народными песнями о природе, с песнями композиторов о

родном крае, учитель музыки подчеркивает необходимость любить и уважать

свою Родину, бережно относиться к природе родного края.

Знакомство учащихся с биографиями русских композиторов и исполнителей

позволяет понять, что все они неустанно трудились на благо нашей Родины.

Показывая взаимосвязь музыкального искусства разных народов, учитель

подчеркивает древние корни добрососедских отношений разных народов,

взаимосвязь их культур.

Таким образом, усвоение знаний дат возможность ученикам почувствовать

глубокое идейное единство, общность жизненного содержания в музыкальной

культуре разных наций, ощутить процесс постоянного взаимовлияния,

взаимообогащения национальных музыкальных культур.

Традиционно в образовательную область «Искусство» входят музыка и

изобразительное искусство, в последнее время к ним добавилась мировая

художественная культура, а так же такой широко распространенный вид

искусства, как хореография.

     Хореография - средство эстетического воспитания широкого профиля, е

специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те

же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка,

танец дат возможность физического развития, что становится особенно важным

при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.

формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное

благородство.

Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят и

на уровне сознания, и на уровне эмоций и чувств. Подбирая соответствующий

материал среди произведений отечественных, зарубежных композиторов,

образцов народной музыки, мы тем самым способствуем воспитанию

толерантности, приверженности национальному и интернациональному наследию

и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии.

Большое внимание на уроках музыки должно уделяется патриотическому

воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к

Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.

Знакомя детей с народными песнями о природе, с песнями композиторов о

родном крае, учитель музыки подчеркивает необходимость любить и уважать

свою Родину, бережно относиться к природе родного края.

Знакомство учащихся с биографиями русских композиторов и исполнителей

позволяет понять, что все они неустанно трудились на благо нашей Родины.

Показывая взаимосвязь музыкального искусства разных народов, учитель

подчеркивает древние корни добрососедских отношений разных народов,

взаимосвязь их культур.

Таким образом, усвоение знаний дат возможность ученикам почувствовать

глубокое идейное единство, общность жизненного содержания в музыкальной

культуре разных наций, ощутить процесс постоянного взаимовлияния,

взаимообогащения национальных музыкальных культур.

Традиционно в образовательную область Искусство входят музыка и

изобразительное искусство, в последнее время к ним добавилась мировая

художественная культура, а так же такой широко распространенный вид

искусства, как хореография.

Хореография - средство эстетического воспитания широкого профиля, е

специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те

же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка,

танец дат возможность физического развития, что становится особенно важным

при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.

Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе

обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих

физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания,

нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего

тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление

различных психологических комплексов.

Различные постановки на уроках хореографии танцев народов мира

приобщают детей к традициям различных культур. Участие в реализации

традиционных обрядовых форм способствует лучшему прочувствованию и

пониманию особенностей других этносов.

Литература как отечественных, так и зарубежных авторов содержит большой  

потенциал для освоения своих и чужих духовных ценностей. В литературе, как

ни в каком другом виде искусства, проявляется самобытность и своеобразие

русского народа, произведения пронизаны глубокой, основанной на православии,

духовностью и философичностью, при этом отчетливо прослеживается связь

русской культуры с другими культурами. Можно сказать, что литература является

ведущим видом искусства в системе ценностей русской культуры, потому что это

не просто чтение на досуге, а настоящий учебник жизни, по высказыванию Н.Г.

Чернышевского. Она отражает не только эстетические, нравственные и духовные

ценности, но и является своеобразной философией русского народа, способом

постижения мира, средством межкультурных коммуникаций, благодаря

литературе осуществляется диалог культур во времени и пространстве.

Как писал Сартр « проза -- только самый удобный инструмент для

реализации определенного замысла, потому что, когда аккуратно, с заботой о

точности, слова собраны в фразы, то в них просматривается намерение ...отдать

другим полученные выводы» ...Говорить - означает действовать …»

Действенность искусства слова, отмеченная Сартром, делает литературу одним

из ведущих предметов в воспитании и формировании нравственной позиции

школьников.

Русская литература является пространством для культурного диалога между  

многонациональным населением нашей страны и пространством

культурного диалога России со всеми остальными странами

   Изучение и знание литературы,  обеспечивают человеку дорогу к миру культуры, который формирует в человеке ответственность, ориентацию на социум, успешное  

взаимодействие с этим социумом, формирует способность человека

ориентироваться в культурном пространстве, побуждает к самостоятельному  

интерпретированию художественного текста.

Интерпретационные навыки формируют творческие способности человека, возможность быть субъектом культурного процесса, диалога эпох, народов, осуществляемого в рамках

традиций, представленных в текстах культуры.

Однако своего высшего уровня межкультурная коммуникация может

достичь, только при условии обращения к событийному пласту духовной

художественной культуры. Только в этом случае читателю раскрывается смысл и

содержание таких понятий, как жизнь, смерть, Бог, судьба, добро, зло, родина,

чужбина, любовь, ненависть и им подобные.

    В каждой национальной культуре существуют произведения литературы, по-своему

интерпретирующие эти понятия. Такие тексты, особенно признанные шедевры

литературы, составляют основу содержания процесса межкультурного обучения.

Литература располагает богатейшим материалом, помогающим развитию

взаимопонимания между народами, что служит основанием для изучения е в

этом контексте. Изучая литературу в контексте межкультурных коммуникаций,

можно обращаться не только к творениям русских писателей, но и к переводной

литературе, а в идеальном варианте - к изучению текстов на родном языке. Так же

для понимания культуры России важны переводы произведений русской

литературы на другие языки. Необходимо лишь в этих двух случаях отбирать

именно те произведения, в которых наиболее полно отражено характерное

культурное наследие. Именно такие тексты способны вовлечь читателя в

интерпретацию высоких духовных ценностей народов, тем самым, воздействуя на

личность. А это, в свою очередь, может помочь современному читателю

облегчить определение своей национально-культурной идентичности, а так же

изучение культуры других стран не через конфликтное восприятие, а через

сравнение и согласие.

Кроме углубленного изучения русской литературы, необходимо изучение и

зарубежных авторов или хотя бы беглое знакомство с творчеством Саади, Омара

Хайяма, Хафиза и других великих поэтов мусульманского Востока. Знакомство с

искусством Китая и Японии может стать одним из критериев уровня общей

культуры современного человека, мощным фактором формирования его

 

толерантного сознания, равноправности и равнозначности всех национальных

составляющих мировой культуры. Прочтение таких произведений зарубежных

авторов, как "Гамлет" или "Фауст", раскрывают читателю захватывающий сюжет,

что немаловажно для активизации интереса, знакомят читателя с новой манерой

написания произведений. Между тем, эти произведения являются плодотворной

почвой для формирования толерантности - не просто знакомство с "другим", а

поиск в "другом" - "своего", общечеловеческого; углубление в "чужой"

эстетический мир, который в результате будет восприниматься не отстраненно, а

как нечто личностно значимое, эмоционально и интеллектуально "созвучное" и

"сопереживаемое".

  Предметы художественно-эстетического цикла формируют эмоционально-

образное отношение школьников к действительности, способствует их духовному

росту, повышению общей культуры.

      Многочисленные исследования подтверждают готовность учащихся к глубоким сопереживаниям, их склонность к творческому воображению и поэтическому домысливанию, к выработке правильных критериев оценки нравственно-эстетического поведения. Задача учителей состоит в том, чтобы при помощи предметов таких как музыка, изобразительное искусство, литература, хореография - повлиять на моральные

убеждения ребенка, расширить кругозор, научить понимать прекрасное в

искусстве и жизни, отличать художественное от нехудожественного, идейное от

безыдейного, толерантное и интолерантного. Все это важно еще и потому, что

эстетическое, как и моральное, воспитание ребенка протекает не только под

влиянием учителя, но и самостоятельно при чтении детьми художественной  

литературы, при просмотре художественных произведений,

прослушивании музыки, ребенку предстоит во всем разобраться самостоятельно,

учителя выступают лишь в роли направляющего.

Роль искусства в духовно - нравственном становлении личности

 

   «…Самая важная, самая первостепенная задача искусства – это питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного», - писал когда-то Г.В. Свиридов. Трудно переоценить важность и значимость этих слов. Ведь особое воспитательное, развивающее воздействие на личность, её духовно-нравственное становление оказывает приобщение к русской культуре, русскому искусству. Именно русское искусство и традиционная народная культура представляют вечные нравственные и эстетические ценности, путь усвоения которых и есть основа духовного становления и развития личности. Через искусство, художественное творчество передаётся духовный опыт человечества, связывающий между собой поколения. «Искусство обладает изумительным качеством – воскрешать прошлое, показывать завтрашнее», - говорил А.Дейнека.

   Изменения в социальной жизни нашей страны делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Сегодня, как никогда прежде, особенно остро ощущается необходимость возврата к традиционным духовным ценностям и ориентирам. Одна из главных задач, стоящих перед нашей школой, - формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности, способной противостоять разрушению национальных основ и традиций народа, забвению ценностных ориентиров и вековых нравственных норм. Важную роль в этом играет искусство: живопись, поэзия, музыка, архитектура, скульптура, литература.

  

   Для решения этой задачи в учебном заведении созданы все необходимые условия.  Изучаются  предметы художественно-эстетического цикла и действуют кружки.  Обучающиеся нашей изучают изобразительное искусство, музыку, хореографию, историю искусств, мировую художественную культуру, компьютерный дизайн. Включение данных предметов в учебный план школы имеет своей целью приобщить обучающихся к искусству, способствовать их духовно-нравственному развитию. Преподавание предметов художественно-эстетического цикла ведётся по программам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ.

 

   Школа располагает необходимой материально-технической базой для проведения занятий по искусству. 

 

   В школе сформировался коллектив учителей-единомышленников. Единство педагогических подходов к организации образовательного процесса способствует решению проблемы духовно-нравственного становления личности школьника. В своей деятельности педагоги опираются на следующие принципы: личностно ориентированные (принципы адаптивности, развития, психологической комфортности), культурно ориентированные (принципы образа мира, целостности содержания образования, овладения культурой), деятельностно - ориентированные (принципы перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, креативности, опоры на предшествующее развитие). Процесс обучения должен быть деликатным и осторожным, чтобы не лишить ребёнка самого главного - способности быть самим собой. Наша задача – помочь ребёнку раскрыть его способности, потому что каждый из детей талантлив по-своему.

 

    Педагоги школы используют в образовательном процессе личностно ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, активно внедряют в практику работы новые эффективные формы и методы обучения и воспитания, стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Развитию творческого потенциала школьников способствует организация проектной и исследовательской деятельности. Учителя художественно-эстетического цикла эффективно используют возможности Интернета, что позволяет проводить заочные экскурсии в музеи и картинные галереи России и мира.

 

   На уроках ИЗО, мировой художественной культуры, литературы, музыки, технологии значительное место уделяется изучению произведений не только мирового искусства, России, но и Нижегородской области. Это способствует воспитанию любви к «малой» родине, развитию интереса к духовному наследию прошлого. Так, на уроке рисунка и живописи в учащиеся  знакомятся с живописным наследием курских художников, скульпторов, архитекторов. На уроках декоративно – прикладного искусства особое внимание уделяется изучению местных народных промыслов. 

  

   Музыка как вид искусства также воздействует на формирующуюся личность, на её духовно-нравственное становление. Определяющий фактор в музыкальном искусстве — его гуманистическая направленность, усвоение личностью извечных человеческих ценностей — любви, красоты, добра, достоинства, жизнелюбия. Музыка — предмет и источник духовного общения, совершенствования. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Учитель музыки Кочетова Т. А. ставит перед собой задачу - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров (начиная от церковных песнопений до лирической современной песни).

 

   Педагоги готовят обучающихся к восприятию музыкального произведения. При прослушивании фрагментов из произведений П. Чайковского, М. Мусорского и других композиторов, дети  передают настроение музыки с помощью красок.

 

   Современное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Изучение литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов произведений, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности. Учителя литературы особое внимание уделяют работе со словом, помогают учащимся увидеть литературное произведение в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

 

  Более глубокому проникновению в мир литературы способствует постоянно присутствующий на уроках и внеклассных мероприятиях диалог искусств. При изучении творчества поэтов и писателей, при подготовке к написанию сочинения, проведении литературных вечеров педагоги используют репродукции картин художников, музыку композиторов, фрагменты кинофильмов, иллюстрации к литературным произведениям.

   Направляя усилия школьников на осознание значения книги и чтения, роли собственного прочтения произведения, учителя формируют интерес школьников не только к творческому восприятию произведения, но и к сотворчеству, то есть глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. В процессе или по итогам работы с художественным произведением педагоги часто предлагают учащимся создать иллюстрации к произведениям, обложку прочитанной книги, выпустить газету, посвящённую писателю или поэту, стать соавтором и продолжить произведение.

 

    

   Обучающиеся ежегодно участвуют в различных выставках детского творчества, как школьных, так городских. Учащиеся школы призерами городских творческих конкурсов, фестивалей и выставок. Выпускники успешно поступают в высшие специальные учебные заведения художественной и дизайнерской направленности.  

 

  Комплексное приобщение ребёнка к миру искусства, воспитание духовности, нравственного отношения к людям, природе, к себе самому, развитие художественного вкуса является одной из главных задач, которую успешно решает наше образовательное учреждение.

Ну и заключении хочется сказать: «Искусство и наука, словно два крыла, поднимают человечество всё выше и выше…» Эстетическое воспитание личности – это воспитание эмоционально-образного отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту.

Средства для эстетического становления личности учащихся: природа, изобразительное искусство, искусство дизайна, технология , художественная литература, музыка, хореография, театр.

Необходимой составной частью эстетического воспитания являются предметы  художествен – эстетического цикла. Оно осуществляется средствами искусства, через приобщение учащихся к посильному участию в создании прекрасного, формирование бережного отношения к родной природе как источнику прекрасного, эстетику быта.

Искусство, сфокусировав все многообразие действительности, вбирает в себя все сферы жизни, все формы отношения человека с обществом, с природой, с самим собой. Развитые эмоции и чувства открывают двери в совершенно другой мир – мир иллюзий и фантазий.

Правильное восприятие окружающей жизни, которые учащиеся приобретают на уроках это истинный путь эстетического познания учащихся. Человек, чувствующий и понимающий красоту, не может быть плохим и безобразным, и где бы и кем бы он ни работал, он будет работать всегда хорошо! Если ребенок эстетически воспитан, то ему не трудно будет прочувствовать и изобразить собственные впечатления от увиденного, на которых, может быть, будут яблони с нежно-розовыми бутонами, золотая задумчивая осень, серебристый иней не ветвях зимних деревьев, лунная ночь на реке, первый снег, и многое-многое другое, что так восхищает, удивляет и радует человеческий взор. Ребенку важно ощутить себя творцом, личностью!

Общительность, наблюдательность, внутренняя гармония, доброта, особая эмоциональная чуткость и восприимчивость очень важны в поведении наших воспитанников. В развитии чувства прекрасного, формировании художественного вкуса, активизации детского творчества несомненную помощь оказывают умелое привлечение на уроках изобразительного искусства впечатлений и знаний, накопленных детьми в процессе всей учебной деятельности.

В реализации межпредметной связи уроков изобразительного искусства с уроками окружающего мира, музыки особую жизненную убедительность вносят уроки по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Предметы материальной и духовной народной культуры помогают нам ощутить себя наследниками прошлого и осознать свою ответственность перед будущим. «Человек не может жить только сегодняшним днем, сиюминутными интересами, как бы они не были значительны, - справедливо утверждал страстный пропагандист истинной русской культуры писатель Ефим Дорош. – Ему необходимо представлять себе свою жизнь продолжением жизни, существующей издавна и не имеющий окончания».

Литература:

1 . Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Современное Слово, 1998

4. Левина Е.Р. Психология восприятия художественной литературы:

Учебное пособие. / МГИК. - М., 1989.

6.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика,

1976..

7. 8.Толерантность в межкультурном диалоге // Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н.

Татарко. - М., 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Роль предметов (истории и обществознания) гуманитарного цикла в становлении личности учащихся» для педагогического совета

   В условиях модернизации российского образования идет усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и общес...

Урок-презентация для 10 кл. на тему: "Личность в истории и обществе. Роль социализации и образования в становлении личности"

Урок-презентацию "Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности"  можно использовать для проведения урока в 10 классе и для повторения в 11 классе при подго...

РОЛЬ УРОКА В РАЗВИТИИ И СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Статья рекомендована начинающим специалистам...

Роль родителей в воспитании и становлении личности ребенка.

В данном материале родителям предложены методы и способы воспитания детей, а также доброжелательные семейные отношения....

Роль родителей в воспитании и становлении личности детей».

Данный материал содержит рекомендательные методы  воспитания детей....

Методическая разработка: «Как прекрасен этот мир!!!» Роль эстетического воспитания в процессе становления личности».

Методическая разработка:«Как прекрасен этот мир!!!» Роль эстетического воспитания в процессе становления личности»....