Контроль и оценка результатов обучения
учебно-методический материал на тему

Фомина Светлана Владимировна

Предлагаются формы контроля и оценки результатов обучения учащихся второй и третьей ступени, учёта достижений учащихся, лист самооценки предметных результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль и оценка результатов обучения в школе второй и третьей ступени

6.1.Оценка устных ответов обучающихся

        Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать умение обучающегося применять определения и правила в конкретных случаях.

        При оценке ответа ученика учителю рекомендуется руководствоваться следующими критериями: 1) полнота, правильность, логика ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

 «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий на основании изученных законов и теории, показывает знание экспериментальных фактов; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно подобранные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и на «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

 «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

 «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает существенные ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

      «5», «4», «3», «2» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки обучающегося отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

6.2. Контроль и оценка результатов обучения  русскому языку и литературе

     

 Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому (родному) языку

     Учащиеся должны знать общие сведения о русском языке, определения основных изучаемых единиц языка и категорий, орфографические и пунктуационные правила, обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.

   Обучающиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

- опознавать (по изученным признакам) языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие); группировать языковые явления по определенным признакам; давать анализ и характеристику изученных языковых единиц по существенным для них признакам);

- правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, правильно образовывать формы слов; правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения разных структур и уместно их применять в речи; владеть современным речевым этикетом; адекватно воспринимать устную и письменную речь; пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст; уметь собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определенную тему с учетом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты разных типов речи и использовать в них соответствующие языковые средства; совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их;

- находить в слове орфограммы, а в предложении – смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания; правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения и текст; правильно писать слова, отобранные для специального заучивания;

- пользоваться различными словарями русского языка.

      Усиление речевой направленности курса русского языка предполагает коррекцию существующих критериев для оценки таких видов речевой деятельности, как умение слушать чужую речь, понимать прочитанное, строить собственное высказывание в устной и письменной форме.

       Чтение как вид речевой деятельности оценивается и на уроках литературы, и на уроках русского языка. Однако критерии, которые используются на уроках литературы (правильность, осознанность, выразительность, темп чтения), не могут быть механически перенесены на уроки русского языка.

      Внимание к чтению как виду речевой деятельности на уроках русского языка предполагает рассмотрение таких критериев, как правильность и осознанность, в качестве основных. Что же касается выразительности чтения, то этот критерий будет по-разному проявляться при чтении текстов разных стилей.        Так, при оценке чтения научно-учебных текстов важное значение будет иметь умение правильно расставить логические ударения, что является показателем осознанности восприятия текста. А при оценке чтения текстов художественного и публицистического стилей на первое место может быть выдвинут такой показатель, как умение использовать интонацию в качестве  выражения отношения и оценки,  выявления авторского замысла.

     Особое место в решении задач обеспечения речевой направленности школьного курса русского языка занимает слушание. В качестве приоритетных при слушании могут выступать различные установки: воспринимать общий смысл текста, осмыслить подробное содержание текста, воспринять услышанное критически, отобрать необходимую информацию по интересующему вопросу (выборочное слушание).

   Об уровне восприятия текста в целом можно судить по умению сформулировать тему высказывания, основную мысль, понять главное в высказывании.

     Детальное восприятие текста при слушании может быть проверено в зависимости от установки говорящего или слушающего посредством вопросов-заданий: «На сколько смысловых частей можно разделить данный текст?», «Как можно озаглавить каждую часть?», «Выделите тезис, доказательство, вывод», «Перескажите часть, которая является описанием».

       Самым сложным является вид слушания, при котором делается установка на критическое восприятие услышанного. Этот вид слушания включает в себя восприятие текста в целом и в деталях. Для выявления умений, связанных с этим видом чтения, могут быть предложены вопросы-задания: «Согласны ли вы с точкой зрения, высказанной автором?», «Выскажите свою точку зрения», «Какие аргументы вы можете привести, чтобы доказать свое согласие (несогласие) с автором?».

       Любое высказывание обучающегося (речь идет о говорении как виде речевой деятельности) в устной и письменной форме (развернутый ответ, доклад, рецензия и т.д.) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление Требования к речи обучающихся даны в первом разделе настоящих рекомендаций.

       Письмо как вид речевой деятельности на уроках русского языка традиционно занимает особое место. И это не случайно: только учитель-словесник формирует навыки грамотного письма. Задача же речевого развития обучающихся решается в той или иной степени на всех уроках. Существующие нормы оценки письменных работ не нуждаются в коренных изменениях, т.к. содержащиеся в них критерии позволяют оценивать уровень грамотности объективно и в то же время гибко, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.

      Принимая во внимание, что создание сочинений и изложений – процесс творческий, предполагающий как обязательный этап редактирование текста, следует чаще использовать работу с черновиками. В тех случаях, когда нет возможности организовать работу с черновиками, учителю следует с пониманием относиться к тем исправлениям, которые делает ученик в чистовике, и не снижать за них оценку.

      Специфика оценки сочинения как творческой работы требует, чтобы, кроме оценки в баллах, учитель выразил свое мнение о сочинении в рецензии, которая поможет ученику понять достоинства и недостатки его работы.

            Оценка обучающей  работы по русскому языку

         Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности обучающегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

     Если возможные ошибки были предупреждены в ходе подготовительной работы,  «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ни одной ошибки или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для  «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

     Самостоятельная работа, выполненная без предшествующего анализа возможных ошибок, оценивается по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

                    

            Оценка диктантов

        Объем диктанта: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 класса – 110-120 слов, для 8 класса – 120-140 слов, для 9 класса – 150-170 слов, для 10-11 класса – 200-250 слов (при подсчете учитываются как самостоятельные, так и служебные слова. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен примерно на 10 слов).

       Объем словарного диктанта: для 5 класса – 15-20 слов, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса – 25-30 слов, для 8 класса – 30-35 слов, для 9 класса – 35-40 слов, для 10-11 класса – до 70 слов (до конца 1 четверти, а в 5-м классе – до конца 1 учебного полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса).

      При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

 «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

 «4» ставится за диктант, в котором обучающийся допустил 1-2 ошибки.

 «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

 «2» ставится за диктант, в котором допущено 5 и более ошибок.

         Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены двумя-тремя случаями. В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3 предыдущих уроках.

Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они также должны быть представлены двумя-тремя случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать:

  • - в 5-м классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы;
  • - в 6-м классе – 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы;
  • - в 7-м классе – 20 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы;
  • - в 8-м классе – 24 орфограммы и 10 пунктограмм;
  • - в 9-м классе – 24 орфограммы и 15 пунктограмм.

      В диктанте должно быть: в 5-м классе - до 5 слов, в 6-м – 7-м классах –не более 7 слов, в 8-м – 9-м классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых учащиеся специально обучались.

      Диктант, имеющий целью проверку подготовки обучающихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

        При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  • в переносе слов (кроме случаев, когда оставляется или переносится одна буква);
  • на правила, которые не включены в школьную программу;
  • на еще не изученные правила;
  • в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  • в передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются ошибки, к которым следует отнести написания, искажающие звуковой облик слова, например, «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;
  • в написании заглавной буквы в составных собственных наименованиях;
  • в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  • в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • в написании Ы - И после приставок;
  • в случаях трудного различия не – ни  (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не;              не кто иной как; ничто иное не..; не что иное, как и др.);
  • в собственных именах нерусского происхождения;
  • слитное, дефисное написание сложных существительных, не регулируемых правилом;
  • тире в неполном предложении;
  • знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах (обособленные дополнения с союзами кроме, помимо, за исключением)
  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

         Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще, колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

     Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая последующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку).

     При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправления неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

 «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки

 «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

 «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5-м классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

 «2» выставляется за диктант, в котором допущено по 5 и более орфографических и 5 и более пунктуационных ошибок.

      При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении отметки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку. Таким пределом является для «4» - 2 орфографические ошибки, для «3» - 4 орфографические ошибки (для 5-го класса – 5 орфографических ошибок), для «2» –5 и более орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, отдельно оценивается диктант и задание.

При оценивании выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

«5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

«4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

«3» ставится за работу, в которой  выполнена половина заданий.

«2» ставится за работу, в которой  выполнено менее половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при оценивании диктанта.                               

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по литературе

        Основу литературы в школе составляет чтение и изучение художественных произведений.

         Изучение литературы в школе призвано обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

- воспитание культуры речи учащихся.

      В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

      чтение и восприятие

- прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения, воспроизвести их конкретное содержание, дать оценку героям и событиям;

      чтение, истолкование и оценка

- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея, основные герои, особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения с временем его написания;

- объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

       чтение и речевая деятельность

- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

- давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

- писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

- писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

- выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

                  Общими показателями учебных достижений обучающихся в области литературного образования являются:

                 - начитанность в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

- глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);

качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).  

            Оценка устных ответов по литературе

   При оценке устных ответов по литературе учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

- умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

- умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам: 5 класс – 120-130 слов в минуту, 6 класс -130-140 слов в минуту, 7 класс – 140-150 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.

     В соответствии с этим:

«5» ставится, если обучающийся обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-9 классы); свободное владение монологической литературной речью.

«4» ставится, если обучающийся показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускает 1-2 неточности в ответе.

«3» ставится, если обучающийся показывает  в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев, роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточное умение привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

«2» ставится, если обучающий обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

                              Оценка тестовых работ

Тесты рекомендуется оценивать по следующей шкале:

ОТМЕТКА                КОЛИЧЕСТВО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

«5»                                95-100%

        «4»                                75-94%

        «3»                                50-74%

        «2»                                МЕНЕЕ 50%

При оценке тестовых работ следует учитывать, что ряд вопросов может требовать частичной или полной аргументации, что также влияет на выставление количества баллов за конкретный ответ учащегося.

Оценка сочинений и изложений

       Изложение считается комплексным измерителем, позволяющим сразу оценить разные стороны речевой подготовки учащихся: умения слушать, понимать и запоминать информацию, усваивать речевые образцы, воспринимать первичный текст в логической последовательности, используя наряду с авторскими словами и выражениями и свои собственные обороты речи, позволяющие судить о речевом развитии обучающегося. Помимо этого с помощью изложения успешно проверяются орфографические и пунктуационные навыки в условиях «свободного письма», наиболее приближенных к естественным условиям письменной коммуникации.

   Примерный объем текста для изложения, близкого к тексту: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-250 слов, в 8 классе – 250-300 слов, в 9– 11классе  – 350-450 слов.

           С помощью сочинения по русскому языку определяется уровень сформированности продуктивных речевых умений: умения писать на тему, подчинять высказывание определенной мысли, выделять в нем микротемы, составлять план сочинения, в соответствии с задачей речи и основной мыслью высказывания устанавливать стиль и жанр сочинения, решать вопросы композиции текста, соблюдать логическую последовательность в изложении материала, соотносить с замыслом типологическую структуру текста, соблюдать правила построения типовых фрагментов текста, нормы литературного языка и требования точности, коммуникативной целесообразности и выразительности речи.   

      В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия в соответствии с планом, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

- наличие плана, соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

     Примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы; в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы; в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы; в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы; в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.

    К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма обучающихся, их общего развития.

      Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание (здесь учитываются фактические и логические ошибки) и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых (грамматических) норм. Если сочинение пишется в рамках урока русского языка, то обе оценки считаются оценками по русскому языку, если в рамках урока литературы, то первая оценка (за содержание) считается оценкой по литературе.

     В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания обучающихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе. Оценка за грамотность дублируется на странице по русскому языку на ближайшее число к дате написания. Делается запись: Сочинение по литературе» и записывается тема урока по планированию  (обе оценки за сочинение или изложение по русскому языку в 5-х – 9-х классах выставляются в классном журнале на страницах по русскому языку).

   Нормы оценки изложений и сочинений по русскому языку и литературе

«5»

Содержание и речь

Грамотность

1.Содержание работы полностью

соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается

последовательно.

4. Работа отличается богатством

 словаря, разнообразием исполь-

зуемых синтаксических конструкций,

 точностью словоупотребления.

5. Достигнуто единство и выразитель-

ность текста.

 В целом в работе допускается 1 недо-

чет в содержании и 1-2 речевых недо-

чета.

Допускается: 1 орфографи-

ческая, или 1 пунктуаци-

онная, или 1 граммати-

ческая ошибка.

«4»

1.Содержание работы в основном

 соответствует теме (имеются  незна-

чительные  отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно,

но имеются единичные фактические

неточности.

3.Имеются незначительные

нарушения последовательности

в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический

строй речи достаточно разнообразен.

  В целом в работе допускается не

более 2 недочетов в содержании и

 не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографи-

ческие и 2 пунктуационные

ошибки, или 1 орфографи-

ческая и 3 пунктуаци-

онные ошибки, или 4 пунк-

туационные ошибки при от-

сутствии орфографических

ошибок, а также 2 грамма-

тические ошибки.  

«3»

1.В работе допущены существенные

  отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но

в ней имеются отдельные фактичес-

кие неточности.

3. Допущены отдельные нарушения

последовательности изложения.

4.Беден словарь и однообразны

употребляемые синтаксические

конструкции, встречается неправиль-

ное  словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единст-

вом, речь недостаточно выразительна.

     В целом в работе допускается не

более 4 недочетов в содержании и

5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфо-

графические и 4 пунктуа-

ционные ошибки, или

3 орфографические

 и 5 пунктуационных

 ошибок, или 7 пунктуа-

ционных при отсутствии

 орфографических ошибок

 ( в 5 классе 5 орфогра-

фических и 4 пунктуа-

ционные ошибки),

 а также 4 грамматические

 ошибки.

«2»

1.Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических

неточностей.

3.Нарушена последовательность

изложения мыслей во всех частях

работы, отсутствует связь между

ними, часты случаи неправильного

словоупотребления.

4.Крайне беден словарь, работа

 написана короткими однотипными

 предложениями со слабо выраженной

связью между ними, часты случаи

неправильного словоупотребления.

5.Нарушено стилевое единство текста.

    В целом в работе допущено

 6 недочетов в содержании и

 до 7 речевых недочетов.

 

Оценка «2» ставится при

 5 и более орфографических и

 5 и более пунктуационных,

5 и более грамматических

 

Примечания: 1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.        Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.

Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6.

При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной,

если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно

удовлетворительно.

4.        На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных обучающимся исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка творческих заданий, связанных с анализом текста

      Оценивая качество выполнения письменного анализа текста, преподаватель должен учитывать следующие параметры:

  • анализ содержания исходного текста (основные мысли поняты верно и отражены полно – 3 балла; основные мысли поняты верно, но при их передаче допущены незначительные неточности и отклонения – 2 балла; основные мысли поняты верно, но отражены не полно – 1 балл; основные мысли не отражены – 0 баллов);
  • анализ языковых средств, использованных в исходном тексте (характерные для исходного текста языковые средства отмечены полностью – 3 балла;  характерные для исходного текста языковые средства отмечены, практически, все  – 2 балла; языковые средства отмечены не полностью, выделены только некоторые – 1 балл; языковые средства не выявлены – 0 баллов);
  • отражение личностной позиции обучающегося (личностная позиция выражена и аргументирована – 3 балла; личностная позиция выражена и аргументирована, но при этом допущены 1-2 недочета; личностная позиция выражена, но не аргументирована – 1 балл; личностная позиция не выражена – 0 баллов);
  • речевое оформление, последовательность изложения (работа учащегося отличается стройностью, последовательностью и связанностью изложения – 3 балла; работа учащегося отличается стройностью, последовательностью и связанностью изложения, но имеются отдельные, незначительные отступления от указанных выше параметров – 2 балла;  имеются  существенные нарушения указанных выше параметров – 1 балл; изложение беспорядочное, речь бессвязная – 0 баллов);
  • богатство речи (работа обучающегося отличается богатством словаря, разнообразием грамматических форм – 3 балла; имеются отдельные, незначительные нарушения указанных выше параметров – 2 балла; имеются существенные нарушения указанных выше параметров – 1 балл; работа отличается бедностью словаря и грамматического строя речи – 0 баллов).

      Максимальное количество баллов за письменный анализ прочитанного текста в целом – 15 баллов. При этом

 «5» соответствует 3-м баллам;

 «4» соответствует 2-м баллам;

 «3» соответствует  1-му баллу;

 «2» соответствует  0 баллов

       При стилистическом анализе текста обучающийся должен дать его анализ не менее чем на трех уровнях: а) коммуникативном, б) лексическом, в) синтаксическом.

Итоговая контрольная работа по русскому языку

      Контрольная работа по русскому языку проверяет языковую, лингвистическую и речевую подготовку обучающихся.

       При определении уровня языковой подготовки учащихся проверяются знания признаков лингвистических понятий и владение умениями и навыками, формируемыми на основе этих знаний.

       Подготовка обучающихся в области русского правописания включает следующие компоненты:

- владение орфографическим и пунктуационным анализом (опознавание, дифференциация и квалификация орфографических и пунктуационных явлений в разном по сложности языковом материале);

- владение навыками правописания в условиях естественного письма (свободный диктант, письменное переложение текста, собственное высказывание).

- речевая подготовка (коммуникативная компетенция) обучающихся включает в себя  речеведческие знания и формируемые на их основе умения в различных видах речевой деятельности, в первую очередь – в чтении и письме.

       При оценке данного вида работы учитель использует критерии оценки диктанта (за владение навыками правописания) и грамматического задания (за владение орфографическим и пунктуационным анализом и речевую подготовку).



Предварительный просмотр:

Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная

- самостоятель-ная работа

-  диктанты

-  контрольное списывание

-  тестовые задания

- графическая работа

- изложение

- доклад

- творческая работа

 - посещение уроков по программам наблюдения

- диагности-ческая  конт-рольная работа

- диктанты

- изложение

- контроль техники чтения

- анализ динамики текущей успеваемости

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

В эту таблицу могут быть внесены и другие формы контроля и учета достижений, используемые в школе.  

Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);
  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;  
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Перечень форм представления результатов может быть дополнен другими формами, используемыми в школе.

Если в школе используются оценочные шкалы, то это необходимо отразить в данном тексте.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

        Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.



Предварительный просмотр:

Лист самооценки предметных достижений

 1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился  / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно   (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка)

Метапредметные

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль и оценка результатов обучения в школе

В виде презентации.Актуальность темы обусловлена тем, что оценка  и проверка достижений школьников является одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя....

"Контроль и оценка результатов обучения в рамках ФГОС"

В презентации отражены общепедагогические принципы организации оценочной деятельности в свете перехода на новый образовательный Стандарт....

Использование сервисов WEB 2.0 для обучения, контроля и оценки результатов обучения.

Использование сервисов Web.2.0  для обучения, контроля и оценки результатов обучения (тестовый контроль).Описание методического маршрута:  Методический маршрут познакомит учителей с формами ...

КИМ для контроля и оценки результатов освоения ОДБ.14 Физическая культура по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» по итогам II семестра

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов. Теоретическая и практическая части.Нормативы (тесты) по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств для студентов основной мед...

Современные методы контроля и оценки результатов обучения на уроках литературы

1. Теоретические основы контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся1.1. Сущность контроля, оценки и проверки как элементов учебного процесса1.2. Функции контроля и оценки1.3. Виды контроля ...

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения по географии (5-11 классы)

Формы и методы контроля и оценки результатов обученияпо географии (5-11 классы)...