Выступление на заседании ШМО. Тема "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"
статья на тему

Романова Юлия Юрьевна

Выступление на заседании ШМО кафедра математики, физики и информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_uroke.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ

ТЕХНОЛОГИИ

(Выступление на заседании ШМО на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики»)

Учитель математики

Романова Юлия Юрьевна

«Здоровье  не  всё, но  все  без  здоровья – ничто.»  

                                                                                                       Сократ

 Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. У современных детей остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей школьников. А здоровье можно предопределить только движением.  Как говорил великий философ Аристотель: «Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Упражнения различного рода способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти.  По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этого. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Вот некоторые из них: семейные условия жизни и воспитания, биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, чистота воздуха, воды, почвы и.т.д. Состояние здоровья учащихся во многом зависит от уровня медицинского обслуживания: от того, как поставлено выявление предболезненного состояния или болезни на самых ранних стадиях, своевременное лечение, меры по предупреждению заболевания. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы) закаливание, рациональное общественное питание школьников. Проблема воспитания здорового школьника — проблема общегосударственная, комплексная. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя”. Роль учителя при формировании культуры здорового образа жизни детей очень велика. Решение проблемы здоровья школьников напрямую зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Один из них использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Условно все здоровьесберегающие технологии можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Первые из вышеописанных достаточно изучены и повсеместно используется в образовательном процессе. К ним относятся: упражнения на общую и мелкую моторику, артикуляционную мускулатуру; физкультминутки; уроки физкультуры и ритмики; зарядка и подвижные перемены; различные подвижные игры. Помимо традиционных здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе эффективно применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя становятся перспективным средством развивающей работы с детьми.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

-в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

-в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

-в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, тем более это наиболее актуально именно для детей с ЗПР, изначально поступающих в школу не только с целым «букетом» заболеваний, но и испытывающими, как правило, трудности в развитии логического мышления, имеющими недостаточную активность восприятия. Процесс запоминания у большинства таких детей проходит медленно, воспроизведение заученной информации также затруднено. Развитие интеллекта у детей с ЗПР зачастую ниже среднего или низкое, они медленно ориентируются в заданиях, темп работы их на уроках занижен, работоспособность снижена, учащиеся быстро утомляются.


«
Использование на уроках математики здоровьесберегающих технологий»

1. Особенности целей и средств обучения математике при использовании здоровьесберегающих технологий.

Особенностью целей обучения математике в методической системе здоровьесберегающего обучения, является наличие в системе целей наряду с обучающими, развивающими и воспитательными целей здоровьесбережения и социализации. Цели здоровьесбережения ориентируют весь учебный процесс на обязательное выполнение требования: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели не должны достигаться ценой здоровья, а также должны реализовываться через другие компоненты методической системы здоровьесберегающего обучения математике.
Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли  увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.

2. Требования к содержанию обучения математике с позиции здоровьесбережения.

Основные требования к содержанию обучения учащихся математике с позиций здоровьесбережения школьников:
а)  разнообразие форм представления содержания, обеспечивающих возможность использования различных каналов восприятия и различных способов переработки и фиксации информации;
б)   включение в содержание сведений методологического характера. Содержание обучения математике должно включать не только знания о математических понятиях, утверждениях, правилах – о числе, отношениях и их свойствах, величинах, задачах и т.п., но и рассматривать метазнания (знания о математике, об особенностях математических объектов); смыслы математических понятий и способов действий; язык представления математического знания, форму его выражения.

в)   возможность варьировать объем содержания обучения в соответствии с возможностями и способностями учащихся, исключая информационную перегрузку и «недогрузку».


3. Организация уроков математики в условиях здоровьесберегающего обучения

Важна правильная организация учебной деятельности, а именно: математика - один из наиболее трудных предметов в школе, требующий от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Чтобы организация уроков математики выполняла условия здоровьесберегающего обучения, она должна обеспечивать:
Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании (для чего желательно в начале учебного года продумать введение здоровьесберегающего компонента в УВП). Понимая, что основным средством обучения является учебник, чтобы он  мог быть использован эффективно и без ущерба здоровью, полезно проанализировать содержание и оформление учебника математики для того, чтобы построить работу с упражнениями, заданиями учебника, обеспечивающую сохранение здоровья учащихся.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений можно рассмотреть такую: “В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?”
Ответ: 7, 12,5,5, 5.

При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.
Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.

Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.

2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
Ответ: 8 мг, 5 мг.

Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:

1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. Ответ: 12 и 6.

2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.
Ответ: 20 и 62.

4)    Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов и четкая организация начала урока.

Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. Учащихся в соответствии с возрастом, с соблюдением норм и требований гигиены и охраны здоровья необходимо приучать участвовать в уборке классов и кабинетов, они должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов. Участие детей в посильных работах по самообслуживанию важно и с воспитательной точки зрения, оно способствует формированию не только своего здоровья, но и здоровья друзей, класса и семьи.
Организационный момент начала урока надо связать с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть.

3)    Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности.
При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний и работоспособность учащимися в течение урока различается:
5-25-я минуты - 80%;
25-35-я минуты - 60-40
35-40-я минуты - 10%.
С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа урока, которые характеризуются:

продолжительностью;

объемом нагрузки;

характерными видами деятельности.

4)    Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.) и благоприятный эмоциональный настрой. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя — помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся классов выравнивания наиболее остро развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно классов выравнивания. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим мастерством учителя. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, должен осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики. Кроме того, необходимо:

-стимулировать внешнюю мотивацию обучающихся, например, состязательность;

-стимулировать внутреннюю мотивацию, например, больше узнать, получить удовольствие от новых знаний;

-поддерживать у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;

-создавать ситуацию успеха на уроке (постоянно поощрять интеллектуальные


5)    Учет индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс. 

Большинству учащихся с ЗПР не легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик, по изучаемой теме, чувствует поддержку товарища, у которого процесс усвоения проходит успешнее. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Желательно обеспечить создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями.

6)    Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся. 

При этом необходимо учитывать причины и симптомы утомления учащихся на уроке. Утомление обычно проявляется снижением работоспособности, которая наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения.

О развитии утомления у школьников свидетельствуют следующие признаки:

-снижение продуктивности труда: увеличение количества ошибок и времени выполнения задания;

-изменение почерка;

-ослабление внутреннего торможения: проявление двигательного беспокойства (в т. ч. "кривляние", ерзание), частые отвлечения, рассеянность внимания;

-шум в классе.

-вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;

-жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе.

Важно помнить, что главные причины, вызывающие утомление учащихся на уроке:

-профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;

-перегруженность школьных учебных программ, интенсификация учебного процесса;

-левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания;

-переполненность классов (более 20 человек), затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;

-несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе;

-нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого учащимся следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха повышается внимание, улучшается восприятие учебного материала

7)    Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередования труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся. 

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке (например, устный счет, решение упражнений, и задач, работа с текстом учебника, составление вопросов к задаче, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, выполнение рисунков, схем, чертежей и т.д.). Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Нельзя забывать о гигиенических условиях проведения урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Они выделены в  рекомендациях по проведению урока:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей)
  2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач)
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
  4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех.
  5. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
  6. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
  7. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

 Эти нормы СанПиНа многие знают, и я на них не буду заострять ваше внимание, остановлюсь подробнее на второй и третьей технологии.

 Вторая технология оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся. Она должна в себя включать:

  1. Правильную,  методически грамотную организацию урока;
  1. Использование различных каналов восприятия (аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие);
  2. Учет зоны работоспособности в течении трудового дня и трудовой недели (максимальная трудоспособность у детей бывает на втором и третьем уроке, если  брать работоспособность в течении недели, то максимум будет достигнут в четверг);
  3. Распределение интенсивности умственной деятельности на уроке. (с 5 по 20-25 минуту урока);
  4. Организация физкультминуток.

 Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от деятельности учеников на уроке. Преобладающий вид деятельности письмо – рекомендуется гимнастика для снятия общего утомления (упражнение №1 и №2); преобладающий вид деятельности слушание – рекомендуются дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий головного мозга, активизировать детей на уроке (упражнение №3 и №4); преобладающий вид деятельности чтение, использование ИКТ – рекомендуется гимнастика для глаз (упражнение №5). Мною приведены варианты таких упражнений, которые можно использовать для учащихся средней школы.

Упражнение №1:

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

И кивнем затем по кругу.

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки.

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

Упражнение №2:

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз – кулак сожмем, на счет два –  в локтях согнем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Упражнение №3:

Носиком дышу, дышу глубоко,

Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

Упражнение №4:

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок.

Упражнение №5:

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

Третья технология: психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности. В них  применяются личностно-ориентированные технологии; создается благоприятный психологический климат; присутствует охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни; снятие  эмоционального напряжения путём использование ИКТ, игровых технологий, оригинальных задач, введение  в урок исторических экскурсов, использование литературных произведений и стихов. Это очень необходимо для повышения интереса к  предмету математики в гуманитарных классах. Я в большей степени использую эту технологию на своих уроках. Приведу некоторые примеры:

Друзья мои, легко найти
Площадь параллелограмма:
Вы умножьте а на b
И на синус гамма.
S=absinγ

S трапеции ты знаешь.
Посчитай, я подожду.
Полусумму оснований
Ты умножь на высоту.
S = ((а+b)/2)h

Площадь треугольника 
Знать, конечно, надо нам:
Мы умножим а на h
И разделим пополам.

S = ah/2

Как мы косинус считаем,
Ты спроси медузу.
— Делим прилежащий катет
На гипотенузу.


Синус вычислить сумеет
Зверь любой из дальней чащи:
На гипотенузу делит
Катет противолежащий.


Чтобы тангенс получить,
Нужно катеты делить.
Вы в числителе берёте
Тот, что для угла напротив.

Тот, который прилежит,
В знаменателе лежит.
Если дробь перевернуть,
Это тоже верный путь!

Ты с конца прочти, дружок,
Как ложится «снег на ток».

Использование пословиц и поговорок ( «не было бы счастья, да несчастье помогло» - метод доказательства от противного, « на двух якорях корабль крепче держится» - через две точки можно провести только одну прямую, « Мастер на все руки: и швец, и жнец и на дуде игрец» - медиана в равностороннем треугольнике), отрывков из известных песен (« Гляжусь в тебя как в зеркало, до головокруженья…» - симметрия, « От чистого истока в прекрасное далёко я начинаю путь» - луч) и  известных  стихов («Дни растущие, а ночи – что ни сутки, то короче» С. Маршак – убывающая функция и обратная пропорциональность, « А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»        И. Крылов – от перестановки слагаемых сумма не меняется) способствует не только психологической разгрузке, но  установлению и укреплению межпредметных связей, а также  воспитательным целям.

Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности ребёнка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые бы могли бы нанести вред его здоровью.

Под плотностью урока понимается количество времени, затраченного школьником на учебную работу.

8)    Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки (далее - физкультминутки). Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики и имеющему к тому же задержки психического развития. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
Физкультминутки - это кратковременные перерывы в учебных занятиях (1-3 мин) для проведения физических упражнений. Цель физкультминуток - предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
Требования к организации и проведению физкультминуток состоят в следующем:

-физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15-20-я минуты урока;

-длительность физкультминуток составляет 1-5 мин. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 специально подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;

-комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными, т. к. однообразие снижает интерес к ним, а значит, и результативность;

-физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Для того чтобы обеспечить позитивный эмоциональный настрой, необходимо:

-отдавать предпочтение упражнениям для наиболее утомленных групп мышц; для каждого класса выбрать 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности. В зависимости от выполняемых упражнений выделяют следующие виды физкультминуток: для снятия общего утомления рук, глаз, слуха.

-коррекции осанки;

-дыхательная гимнастика (способствует углублению дыхания, развитию газообмена на более высоком уровне, помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать работоспособность детей);

-артикуляционно-мимическая гимнастика (помогает создать благоприятный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, причем проблемы с дикцией часто встречаются у детей с ЗПР).

Также полезен самомассаж активных точек ушей и лица , который активизирует работу подкорковых частей мозга, процессы, связанные с обострением интуиции, а также улучшает настроение.
Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево. Другой пример физкультминутки поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно, повторить признаки делимости, нужные при работе с действительными числами и т.д. Если число делится на 3, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 2 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, на 9 - приседают: 123, 342, 15, 133,  279, 927, 301, 146… Вариантом может множество.

9)Постоянное внимание к охране зрения. Для этого необходима рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения

10)Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Карлейль Т.  Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится перво...

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Одна из важнейших задач, которую ставит перед собой школа является обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе.Материал  полезен для проведения МО,семинаров, ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики(презентация)

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики....

здоровьесберегающие технологии на уроках математики

обобщение опыта в виде устной презентации по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"...

Доклад на тему ИКТ- технологии и здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Использование ИКТ-технологий и технологии здоровьясбережения позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучаю...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.

Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...