Выступление по теме "Развитие креативных способностей на уроках математики и информатики"
статья на тему

Степченкова Маргарита Васильевна

В данном выступлении введено понятие креативности, выделены параметры креативности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие креативных способностей на уроках математики и информатики».

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения.  Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Креативность – это процесс дивергентного мышления, где под дивергентным мышлением понимается не направленное мышление, а способность мыслить вширь, т. е. видения различных сторон изучаемого объекта; умение мыслить “в разных направлениях”.

Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

  • легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
  • гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
  • оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;
  • точность выполнения заданий.

Структура творческого мышления представлена в формуле: «математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума».

Развитие творческих способностей –  для учителя задача не из легких. Учитель должен активизировать и привлекать учащихся, предлагая им интересные находки, наработки из своей методической копилки.

Это могут быть занимательные задачи, дидактические игры, диктанты, красочные иллюстрации к прикладным задачам, задачи в стихотворной форме, занимательные темы для рефератов и докладов.

Урок математики надо строить так, чтобы перед учениками ставились небольшие проблемы и они были в творческом поиске.

Цель:

  • Поддерживание интереса к предмету;
  • Развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;
  • Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения;
  • Развитие мышления вообще и творческого в частности;
  • Подготовка учащихся к творческой деятельности;
  • Умение переносить знания в незнакомые ситуации.

Развитие креативности способствует решению следующих задач:

  • Научить детей мыслить в разных направлениях;
  • Научить находить решения в нестандартных ситуациях;
  • Развить оригинальность мыслительной деятельности;
  • Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
  • Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.

При проведении занятий необходимо учитывать следующие принципы:

  • Принцип открытости заданий, который означает, что большинство упражнений предлагают не один, а несколько вариантов решений;
  • Обогащение познавательного пространства самыми разнообразными предметами и стимулами;
  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы, познавательной активности в целом;
  • Помощь детям в выражении их идей;
  • Уважительное отношение к идеям участников обсуждения;
  • Создание безопасной психологической атмосферы;
  • Избегание неодобрительной оценки творческих идей ребёнка, проявление сочувствия к неудачам;
  • Использование личного примера, ведущего творческого подхода к решению проблем;
  • Возможность самостоятельного поиска решений.

В процессе занятий у учащихся развиваются следующие умения:

  • Умение анализировать проблемные ситуации;
  • Умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;
  • Умение разрешать противоречия;
  • Умение создавать творческие задания.

Основными показателями сформированности творческих способностей являются:

  • Определенный фонд знаний и умений, их качество и степень обобщенности.
  • Уровень развития: внимания, памяти, воображения.
  • Уровень развития мышления, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация).
  • Владение приемами поисковой и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Креативное мышление на уроках математики" лекция для педсовета или МО

Материал для выступления на педсовете или МО по теме "Креативное мышление на уроках математики"...

"Развитие креативного мышления на уроках математики"

Данную презентацию можно использовать как шаблон при защите категории....

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Развитие креативного мышления на уроках математики

Как изменить содержание математического образования в 5 -6 классах для достижения образовательного результата креативного мышления...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики  и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»...

Формирование креативного мышления на уроках математики

Креативность (от англ.-  создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или пр...