Проект "От звука к буковке"
проект по теме

Забоева Лада Алексеевна

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения детей подготовительной к школе группе с ОНР III уровня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл От звука к буковке961.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Светлячок»

Информационно-познавательный проект по теме:                       «От звука к букве»

                                                                                 

                                      Учитель-логопед                                                      

               Забоева Л.А.

г. Богородск

 2016 г.

Актуализация проектной деятельности: Работа представляет разработанный автором проект. В проекте определены вид проекта, тип проекта, цель, задачи для детей и педагога, ожидаемые результаты, состав участников, ресурсы проекта и основное содержание проекта. Дано описание пособия. Автором была проведена подготовительная работа по изготовлению панно «Улица «Звукобуковка» и сопутствующего дидактического материала, подбору наглядных и игровых приемов.

   Каждый год в жизни людей происходят изменения, которые ведут к качественному и количественному росту объема знаний не только у взрослых, но и у детей. Особая проблема стоит в осмысленном, а не механическом усвоении новой информации.

Один из приемов, помогающий дошкольнику эффективно усваивать материал – это игра. Для ребенка это наиболее доступный, интересный вид деятельности. Игра позволяет создавать положительно-эмоциональный настрой занятий, а, следовательно, предотвращать неуверенность и закомплексованность, свойственную детям с тяжелыми нарушениями речи, помогает лучше раскрывать природные способности и интеллектуальные возможности.  

На занятиях по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения детей подготовительной к школе группе с ОНР III уровня особые трудности возникают при усвоении и дифференциации таких понятий как «гласный – согласный», «твёрдый – мягкий», «звонкий – глухой», «слог – слово – предложение» «звук – буква». Эти термины не употребляются в бытовой лексике, используются только на логопедических занятиях, их значение является более абстрактным, в отличие, например, от слов-признаков, обозначающих другие качества предмета (цвет, форму, размер).

Для успешного развития функции языкового анализа и синтеза, прочного усвоения понятий, автором проекта были продуманы занятия с использованием игрового панно «Улица «Звукобуковка».

Вид проекта: долгосрочный (1 год).

Тип проекта: информационно-познавательный.

Цель проекта: подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения детей подготовительной к школе группе с ОНР III уровня с помощью использования на логопедических занятиях панно «Улица «Звукобуковка».

Задачи проекта для педагога: 

  • Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи;
  • Обеспечить в логопедическом кабинете развивающую среду, способствующую эффективной подготовке детей к овладению элементарными навыками письма и чтения;
  • Разработать перспективный план мероприятий;
  • Организовать работу на занятиях по подготовке детей к овладению элементарными навыками письма и чтения с применением панно «Улица «Звукобуковка» и дополнительным дидактическим и наглядным материалом;
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  •  Развивать интеллектуальные функции (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени)
  • Развивать эмоционально-волевую сферу и игровую деятельность;
  • Формировать у детей черты гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

Задачи проекта для детей:

  • Научиться дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие), познакомиться с их признаками и графическим изображением;
  • Научиться выделять гласный звук, стоящий под ударением;
  •  Научиться определять место звука в слове;
  • Научиться правильно называть печатные буквы;
  • Научиться выкладывать из букв слоги и слова доступные по слоговой структуре.

Ожидаемые результаты: 

  • Умеют дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие), знают их признаки и графическое изображение;
  • Умеют выделять гласный звук, стоящий под ударением;
  • Умеют определять место звука в слове;
  • Знают печатные буквы;
  • Умеют выкладывать из букв слоги и слова доступные по слоговой структуре.

Состав участников: дети подготовительной к школе группы с логопедическим заключением ОНР (III уровень речевого развития).

 Ресурсы проекта:

  1. Материально-технические:
  • панно «Улица «Звукобуковка»;
  • предметные картинки на изучаемые звуки
  • набор букв из самоклеющейся плёнки
  • набор букв из фетра;
  • магнитная доска и азбука;
  • сенсорные планшеты;
  • игры с прищепками;
  • мягкие пазлы для игр с водой;
  • куклы пальчикового театра;
  • картотека артикуляционной гимнастики;
  • MP3-проигрыватель;
  • подборка музыкальных дисков для восприятия неречевых и речевых звуков.
  1. Кадровые ресурсы
  • учитель – логопед;
  • воспитатели;
  • родители.
  1. Программно – методические ресурсы
  • Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования МБДОУ детский сад №4 «Светлячок»
  • Программа воспитания и обучения в детском саду  «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова  и др.
  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.
  • Интернет ресурсы:

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал. Образовательные ресурсы для воспитателей, учителей, учеников и родителей. Портал содержит многообразную информацию по всем основным вопросам общего образования, от дошкольного до полного среднего. 

http://dob.1september.ru – Газета «Дошкольное образование».

  1. Нормативно-правовые ресурсы
  • устав ДОУ;
  • должностные инструкции учителя-логопеда.

Основное содержание проекта: Реализация проекта предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Взаимодействие «логопед – родители» предполагает ряд консультаций по актуальной теме, выполнение еженедельных домашних заданий, проведение совместных мероприятий.

Взаимодействие «воспитатель – родители» предполагает проведение совместных творческих мероприятий.

Взаимодействие «дети – родители» предполагает совместное выполнение еженедельных домашних заданий, подготовку к совместным мероприятиям,  проводимым по плану проекта.

Взаимодействие «логопед – воспитатели» предполагает ряд консультаций по актуальной теме, проведение совместных мероприятий.

Периодичность проведения занятий по формированию произношения и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения детей подготовительной к школе группе с ОНР III уровня:

1-период (4-я неделя сентября – ноябрь) – 2 раза в неделю;

2-период (декабрь – февраль) – 3 раза в неделю;

3-период (март – 2-я неделя мая) – 3 раза в неделю;

В основу занятий положены комплексность и игровые приемы. Все занятия ориентированы на комфорт ребенка и его потребность в  эмоциональном общении с педагогом. Занятия по изучению звука и буквы, дифференциации звуков подчинены лексической теме недели или соприкасаются с ней. Все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга, между ними проходит одна сюжетная линия.

Использование панно предполагает и разнообразное построение занятий. Учитывая специфику детского возраста, автор преподносит материал в виде сказки, спектакля, путешествия, приключения, игры и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей встречи с логопедом. При этом у детей реже наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Задания, используемые на занятиях, направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Систематичность использования наглядного материала способствует переходу образов представлений в образы-понятия.

Занятия способствуют не только успешной подготовке ребенка к овладению грамотой, но и учитывают требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии.

При разработке проекта особое внимание уделялось взаимосвязи логопеда с  родителями и  воспитателями. Целью совместной работы являлось совершенствование и закрепление, полученных на логопедических занятиях знаний, умений и навыков.

Описание панно: 

  1. Пособие размером 170х110 см изготовлено из безопасных материалов:                                

  • ДВП для изготовления детской мебели;
  •  водостойкое водоэмульсионное покрытие, разрешенное для использования в детских комнатах;
  • съемные детали из ткани различной фактуры, доступные для обработки (стирки);
  • съемные детали из картона, оклеенные самоклеющейся бумагой, доступной для влажной обработки;
  • детали из дерева и пластмассы доступные для обработки.

2. Сюжет панно «Улица «Звукобуковка» – это сказочная поляна, на которой Фея гласных звуков построила Красный дом. Синий Эльф превратил золотой колокольчик в дом для звонких согласных звуков, а капельку – в домик для глухих согласных. У каждой буквы есть квартира. На окнах у согласных букв наличники синим и зеленым цветом, что соответствует твердым и мягким согласным звукам. На панно много деталей для крепления  (кармашки на траве, забор, лепестки цветов, насекомые-прищепки) картинок и кукол пальчикового театра.

G:\Разное\Студентам\пособия\39.JPG

G:\Разное\Студентам\пособия\40.JPG

Поэтапный план реализации проекта «От звука к букве»

Содержание

Задачи

Планируемый результат

Подготовительный этап (август – сентябрь)

1.Составление плана реализации проекта.

Познакомить администрацию, педагогов, родителей с проектом и изучить мнения всех участников образовательного процесса по проблеме.

Организация условий для реализации проекта

2. Изготовление панно

 «Улица «Звукобуковка»

Изготовить панно

 «Улица «Звукобуковка»

Настенное игровое панно.

3. Анкетирование родителей.

Изучить уровень компетентности родителей в вопросах подготовки детей  к письму и чтению.

Выявление уровня компетентности родителей.

4. Изучение методической литературы по теме.

Подобрать материал по темам: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов» «Профилактика дисграфии и дислексии» «Подготовка руки к письму».

Повышение педагогической компетенции.

5. Подбор дидактического и наглядного материала для занятий.

Изготовить и подобрать материал на закрепление графического образа буквы, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики, усвоение понятий по теме.

Наборы дидактических игр, наглядного материала для занятий

6. Проведение анализа результатов первичного диагностического исследования особенностей развития речи.

Определить уровень развития всех сторон речи детей  

Выявление проблемы

Основной этап (сентябрь - май)

1.Беседа с детьми о сказочной улице «Звукобуковка».

Создать сказочно-игровую ситуацию и положительную мотивацию к изучению букв русского алфавита.

Заинтересованность детей

2.Консультации для родителей:

«Развитие фонематического восприятия и навыков фонематического анализа, синтеза и представлений» «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» «Подготовка руки к письму».

Обучить родителей практическим приёмам развития фонематического восприятия и навыкам фонематического анализа, синтеза и представлений в условиях домашнего воспитания. Познакомить родителей с  играми и упражнениями для развития тактильных ощущений, совершенствования зрительно-пространственного восприятия, с приёмами, помогающими запомнить зрительный образ буквы. Обучить родителей практическим приёмам развития графомоторных навыков и подготовки руки к письму.

Компетентность родителей по данной теме

3. Проведение с детьми занятий подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Усвоить графические образы букв русского алфавита; закрепить понятия «звук – буква, гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, слог – слово»; научить соотносить звук и букву; развивать фонематический слух и навыки звукового анализа и синтеза слов; формировать навыки чтения; развивать мелкую моторику рук.

Готовность детей овладению элементарными навыками письма и чтения.

4.Создание «коллекции» именных букв для животных зоопарка.

Совместно с воспитателем научить детей соотносить звук и букву, закрепить графический образ буквы; развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, развивать у детей навыки лепки из теста, развивать фантазию и воображение.

Достаточный уровень знаний и умений по теме.

5. Изготовление букв русского алфавита из бросового материала.

Привлечь родителей к участию в образовательном процессе; добиться творческого самовыражения родителей  и детей; закрепить графический образ букв русского алфавита, навык фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза слов.

Выставка совместных работ детей и родителей

6.Проведение открытого занятия для родителей: «Праздник на нашей улице».

Продемонстрировать речевые навыки и умения детей, приобретённые на занятиях; привлечь родителей к образовательному процессу.

Открытое занятие

Заключительный этап

1.Анкетирование родителей.

Изучить уровень компетентности родителей по теме.

Повышение компетенции родителей по вопросам развития речи детей

2.Подведение итогов реализации проекта на педсовете ДОУ и отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании.

Подвести итоги реализации педагогического проекта; отметить эффективность ожидаемого результата для детей, родителей, педагогов ДОУ.

Отчетная документация

3. Проведение анализа результатов повторного диагностического исследования особенностей развития речи.

Определить уровень развития всех сторон речи детей  

Положительная динамика уровня развития речи

Консультации для родителей.

Консультация: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза слов».

Цель: Познакомить родителей с понятиями «фонематическое восприятие» и «звуковой анализ и синтез слов». Обучить родителей практическим приёмам развития фонематического восприятия, навыкам фонематического анализа и синтеза в условиях семейного воспитания.

   Консультация: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

 Цель: Познакомить родителей с терминами «дисграфия» и «дислексия». Обучить родителей играм и упражнениям для развития конструктивного праксиса, тактильных ощущений, совершенствования зрительно-пространственного восприятия, приёмам, помогающим запомнить зрительный образ буквы.

   Консультация: «Подготовка руки к письму».

Цель: Познакомить родителей с термином «графомоторные навыки». Объяснить важность: гимнастики для пальцев и кистей рук, ориентировке на листе бумаги и формирования элементарных графических навыков. Обучить родителей практическим приёмам развития графомоторных навыков и подготовки руки к письму.

Дидактические игры, творческие задания для детей, элементы занятий. 

Игра: «Волшебный мешочек».

 Цель: запоминание образа буквы

Дети с закрытыми глазами, на ощупь узнают букву из фетра (развитие тактильных ощущений).  Прикрепить на заданное место (развитие пространственной ориентировки: на нижний лепесток справа, на третью дощечку забора слева и т.д.).

  Сказка «Репка» (элемент занятия).

 Цель: изучение звука и буквы К.

Дети инсценируют сказку с четким проговариванием звука К в словах (с помощь логопеда):    дед-ка, реп-ку, баб-ку, баб-ка, внуч-ку, внуч-ка, Жуч-ку, Жуч-ка и т.д. (закрепление форм винительного падежа, развитие связной речи, просодики). Расставляют героев на панно друг за другом (закрепление порядкового счета). Анализируют слоговой состав выделенных слов, а затем проводят звукобуквенный анализ выделенных слогов КА, КУ (развитие навыков звукобуквенного анализа).

Сказка «Колобок» (элемент занятия). Цель: дифференциация шипящих звуков.

 Детям предлагается образовать слова, в которых будут звуки Ш, Ч, Щ (развитие навыков словообразования): бабка - бабушка, дед – дедушка, колобок – колобочек, заяц – зайчишка, волк - волчище, медведь - мишка, лиса – лисичка. Инсценируют сказку с четким проговариванием звуков в словах (развитие связной речи, просодики). Расставляют героев на панно друг за другом (закрепление порядкового счета). Выделяют шипящие звуки из слов, дают им характеристику, соотносят их с буквами. По наводящим вопросам логопеда вспоминают, в каком слове спрятался звук Ж (жили-были). Анализируют написание ЖИ.

Сказка «Лиса и заяц» (элемент занятия).

Цель: закрепление гласных звуков.

Дети, совместно с логопедом, инсценируют сказку после предварительной работы по называнию героев: зайка, петух, лиса, волк, мишка, собака (развитие связной речи, просодики).  Детям предлагается разделить слова на слоги и выделить ударный гласный (развитие навыка): зАй-ка, волк, мИш-ка, ли-сА, пе-тУх, со-бА-ка. Расставляют героев на панно друг за другом (закрепление порядкового счета). Соотносят гласные звуки с буквами. Узнают буквы из фетра с закрытыми глазами (игра «Волшебный мешочек»). Вспоминают, какие гласные звуки и буквы не назвали: О, Э, Ы. Вспоминают, в названии каких животных встречаются звуки  О, Ы, кто ещё мог прогнать лису (бобр, мышь и т.д.). Для закрепления звука Э используются игра «Эхо» (эхо испугало лису).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Эта каверзная буковка Ё

Исчезновение из речи буквы «ё» может привести к непоправимым последствиям как в письменной, так и в устной речи....

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...

Интеллектуально – познавательная программа, посвящённая году Русского языка «Путешествие в королевство Буковки»

Популяризация русского языка и культуры.               Приобщение любви к русской культуре....

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...