Проект "От звука к буковке"
проект по теме
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения детей подготовительной к школе группе с ОНР III уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
От звука к буковке | 961.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Светлячок»
Информационно-познавательный проект по теме: «От звука к букве»
Учитель-логопед
Забоева Л.А.
г. Богородск
2016 г.
Актуализация проектной деятельности: Работа представляет разработанный автором проект. В проекте определены вид проекта, тип проекта, цель, задачи для детей и педагога, ожидаемые результаты, состав участников, ресурсы проекта и основное содержание проекта. Дано описание пособия. Автором была проведена подготовительная работа по изготовлению панно «Улица «Звукобуковка» и сопутствующего дидактического материала, подбору наглядных и игровых приемов.
Каждый год в жизни людей происходят изменения, которые ведут к качественному и количественному росту объема знаний не только у взрослых, но и у детей. Особая проблема стоит в осмысленном, а не механическом усвоении новой информации.
Один из приемов, помогающий дошкольнику эффективно усваивать материал – это игра. Для ребенка это наиболее доступный, интересный вид деятельности. Игра позволяет создавать положительно-эмоциональный настрой занятий, а, следовательно, предотвращать неуверенность и закомплексованность, свойственную детям с тяжелыми нарушениями речи, помогает лучше раскрывать природные способности и интеллектуальные возможности.
На занятиях по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения детей подготовительной к школе группе с ОНР III уровня особые трудности возникают при усвоении и дифференциации таких понятий как «гласный – согласный», «твёрдый – мягкий», «звонкий – глухой», «слог – слово – предложение» «звук – буква». Эти термины не употребляются в бытовой лексике, используются только на логопедических занятиях, их значение является более абстрактным, в отличие, например, от слов-признаков, обозначающих другие качества предмета (цвет, форму, размер).
Для успешного развития функции языкового анализа и синтеза, прочного усвоения понятий, автором проекта были продуманы занятия с использованием игрового панно «Улица «Звукобуковка».
Вид проекта: долгосрочный (1 год).
Тип проекта: информационно-познавательный.
Цель проекта: подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения детей подготовительной к школе группе с ОНР III уровня с помощью использования на логопедических занятиях панно «Улица «Звукобуковка».
Задачи проекта для педагога:
- Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи;
- Обеспечить в логопедическом кабинете развивающую среду, способствующую эффективной подготовке детей к овладению элементарными навыками письма и чтения;
- Разработать перспективный план мероприятий;
- Организовать работу на занятиях по подготовке детей к овладению элементарными навыками письма и чтения с применением панно «Улица «Звукобуковка» и дополнительным дидактическим и наглядным материалом;
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- Развивать интеллектуальные функции (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени)
- Развивать эмоционально-волевую сферу и игровую деятельность;
- Формировать у детей черты гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).
Задачи проекта для детей:
- Научиться дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие), познакомиться с их признаками и графическим изображением;
- Научиться выделять гласный звук, стоящий под ударением;
- Научиться определять место звука в слове;
- Научиться правильно называть печатные буквы;
- Научиться выкладывать из букв слоги и слова доступные по слоговой структуре.
Ожидаемые результаты:
- Умеют дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие), знают их признаки и графическое изображение;
- Умеют выделять гласный звук, стоящий под ударением;
- Умеют определять место звука в слове;
- Знают печатные буквы;
- Умеют выкладывать из букв слоги и слова доступные по слоговой структуре.
Состав участников: дети подготовительной к школе группы с логопедическим заключением ОНР (III уровень речевого развития).
Ресурсы проекта:
- Материально-технические:
- панно «Улица «Звукобуковка»;
- предметные картинки на изучаемые звуки
- набор букв из самоклеющейся плёнки
- набор букв из фетра;
- магнитная доска и азбука;
- сенсорные планшеты;
- игры с прищепками;
- мягкие пазлы для игр с водой;
- куклы пальчикового театра;
- картотека артикуляционной гимнастики;
- MP3-проигрыватель;
- подборка музыкальных дисков для восприятия неречевых и речевых звуков.
- Кадровые ресурсы
- учитель – логопед;
- воспитатели;
- родители.
- Программно – методические ресурсы
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад №4 «Светлячок»
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова и др.
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.
- Интернет ресурсы:
http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал. Образовательные ресурсы для воспитателей, учителей, учеников и родителей. Портал содержит многообразную информацию по всем основным вопросам общего образования, от дошкольного до полного среднего.
http://dob.1september.ru – Газета «Дошкольное образование».
- Нормативно-правовые ресурсы
- устав ДОУ;
- должностные инструкции учителя-логопеда.
Основное содержание проекта: Реализация проекта предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Взаимодействие «логопед – родители» предполагает ряд консультаций по актуальной теме, выполнение еженедельных домашних заданий, проведение совместных мероприятий.
Взаимодействие «воспитатель – родители» предполагает проведение совместных творческих мероприятий.
Взаимодействие «дети – родители» предполагает совместное выполнение еженедельных домашних заданий, подготовку к совместным мероприятиям, проводимым по плану проекта.
Взаимодействие «логопед – воспитатели» предполагает ряд консультаций по актуальной теме, проведение совместных мероприятий.
Периодичность проведения занятий по формированию произношения и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения детей подготовительной к школе группе с ОНР III уровня:
1-период (4-я неделя сентября – ноябрь) – 2 раза в неделю;
2-период (декабрь – февраль) – 3 раза в неделю;
3-период (март – 2-я неделя мая) – 3 раза в неделю;
В основу занятий положены комплексность и игровые приемы. Все занятия ориентированы на комфорт ребенка и его потребность в эмоциональном общении с педагогом. Занятия по изучению звука и буквы, дифференциации звуков подчинены лексической теме недели или соприкасаются с ней. Все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга, между ними проходит одна сюжетная линия.
Использование панно предполагает и разнообразное построение занятий. Учитывая специфику детского возраста, автор преподносит материал в виде сказки, спектакля, путешествия, приключения, игры и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей встречи с логопедом. При этом у детей реже наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
Задания, используемые на занятиях, направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Систематичность использования наглядного материала способствует переходу образов представлений в образы-понятия.
Занятия способствуют не только успешной подготовке ребенка к овладению грамотой, но и учитывают требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии.
При разработке проекта особое внимание уделялось взаимосвязи логопеда с родителями и воспитателями. Целью совместной работы являлось совершенствование и закрепление, полученных на логопедических занятиях знаний, умений и навыков.
Описание панно:
1. Пособие размером 170х110 см изготовлено из безопасных материалов:
- ДВП для изготовления детской мебели;
- водостойкое водоэмульсионное покрытие, разрешенное для использования в детских комнатах;
- съемные детали из ткани различной фактуры, доступные для обработки (стирки);
- съемные детали из картона, оклеенные самоклеющейся бумагой, доступной для влажной обработки;
- детали из дерева и пластмассы доступные для обработки.
2. Сюжет панно «Улица «Звукобуковка» – это сказочная поляна, на которой Фея гласных звуков построила Красный дом. Синий Эльф превратил золотой колокольчик в дом для звонких согласных звуков, а капельку – в домик для глухих согласных. У каждой буквы есть квартира. На окнах у согласных букв наличники синим и зеленым цветом, что соответствует твердым и мягким согласным звукам. На панно много деталей для крепления (кармашки на траве, забор, лепестки цветов, насекомые-прищепки) картинок и кукол пальчикового театра.
Поэтапный план реализации проекта «От звука к букве»
Содержание | Задачи | Планируемый результат |
Подготовительный этап (август – сентябрь) | ||
1.Составление плана реализации проекта. | Познакомить администрацию, педагогов, родителей с проектом и изучить мнения всех участников образовательного процесса по проблеме. | Организация условий для реализации проекта |
2. Изготовление панно «Улица «Звукобуковка» | Изготовить панно «Улица «Звукобуковка» | Настенное игровое панно. |
3. Анкетирование родителей. | Изучить уровень компетентности родителей в вопросах подготовки детей к письму и чтению. | Выявление уровня компетентности родителей. |
4. Изучение методической литературы по теме. | Подобрать материал по темам: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов» «Профилактика дисграфии и дислексии» «Подготовка руки к письму». | Повышение педагогической компетенции. |
5. Подбор дидактического и наглядного материала для занятий. | Изготовить и подобрать материал на закрепление графического образа буквы, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики, усвоение понятий по теме. | Наборы дидактических игр, наглядного материала для занятий |
6. Проведение анализа результатов первичного диагностического исследования особенностей развития речи. | Определить уровень развития всех сторон речи детей | Выявление проблемы |
Основной этап (сентябрь - май) | ||
1.Беседа с детьми о сказочной улице «Звукобуковка». | Создать сказочно-игровую ситуацию и положительную мотивацию к изучению букв русского алфавита. | Заинтересованность детей |
2.Консультации для родителей: «Развитие фонематического восприятия и навыков фонематического анализа, синтеза и представлений» «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» «Подготовка руки к письму». | Обучить родителей практическим приёмам развития фонематического восприятия и навыкам фонематического анализа, синтеза и представлений в условиях домашнего воспитания. Познакомить родителей с играми и упражнениями для развития тактильных ощущений, совершенствования зрительно-пространственного восприятия, с приёмами, помогающими запомнить зрительный образ буквы. Обучить родителей практическим приёмам развития графомоторных навыков и подготовки руки к письму. | Компетентность родителей по данной теме |
3. Проведение с детьми занятий подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения. | Усвоить графические образы букв русского алфавита; закрепить понятия «звук – буква, гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, слог – слово»; научить соотносить звук и букву; развивать фонематический слух и навыки звукового анализа и синтеза слов; формировать навыки чтения; развивать мелкую моторику рук. | Готовность детей овладению элементарными навыками письма и чтения. |
4.Создание «коллекции» именных букв для животных зоопарка. | Совместно с воспитателем научить детей соотносить звук и букву, закрепить графический образ буквы; развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, развивать у детей навыки лепки из теста, развивать фантазию и воображение. | Достаточный уровень знаний и умений по теме. |
5. Изготовление букв русского алфавита из бросового материала. | Привлечь родителей к участию в образовательном процессе; добиться творческого самовыражения родителей и детей; закрепить графический образ букв русского алфавита, навык фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза слов. | Выставка совместных работ детей и родителей |
6.Проведение открытого занятия для родителей: «Праздник на нашей улице». | Продемонстрировать речевые навыки и умения детей, приобретённые на занятиях; привлечь родителей к образовательному процессу. | Открытое занятие |
Заключительный этап | ||
1.Анкетирование родителей. | Изучить уровень компетентности родителей по теме. | Повышение компетенции родителей по вопросам развития речи детей |
2.Подведение итогов реализации проекта на педсовете ДОУ и отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании. | Подвести итоги реализации педагогического проекта; отметить эффективность ожидаемого результата для детей, родителей, педагогов ДОУ. | Отчетная документация |
3. Проведение анализа результатов повторного диагностического исследования особенностей развития речи. | Определить уровень развития всех сторон речи детей | Положительная динамика уровня развития речи |
Консультации для родителей.
Консультация: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза слов».
Цель: Познакомить родителей с понятиями «фонематическое восприятие» и «звуковой анализ и синтез слов». Обучить родителей практическим приёмам развития фонематического восприятия, навыкам фонематического анализа и синтеза в условиях семейного воспитания.
Консультация: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
Цель: Познакомить родителей с терминами «дисграфия» и «дислексия». Обучить родителей играм и упражнениям для развития конструктивного праксиса, тактильных ощущений, совершенствования зрительно-пространственного восприятия, приёмам, помогающим запомнить зрительный образ буквы.
Консультация: «Подготовка руки к письму».
Цель: Познакомить родителей с термином «графомоторные навыки». Объяснить важность: гимнастики для пальцев и кистей рук, ориентировке на листе бумаги и формирования элементарных графических навыков. Обучить родителей практическим приёмам развития графомоторных навыков и подготовки руки к письму.
Дидактические игры, творческие задания для детей, элементы занятий.
Игра: «Волшебный мешочек».
Цель: запоминание образа буквы
Дети с закрытыми глазами, на ощупь узнают букву из фетра (развитие тактильных ощущений). Прикрепить на заданное место (развитие пространственной ориентировки: на нижний лепесток справа, на третью дощечку забора слева и т.д.).
Сказка «Репка» (элемент занятия).
Цель: изучение звука и буквы К.
Дети инсценируют сказку с четким проговариванием звука К в словах (с помощь логопеда): дед-ка, реп-ку, баб-ку, баб-ка, внуч-ку, внуч-ка, Жуч-ку, Жуч-ка и т.д. (закрепление форм винительного падежа, развитие связной речи, просодики). Расставляют героев на панно друг за другом (закрепление порядкового счета). Анализируют слоговой состав выделенных слов, а затем проводят звукобуквенный анализ выделенных слогов КА, КУ (развитие навыков звукобуквенного анализа).
Сказка «Колобок» (элемент занятия). Цель: дифференциация шипящих звуков.
Детям предлагается образовать слова, в которых будут звуки Ш, Ч, Щ (развитие навыков словообразования): бабка - бабушка, дед – дедушка, колобок – колобочек, заяц – зайчишка, волк - волчище, медведь - мишка, лиса – лисичка. Инсценируют сказку с четким проговариванием звуков в словах (развитие связной речи, просодики). Расставляют героев на панно друг за другом (закрепление порядкового счета). Выделяют шипящие звуки из слов, дают им характеристику, соотносят их с буквами. По наводящим вопросам логопеда вспоминают, в каком слове спрятался звук Ж (жили-были). Анализируют написание ЖИ.
Сказка «Лиса и заяц» (элемент занятия).
Цель: закрепление гласных звуков.
Дети, совместно с логопедом, инсценируют сказку после предварительной работы по называнию героев: зайка, петух, лиса, волк, мишка, собака (развитие связной речи, просодики). Детям предлагается разделить слова на слоги и выделить ударный гласный (развитие навыка): зАй-ка, волк, мИш-ка, ли-сА, пе-тУх, со-бА-ка. Расставляют героев на панно друг за другом (закрепление порядкового счета). Соотносят гласные звуки с буквами. Узнают буквы из фетра с закрытыми глазами (игра «Волшебный мешочек»). Вспоминают, какие гласные звуки и буквы не назвали: О, Э, Ы. Вспоминают, в названии каких животных встречаются звуки О, Ы, кто ещё мог прогнать лису (бобр, мышь и т.д.). Для закрепления звука Э используются игра «Эхо» (эхо испугало лису).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Эта каверзная буковка Ё
Исчезновение из речи буквы «ё» может привести к непоправимым последствиям как в письменной, так и в устной речи....
Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...
Интеллектуально – познавательная программа, посвящённая году Русского языка «Путешествие в королевство Буковки»
Популяризация русского языка и культуры. Приобщение любви к русской культуре....
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....
Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)
Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...