Отчёт по самообразованию.
материал на тему

Менякина Валентина Александровна

Выступление на методическом объединение воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2017-18.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию.

      Совершенствование качества обучения и воспитания в детском доме-школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень, должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия воспитателя.                                              

       Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.  Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

      В 2017-2018 учебном году я работала над темой самообразования:    «Использование этических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся».

       Для определения системы работы по теме я наметила цели и задачи.

Цель: Воспитание этических норм поведения посредством обеспечения условий этического переживания.

Задачи:

1. Знакомить детей с нормами поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения, гармоничного межличностного взаимодействия.

2. Создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

3. Изменение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики.

Актуальность темы

    Чешский педагог Я. А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

       Сегодня одной из главных задач общеобразовательных учреждений  является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Наиболее благоприятным для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. Он имеет большие возможности для систематической и последовательной реализации учебно-воспитательного процесса.

      Проблема духовно-нравственного развития детей  весьма актуальна, так как порождается целым рядом противоречий:

-между поддержанием российской самобытности, культуры и ориентацией на западные ценности;

-между духовными и материальными ценностями, которые пропагандируют СМИ;

-между огромным потоком информации в сети Интернет и духовным обнищанием молодёжи;

-между порядочностью и предприимчивостью.

      В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Мы стали свидетелями факта духовного обнищания, одичания основной массы молодых людей. Большинство подростков мало читают, проводя больше времени в социальных сетях. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей связана с такими положениями:

1.  Наше общество нуждается в подготовке высоконравственных, образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, способных самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем собирается стать. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно-ориентированной педагогики, на первый план выдвигается развитие каждого школьника.

2. В современном мире младший подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

     Мною были запланированы изучение нормативных документов, методической литературы по данной теме, принять участие в работе школьных (муниципальных, республиканских) семинаров, конференций, педсоветов, МО воспитателей, посетить открытые мероприятия и самоподготовки  коллег.

     Мне удалось изучить основные положения:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195  «О детском доме семейного типа».

     Мною было изучено ряд методической литературы по теме: «Использование этических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»:

  • Щуркова Н.Е. «Новые технологии воспитательного процесса»;
  • А.И.Шемшурина

Аксиологические основы воспитания. Книга для педагогов и воспитателей;

  • А.И.Шемшурина «Этические диалоги с учениками»;
  • Т.И.Диденко «Сборник классных часов». Методика работы учащимися

младших, средних классов.

  • В.Н.Романюта «Ты и твои друзья». Учим детей общаться.

         Принимала участие в работе педсовета и МО воспитателей:

-Выступление на педсовете по теме: Работа школьных кружков и секций (представление наработанного опыта, успехи, проблемы, пути их решения, задачи на будущее), на методическом объединение воспитателей по теме:

«Индивидуальный план самообразования; «Отчет о проделанной работе по плану самообразования»; «Итоги реализации воспитательной программы «Дорогою добра».

      Провела открытую самоподготовку по линии методического объединения, воспитательное мероприятие в Иоанно-Богословском Макаровском монастыре «Светлое Христово Воскресение». Так же посетила открытые самоподготовки и  мероприятия:  День открытых дверей «Детское царство – объединенное государство» - воспитатель: Игонченкова Н.Н.; семейное собрание «Терпение и терпимость» - воспитатель: Шукшина С.В.; комплексное занятие «Азбука здоровья» - воспитатель: Живова Т.И.

      В целях изучения внедрения диалоговых технологий и этических бесед в практику, я провела анализ современных программ. На сегодняшний день имеется огромное количество разнообразных курсов по приобщению детей к моральным ценностям. Особый интерес представляют научные исследования Н.Е. Щурковой, А.И. Шемшуриной, М.И.Шиловой.

     Система воспитания этической культуры А.И.Шемшуриной опирается на следующие подходы – это создание этического взаимодействия в сфере общечеловеческих ценностей, обеспечение динамики от объект-субъектной к субъектной позиции учеников методами опосредованного влияния на детей, сензитивность педагогических средств и форм этического воспитания школьников их возрастным и индивидуальным возможностям. Данные положения послужили ориентирами для описания моего отчета по самообразованию. Важно то, что методика «Этической грамматики» А.И.Шемшуриной основывается на диалоге, равноправном обмене духовными, моральными ценностями воспитателя и воспитанника.

   Нравственное воспитание детей – тяжелейшая задача воспитателя. Для решения этой задачи воспитателю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у детей. Хорошим помощником в воспитании нравственности у детей  является этическая беседа.

Почему такая беседа называется именно «этической?» Потому что предметом такой беседы чаще всего становится обсуждение нравственных, моральных и этических проблем.

Назначение этической беседы?

  • Учить детей разбираться в вопросах морали;
  • Формировать у воспитанников собственную нравственную позицию;
  • Нарабатывать свой опыт нравственного поведения;
  • Прививать умение вырабатывать свой взгляд на факты, своё суждение по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний.

Этические беседы могут быть:

  • Программными (в их основе лежит система работы  воспитателя, определённая планом воспитательной работы семьи );
  • Групповыми (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с определённой группой учащихся);
  • Индивидуальными (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с отдельными воспитанниками);

        Считаю, что подготовка доброжелательного образованного человека возможна лишь в единстве интеллектуального, эмоционального, нравственного развития. Моя методическая система тесно связана с формированием нравственных качеств младших школьников. Она сложилась за годы работы,  и отвечает моим личностным особенностям. Вовлечь ребенка в общение – задача непростая. Стараюсь добиться в ходе общения той особой атмосферы доверия и понимания, когда важнейшее место принадлежит духовному компоненту. Важно впустить в разговор живую нашу действительность: герой занятий – сам воспитанник, с его запросами, болью, тревогой, радостью. Духовный мир ребенка – важнейший объект в ходе разговора. Хорошим помощником является этическая беседа.

Чтобы беседа с младшими школьниками проходила наиболее эффективно, придерживаюсь таких правил:

* Выбираю такую тему беседы, чтобы она имела проблемный характер и предполагала борьбу мнений и взглядов. При этом стараюсь задавать нестандартные вопросы, которые стимулируют детей на поиски ответов.

* Этическая беседа не развивается по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети говорят именно то, что они на самом деле думают. Я, как воспитатель, могу высказывать свою точку зрения, если не согласна с мнением своих воспитанников, но обязательно её аргументирую.

* Подбираю тему бесед так, чтобы она была близка к эмоциональному опыту моих воспитанников. Нельзя требовать от них активности в обсуждении сложных вопросов, пока им не понятным.

* В ходе беседы стараюсь дать высказаться всем желающим. Нельзя игнорировать чье-то мнение. Сохраняю атмосферу справедливости и культуру общения.

      Усвоенные этические понятия позволяют ребенку выводить конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми в процессе беседы, предписывают поведение, определяют, как надо вести себя, с их помощью оценивается поведение свое и других людей, определяется, что хорошо и что плохо в поступках. Эффективной технологией в работе с детьми считаю диалогическую деятельность. При использовании технологии диалогового взаимодействия у учащихся исчезает один из вечных детских страхов – страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, страх не угадать направление размышления. Каждый воспитанник, получая во время социализации, рефлексии обратную связь, не оценивая отметкой свои действия, осознает свою значимость для других и для себя в процессе сопоставления собственного индивидуального мира с миром другого человека, через эмоции и ощущение сопричастности. При этом происходит обогащение индивидуального мира (опыта) одного человека индивидуальным опытом другого,  их объединение,  направленное на преодоление отчужденности, снятие чувства страха и в общении, коррекции заниженной или завышенной самооценки.

       Технология диалогового взаимодействия помогает воспитателю и воспитаннику  сделать процесс общения более целенаправленным и эффективным, творческим и интересным.

      При проведении воспитательных мероприятий использую материалы, которые способствуют эмоциональному воздействию на детей с целью формирования нравственных качеств личности. Я вполне согласна с мнением Л.С. Выготского о ребенке, который утверждал: «Человек, в сущности, воспитывает себя сам… С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого». То есть я, как педагог, по одному собственному произволу не могу сделать ребенка ни хуже, ни лучше. Я лишь создаю условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким бы хотелось педагогу.

     Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы ребенок  поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.   

       К тому же данная методическая тема мною изучена и отработана еще не полностью, поэтому в новом учебном году я планирую свою работу по самообразованию осуществлять в данном направлении.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Отчет по самообразованию.«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жиз...

Отчёт по самообразованию

Отчёт по самообразованию сотоит из пунктов: Ф.И.О.; тема учреждения; индивидуальная тема;срок и период работы над темой; цель асмообразования по теме; задачи самообразования;курсы повышения квалификац...

Отчёт по самообразованию

для методических объединений...

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема самообразования: «Использование ИКТ на уроках английского языка с целью развития коммуникативных компетенций»....

Отчёт по самообразованию

Отчет по самообразованию за 2013-2014 учебный год. Тема отчета "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках"...

отчёт по самообразованию.

«Активизация учащихся на уроках технологии».           Эпиграфом мне хочется взять высказывание Д.Пойа «Хороших методов существует ровно столько, скол...