Отчёт по самообразованию
презентация к уроку на тему

Ламбантова Лада Викторовна

Отчет по самообразованию за 2013-2014 учебный год. Тема отчета "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otchet_po_samoobrazovaniyu.ppt2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Отчёт Ламбантовой Лады Викторовны – учителя ИЗО, МХК, ОБЖ, технологии, I категория, МОБУ «СОШ с. Сальское» 2013-2014 уч.год

Слайд 3

Новый ФГОС отличается реализацией компетентностного и деятельностного подхода в образовании. Цель образования формирование образовательной компетенции у уч-ся : учиться узнавать учиться делать учиться жить вместе учиться быть

Слайд 4

Актуальность темы самообразования заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в среднем и старшем школьном возрасте редко проводится на практике. Нормально мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространённым явлением стало обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.

Слайд 5

Основная задача: создание и организация условий инициирующих действие ученика Одна из особенностей ФГОС – междисциплинарные программы, в основной школе их четыре – технология формирования информационной коммуникативной компетентности (ИКТ), технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, основы смыслового чтения и работа с текстом.

Слайд 6

Цель данной работы: показать использование технологии РКМЧП на уроках для обеспечения возможностей становления и развития личностных функций (искать во всем смысл, проявлять творчество, давать критическую оценку) учащихся общеобразовательной школы. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи : познакомиться с технологией РКМЧП, ее приемами, опробировать приемы технологии РКМЧП (2013-2014гг); показать возможности технологии РКМЧП, научить учащихся получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные знания, осваивать способы познавательной, практической деятельности (2014-2015гг); описать свой опыт работы и доказать эффективность данной методики (2015-2014гг).

Слайд 7

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США. Разработали американские педагоги Джини Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии. После её успешной реализации они вместе с Чарлзом Темплом модифицировали её для стран Восточной и Центральной Европы. В ней обобщены идеи Ж.Пиаже, Л.С. Выготского, Д. Дьюи, Блума, Роджерса и др.; синтезированы методы технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Слайд 8

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 9

1) Формирование нового стиля мышления 2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность 3) Развитие аналитического, критического мышления. 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Слайд 10

Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.

Слайд 11

Технологичекие этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы I стадия ( фаза ) Вызов - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Слайд 12

II стадия Осмысление содержания - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Слайд 13

III. Рефлексия -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ, синквейнов, хокку и пр. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах

Слайд 15

АБИРОЕСФ и ЯЛИЕНИВ АН ЁНЕ АКЕЧОЛВЕ

Слайд 16

Тема урока ОБЖ 5 класса «Как защитить себя При угрозе террористического акта» АЧОЛЕКВЕ

Слайд 17

Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. Приём «верю- не верю». Стадия вызова и рефлексии

Слайд 18

Утверждения Верю Не верю 1. Насчитывается более 1000 наименований препаратов бытовой химии 2. Ежегодно около 300 тыс. отравлений, в том числе почти 20 тыс. со смертельным исходом связано в нашей стране с препаратами бытовой химии 3. Для эффективной очистки оконных стёкол можно использовать подсолнечное масло 4. Более 3 тыс. лет тому назад на Ближнем Востоке научились получать мыло 5. После работы с препаратами бытовой химии нужно тщательно вымыть руки 6. Любой из препаратов бытовой химии можно заменить более простыми и безвредными средствами 7. Обязательно после покупки препарата бытовой химии внимательно прочитайте инструкцию по использованию 8.Все упаковки с препаратами бытовой химии должны быть обязательно подписаны 9. Вся «домашняя химия» вредна для здоровья человека 10. Аэрозоли нельзя хранить вблизи источников тепла Приём «верю- не верю» на уроке ОБЖ 5 класс. Тема «Опасная отрава или средства бытовой химии

Слайд 19

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия. На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Приём ЗХУ

Слайд 20

«З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали О Древнем Египте, ее месторасположении на карте, климате, фараонах, пирамидах Как одевались древние египтяне, какие носили украшения Каких животных считали священными Что такое схенти, калазирис, ускх, клафт Священными животными были кошки; бык с белым треугольником на лбу, на шее с пятном, напоминающим орла, а на боку с пятном в форме растущей луны; корова; птицы ибис и сокол; баран; павиан

Слайд 21

«  » – уже знал « + » – новое « – » – думал иначе « ? » – есть вопросы Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение

Слайд 22

Смог – это пелена дыма, тумана,пыли, выхлопных газов автомашин Смог не опасен для здоровья человека Если в твоем районе находится предприятие с вредным производством надо провести герметизацию окон и балконных дверей Не находись долго на территории предприятия-загрязнителя или около него Занимайся спортом рядом с дорогой ведь там чище воздух Не оставайся в закрытом гараже когда работает двигатель автомашины – можно потерять сознание, отравиться газами и умереть Разводи комнатные растения очищающие воздух Проветривай помещения Чаще проводи влажную уборку

Слайд 23

1литр нефти делает непригодной для использования 1 млн.л.воды Не купайся возле промышленных стоков предприятия Не выходи на улицу если живешь недалеко от предприятия-загрязнителя Вода для питья должна быть не прозрачной, не бесцветной, с запахом и привкусом Избегай употреблять воду из крана Пей кипяченую воду Очищай воду фильтрами Плодородные земли погибают при строительстве городов, предприятий, горнопромышленных работах Уничтожение лесов, травы, распашка земель, разработка полезных ископаемых приводят к разрушению водой и ветром эрозии почвы Загрязненность почвы не представляет опасности для здоровья человека

Слайд 24

Проблема : Выводы: Причина: Причина: факты: факты:

Слайд 25

Опасны ли вредные привычки для здоровья человека? Вредные привычки опасны для полноценной жизни человека стремление не отстать от приятелей (чтобы не быть «белой вороной) любопытство, желание просто попробовать, пережить эти ощущения желание, чтобы тебя считали взрослым для удовольствия 50% здоровья человека зависит от образа жизни курение является предпосылкой для таких страшных заболеваний, как рак легких, инфаркт миокарда, язва желудка или двенадцатиперстной кишки алкоголь угнетающе действует на умственную деятельность человека, снижает кровяное давление. наркоманы живут гораздо меньше чем здоровые люди

Слайд 26

Восстановить текст, в котором пропущены некоторые слова. Пример – урок ОБЖ 9 класс, тема «Медицинская аптечка» Требования, предъявляемые к упаковке аптечки в целом и отдельных медикаментов внутри нее: ……………… . на лекарствах (надписи) облегчение ………… (веса) изоляция ………….. (стекла) ………… . с рекомендациями (список) яркая …………….. упаковки (маркировка) жесткость герметизация амортизация ……….. (ударов) .

Слайд 27

1. Это повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности функций, вызванного внешним воздействием (травма) 2. Обеспечение по возможности полного покоя поврежденной части тела (иммобилизация) 3 . Это повреждения мягких тканей, при которых нарушается целостность кожных покровов (рана) 4. Система профилактических мероприятий, направленных против возможности попадания микроорганизмов в рану, ткани, органы, полости тела пострадавшего при оказании ему медицинской помощи (асептика) 5. Комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов на коже, в ране или в организме (антисептика)

Слайд 28

Виды изобразительного искусства ДПИ живопись графика скульптура круглая рельеф хохлома гжель жостово городецкая роспись народная игрушка дымковская филимоновская каргопольская барельеф контррельеф горельеф статуя бюст статуэтка торс скульптурная группа гравюра книжная ксилография промышленная монотипия литография офорт компьютерная монументальная станковая декоративная театрально-декоративная миниатюрная

Слайд 29

Прием «Творчество работает на будущее» Стадия рефлексии Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактического материала: составить тест из 5 вопросов, на каждый из которых 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.

Слайд 30

1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме , чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Слайд 31

Возрождение Загадочное, непостижимое. Волнует, влечет, восхищает. Она завораживает меня - Эпоха! Романский стиль Суровый, тяжелый Устрашает, защищает, подавляет Это эпоха «тяжелого молчанья» Средневековый замок. Натюрморт Неживое, мёртвое Изображает, вдохновляет, привлекает Наслаждение нашей жизни! Предметы. Большой Сфинкс Дикий, сказочно-громадный Высечен, смотрит, сторожит Вызывает восхищение и благоговение Лев с головой фараона. Пирамиды Египта Безупречные, громадные Расчитаны, построены, разграблены Не имеют себе равных- Усыпальницы фараонов. Дизайн Художественный, индустриальный Планируют, проектируют, демонстрируют Определение качеств промышленных изделий Творчество! Пейзаж Сельский, морской Наблюдают, представляют, изображают Нарисованная сказка о природе Красота!

Слайд 32

Учащиеся должны определить имена известных в мировой художественной культуре личностей по фразам, характеризующих их. Фразы выстраиваются по принципу: от более сложной к менее сложной: 1.Точная дата его рождения не известна. Его юность пришлась на ту пору, когда над Русью просияла Куликовская битва, 2.Став зрелым мастером, он принял монашество. Он трудился, не думая о признательности современников и славе в грядущем, 3.Его любимые краски – голубая, вишнёвая, розовая – были необыкновенно насыщенными. Увидев их, один монах сказал, что они поют, 4.В 1988 году он был причислен к лику святых Русской Православной Церковью, 5.Автор знаменитой «Троицы» (Андрей Рублёв) 1.Он впервые применил собственный приём в живописи, получивший название сфумато, 2.Высшим его достижением является огромная фреска «Тайная вечеря», 3.Среди его работ «Мадонна Бенуа», «Мадонна с цветком», «Мадонна Лита», 4.Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком и анатомом, 5.Он создал самую загадочную улыбку (Леонардо да Винчи)

Слайд 33

Использование технологии РКМЧП на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц; сравнивать явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

Слайд 34

Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011 «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» под ред. А.С. Смолова М-Просвещение, 2010 http :// yandex . ru / clck / jsredir ? from = yandex . ru %3 Byandsearch %3 Bweb %3 B %3 B %2 Fweb %2 Fitem %2 Ftitle %2 Cpos %2 Cp 2%2 Csource %2 Cweb %2 Cpre %2 Csitelinks & text =прием%20ркм& uuid =& state = AiuY 0 DBWFJ 4 ePaEse 6 rgeAjgs 2 pI 3 DW 99 KUdgowt 9 XtO 8 xHuNro 5 yTiZFW 9 avkdtDZ 8 iTSKa 06 jjEEk 14 O 1 nDiOXK - T 3 R 0 a 7 YVmmEeR 2 nooCeECHxsla 1 pQ 9 SQopyanAAAGGg 8 ISXzOuK 9 ARANqRk 1 BsCCz 7 MnUcNJpFSCycm 0_ Smh 1 T 9 OIXwpUlaBT 2 g 30 XnnOSicgYPu 6 OJqYz 4 IW 3 TT - gwFpxwLQyVZpKmYEXoLugP _ yCiUjzNA & data = UlNrNmk 5 WktYejR 0 eWJFYk 1 Ldmtxc 01 SeGEzSzdqM 2 ZPOW 9 ORUZUUnJWT 19 IeU 55 QkpBVUxzVVhEZm 5 sNmFkZnkxbV 94 R 3 U 0 c 1 BTbTBHbXZxMEE 5 U 1 RUb 1 BQVE 9 sTEF 1 aDJuN 3 V 5 aEoxYmF 5 NnNFRHQ 4 U 01 BQ 19 BQVZ 6 T 2 lOalE & b 64 e =2& sign = d 7 f 385500 fe 5 f 2 b 93 d 136 c 651 a 4 da 345& keyno =0& l 10 n = ru & mc =5.719675264720882


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Отчет по самообразованию.«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жиз...

Отчёт по самообразованию

Отчёт по самообразованию сотоит из пунктов: Ф.И.О.; тема учреждения; индивидуальная тема;срок и период работы над темой; цель асмообразования по теме; задачи самообразования;курсы повышения квалификац...

Отчёт по самообразованию

для методических объединений...

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема самообразования: «Использование ИКТ на уроках английского языка с целью развития коммуникативных компетенций»....

отчёт по самообразованию.

«Активизация учащихся на уроках технологии».           Эпиграфом мне хочется взять высказывание Д.Пойа «Хороших методов существует ровно столько, скол...

Отчёт по самообразованию " использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Совершенствование качества обучения и воспитания в  школе детей с нарушениями слуха напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом ...