Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ
опыты и эксперименты (5 класс) на тему

Лариса Леонидовна Телегина

У детей с ОВЗ с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия. Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном результате: если успешно формируются УУД, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.

Главная цель учителя - словесника – воспитать вдумчивого читателя, научить ребенка видеть текст и осмысливать его.Оосновой профессиональной деятельности каждого учителя становится уверенность в том, что каждый ребенок (нормы, ОВЗ) способен учиться при создании тех или иных специальных условий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Телегина Л.Л. МБОУ «СШ №8»

Выступление на заседании школьного МО

 учителей русского языка и литературы:

Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ

В последнее время возникли определенные проблемы в обучении и воспитании молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

  • Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.
  • Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу «закрытости», что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
    Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, “интеллектуально пассивных”, детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
  • Основные результаты обучения детей с ЗПР в начальной школе— это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка с ОВЗ должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
    Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель образовательного учреждения — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.

На современном этапе развития системы образования на первый план ввыдвигаются задачи: организация в классе безбарьерной, предметно – развивающей среды;

  •  создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
  • создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями
  • подготовить к нормальной личной и общественной жизни детей с нарушениями психофизического развития
  • корректировать их развитие
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
  • применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
  • адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
  • использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеурочной деятельности.
  • создать как можно больше возможностей для их самостоятельной жизни.
  • привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса ПМПК
  • организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

У детей с ОВЗ с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия. В частности, недостаточно формируются личностные, универсальные действия, которые обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся; дети испытывают сложности в формировании и реализации компонентов УУД, связанных с организацией учебной деятельности – регулятивных. Особые трудности вызывает овладение коммуникативными УУД, обеспечивающими социальную компетентность. Дети с задержкой психического развития, так же как и все другие дети, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития» (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).  
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать,;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их по отношению друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном результате: если успешно формируются УУД, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.
Основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса
1)Работа в парах — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.
2)Групповая работа по одной теме — объяснение материала, обсуждение, выступление, оценка работы.
3)Ученик вместо учителя ( объясняют тему).
4)Подготовка сообщения по теме. Такое обучение можно использовать на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения. Учитель, создающий сценарий урока для детей с ЗПР, должен помнить и понимать следующее: При организации индивидуальной работы на уроке – выполнения задания на карточке, индивидуального задания в тетради – необходимо учитывать желание ребенка с ЗПР «быть как все», выполнять задание вместе со своими одноклассниками. Если учитель дает карточку только одному ученику, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы. Учитель может раздать карточки всем ученикам, но с разными заданиями.
Ребенок с ОВЗ будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе. В специальных коррекционных классах дети с радостью работают у доски. Что же должен делать учитель, чтобы материал был доступен и понятен:
1.Составлять с учениками правила работы по теме.
2.Предлагать задания, целью которого должно быть решение какой-то проблемы, копилка знаний, взаимопроверка, творческая работа. Учитель должен четко понимать, с какой целью он предлагает детям выполнить то или иное задание.

3.Должна быть поставлена своя задача, для решения общей проблемы. Как только дети получают разные роли, диалог между ними становится необходимостью. Организация работы учащихся базируется на следующих этапах: а)Ориентировочный: учитель четко формулирует задание (главное слово — существительное), затем распределяет задания случайным образом: чем является в предложении, род , число, падеж, подчеркнуть и т.д. (выбор остается за ребенком). б) Исполнительный: обязательно предоставить каждому ученику (это формирует адекватную самооценку);
в) Контрольно-оценивающий: на этом этапе важно, чтобы дети понимали критерии оценивания работы каждого ее участника (активность, результат, главный эффект — рефлексия). Организация данной работы предполагает включенность каждого ребенка на основе понимания его возможностей. Учитель подбирает необходимый наглядный материал – картинки, схемы, иллюстрирующие содержание задания. У детей формируются умения самообучения, контроля и оценки, что в свою очередь является условием развития в учебной деятельности. В то же время ученик, в процессе совместной работы с классом усваивает необходимый учебный материал и приобретает опыт преодоления трудностей. При этом работа над преодолением чужих трудностей помогает понять собственные проблемы. В такой ситуации выигрывают все ученики. Технологии организации образовательного процесса помогают учителю адаптировать содержание учебного материала по темам, содействует формированию речевого взаимодействия ребенка с ОВЗ с учителями и сверстниками, общения с ними, выбора наиболее оптимальных способов решения трудных образовательных задач. Что способствует формированию личностных, регулятивных и коммуникативный учебных действий. Ребенок, овладевший УУД, в процессе осуществления учебной деятельности может отвечать себе и другим на следующие вопросы:

Для чего я это делаю? Что я делаю и в каком порядке? Как я это делаю? Верным ли путем я двигаюсь? Как оцениваю свою работу? Какие новые задачи передо мной встают теперь? Обучение детей с ЗПР предполагает, что эта работа будет строиться в рамках коррекционно-развивающих технологий, при этом методы, применяемые педагогами, вполне могут вписываться в существующие в общей педагогике классификации.

1.Словесные (беседа, объяснение, сообщение, рассказ) обязательно в сочетании с наглядными и практическими методами. Рассказ – небольшой по объему, не больше 10 минут; доступный по содержанию; эмоционально окрашенный; иллюстрированный, т.е. предлагать зрительный образ слова (схема, таблица, рисунок, словарная работа).
Объяснение – обязательно внимание на главных моментах темы (выделяя интонационно, графически/цветом, иллюстрациями/образами); по длительности до 5 минут. Сообщение- интересно подобранная тема, близка ученику, понятна (наглядность, схемы, алгоритм чтения сообщения)
Беседа – качество беседы зависит от задаваемых вопросов учителя, больше задавать вопросов на сравнение. Темп беседы ниже, чем при рассказе. Обращать внимание на речь учащихся – исправлять грамматические ошибки, неточности, наращивать словарный запас, требовать полных ответов.
2.Наглядные: показ, наблюдения, использование ИТК (презентации) , картинки, иллюстрации, что способствует повышению мотивации, развитию внимания, речи и памяти учащихся. Показ (наглядно- образное мышление) – обеспечить возможность зрительного восприятия (размер иллюстрации, качество). Показывать, на что необходимо смотреть (указкой, словесно). Отмечать детали изображение. После показа объект убирают.
Наблюдение – целенаправленное восприятие детьми по ходу урока. Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. Для лучшего восприятия используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении увеличивается дидактическая польза. (например экскурсия, затем на уроках технологии сделать увиденное).
3.Практические: обязательно связывать изучаемый материал с практической деятельностью, личным опытом ребенка.
Упражнение – повторение в целях выработки навыка (осознанность действия, систематичность, повторяемость, разнообразие, практическая направленность). Программированные задания – графические или текстовые (выбор вариантов ответов).

Самостоятельная работа.

4.Проблемно-поисковый: учитель создает проблемные ситуации; самостоятельная деятельность детей , работа в группах (объединять детей условной нормы и с ОВЗ) по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентации. проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении; - творчество — от подражания взрослому в действии и выразительном слове к совместному составлению словесных описаний; - эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове; - произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений
5. Репродуктивный: используется при отработке приобретенных знаний, умений и навыков, работа по образцу.

6.Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (метод предупреждения, исправления ошибок у школьников): устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками. Эти методы важны для формирования осознанного отношения школьника к имеющимся ошибкам устной речи и, следовательно, допускающимся ошибкам речи письменной. Полезны задания типа «Исправь ошибку», «Вставь пропущенную букву», тесты по отдельным предметам. Подобные работы должны выполняться индивидуально, либо совместно с учителем. Каждая допущенная ошибка анализируется учителем совместно с ребенком, проговаривается, обязательно сравнивается ошибочное написание/выполнение и правильное выполнение. к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков. Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от учителя или группы. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.

7. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения любого проявления чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
8.Метод игры: дидактические игры (на этапе актуализации опорных знаний) и ролевые игры (на этапе закрепления).С помощью игровых моментов на разных этапах урока материал интереснее и лучше усваивается. Дети с удовольствием перевоплощаются в зверюшек, этому способствуют различные «превращалки», такие игры позволяют детям чувствовать себя более раскрепощенно, раскрыться в образе и почувствовать свою индивидуальность. Использование театрализованной деятельности в обучении школьников с ЗПР развивает: - активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии; - самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности. Применяемые речевые игры, упражнения и тренинги позволяют повысить уровень и качество речи, научить детей общаться, позволяют формировать и корректировать коммуникативные УУД.

Результатом каждого урока должно быть не только освоение новых предметных знаний и умений, но и появление новообразований в овладении отношений, а также приращение универсальных учебных действий. Умение применить пройденный материал в новой теме, в жизни.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД. Например:
На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. Смыслообразование через прослеживание судьбы героев и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план. На уроках литературного чтения учителю необходимо выстроить систему вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности. Дети с ЗПР не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют четко излагать свои мысли и пересказывать. Мы можем взять сказку в помощники для овладения детьми лексики и грамматики, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений. Это помогает формировать умение слушать и слышать, анализировать и различать звуки речи. Ведь только в сказках оживают предметы, различные явления природы и начинают издавать определенные звуки, которые дети могут придумывать сами в соответствие с особенностями характера героев (сердитые и добрые, глупый и умный, хитрый и доверчивый). Все это способствует развитию УУД.

Главная цель учителя - словесника – воспитать вдумчивого читателя, научить ребенка видеть текст и осмысливать его. Для меня в ходе работы стало понятно, что наиболее эффективен здесь прием чтения с остановками, ученики с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков, становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем).

Учитель задает вопросы по прочитанному. Неважно, что их предположения могут не подтвердиться, важно другое: каждый ученик вдумчиво относится к тексту произведения, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой. На занятиях ученики воспринимают и интерпретируют информацию, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст, проводят различные дискуссии, что способствует развитию универсальных учебных действий. Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству, развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Речевые упражнения «Придумай продолжение текста». Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.


Регулятивные УУД.

Задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач. Например, на уроке русского языка по теме « Звуко - буквенный анализ слова» предлагаю учащимся разобрать слова с разделительным ъ, ь знаками, написанные на доске. «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? Не знаем, как описать знак. Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, твердым знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком и твердом знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова и делать разбор»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
Оценивание устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.

Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ (устно, или карандашом в тетради). Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант, тест одноклассника.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника и класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (какая тема урока, виды деятельности, которые присутствовали на уроке, определяют содержание вопросов), после чего поднимают цветные кружки « Светофор», оценивая свою работу на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Дома я смогу выполнить задание самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Но дома мне потребуется небольшая помощь взрослых, учителя». Красный цвет – «Я не все понял! Мне требуется помощь!»
Видя данные результаты, учитель индивидуально работает с детьми, которым нужна помощь. Вводит в курс темы родителей. Дает задания более простые, именно по данной теме, приходя к сложному, использую пройденный материал.

Познавательные УУД:

Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам окружающего мира, литературного чтения (проект «Богатства - отданные людям», «Моя дружная семья» и т.д.)

Педагогические игры. Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. ( Н-р,  игра по частям речи, показ движений). В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее. Составить краткую запись, прочитать задачу по этой записи, решите самостоятельно. Проверить по плану.

- С чего вы начали выполнение задания? (Подчеркнули, выделили)
-Как вы действовали дальше? (Записали краткую запись, решили)
На уроках учитель использует различные символы (как записываем глагол- гл.), таблицы (части речи), алгоритмы (разбор слова). Особое внимание развитию речевой и языковой компетентностей уделяется в курсе русского языка, который решает задачи свободного владения языком во всех жизненных сферах, добывания, переработки, передачи, использования информации, овладения основными видами речевой деятельности: умению слушать, читать, говорить, писать. В курсе русского языка коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих. При этом речевое общение способствует реализации и других функций языка и речи: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной ,стимулирования мыслительной деятельности и др. Они помогают превратить урок в увлекательную игру, где учащиеся делают попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не приступали. Например, при изучении темы «Имя существительное» предлагается вспомнить, что им известно о существительном (На какие вопросы может отвечать сущ.? Что обозначает сущ. как часть речи? Какие морфологические признаки имеет сущ.? Как оно изменяется? Каким членом предложения обычно бывает?) ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров. Можно применить схему работы со словом- существительное. Детям раздаются схемы и картинка предмета( предмет, какой, действие, составить предложение о предмете).

Групповая работа:

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Остановлюсь подробнее на работе, направленной на формирование речевой деятельности детей. Большую возможность для этого предоставляют уроки чтения, русского языка.

На данных занятиях с целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационные .момент часто планирую нестандартное начало:
- Что это за слова, которые, близкие (противоположные) по значению; назови их
-найди лишнее слово (выделяют сходство, различие, что обосновывают связными высказываниями);
-объясните значение (заменив одну букву: бочка-точка);
- в каких значениях употребляются одинаково звучащие слова, измени ударение (стрелки, замки). Изменилось ли значение?
-отгадай (составь) загадку, дай развернутое объяснение;
-разгадывание кроссвордов.
На уроках обязательное введение новых слов, т.к. детям прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения своих мыслей и чувств (они есть на страницах учебников, получаются способом словообразования, подбираются синонимы и антонимы, толкуются с помощью словаря).
Обязательно ввожу пословицы и поговорки -сокровище русской народной речи и народной мудрости -необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания. Крылатые слова так же кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.
Планируемые результаты в освоении школьниками с  ОВЗ  коммуникативными универсальными учебными действиями. 
1. Дети должны участвовать в диалоге, уметь слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки.
2. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Уметь читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг и понимать прочитанное. Передавать данную информацию классу.

4.Учиться совместно и отдельно решать поставленные задачи.
5. Уметь отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6.Понимать другие высказывания.

Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной работы.
На уроках педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика, используйте данные психологической диагностики, научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, исправлять ошибки
ϖ 
постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами
ϖ учебно-познавательной деятельности, учите их учиться и применять свои знания, научите ребенка высказывать свои мысли и во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста, научите ребенка задавать уточняющие вопросы по материалу (например: Кто? Почему? Зачем?), переспрашивать, уточнять изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Продолжить работу специалистов службы сопровождения учебно-воспитательного процесса (психолог, социальный педагог, логопед). Составление плана работы на учебный год.

Повышать уровень психолого-педагогической грамотности родителей в плане воспитания, обучения и отношения к школе (родительские собрания по запросу классного руководителя и администрации), индивидуальные консультации, семейные консультации.

И в заключении хотелось бы сказать, что основой профессиональной деятельности каждого учителя становится уверенность в том, что каждый ребенок (нормы, ОВЗ) способен учиться при создании тех или иных специальных условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Сборник статей на заданную тему является результатом реализации муниципального проекта «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики г.Перми в вопросе формирования универсальн...

Презентация Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В презентации освещены теоретические вопросы по формированию  УУ на уроках географии. А также приведены примеры заданий по формированию УУД на уроке географии в 6 классе КРО по теме «В...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся пятых классов в процессе работы по УМК «Starlight- 5»

В данной работе даётся краткая характеристика УУД  и примеры заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 классов на основе УМК «Starlight 5»...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся старшего звена в открытом дистанционном командном турнире «ИКТ Полиатлон»

Всероссийский дистанционный турнир по информационным технологиям «ИКТ Полиатлон» стал уже традиционным конкурсом, в котором принимают участие как студенты, так и школьники. Вот наша команд...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ

Важной задачей по реализации ФГОС является работа по формированию универсальных учебных действий. Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность к са...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"

Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"...

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся в системе уроков изобразительного искусства и неурочной деятельности»

Введение новых государственных стандартов в образовании вызвало массу дискуссий,  привело к серьёзному, а иногда к лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Те...