Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ
учебно-методический материал по теме

Небыта Наталья Рифкатовна

Важной задачей по реализации ФГОС является работа по формированию универсальных учебных действий. Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В данной таблице представлены:предметные результаты, метапредметные УУД (познавательные, коммуниВажной задачей по реализации ФГОС является работа по формированию универсальных учебных действий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

— уметь пользоваться учебником, соблюдать правила посадки при чтении и письме;

— учиться понимать различие между устной и письменной речью, предложением и словом, словом и слогом;

— делить слова на слоги; определять количество слогов в словах, ставить ударение;

— ориентироваться в тетради, выполнять графические упражнения по образцу;

— правильно удерживать ручку;

— совершенствовать аккуратное письмо элементов букв; — читать и писать буквы, слоги, слова, предложения;

 — выполнять звуко-буквенный разбор слов;

— уметь вести беседу по заданной тематике;

— составлять сюжетный рассказ по картинке, пересказ небольших текстов;

— формирование интонационно правильного чтения.

— знать порядок букв в алфавите;

— определять жанр читаемого произведения;

— читать правильно, осознанно и выразительно небольшие тексты и произведения детских писателей;

 — рассуждать на заданную тему;

— отвечать на вопросы, пересказывать текст на основе опорных слов;

— писать слова с сочетаниями ча—ща, чу—щу, чк—чн;

— различать слова по вопросам

— использовать общие приемы решения задач, поиск информации в учебной книге;

— уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки;

— осуществлять рефлексию способов действий;

— самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

 

— уметь формулировать высказывание, задавать вопросы;

— уметь согласовывать позиции и находить общее решение, обучать сотрудничеству;

— уметь адекватно использовать речевые средства для представления результата;

— уметь формулировать свои собственные затруднения, свою собственную позицию

— уметь выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— уметь соотносить учебные действия с известным правилом;

— уметь выполнять учебное действие в соответствии с планом

— формировать начальные навыки адаптации школьника; — формировать мотивацию учебной деятельности;

—  формировать внутреннюю позицию школьника на основе его положительного отношения к школе;

— развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 91 имени М.В.Ломоносова»

Технологическая карта логопедического занятия

«Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

1 класс

Учитель-логопед: Небыта Наталья Рифкатовна

ЗАТО г.Железногорск

Технологическая карта

1 класс (7 лет).

Тема: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях».

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

 

Коррекционно-образовательные:

Продолжать учить дифференцировать звуки [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях. Проанализировать положение органов артикуляции при произношении звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях, сравнить их. Закрепить зрительный образ звуков [C] – [Ш], используя их графический образ. Развивать фонематические процессы; кинестетические ощущения органов артикуляции. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом с предлогом, изображенном в виде модели.

Коррекционно-развивающие: 

Целенаправленно воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов: речемыслительную деятельность, память, внимание, воображение. Развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные: 

Способствовать снятию речевого негативизма, воспитывать потребность в речевом общении. Учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы свои и товарищей, применять свои знания в разных условиях. Мотивировать потребность в достижении успехов.

Предполагаемый результат: учащиеся правильно артикулируют звуки [с], [ш] в различных позициях, четко их дифференцируют. Умеют составлять предложения со словами, изображенными в виде модели.

Форма занятия: подгрупповое, индивидуальное.

Вид занятия: практическое.

Тип занятия: занятие контроля и оценки знаний.

Образовательная технология: игровая.

Временной ресурс: 45 мин.

Необходимое техническое оборудование: ТСО: проектор; наглядно-игровое пособие: «Друзья - коллекционеры»: картинки со звуками [C] – [Ш] в различных позициях (начало, середина, конец); модели звуков [C] – [Ш], отражающие их основные характеристики (согласный, место образования преграды [C] – внизу, [Ш] – вверху, глухой, температура воздушной струи [C] – холодная, [Ш] – теплая), карточки объекта (по ТРИЗ), фишки предлогов, зеркала на каждого ребенка.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

  1. Мотивационно – проблемный этап

Психологический настрой – 1 мин.

Установление зрительного, слухового контакта. Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка.

Приветствие. Эмоциональная поддержка детей.

Участвуют в приветствии.

Проявляют эмоции.

Вводно-организационное слово учителя-логопеда

Психологическая готовность

Мотивация к деятельности.

3 мин.

Заинтересовать детей представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Подготовка детей к предстоящей деятельности: развитие зрительного и фонематического восприятия.

Разбирают картинки игровым персонажам (одни картинки начинаются со звука[c], другие картинки начинаются со звука [ш].

Отвечают на вопросы.

Сюрпризный момент. ТСО с привлечением игровых персонажей: к нам в гости пришли друзья – коллекционеры: они собирают различные картинки, в названиях которых есть те же звуки, с которых начинаются их имена. Но картинки перепутались, когда они добирались к нам в школу и друзья забыли, как правильно произносятся их звуки. Поэтому они просят вас помочь им: найти их звуки и научить их правильно произносить. А если вы им поможете, выполните правильно и быстро все задания, то в конце победителя ждет сюрприз, а за правильный ответ вы будете получать фишку, у кого в конце заданий будет больше всех фишек, тот и победил. Знакомство с друзьями: если вы правильно разберете картинки, вы узнаете, с каких звуков начинаются их имена «Саня и Шурик».

Стремление участвовать в игре.

Внутренняя мотивация на деятельность.

  1. Деятельностный этап.

Обобщение имеющихся представлений.

3 мин.

Вызвать у детей интерес, желание помочь сверстнику, побудить к предстоящей деятельности.

Создание проблемной ситуации, требующей разрешения: «Как помочь мальчику, над которым смеялся весь класс, когда он рассказывал стихотворение: «Про мышку»».

Осознают и принимают поставленную задачу, предлагают пути решения проблемной ситуации.

Создание проблемной ситуации с использованием ТСО: «Однажды с мальчиком, который живет с нами по соседству, приключился такой случай в школе: он выучил стихотворение и рассказал его, но почему-то над ним стали все смеяться. Он убежал из класса домой и до сих пор не знает, что он смешного сделал. Тогда мы попросили его рассказать выученное им стихотворение нам. И вот как он рассказал нам этот стих: «Про мыску».

Мыска сусек насусила.

Мыска мисек пригласила. Мыски суски кусать стали, зубы сразу же сломали».

У детей появился интерес, желание помочь мальчику научиться правильно проговаривать и не путать звуки [c]-[ш]. Самим следить за собственным произношением, чтобы не насмешить окружающих, стремиться правильно произносить все слова.  

Практическая работа.

Игра: «Сломанный телевизор»

3 мин.

Закрепить положение артикуляционных укладов дифференцируемых звуков [c]-[ш], закрепить буквенное обозначение звуков.

Объяснение. Подведение учеников к разрешению проблемной ситуации.

Проблемная ситуация: у телевизора сломался звук и теперь не понятно, какие звуки произносят с экрана. Как можно различить звуки [c]-[ш], если не слышно, как они звучат.

Произносят сначала звук [c] и проговаривают положение органов артикуляции (что делают губы, зубы, язык, где идет воздушная струя, холодная она или теплая, трудится или нет горлышко).

Затем по такой схеме разбирают артикуляцию звука [ш].

После этого играют в игру, где логопед беззвучно произносит звуки[c] или [ш], а дети определяют, какой звук произнес логопед и поднимают соответствующую букву.

Игровая деятельность с персонажами. Исследуют собственное положение органов артикуляции при произношении звуков[c] и [ш]. Описывают положение органов артикуляции у себя при произношении заданных звуков. Соотносят свои кинестетические ощущения при произношении звуков и положение органов артикуляции логопеда.

Дети разобрали и закрепили положение органов артикуляции при произношении звуков [c] и [ш] на собственном произношении и соотнесли его с положением органов артикуляции собеседника.

Игра: «Узнай звук».

3 мин.

Развивать кинестетические ощущения органов артикуляционного аппарата. Закрепить модель звуков [c]-[ш], отражающую их основные характеристики: положение языка, звонкость-глухость, температура воздушной струи.

Логопед предлагает ученикам проанализировать звуковые модели, опираясь на кинестетические ощущения и определить какой звук [c] или [ш] они обозначают. Сравнить их.

Учащиеся рассматривают модели, определяют, какой звук[c] или [ш] они обозначают, опираясь на кинестетические ощущения органов артикуляции.  

Наглядность в виде модели. Анализ ощущений положения органов артикуляции.

Учащиеся закрепили схематичное изображение звуков [c]-[ш]. Сравнили положение органов артикуляции, опираясь на кинестетические ощущения.

Массаж мимической мускулатуры.

1мин.

Улучшение качеств артикуляционных движений: точность, объем, переключаемость.

Проведение массажа.

Выполняют массаж.

Игровой момент.

Снятие напряжения.

Получение нового игрового опыта.

Игра: «Поймай звук, слог».

3 мин.

Развивать у детей фонематические процессы.

Объяснение предстоящего задания: «Чтобы правильно произносить звуки, их надо хорошо слышать».

Логопед показывает карточку – действие объекта. Совместно с детьми обговаривает движения, которые будут выполнять, когда услышат звук [c], звук [ш].

Учащиеся слушают слоги и слова, которые через экран произносятся и услышав звук [c], выполняют одно определенное движение «хлопают в ладоши», а услышав звук [ш], выполняют другое движение «топают ногами».

Приемы активизации слуховой и мыслительной деятельности детей.

Запоминание и выполнение определенных действий. Использование экрана, чтобы воспитанники активизировали слух, а не ориентировались на зрительный образ звука.

Дети поупражнялись в различении на слух смешиваемых в речи звуков.

Игра: «Повторялка-объяснялка».

3 мин.

Способствовать умению дифференцировать звуки [c]-[ш] в словах, развитию словаря воспитанников.

Объяснение. Направление речевой деятельности.

Дети произносят за логопедом пары слов, четко произнося звуки [c]-[ш] и объясняют значение слов. Например: миска-мишка.

Миска – это такая посуда, а мишка это игрушка или имя мальчика. (варианты ответов на слайдах).  

Приемы активизации речемыслительной деятельности учащихся

Отраженное проговаривание пары слов. Если кто-то затрудняется объяснить значение слов, то им предлагаются слайды названных объектов.

Рассказывают друзьям.

Учащиеся поупражнялись в объяснении слов, дифференциации звуков [c]-[ш] в словах.

Динамическая пауза

«Танцевалка-повторялка».

1 мин.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Проведение танцевальной композиции под музыку.

Участвуют в выполнении танцевальных движений.

Показ танцевальных движений на слайде.

У учащихся снялось эмоциональное и физическое напряжение, они отдохнули, получили новый игровой опыт.

Игра «Раз, два, три, картинку с заданным звуком найди».

3 мин.

Дифференциация звуков в словах – названиях объектов на картинке. Развитие фонематических процессов.

Объяснение, показ способа действий.

Воспитанники слушают и запоминают задание. Выбирают из лежащих на столе картинки со звуком [c] или [ш] (каждому логопед говорит индивидуально, картинки с каким звуком и в каком положении: начало, середина, конец слова, ему нужно выбрать).

Постановка индивидуальной задачи для каждого ребенка.

Рассказывают друзьям.

Учащиеся дифференцировали звуки [c]-[ш] в словах – названиях объектах на картинках, определили местонахождение этих звуков в слове (начало, середина, конец), отобрали картинки для дальнейшей работы.

Игра «Составь предложение с предлогом».

4 мин.

Дифференциация звуков [c]-[ш] в словах. Закрепление употребления в речи предлогов с опорой на схему.

Объяснение, индивидуальная работа.

Дети придумывают со своим словом – названием изображенного на картинке объекта предложение с предлогом, представленным в виде схемы и «усаживают» на ладошку.

Использование жестов – символов (усаживаем) короткое слово (предлог) на ладошку). Использование наглядного изображения предлога.

Рассказывают и показывают друзьям.

Учащиеся дифференцировали звуки [c]-[ш] в словах, поупражнялись в составлении предложений с предлогом, с опорой на схему.

Запись предложений в тетрадях, по карточкам.

15 мин

Совершенствовать аккуратное письмо элементов букв; — читать и писать буквы, слоги, слова, предложения;

Контроль, помощь при необходимости.

Самостоятельная работа.

Индивидуальное задание для каждого учащегося.

Составлении предложений с предлогом из  заданных слов..

  1. Рефлексивный этап.

Рефлексия.

1 мин.

Организация обратной связи.

Обобщение полученного опыта.

Подведение итогов НОД. Похвала и поощрения учащихся.

Высказывают мнение по поводу выполненных заданий.

Беседа.

Обсуждение.

Осознание себя, как участника познавательного, творческого процесса.

Самооценка деятельности учащихся.

1 мин.

Формирование  навыков самооценки

Логопед поощряет учащихся за хорошую работу на уроке.

Что понравилось?

Выбирают поощрения за деятельность.

Каждый учащийся оценил себя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование универсальных учебных действий Составила: учитель-логопед, Небыта Наталья Рифкатовна МБОУ «Гимназия № 91 имени М.В.Ломоносова » ЗАТО г. Железногорск

Слайд 2

ВИДЫ УУД Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные , включая общеучебные и логические Знаково-символические Коммуникативные

Слайд 3

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Слайд 4

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Слайд 5

Регулятивные действия целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; п ланирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Слайд 6

Регулятивные действия контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к воле- вому усилию - к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта и к преодолению препятствий.

Слайд 7

Познавательные УУД. Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; поиск и выделение необходимой информации ; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Слайд 8

Общеучебные УУД смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); постановка и формулирование проблемы , самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Слайд 9

Познавательные УУД. Логические УД. выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство.

Слайд 10

Знаково-символические УУД Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования , выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Слайд 11

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 12

Общие рекомендации по развитию УУД Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении.

Слайд 13

Определить связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной . Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Определить желаемые свойства действия. Разработать систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я.Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Достижения моих учеников Участие в конкурсах и олимпиадах

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Сборник статей на заданную тему является результатом реализации муниципального проекта «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики г.Перми в вопросе формирования универсальн...

Презентация Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В презентации освещены теоретические вопросы по формированию  УУ на уроках географии. А также приведены примеры заданий по формированию УУД на уроке географии в 6 классе КРО по теме «В...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся пятых классов в процессе работы по УМК «Starlight- 5»

В данной работе даётся краткая характеристика УУД  и примеры заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 классов на основе УМК «Starlight 5»...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся старшего звена в открытом дистанционном командном турнире «ИКТ Полиатлон»

Всероссийский дистанционный турнир по информационным технологиям «ИКТ Полиатлон» стал уже традиционным конкурсом, в котором принимают участие как студенты, так и школьники. Вот наша команд...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ

У детей с ОВЗ с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия. Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном рез...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"

Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"...

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся в системе уроков изобразительного искусства и неурочной деятельности»

Введение новых государственных стандартов в образовании вызвало массу дискуссий,  привело к серьёзному, а иногда к лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Те...