ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ УРОКА
учебно-методический материал на тему

Григорьев Александр Петрович

1. Основные 12 параметров организации урока.

2. Основные критерии оценки уровня организации урока.

3. Самоанализ урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_organizatsiya_i_analiz_uroka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 116

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ УРОКА

 

1. Основные 12 параметров организации урока.

2. Основные критерии оценки уровня организации урока.

3. Самоанализ урока.

Григорьев А.П., заместитель директора

по учебно производственной работе

Чебоксары, 2017

  1. ОСНОВНЫЕ 12 ПАРАМЕТРОВ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА.

А        1. Определены ли в плане цели и задачи урока?

        2. Верно ли определены цели и задачи урока?

        3. Ставит ли педагог перед учащимися цели и задачи?

        4. Привлекает ли к формулировке целей и задач учащихся?

5. Могут ли учащиеся самостоятельно определить цели и задачи урока после ознакомления с его содержанием?

Б        1. Умеет ли педагог выбрать рациональные приемы и методы труда?

        2. Умеет    ли    рационально    использовать    их    для    достижения

               поставленных целей и задач?

        3. Могут   ли   учащиеся   самостоятельно   выбрать   и   рационально

               использовать эффективные приемы и методы труда?

В        1. Применяет ли педагог наглядные пособия?

        2. Применяет ли он ТСО?

        3. Умеет ли рационально использовать их?

        4. Могут   ли    учащиеся    выбрать   и   рационально    использовать

               технические средства в целях обучения?

Г        1. Соответствует ли план урока современным требованиям?

        2. Соответствует ли урок намеченному плану урока?

        3. Умеют ли учащиеся планировать свою учебную работу?

        4. Умеет    ли    педагог    корректировать    план    в    соответствии    с

               изменившейся обстановкой?

Д        1. Регламентирует ли педагог структурные элементы урока в плане?

        2. Умеет   ли   он    определить    объем    работы    и    нормы    времени,

               необходимые для его выполнения?

        3. Умеет ли педагог ценить фактор времени?

        4. Учит ли учащихся беречь свое и чужое время?

        5. Могут ли учащиеся беречь свое и чужое время?

Е        1. Умеет ли педагог учитывать свой труд и труд учащихся?

        2. Есть ли система учета и самоучета?

        3. Могут ли учащиеся учитывать свой труд и труд своих товарищей?

Ж        1. Умеет ли педагог контролировать свою работу и труд учащихся?

        2. Есть ли у педагога система контроля?

        3. Обучаются ли учащиеся самоконтролю и взаимоконтролю?

        4. Умеют ли учащиеся контролировать свой и чужой труд?

З        1. Умеет  ли  педагог  принять  оптимальные  решения  в соответствии с

              конкретной обстановкой?

        2. Умеет ли педагог создать благоприятные условия?

        3. Умеет ли он рационально использовать условия труда?

        4. Учит ли всему тому учащихся?

И        1. Если у педагога тематический план занятий?

        2. Соответствует ли он современным требованиям?

        3. Умеет  ли  педагог  определять  ближнюю,  среднюю  и  дальнюю

              перспективу в учебной работе?

К        1. Умеет ли педагог стимулировать труд учащихся?

        2. Есть ли у него система стимулов?

        3. Развивает ли педагог самостоятельность и активность учащихся?

        4. Развивает ли он внимание, память, воображение, мышление, волю?

        5. Умеют ли учащиеся стимулировать свой труд?

Л        1. Стремиться ли педагог к комплексному решению вопросов?

        2. Умеет ли организовывать комплексный учебный труд?

        3. Умеет ли сочетать коллективную работу с индивидуальной?

        4. Есть ли внутренняя логика у данного урока?

        5. Верно ли решены вопросы межпредметных связей?

        6. Установлены ли связи с жизнью, практикой?

        7. Умеют  ли  учащиеся  устанавливать  взаимосвязи между отдельными

              изучаемыми вопросами, явлениями и т.д.?

М        1. Умеет ли педагог наблюдать, экспериментировать, вести психолого-педагогическое исследование?

        2. Изучает ли он процесс и результаты своего труда?

        3. Совершенствует ли он в соответствии с этим свой труд?


2. ОСНОВНЫЕ 12 ПАРАМЕТРОВ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА.

Параметры (основания)

Уровни (оценки) в баллах

недопустимый (0-8)

критический (3,1-5)

допустимый (5,1-8)

оптимальный (8,1-10)

1

2

3

4

5

А. Формулировка цели и задач

Б. Выбор форм, методов, приемов

В. Выбор и использование ТСО

Г. Обоснованное планирование

Д. Обоснованное нормирование

Е. Учет и контроль

Ж. Оптимальность

З. Перспективность

И. Стимулирование

К. Комплексность

Л. Научность

М. Обучает ли педагог НОТ учащихся?

Отсутствует или почти отсутствует

Отсутствует или почти отсутствует

Не используются

План не отвечает элементарным требованиям

Отсутствует или почти отсутствует

Не отвечают элементарным требованиям

Выбор решений случайный

Не осуществляется или почти не осуществляется

Не осуществляется или почти не осуществляется

Н осуществляется или почти не осуществляется

Учащиеся, процесс, результаты труда не изучаются или почти не изучаются

Не умеет или почти не умеет

Имеется, но допускаются существенные ошибки

Осуществляется стихийно

Используются, но чаще всего стихийно

План составляется по шаблону. Работа ведется стихийно

Объем, время и другие факторы процесса труда определяются стихийно

Ведутся, но допускаются существенные ошибки

Решения шаблонны, стереотипны

Осуществляется, но чаще всего стихийно

В основном осуществляется. Допускаются существенные ошибки

В основном осуществляется. Допускаются серьезные ошибки

Учащиеся, процесс, результаты труда изучаются. Допускаются несущественные ошибки

Обучает элементам НОТ, но стихийно, вне системы

Имеется. Допускаются несущественные ошибки

Выбор правильный. Применение не всегда наилучшее

Выбор целесообразен, в использовании есть несущественные ошибки

Обосновано, но не всегда вносятся поправки в процессе труда

Почти всегда обосновано, но допускаются несущественные ошибки

Ведутся осознанно, но допускаются несущественные ошибки

Выбор и решения обоснованы, допускаются несущественные ошибки

Почти всегда осуществляется. Допускаются несущественные ошибки

Всегда осуществляется, но допускаются несущественные ошибки

Почти всегда осуществляется. Допускаются не существенные ошибки

Учащиеся, процесс, результаты труда изучаются. Допускаются несущественные ошибки

Почти всегда обучает. Допускает несущественные ошибки

Формулируются точно, ясно. В процессе труда корректируются

Выбор наилучший, применение целесообразно

Выбор целесообразен, использование эффективно

План всегда обоснован, при необходимости корректируется

Обосновано наилучшим образом. В процессе труда корректируется

Ведутся осознанно. Есть целенаправленная система

Выбор и решения наилучшие или почти наилучшие в данных условиях

Всегда осуществляется осознанно и наилучшим или почти наилучшим образом

Всегда осуществляется наилучшим или почти наилучшим образом

Всегда осуществляется в наилучшем или почти наилучшем варианте

Учащиеся, процесс, результаты труда изучаются научными методами

Всегда обучает планомерно и эффективно

3. САМОАНАЛИЗ УРОКА.

1. Анализ урока. Обоснована ли постановка целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме. Доведены ли идеи урока до учащихся. Достигнуты ли цели урока.

2. Анализ структуры и организации урока. Структура урока соответствует его целям. Типа урока (комбинированный), его структура, логическая последовательность взаимосвязана с этапами урока. Целесообразно распределено время урока между ними. Форма обучения выбрана – групповая, т.к. … Оборудование урока. Рациональная организация труда преподавателя, мастера и учащихся.

3. Анализ содержания урока. Содержание урока соответствует требованиям ФГОС. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Генерализация основной идеи урока. Актуализация опорных знаний.

4. Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся. Инструктаж и помощь. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

5. Анализ методики проведения урока. Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Уместно использовались дидактическим раздаточный материал и технические средства обучения.

6. Анализ работы и поведение учащихся на урока. Общая оценка работы учащихся. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность и приемы поддержания дисциплины.

7. Культура общения с учащимися, соблюдение норм педагогической этики и такта, оценка созданного морально-психологического климата в данном коллективе.

8. Качество знаний, умений и навыков. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся. Виды проверки.

9. Анализ задания, полученного учащимися. Характер задания – творческий, закрепляющий, развивающий его посильность).

10. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику.

Недостатки урока. Вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока труда по строительному делу в 5 классе. Анализ урока.

Подробный конспект урока по строительному делу на тему: "Технология конструирования из металлического конструктора лестницы-стремянки"....

Формирования налогооблагаемой прибыли организации, ее анализ.

Маркетинг отношений на рынке алкогольной продукции[Изоматериал] : холст, масло / Б. М. Кустодиев (1878-1927) ; Межрегион, Реклама товаров народного потребления: сопоставительный анализ стилевых анализ...

методика организации и анализа деятельности групп взаимопомощи и взаимоподдержки

презентация по организации деятельности  групп взаимопомощи и взаимоподдержки в социозащитных учреждениях. (план, график, формы и методы работы, карта оценки деятельности)...

Инклюзивная культура в подростковой среде образовательной организации: сравнительный анализ результатов социологического опроса

Многие образовательные организации имеют свой уникальный опыт становления инклюзии в зависимости от кадрового состава, материально-технической базы, категорий детей с ОВЗ.В статье проводится анализ ре...

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока...

"Что такое урок, этапы подготовки урока, анализ урока"

Что такое урок? Как его  построить,  какие этапы необходимо соблюдать при этом. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подгото...