Консультация для воспитателей «Создание условий для успешной социализации ребёнка-дошкольника в образовательной организации».
консультация на тему

Шишина Татьяна Алексеевна

В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста и приобщение его к социальному миру всегда остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Создание условий для успешной социализации ребёнка-дошкольника в образовательной организации».

     Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.

 Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

 Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Факторы социализации:

Внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников. К ним относятся семья, детский коллектив. Дошкольное учреждение, культура.

Внутренние факторы – это индивидуальные особенности ребёнка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определённый стиль переживания межличностных отношений.

Аспекты социализации:

-Семья;

-детский сад;

-общество.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.

Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия

Поэтому в нашем учреждении проводится система мероприятий, направленных на осуществление процессов социализации личности, осуществляется педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей содействия в успешной первичной социализации ребенка:

деятельность педагога-психолога;

деятельность  учителя-логопеда;

деятельность воспитателя:

развитие навыков самоконтроля, самостоятельного принятия решений,

развитие эмоциональной, познавательной сфер,

моторики, формирование у ребенка целостного представления о мире профессий, мире труда.

Развитие и воспитание ребёнка в дошкольном учреждении должны привести к результату.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.

От того как педагог организовывает совместную деятельность с детьми напрямую зависит  развитие позитивной социализации  Слайд

 Принципу сотрудничества отводится большая роль в процессе социализации ребёнка. Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Важные принципы, которые должен соблюдать педагог на занятиях

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

 (Л.Н. Толстой)

Эффективная социализация ребенка невозможна без просветительской работы с родителями:

организации совместного развивающего и познавательного досуга, тренинга родительской эффективности, повышения роли семьи как социального института в процессе социализации личности ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шишина Татьяна Алексеевна – старший воспитатель. Социализация ребёнка-дошкольника в дошкольной образовательной организации

Слайд 2

Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте. Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Слайд 3

Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Слайд 4

Факторы социализации: Внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников. К ним относятся семья, детский коллектив, дошкольное учреждение, культура. Внутренние факторы – это индивидуальные особенности ребёнка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определённый стиль переживания межличностных отношений.

Слайд 5

Аспекты социализации: Семья Д етский сад О бщество .

Слайд 6

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Слайд 7

Цель дошкольного образования: Создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.

Слайд 8

Результат всего хода развития и воспитания ребёнка в ДОУ Осознание ребёнка самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей Максимальное раскрытие его индивидуально-возрастного потенциала Гармоничное развитие его личностных качеств Готовность к школьному обучению Овладение основами физической культуры и здорового образа жизни Умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками

Слайд 9

Коллективная работа Дидактические игры Сюжетно-ролевые игры Имитационные игры

Слайд 11

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (Л.Н. Толстой)

Слайд 13

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа»

Статья к методическому объеденению воспитателей интерната....

Создание условий для успешной социализации личности ребенка в условиях УДОД

Данная презентация содержит материализ опыта работы  по актуальной в настоящее время теме - процесс социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения (в частности, учреждения д...

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение) Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать покол...

Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...

Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...

Статья "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ."

В статье описаны особенности адаптаци в школе детей с УИН. А также приемы работы, которые я успешно использовала в своей практике....