Создание условий для успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на уроках " Основы социальной жизни"
статья

Шахматова Людмила Борисовна

В данном материале содержится информация о разделах, изучаемых на уроках основы социальной жизни, а также о  формах и методах работы на уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ»

Создание условий для успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)         на уроках ОСЖ        

                                                                                      Выполнила: Шахматова Л.Б.

                                                                                       учитель по предмету

                                                                                       основы социальной жизни  

2024 г.

           Процесс социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики.

Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».

Основной объем работы по формированию жизненных компетенций,  до вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проходил на уроках социально-бытовой ориентировки.

В условиях реализации ФГОС этот предмет заменен на предмет «Основы социальной жизни».

Сущность целей этих двух предметов совпадает – подготовить обучающихся к самостоятельной жизни.

Данный учебный предмет входит в обязательную часть образовательного процесса, раздел «Человек и общество».  Количество часов в 5 и 6 классах 1 час в неделю, далее увеличивается до  2 часов.

Основы социальной жизни, как коррекционный предмет, направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.

Сравнив содержание этих двух предметов по тематикам разделов, пришла к следующему выводу.

В программе предмета ОСЖ сохранен раздел «Личная гигиена», называется он теперь «Личная гигиена и здоровье».

В разделе «Одежда и обувь». Есть темы, которые уже встречались в программе предмета СБО,  и внесены новые: правила возврата или обмена купленного товара (одежды); хранение чека; гарантийный срок.

В разделе «Питание» также расширена тематика.

Раздел «Семья» дополнен темами: досуг, как источник новых знаний; досуг, как средство укрепления здоровья; досуг, как развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности; отдых и бездеятельность; виды летнего отдыха; планирование дорогостоящих покупок.

Внесены изменения и дополнения в раздел «Жилище».

Раздел  – «Транспорт», «Культура поведения» не изменился.

Темы разделов «Торговля», «Экономика домашнего хозяйства», «Трудоустройство», распределены по другим тематическим разделам. Например: тема продуктовые магазины представлена в разделе «Питание». Экономика домашнего хозяйства – в разделе «Семья», темы раздела «Трудоустройство» присутствуют в тематическом разделе «Предприятия, организации, учреждения».

Обновлено содержание и расширена тематика раздела «Средства связи», в соответствии с современными условиями  жизни. На смену устаревшим темам: телеграф, таксофон, телефон-автомат. Внесены  новые темы: сотовые компании, тарифы; влияние на здоровье излучений мобильного телефона; электронная связь; видео-связь (скайп), Почта России, компьютер.

Раздел – «Медицинская помощь». В программе предмета ОСЖ теперь звучит как «Охрана здоровья».

Раздел – «Учреждения, организации и предприятия». Звучит как – «Предприятия, организации, учреждения».

Раздел дополнен такими темами: муниципальные власти: структура, назначение; трудоустройство; деловые бумаги, необходимые для приема на работу; самостоятельное трудоустройство; государственная служба занятости населения; правила постановки на учет.

Таким образом,  содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» было дополнено и обновлено с учетом современных требований жизни.  К сожалению,  учебно-методический комплекс так и не разработан, отсутствует единая справочная литература и учебные пособия, в которых содержался бы необходимый познавательный материал.

Одна из серьезных проблем, возникающая перед учителем, - отбор нужного материала из огромного разнообразия источников для занесения его в рабочую тетрадь.

На  сегодняшний момент я опираюсь на методическую разработку для 5-9 класса автора-составителя Субчевой В.П.

Занятия по предмету ОСЖ часто проводятся в условиях, не позволяющих в полной мере реализовать предусмотренное программой содержание.

Работа по социализации учащихся дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы:

- принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений;

- принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы с детьми,

- диагностическая основа планирования,

- взаимодействия учителя, воспитателя и родителей.

Важно не просто «дать урок» по той или иной теме, а сформировать практические, жизненно значимые социально – бытовые умения и навыки.

На своих уроках использую межпредметные связи ОСЖ с уроками письма и чтения, математики, обществознания, факультативов ОБЖ.

На уроках основы социальной жизни обучающиеся учатся ориентироваться в задании,  планировать и контролировать  свою деятельность. Вначале учитель руководит деятельностью учащихся. Постепенно  помощь учителя сокращается, и старшеклассники самостоятельно выполняют контрольно-оценочные  действия. Это помогает учащимся в будущем лучше адаптироваться в социуме и быту.

         На уроках ОСЖ используются разнообразные  методы обучения и формы организации деятельности, методические рекомендации известных авторов по коррекционной педагогике: А.Р. Маллера, Л.М. Шипицыной, Г.М. Дульнева, Т.А. Девятковой, А.М. Щербаковой, В.В. Гладкой, В.В. Воронковой, Е.Д. Худенко и др.  

Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, темы по уходу за грудным ребенком, правил вызова врача на дом и т.д. Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях по основам социальной жизни, учащиеся расширяют свой социальный опыт. Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у обучающихся.  Например, при  изучении темы «Торговля» в кабинете создается прилавок, на котором выставляются различные упаковки от продуктов, муляжи овощей и фруктов и т.д.  Обучающиеся, сначала на уроках в игровой форме учатся  общаться с работниками магазина,  находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу. А во время учебной экскурсии  знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые. В старших классах больше внимания уделяется  деловой игре. Сценарии деловых игр разрабатывается педагогом. Например, изучая тему «Профориентация и трудоустройство», обучающиеся учимся составлять деловые бумаги, с которыми придётся сталкиваться выпускникам в реальной жизни, а также под руководством учителя разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Такие занятия проходят с большим интересом у обучающихся. Сначала одни выступают в роли работодателя, другие -  в роли работника, затем меняются ролями. Обучающиеся получают удовлетворение от успешного овладения знаниями, так как игровые моменты чередуются с упражнениями по формированию знаний, становятся более любознательными.  

В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость. Поэтому необходимо научить школьников планировать бюджет семьи разумно. Начиная с 5 класса, при изучении темы «Питание» постепенно начинаю формировать у учащихся экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда мы проводим не только дегустацию блюд, но и подсчитываем его стоимость, причём в двух вариантах – в первом случае, если все продукты купили в магазине, во втором – если овощи выращены на своём огороде. Заодно выявляется осведомлённость учащихся о текущих ценах на продукты. В старших классах при изучении темы «Экономика домашнего хозяйства» формируется умение подсчитать бюджет семьи на одну, две недели, умение планировать крупные покупки, подсчитать коммунальные расходы. Применяются методы моделирования реальных ситуаций, частично – поисковые, проблемные методы, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.

Особенно детям  нравится тема Питание, потому что можно готовить не сложные блюда из доступных продуктов.  Записали рецепт, приготовили в школе, дома ребенок обязательно должен повторить, естественно, под присмотром родителей и принести отчет. И многие дети не забывают об этом задании и напоминают своим родителям сами.

Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках ОСЖ, тем больше может быть уверенность  у учителя, что его выпускники используют полученные знания  в новой или измененной ситуации, что всегда является сложным для детей с интеллектуальными нарушениями.

Уроки ОСЖ очень важны для наших обучающихся, потому что  носят практический характер.

Работа на этих предметах строится на наглядности и практической деятельности.

Для изучения теоретического материала, использую карточки, анкеты, презентации. После выполнения практических работ на уроке. Вовлекаю родителей. Даю домашние задания при непосредственном участии родителей с просьбой оценить выполненную работу ребенка и заполнить карточку.

Конечно, не все родители, ответственно с первого раза, подходят к заполнению отчета и выполнению с ребенком такого домашнего задания. Для этого необходимо составлять домашнее задание и объяснять родителям объем и последовательность работ, которые они должны организовать дома.

Изучение предмета ОСЖ в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида является важным звеном  в жизни детей с недостатками интеллектуального развития. Как говорил Даниель Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам». Уроки ОСЖ помогают  детям  с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни,стрессоустойчивыми,открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.

Приложение 1

Дорогой родитель! На уроках по предмету «Основы социальной жизни» мы много и часто говорим об уходе за одеждой. Прошлую неделю мы посвятили умению читать ярлыки на одежде, что бы правильно ее стирать и сушить. Теперь пришло время для учеников применять знания на практике! На этой неделе пусть ваш ребенок займется стиркой самостоятельно.

Прошу вас проконтролировать этот процесс!

Пожалуйста, заполните таблицу внизу по рейтингу от одного до десяти, в соответствии с вашей оценкой по тому или иному пункту.

Cдать отзыв от родителей нужно до _________

Благодарю за сотрудничество,

Людмила Борисовна

Критерии оценивания

оценить от 1 до 10 баллов.

1

Cобрать грязную одежду по всему дому (и под диванами тоже)

2

Рассортировать ее по соответствующим группам. (цветное-белое-деликатное-шерстяное)

3

Перестирать всю одежду на соответствующих температурных режимах.

4

Сушить одежду в режиме "постирал-посушил", не забывая вещи в стиральной машине.

5

Одежду не подлежащую сушке в сушильной машине, повесить на веревочку

6

Сложить сухую одежду в корзины

7

Аккуратно все свернуть или погладить

8

Разложить по полочкам

9

С каким настроением ваш ребенок справлялся с работой?!

Подпись_____________

Ваш комментарий___________________________________________________________________________

Приложение 1

Дорогой родитель! На уроках по предмету «Основы социальной жизни» мы много и часто говорим о питании. Теперь пришло время для учеников применять знания на практике! На этой неделе пусть ваш ребенок приготовит завтрак.

Прошу вас проконтролировать этот процесс!

Пожалуйста, заполните таблицу внизу по рейтингу от одного до десяти, в соответствии с вашей оценкой по тому или иному пункту.

Cдать отзыв от родителей нужно до _________

Благодарю за сотрудничество,

Людмила Борисовна

Критерии оценивания

оценить от 1 до 10 баллов.

1

Определиться, какие нужны продукты для приготовления завтрака

2

Изучить рецепт приготовления блюда

3

Проверить срок годности продуктов

4

 Вспомнить технику безопасности работы с режущими инструментами, с плитой или микроволновой печью

5

Приготовить завтрак

Подпись_____________

Ваш комментарий___________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это...

Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....

Применение педтехнологий для социализация обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....

Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Образование должно приносить радость познания,радость общения. Любой ребенок-личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес в учению. Воспитание познавател...

Деятельность учителя по формированию БУД в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Как мы знаем, система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система о...