Методические рекомендации и диагностический материал воспитателям «Создание условий для успешной социальной адаптации воспитанников в условиях центра содействия семейному воспитанию»
методическая разработка
"Социальная полноценность есть конечная
целевая точка воспитания, так как все
процессы сверхкомпенсации направлены на
завоевание социальной позиции"
(Выготский Л. С.).
В центрах содействия семейному воспитанию Санкт-Петербурга воспитываются дети разной возрастной категории ( от 3х до 18 лет). Значительная часть детей поступает в центры из домов ребенка, социальных приютов или из приемныхсемей, где не сложились взаимные отношения.
Период адаптации детей младшего школьного возраста проходит наиболее успешно, чем у воспитанников - подростков. Они тяжело адаптируются к изменению своего социального статуса. Очень часто такие дети стараются отделиться от одноклассников, ребят в группе, друзей, замыкаются в себе, становятся агрессивными. У многих возникают неврозы. Им свойственны частые перепады настроения. Могут проявиться суицидальные наклонности. С момента прибытия ребенка в учреждение для детей-сирот, он постоянно находится с педагогом, который помогает ему максимально комфортно пройти период
адаптации в учреждении. С детьми работают педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели, руководитель, зам. директора по воспитательной и социальной работе, медицинские работники. Очень важно показать ребенку то, что его любят, видят в нем сильную личность, ценят, заботятся, уважают. Ребенок должен чувствовать свою значимость и необходимость. При создании таких условий, период адаптации у воспитанников разной возрастной группы пройдет более благополучно.
Ребенку в любом возрасте очень тяжело осознавать то, что его родители отказались от него, предали, бросили. Независимо от возраста, каждый сирота всегда ждет свою маму… Малыши и дети младшего школьного возраста тяжело переносят этот психологический кризис. В данной ситуации очень важна и необходима работа педагога – психолога. Правильно подобранная диагностика и дальнейшая работа позволяет ребенку благополучно
справиться с этим кризисом. Независимо от возраста, ребенку – сироте всегда нужно чуть больше любви, заботы, понимания и ласки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию № 4»
имении Токтогон Алтыбасаровой
СОГЛАСОВАНО
Зам.директор по социальной работе
_________________О.В.Симоненко
Методические рекомендации и диагностический материал воспитателям
«Создание условий для успешной социальной адаптации воспитанников
в условиях центра содействия семейному воспитанию»
(для выступления на семинаре воспитателей 11.03.2025г.)
"Социальная полноценность есть конечная
целевая точка воспитания, так как все
процессы сверхкомпенсации направлены на
завоевание социальной позиции"
(Выготский Л. С.).
В центрах содействия семейному воспитанию Санкт-Петербурга воспитываются дети разной возрастной категории ( от 3х до 18 лет). Значительная часть детей поступает в центры из домов ребенка, социальных приютов или из приемныхсемей, где не сложились взаимные отношения.
Период адаптации детей младшего школьного возраста проходит наиболее успешно, чем у воспитанников - подростков. Они тяжело адаптируются к изменению своего социального статуса. Очень часто такие дети стараются отделиться от одноклассников, ребят в группе, друзей, замыкаются в себе, становятся агрессивными. У многих возникают неврозы. Им свойственны частые перепады настроения. Могут проявиться суицидальные наклонности. С момента прибытия ребенка в учреждение для детей-сирот, он постоянно находится с педагогом, который помогает ему максимально комфортно пройти период
адаптации в учреждении. С детьми работают педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели, руководитель, зам. директора по воспитательной и социальной работе, медицинские работники. Очень важно показать ребенку то, что его любят, видят в нем сильную личность, ценят, заботятся, уважают. Ребенок должен чувствовать свою значимость и необходимость. При создании таких условий, период адаптации у воспитанников разной возрастной группы пройдет более благополучно.
Ребенку в любом возрасте очень тяжело осознавать то, что его родители отказались от него, предали, бросили. Независимо от возраста, каждый сирота всегда ждет свою маму… Малыши и дети младшего школьного возраста тяжело переносят этот психологический кризис. В данной ситуации очень важна и необходима работа педагога – психолога. Правильно подобранная диагностика и дальнейшая работа позволяет ребенку благополучно
справиться с этим кризисом. Независимо от возраста, ребенку – сироте всегда нужно чуть больше любви, заботы, понимания и ласки.
Очень часто воспитанники центров тяжело проходят период адаптации и в школе. Они приходят в новое для них общество людей. Дети - сироты садятся на последние парты, пассивны на уроках, не хотят работать в парах на практических занятиях, на переменах ни с кем не общаются, замыкаются в себе, неохотно идут на контакт с учителем и одноклассниками. У воспитанников – подростков случаются стычки (драки, конфликты) со сверстниками. Им свойственны беспричинные пропуски уроков, которые приводят к низкой успеваемости. К сожалению, многие воспитанники центров педагогически запущены. У них узкий кругозор, бедный словарный запас, мышление не соответствует возрасту. Они не всегда соблюдают режим учебного заведения. Это дети – одиночки, которые никому не доверяют. Их душа травмирована. Очень часто воспитанники центров по основным предметам аттестуются на «удовлетворительно». Причина такого поведения – низкая самооценка, неуверенность в себе как в личности, безразличность к окружающей их среде, отсутствие интереса к учебному процессу, стресс. Каждому педагогу, на уроке которого присутствует ребенок – сирота, необходимо создать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно: больше с ним общаться, чаще поощрять его, хвалить в присутствии всех ребят класса, поручать задания, с которыми он сможет справиться, заинтересовать внеклассной работой. При низкой успеваемости – помочь. Здесь большую роль играет постоянная связь педагога центра с учителями школы.
Помогать всегда и везде. Нужно дать понять ребенку, что учитель и воспитатель в любой ситуации поддержат и защитят его. Любой ребенок, чувствующий поддержку и понимание взрослого, растет сильной, уверенной в себе личностью. Ни в коем случае не нужно акцентировать внимание на том, что несовершеннолетний является воспитанником центра! Это снижает самооценку ребенка и подавляет лидерские качества. При выполнении этих простых рекомендаций, со временем, ребенок - сирота раскроется и будет с удовольствием посещать учебное заведение. Его успеваемость улучшится, прекратятся пропуски уроков и всегда будет сделана домашняя работа. Пусть с помощью педагога, он с интересом и желанием.
При поступлении в центр ребенок нуждается в социальной адаптации. Под социальной адаптацией понимается — процесс приспособления личности или группы к новой среде жизнедеятельности. Сотрудники учреждения помогают ребенку освоиться в центре. Для ребенка этот процесс непростой. Важно суметь его расположить к этому «дому», к новому коллективу взрослых и детей.
В учреждении воспитанникам предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Понятно, что ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в Центре.
Характеристика детей и подростков, попадающих в социальные учреждения показывает, насколько далеки они от такого состояния и насколько противоестественна была их прошлая жизнь.
Образ жизни их родителей в большинстве случаев характеризуется как антисоциальное: родители злоупотребляют алкоголем. В результате у таких детей искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, а интересы носят в основном примитивный характер. От своих благополучных сверстников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью. Большинство детей имеют эмоциональные расстройства различной степени выраженности, тревожность, замкнутость, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям.
Основным условием реализации поставленных задач является построение межличностных субъектных отношений между ребенком и остальными участниками педагогического процесса (воспитателем, специалистами, детьми группы). При этом взрослый создает условия для освоения конструктивных форм взаимодействия с социумом, облегчая тем самым присвоение ребенком социальных норм и правил и выводя его на новый уровень развития.
Важнейшая социально-педагогическая задача – дать заброшенному ребенку новую среду обитания, новые впечатления, отличные от всего того, что он испытывал до сих пор. Главная забота состоит в том, чтобы в стенах Центра было то, что в наибольшей степени удовлетворяет интересы детей и помогает развивать у них социально - значимые потребности.
В жизни Центра необходимо преобладание спокойной, ровной, доброжелательной атмосферы. Она дает возможность ребенку успокоиться, снять напряжение, страх, оценить новые условия жизни, выбрать линию поведения. В группе для ребенка важно получить возможность окунуться в атмосферу домашней жизни. Ее создает все - и тон общения воспитателя с детьми, и наличие своих вещей, одежды, обуви, и возможность по-своему обустроить уголок у своей постели, и возможность найти любимое местопребывание в учреждении.
Значительное место в содержании работы воспитателя по адаптации уделяется организации жизнедеятельности ребенка в новых условиях. Воспитатель регулирует режим дня ребенка, обучает навыкам самообслуживания, постепенно знакомит с требованиями, нормами, традициями группы, помогает ориентироваться в групповом пространстве: показывает расположение комнат, предметов, находящихся в этих комнатах, рассказывает о их назначении, учит пользоваться предметами обихода. Более расширенное освоение пространства и традиций центра осуществляется через беседы, рассматривание фотографий, творческих работ воспитанников, экскурсии, организацию общения с персоналом и старшими детьми, посещение концертов, утренников, досуговых мероприятий.
В период адаптации ребенок не принимает активное участие в мероприятиях группы и учреждения. Задача воспитателя – заинтересовать его в происходящих событиях, показать их целесообразность. Включение ребенка в социально-полезную деятельность осуществляется на завершающих этапах адаптации, когда стабилизируется эмоциональный фон и появляется интерес, инициатива и активность для участия в этой деятельности. Организация этого процесса происходит поэтапно: сначала ребенку дают небольшие индивидуальные поручения, затем постепенно организуется совместная деятельность с детьми. При этом воспитатель обращает внимание на закрепление положительных переживаний ребенка, связанных с успехом в деле на общую пользу, поддерживает стремление к проявлению инициативы и самостоятельности в освоенных видах деятельности.
Еще одним направлением работы воспитателя является помощь ребенку в установлении взаимоотношений с окружающими людьми. С этой целью организуются предварительные беседы с детьми группы о том, как необходимо встретить нового ребенка, как познакомиться с ним. Можно поручить кому-либо из детей сопровождать ребенка при освоении группового пространства. Воспитатель включает ребенка в игровую и трудовую деятельность постепенно, оставаясь рядом, чтобы в любую минуту подстраховать его. В дальнейшем ребенка вводят в социальное взаимодействие, знакомя с правилами, нормами ролевых и реальных отношений, упражняя в этически ценных формах общения, обучая бесконфликтному поведению. При организации взаимодействия с поступившим ребенком воспитатель использует индивидуальные формы с постепенным включением его в коллективную деятельность.
В организации взаимодействия ребенка с окружающими воспитатель использует методы беседы, совместного наблюдения за деятельностью, показа игровых действий, моделирования, чтения художественной литературы, создания проблемных ситуаций, этюды и драматизации и др. Важно помочь ребенку почувствовать себя равноправным участником группового взаимодействия. Для этого воспитатель может индивидуально обучать ребенка деятельности, которой владеет большинство детей группы (например, игре в шашки), привлекать его к обсуждению общих проблем группы, спрашивать совета при принятии решения, касающегося группового взаимодействия.
Подросток - существо деятельное. Его адаптация проходит более успешно, если он с первых шагов своего пребывания в Центре поставлен в позицию соучастника, созидателя новых условий своей жизнедеятельности, а не просто потребителя. Важно дать детям возможность создавать свой дом. Детей и подростков привлекают к жизни в семье, её благоустройству. Главное состоит в том, чтобы ребенок пережил чувство своего собственного дома. Когда у ребенка упрочится доверие к воспитателю, появится возможность корректировать его вкусы, изменять их к лучшему.
У ребенка с аутичным типом поведения повышенное внимание может вызвать негативную реакцию, поэтому воспитателю следует оградить его, попытаться найти занятие, дать возможность ребенку спокойно войти в новую среду.
Необходимым условием социальной адаптации ребенка является четкое разграничение в жизни Центра разрешаемого и запрещаемого("можно" и "нельзя"). Дезадаптивность подростка выражается в низкой степени социальной нормативности. Понимая, какая жизненная ситуация привела к низкому уровню усвоения подростком социальных норм, следует отдавать себе отчет в том, что предъявление к нему требований относительно выполнения определенных норм, правил распорядка должно быть последовательным, гибким. Необходимо исключить из педагогического обихода жестких и категоричных требований. Опыт показывает, что когда воспитатель пытается использовать свое положение и заставляет, навязывает новые правила жизни, дети не только сопротивляются, но и проявляют агрессию. Это осложняет адаптацию ребенка.
Границы снисхождения определяются конкретно. Нет необходимости препятствовать тем формам поведения, которые не опасны для ребенка, не наносят ему вреда, а также не становятся непереносимыми для окружающих. В опыте учреждений есть три безоговорочных запрета: нельзя красть, нельзя обижать слабого, нельзя уйти из Центра, не поставив в известность воспитателя.
Замечено, что дети тем легче приспосабливаются к запрету, чем сильнее искренняя уверенность взрослых в его необходимости и чем последовательнее он проводится в жизнь.
Выше говорилось, что социальная дезадаптация сопряжена со срывом коммуникативной деятельности детей, которая является следствием разносторонней социально-психологической депривации. Опыт позволяет определить требования к поведению взрослых в общении с детьми, склонными к изоляции. Они предполагают: мягкий стиль общения без требовательных, обязывающих интонаций, устранение того, что ребенка отпугивает, уважение его личностного пространства, предвидение сложностей в освоении новых условий жизни и помощь в их преодолении. Опыт показывает, что вывести ребенка из состояния изоляции помогают театрализованные представления, праздники. Ребенка увлекает драматизация, он становится более открытым к окружающим.
Более часто встречается на практике оппозиция в общении. Ребенок демонстрирует пренебрежение к правилам, к любому требованию, даже высказанному в дружелюбной форме. Оппозиция проявляется в форме агрессии, которая характеризуется импульсивностью, раздражительностью, когда воспитанник сбрасывает внутреннее напряжение в агрессивных формах самоутверждения; бранится, ввязывается в драку, бьет и ломает все подвернувшееся под руку. Адаптация детей, в общении которых преобладает оппозиционная или агрессивная тональность, достигается достаточно сложно. Здесь велика роль психотерапевтического влияния, полезна организация групповых тренингов.
Чтобы укреплять и развивать нормальные коммуникации детей и подростков, воспитателю следует очень бережно строить повседневное общение с детьми, исключающее жестокие категоричные требования, ориентироваться на позитивные возможности ребенка, восстановление чувства его самоценности.
Особо тщательными должны стать оценки, которые приходиться давать действиям воспитанников, следить, чтобы оценка адекватно воспринималась другими детьми и взрослыми. Непреложными правилами для воспитателя должно стать следующие утверждения: “подвергай критике поступок, не распространяй своих оценок на личность в целом”, “стремись заметить в ребенке положительное и опереться на него”. Если взрослый руководствуется этими принципами, диалог с воспитанником устанавливается, свидетельством чего становится стремление ребенка инициировать контакт, продолжать общение, желание его сделать длительным.
Успех диалога взрослого и ребенка становится реальным, если взрослый проявляет стремление к эмпатии и придерживается определенных принципов: внимательно выслушивает; деликатно входит в мир воспитанника, пытается принять его таким, каков он есть; старается не решать за ребенка проблемы, которые у него возникают, не предлагает готовых решений, а помогает ему дистанцироваться, смотреть на проблему со стороны, чтобы было легче самому найти оптимальные пути выхода из затруднительного положения.
Адаптация детей и подростков в учреждении, принятие ими новых принципов жизни, новых ценностей, в значительной степени зависит от того, насколько в Центре помогут ему осознать свою самоценность. Поэтому работа должна быть сориентирована на восстановление ребенка в правах, прежде всего, перед самим собой, формировании у него уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, уверенности в своих позитивных возможностях.
Осознание своей человеческой ценности, необходимое ребенку, приходит тогда, когда воспитатель начинает замечать сам и обращать внимание окружающих на его позитивные качества и свойства. Речь идет о таких индивидуальных особенностях, которые явно не бросаются в глаза, особенно в привычном, повседневном общении, но в каких-либо новых обстоятельствах неожиданно всплывают и становятся чем-то вроде открытия (Иван помогает кормить детей, Настя сама одолела первую в своей жизни книжку и т.д.).
Замечая в ребенке даже самую малость, педагог помогает ему предстать перед окружающими и в собственных глазах в новом и лучшем свете.
Обучая детей новым навыкам, воспитателю важно понимать, что дети, с которыми он имеет дело, нуждаются в эмоциональной поддержке и с ними многое надо начинать с чистого листа. Поэтому обучение строится в следующей логике: взрослый дает ребенку образец действия, создает условия для успеха, поддерживает, сочувствует в затруднительной ситуации, вместе с ребенком ищет ошибки, радуется удаче.
Таким образом, вся система отношений к ребенку должна подчеркивать его индивидуальность, его персональную значимость для окружающих. К примеру, каждый ребенок должен чувствовать внимание окружающих к значимым событиям своей жизни. День рождения каждого ребенка, его первый день в школе, успех в любом занятии - необходимо подчеркнуть значимость этих событий. Дети, которых помещают в социальное учреждение, всего этого не видели в своей семье, но к хорошему они привыкают быстро и те образцы поведения, которые преподают им взрослые, они усваивают и следуют им. Однако следует иметь в виду, что такие позитивные перемены влекут за собой перемены. Активизацию у детей и подростков новых потребностей, к удовлетворению которых надо быть готовым. Дело в том, что, чем активнее мы пробуждаем самосознание ребенка, чувство самоценности, тем сильнее ощущает он жажду персонифицированной любви, тем чаще его гложет червь сомнения по поводу того, насколько эта любовь прочна и искренна.
Основной акцент воспитатель делает на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого он использует такие приемы, как эмоциональное поглаживание, похвала, комплименты, проявление нежности, дружеские жесты и мимика, эмоциональное заступничество, успокаивание и т.п. Важно укрепить у ребенка уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для возникновения чувства безопасности и самоценности. Воспитатель побуждает ребенка рассказывать о том, что его беспокоит, объясняет ему, где и как можно просить помощь.
Одним из эффективных приемов является организация вечерних бесед под названием “Дневник событий дня”, где воспитатель и ребенок обсуждают, что хорошее происходило в течение дня, что плохое и как это можно исправить. Умение увидеть и подчеркнуть сильные стороны ребенка, предоставить ему возможность быть самим собой, позволяет обеспечить принятие ребенком сложившейся ситуации разлуки и актуализацию ресурсного состояния при переживании стресса. Подчеркивая самые незначительные достижения и успехи ребенка в деятельности, воспитатель формирует позитивное самоотношение ребенка и в какой-то мере восстанавливает его доверие к окружающему миру.
В период адаптации ребенок особо остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль воспитателя заключается в том, чтобы научить его элементам саморегуляции эмоционального состояния через систему специальных приемов и упражнений релаксационного и творческого характера. В некоторых случаях следует удерживаться от расспросов ребенка о его жизни в семье.
Самая первая задача всех, кто соприкасается с детьми и подростками, прибывшими в учреждение, оказать им максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни. Этот процесс сложен, но опыт показывает, что цель достигается, если на нее работает целый комплекс факторов: теплая, приближенная к домашней среда обитания, снисходительность окружающих, выражающая любовь к ребенку и веру в то, что он способен измениться к лучшему, персонифицированное внимание к его личности, а также, незнакомое ранее отношение заботы.
Приложение
Лист наблюдения за протеканием процесса адаптации вновь прибывшего воспитанника в учреждении интернатного типа
Ф.И. ребенка______________________
Ф.И.О. воспитателя____________________________
Дата рождения________________Дата поступления в Центр__________________
Класс______
|
| Оценка(+/-) | |
№ п/п | Критерии оценки процесса адаптации вновь прибывшего ребенка | Входной контроль (на момент прибытия) | Выходной контроль |
В графах «Входной контроль» и «Выходной контроль» необходимо указать даты заполнения |
|
| |
1. | Успеваемость |
|
|
- хорошо знает учебный материал по всем предметам |
|
| |
- имеет неглубокие знания по отдельным предметам |
|
| |
- имеет большие пробелы в знаниях по многим предметам |
|
| |
2. | Отношение к учебе |
|
|
- имеет высокий уровень учебной мотивации, сознательно относится к учебе |
|
| |
- имеет удовлетворительный уровень сознательности и интереса к учебной деятельности |
|
| |
- пренебрежительно относится к учебе, имеет низкий уровень сознательности |
|
| |
3. | Отношение к труду |
|
|
- понимает значимость трудовой деятельности в жизни человека, ответственно относится к поручениям взрослых и трудовым делам |
|
| |
- не понимает до конца важности труда, выполняет трудовые поручения под контролем взрослых |
|
| |
- не понимает необходимости труда, уклоняется от трудовых дел, выполняет поручения нехотя, только под контролем взрослых |
|
| |
4. | Комфортность |
|
|
- чувствует себя комфортно в новой среде, доволен условиями проживания и отношениями с другими детьми и взрослыми |
|
| |
- чувствует себя не совсем комфортно, но старается влиться в детский коллектив, принимает и соблюдает правила, принятые в школе, выполняет требования взрослых |
|
| |
- чувствует себя очень некомфортно, прямо или косвенно выражает свое недовольство условиями проживания и отношениями с окружающими людьми |
|
| |
5. | Тревожность |
|
|
- имеет низкий уровень тревожности, адекватно относится к большинству проблем и сложным ситуациям, с которыми сталкивается |
|
| |
- имеет средний уровень тревожности, в целом спокойно относиться к трудностям, испытывает беспокойство и тревогу лишь в некоторых личностно значимых ситуациях (ситуация проверки знаний, сложные отношения со сверстниками или с учителями и т.п.) |
|
| |
- имеет высокий уровень тревожности, большинство ситуаций с которыми сталкивается, вызывают у ребенка напряжение и беспокойство, склонен перекладывать на других ответственность за происходящие с ним события |
|
| |
6. | Агрессивность |
|
|
- вспыльчив, эмоционален, агрессивно реагирует на замечания окружающих, часто провоцирует конфликты, постоянно выяснят с кем-то отношения; использует нецензурную лексику в общении |
|
| |
- в целом ведет себя спокойно, но иногда может вспылить, проявить агрессию по отношению к окружающим, если его «задевают» |
|
| |
- ведет себя спокойно, нормально реагирует на замечания взрослых и сверстников, в конфликты не вступает
|
|
| |
7. | Самоконтроль |
|
|
- всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления. |
|
| |
- как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны. |
|
| |
Часто не может подавить нежелательные эмоции. Плохо владеет своими чувствами, легко выходит из себя. |
|
| |
8. | Коммуникабельность |
|
|
- всегда охотно и с удовольствием вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. |
|
| |
- общается с ограниченным кругом людей. Как правило, помогает товарищам, когда его просят. |
|
| |
- предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. Замкнут, необщителен. Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи. |
|
| |
9. | Положение в коллективе (в классе, в семейной группе) |
|
|
- пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела. |
|
| |
- пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п. |
|
| |
- в классе авторитетом не пользуется, ведет себя обособленно, не поддерживает тесных связей с одноклассниками (членами семейной группы) |
|
| |
10. | Отношения со взрослыми (воспитателями педагогами, младшим персоналом) |
|
|
- ведет себя со взрослыми адекватно ситуации, тактичен, соблюдает дистанцию в общении, выполняет требования и поручения, нормально реагирует на замечания. |
|
| |
- отношения со взрослыми строит избирательно, опираясь на симпатии и степень зависимости от них. Требования взрослых выполняет избирательно. Открыто своих антипатий не проявляет. |
|
| |
- отношения со взрослыми строит избирательно, опираясь на симпатии и антипатии и степень зависимости от них. Часто выражает несогласие с требованиями и поручениями взрослых, идет на открытую конфронтацию. |
|
| |
- неуважительно относится ко взрослым, не видит дистанции в общении, игнорирует требования взрослых, провоцирует конфликтные ситуации. |
|
| |
11. | Участие в классных и школьных мероприятиях |
|
|
Активно участвует во всех общественных делах, классных и общешкольных мероприятиях. |
|
| |
Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. |
|
| |
Редко принимает участие в общественных делах, классных и общешкольных мероприятиях. |
|
| |
12. | Усвоение и выполнение правил и норм поведения, установленных в учреждении. |
|
|
- знает и понимает правила и нормы поведения, принятые в школе-интернате. Адекватно воспринимает критику, прислушивается к советам, старается исправить свои недостатки. |
|
| |
- знает нормы поведения, принятые в школе-интернате, но иногда их нарушает. Не всегда прислушивается к справедливым замечаниям. |
|
| |
- знает нормы поведения, принятые в школе-интернате, но систематически их нарушает. Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления |
|
| |
Психолого-педагогическое заключение об степени адаптации вновь прибывшего воспитанника к учреждению: _____________________________________________________________________________
Рекомендации психолога: _____________________________________________________________________________
Дата ________
Педагог-психолог:_______________ Подпись_________
Воспитатель: _______________ Подпись_________
Заключение и рекомендации психолога прописываются через полгода пребывания воспитанника в школе-интернате.
При написания заключения осуществляется качественный и сравнительный анализ ЛИСТА НАБЛЮДЕНИЯ. Кроме того, при написании заключения следует ориентироваться на следующие уровни адаптации:
1. Высокий уровень:
- осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;
- баланс индивидуальными и социальными потребностями;
- гармония отношений с взрослыми и сверстниками;
- адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
- самоконтроль поведения;
- активное участие в жизни детского коллектива;
- удовлетворенность своим статусом и отношениями.
2. Средний уровень:
- конформизм в отношении норм коллективной жизни;
- преобладает либо индивидуальные, либо социальные потребности;
- неустойчивые отношения с окружающими;
- противоречивое отношение к педагогическим воздействиям;
- избирательное отношение к выполнению коллективных норм и правил поведения.
- внешний локус контроля поведения;
- периодическое участие в жизни детского коллектива;
- неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями.
3. Низкий уровень:
- неприятие и невыполнение норм коллективной жизни;
- дисбаланс индивидуального и социального;
- конфликтные отношения с окружающими;
- неадекватное отношение к педагогическим воздействиям;
- неуправляемое поведение;
- пассивное участие в жизни детского коллектива;
- неудовлетворенность своим статусом и отношениями.
Анкета « Адаптация» для беседы
- Нравится ли тебе распорядок дня в центре?
- Какие у тебя отношения складываются с детьми в группе?
- Какие отношения у тебя складываются со взрослыми?
- Нравится ли тебе питание в центре?
5. Чем увлекался до поступления в центр?
6. Чем бы тебе хотелось заниматься в свободное время?
7. Какую роль в группе хотелось бы тебе выполнять?
Анкета «Отношение к центру – школе»
Ф.И. _________________________, группа ____________, класс ______
Анкета позволяет выявлять уровень адаптации ребёнка к условиям проживания, обучения, воспитания к данному учреждению.
Инструкция: отвечая на поставленные вопросы, выберите тот вариант ответа, который отражает ваше мнение, обведите его кружком.
1 | Тебе нравится жить в детском доме - школе? | Да 3 | не знаю 1 | Нет 0 |
2 | С хорошим ли настроением ты встречаешься с одноклассниками и воспитателями? | да | не знаю | нет |
3 | Согласился ли ты перейти в другой детский дом, если бы тебе предложили? | нет | не знаю | да |
4 | Когда ты бываешь за приделами детского дома, то скучаешь по нему? | да | не знаю | нет |
5 | У тебя есть любимые занятия в детском доме? | много | кое-что | нет |
6 | Когда тебе трудно, ты можешь обратиться за помощью к друзьям, воспитателям? | всегда | иногда | нет |
7 | Ты часто обсуждаешь свои дела с друзьями? | часто | редко | нет |
8 | Ты хотел, чтобы у тебя был другой воспитатель? | нет | не знаю | да |
9 | У тебя в школе, классе много друзей? | много | мало | нет |
10 | Тебе нравятся твои одноклассники? | да | не очень | нет |
Всего: |
Анализ результатов.
За каждый первый ответ (первая колонка) – 3 балла, за промежуточный (вторая колонка) – 1 балл, последний (третья колонка) – 0 баллов. Суммируйте баллы.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше уровень адаптации ребёнка в данном коллективе.
25 – 30 баллов: высокий уровень адаптации, сформировано положительное отношение к себе как к члену данного коллектива.
15 – 24 баллов: средний уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива в целом сформировано.
10 – 14 баллов: низкий уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива не сформировано, ребёнок испытывает психологический дискомфорт.
Ниже 10 баллов: дезадаптация ребёнка, негативное отношение к школе-интернату (детскому дому).
Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику уровня психологического самочувствия воспитанников. Снижение уровня психологического самочувствия может служить показателем дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует его адаптации к условиям детского дома.
Качественная обработка результатов заключается в определении проблем взаимоотношений воспитанников (отношение к центру, наличие друзей и общение с ними, отношение к воспитателю, наличие интересных дел и др.)
Анкета «Твое отношение к центру и к группе»
(для воспитанников от 7 до 18 лет)
Твоему вниманию предлагается анонимная анкета. Давай поразмышляем о центре в котором ты живешь, поговорим о том, что тебе нравится и не нравится , что в необходимо изменить. Твои искренние суждения помогут сделать центр лучше и более комфортным.
Задание А. Предлагаем тебе ответить на вопросы. Выбери один из вариантов ответа, отметив его галочкой.
1. Нравится (комфортно) ли тебе в детском доме?
полностью удовлетворен
удовлетворен
трудно сказать (и да, и нет)
не удовлетворен
совсем не удовлетворен
2. Вкусно ли кормят?
очень вкусно
вкусно
трудно сказать (и да, и нет)
не вкусно
совсем не вкусно
3. Мероприятия, проводимые в детском доме, в группе – это здорово, или хотелось
бы чего-то другого?
очень нравятся
нравятся
трудно сказать (и да, и нет)
не нравятся
совсем не нравятся
Задание Б. Закончи каждое из предложений подходящими, на твой взгляд, вариантами ответов. В каждом вопросе можно отмечать несколько возможных вариантов.
1. Наша группа...
дружная и сплоченная
дружная, но иногда бывают конфликты
конфликтная, мы постоянно ссоримся
недружная, каждый существует сам по себе
другое_______________________________________________________
2. Наши воспитанники...
лучше всех, я других не хочу
мне интересны
безразличны мне
раздражают меня
очень грубы со мной
другое_______________________________________________________
3. На мой взгляд ...
в группе меня уважают
в группе относятся ко мне положительно
меня игнорируют (относятся так, как будто меня нет)
некоторые специально хотят меня обидеть
в группе ко мне относятся отрицательно
другое______________________________________________________
4. В нашем детском доме …
есть воспитанники, которые часто подвергаются насмешкам
некоторых из воспитанников просто игнорируют, не общаются с ними
есть дети, которые чувствуют себя одинокими
некоторых воспитанники часто унижают, оскорбляют
нет проблем в общении друг с другом
другое_______________________________________________________
5.Происходило ли с тобой в детском доме что-то из перечисленного…
меня оскорбляли
мне угрожали
обо мне распространяли слухи
меня толкали
меня били
ничего из выше перечисленного
другое_______________________________________________________
6. Мои отношения со старшими воспитанниками …
у меня нет друзей старше меня
все мои друзья – мои одногодки
у меня есть 1 друг старше меня
у меня есть 2- 3 друга старше меня
у меня много друзей старше меня
Задание В. Поделись, пожалуйста, своим мнением о взрослых, которые окружают тебя в центре. Прочитай внимательно утверждение, применительно к каждому из взрослых, указанных в таблице. (Например: «Я полностью доверяю воспитателю», далее «Я полностью доверяю другим педагогам детского дома», «Я полностью доверяю администрации центра» и т.д.). Оцени каждое из утверждений. Будь окровенен.
1. Я полностью доверяю …………………………………………………………..
2. …………………………………..… всегда выслушивает мое мнение
3. Я всегда могу обраться за советом и помощью к ………………………………..
4. Мне трудно ладить с ………………………………………………………………
5. …………………………………………… не хватает чуткости в отношении с детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЮ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ».
Одной из форм подготовки воспитанников к взаимодействию с внешней средой окружения является их вооружение основами правовых знаний. Прежде всего, это формирование осознанного отношения к реальны...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее социально-личностное развитие в условиях «СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 7»
Формирование мотивации познавательной деятельности подростков в условиях СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №7" по трем направлениям:1....
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ЦЕНТРАХ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ
В статье отражаются основные моменты адаптации воспитанников в условиях социального учреждения...
Методика духовно-нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников центра содействию семейному воспитанию является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявлен...
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников Верхневилюйского центра содействия семейному воспитанию имени И.И.Седалищева
Пояснительная запискаВ число наиболее актуальных задач, стоящих как перед органами государственной власти и местного самоуправления, так и интернатными учреждениями, входит задача совершенствования си...
Патриотическое воспитание подростков в условия Центра содействия семейному воспитанию
Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами. Любые крупные социально-политические изменения в с...
