Искусство быть родителями
методическая разработка на тему

 

Сборник адресован педагогам дополнительного образования, родителям.Сборник адресован педагогам дополнительного образования, родителям.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_byt_roditelyami.docx46.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа «Содружество»

Искусство быть родителями

СБОРНИК

методических рекомендаций

для родителей

Автор методист Никитина О.Н.

Москва

2017

Сборник адресован педагогам дополнительного образования, родителям.

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ИСКУССТВО  БЫТЬ  РОДИТЕЛЯМИ

  • Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами.  Ни в том, что появился таким на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал вам ожидаемого счастья.  Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И вы не в праве требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.

  • Ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для реализации.

  • Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым.  Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

  • Во многих капризах и шалостях малыша повинны вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.

  • Вы всегда должны верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться.

ЗАКОНЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ИСТИНЫ

Закон 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, которые он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон 3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4. Не налагайте запретов. В природе запретов – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6. Не идите на  поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.

Закон 8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка и для вас, родители!

Закон 11. Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

3 – 6 ЛЕТ: ОПРЕДЕЛИТЕ ГРАНИЦЫ.

Малыш должен понять, что не всегда бывает так, как хочет он. И если двухлетнего ребенка можно как – то отвлечь от его бесконечных «хочу», то для трехлетнего уже нужны конкретные правила, причем вы сами тоже должны их придерживаться.

ДЕТСКАЯ ИСТЕРИКА. Если ребенок требует чего-то криком и плачем, падает на пол в магазине, чтобы вы купили ему что-нибудь, не реагируйте. Следите только за тем, чтобы малыш не причинил себе вред. В любом случае старайтесь не поддаваться его капризам, потому что он будет всегда требовать у вас что-то таким образом. Как научить его терпению? Не приходите по каждому его требованию. Не прерывайте важных занятий, если ребенок хочет, чтобы вы прочитали ему новую сказку. Пусть подождет пару минут. Он должен понимать, что у вас могут быть важные дела.

МАЛЕНЬКИЙ АГРЕССОР. Если вы слишком уступчивы, рискуете воспитать драчуна и жадину. Не позволяйте ему обижать сверстников. Ребенок должен контролировать свои эмоции и уважать других. Старайтесь сами не реагировать агрессивно, так как это только ухудшит ситуацию. Говорите решительным, но спокойным тоном. Объясните ребенку, что он поступил неправильно и должен извиниться.

КАК ОБЪЯСНИТЬ? Старайтесь говорить с ребенком простыми и понятными фразами. Не требуйте, чтобы он воспринял сразу всю информацию. Если очередной раз подряд вы скажете ему «нет», не рассчитывайте, что малыш подчинится запрету. Поэтому одно отрицание лучше заменить на утверждение. Вместо «Не отнимай куклу у девочки», скажите: «Возьми другую куклу, вон ту в красном платье». Можете использовать в разговорах с ребенком форму «мы» вместо «ты». Например: «Мы не можем купить сегодня эту машинку!» (так вы покажете ребенку, что и вам приходится от чего-то отказываться), «Мы никого не обижаем! (ребенок видит, что это очень важно, ведь и мама так поступает).

РАЗВИТИЕ  МОТОРИКИ

        Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука… Пишут медленно, неуверенно».

Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Непонятно: чем больше строк исписывает в своей тетради ребенок, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов не соблюдает между буквами, да и буквами не назовешь те бесформенные каракули…»

        Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли ее готовить к школе лучше и основательнее?

        Письмо первоклассника – это продукция (плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения – это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.

        Развитый мозг ребенка и недоразвитая рука «шестилетки» - это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка – дошкольника можно и необходимо развить. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.

        Развитие графического навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, интерес ребенка к работе, его усидчивость, аккуратность.

        Формирование навыков самообслуживания также способствуют тренировке мышц рук. Надо учить ребенка быстро и ловко шнуровать ботинки, кроссовки, кеды, застегивать пуговицы, кнопки, молнии, надевать платье, рубашку, натягивать колготки, выворачивать одежду, а также убирать за собой игрушки, помогать выполнять некоторую работу по дому старшим. Тонкие, дифференцированные движения рук формируются и совершенствуются в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой.

        Полезны ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать руку в кулак и разжимать, показать пальцы по одному, постукивать попеременно двумя пальцами по гладкой поверхности и другие игры с пальчиками. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Таким образом, создаются важные предпосылки освоения письма в период школьного обучения.

        Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной  деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение  подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять движения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

ВОСПИТАНИЕ  ОРГАНИЗОВАННОСТИ  И  ОТВЕТСТВЕННОГО

ОТНОШЕНИЯ  К ВЫПОЛНЕНИЮ  ЗАДАНИЙ

       Известно, что процесс обучения заключает в себе большие возможности для воспитания. Многие ситуации, складывающиеся в процессе обучения, позволяют педагогу формировать у детей представления о правилах организованного  поведения, ответственное отношение к заданиям, указаниям взрослого, а также убеждать дошкольников в справедливости установленных правил, вызывать желание поступать в соответствии с ними.

        Нередко ребенок не следует указаниям педагога, не выполняет задание и не отвечает на поставленный вопрос не потому, что у него недостаточно знаний, а потому, что у него еще не сформирован соответствующий опыт, нет необходимого умения сосредоточиваться.

Первый опыт деятельности на занятиях дошкольники приобретают уже  на  начальном  этапе обучения (3—4 года). Эта деятельность еще полностью носит игровой характер , она основана на непроизвольном  интересе малышей к предлагаемому материалу, на подражании действиям педагога. Очень важно с самых первых занятий не только решать задачи обучения, но и разъяснять детям, как нужно поступать в тех или иных ситуациях, формируя активное отношение к процессу приобретения знаний, овладения новыми умениями, проявлению прилежания.

        В результате целенаправленной педагогической работы у малышей постепенно складываются первоначальные представления, что на занятии надо выполнять указания педагога.

        Правила поведения малышам еще не разъясняются. Для них понятны лишь наглядные примеры. Также неуместны строгие замечания. Прежде всего, потому что у малышей слабо развита произвольность поведения, а резкое замечание вызовет негативную реакцию. Строгое замечание встанет преградой к установлению взаимопонимания между взрослым и малышом. ( Причем даже если он и будет поступать так, как требует взрослый, то это будет свидетельствовать только лишь о формальном подчинении, а не  об охотном выполнении его распоряжений.)

        Во второй половине года педагог переходит к разъяснению того, что надо «стараться». Здесь вновь уместны только наглядные примеры.

        

На следующем этапе обучения и развития (4—5 лет), опираясь на программное содержание занятий, педагог формирует у детей представления об их значении, познавательные интересы, желание заниматься. Обращение к детям звучит примерно следующим образом: « На  занятиях можно узнать много нового и интересного».

        Большое влияние на детей оказывает сопоставление  педагогом их прежних знаний (умений) с  полученными сегодня. Такой прием как раз убеждает детей в справедливости  высказанного  суждения,  демонстрирует детям  рост  их  знаний.

        В конце учебного года на одном из  итоговых занятий, обсуждая с детьми то, чему они научились за год, педагог подчеркивает, что дети смогли достичь таких  результатов потому, что хорошо занимались – старались, внимательно слушали.

        На этом  этапе  впервые выдвигается задача формирования у детей начал ответственного отношения к деятельности на занятиях.  Педагог побуждает воспитанников к качественному выполнению заданий, разъясняет значение этой деятельности для приобретения знаний, умений, убеждает их в необходимости  приложения  усилий,  старательности.

        Решая  задачи формирования  у  детей навыков поведения в условиях окружения  сверстников, педагог приучает их к организованному поведению. Разъясняя правила, педагог  опирается на поступки детей, соответствующие этим правилам, подчеркивает значение этих правил для достижения качественного результата, выражает одобрение тем детям,  которые поступают в соответствии с н6ими, побуждая тем самым следовать их примеру. На занятиях перед педагогом стоит существенная задача:  формировать у детей умение выслушивать друг  друга,  участвовать в общей беседе.

        На  следующем этапе обучения и развития (5—6 лет) познавательные интересы  детей  становятся  полнее, разностороннее. Дошкольникам  становятся доступны более сложные представления  об  окружающем мире. Сообщение новых знаний, формирование более сложных умений позволяет педагогу подчеркивать значение занятий для развития познавательных  инте-ресов. Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные умения становится мотивом, побуждающим прилагать усилия  для выполнения разного рода заданий, одновременно способствующих  формированию нравственно-волевых качеств. Так, педагог  разъясняет: «Чтобы узнать много нового и интересного, надо внимательно слушать, стараться, добиваться хорошего результата, не  отступать  от  трудностей».

        Так познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств, и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребенка  к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники  успешно  овладевают  всей  суммой  знаний  и  умений.

        В тех случаях, когда ребенок допускает ошибку ( в ответе на занятии), перед педагогом встает очень сложная задача:  поправить ребенка и  не вызвать при этом  негативных  последствий. Поэтому исправление должно звучать очень корректно, мягко, в форме совета. На таком фоне и замечания принимаются без обид, и у ребенка  не  пропадет  желание  выполнять  задание.

        На  завершающем  этапе  обучения  и  развития (6—7 лет) замечания по поводу неорганизованного поведения становятся более категоричными, мотивируются отношением к товарищам, связываются с подготовкой к школе.

        Таким  образом, в процессе обучения и развития  на каждом  возрастном этапе  педагог формирует у детей  осознанное  отношение  к  учению :

  • формирует представления о том, какое значение имеют занятия для приобретения знаний, умений, каким должно быть отношение к вопросам и заданиям педагога;
  • воспитывает  нравственно—волевые  качества, необходимые  для выполнения учебных заданий. Учит детей проявлять настойчивость, целеустремленность;
  • воспитывает организованность, в которой  проявляется  умение сосредоточенно работать, не отвлекаясь от выполнения заданий, положительное  отношение  к  сверстникам. Он  учит проявлять это отношение в складывающихся ситуациях, разъясняя  их  значение для успешной работы всей группы;
  • воспитывает у детей гуманные чувства по отношению к сверстникам (отзывчивость, сопереживание) и  способствует  их  активному  проявлению.

ПАМЯТКИ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

ГЛАВНЫЙ  ПРИНЦИП

Существует принцип, без соблюдения  которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – БЕЗУСЛОВНОЕ  ПРИНЯТИЕ  РЕБЕНКА.

Безусловно принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т. д., а просто так, за то, что он есть.

Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения. А это говорит об  «условной любви»: что-то выполнил – хороший, что-то не сделал – плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания, т. е. передачи взрослыми своего опыта, знаний, сводится к какой-то дрессуре.

Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами:»Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т. д.

Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому.

Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психологического развития детей. Если они не получают знаков безусловного восприятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения.

ЕСЛИ   РЕБЕНОК   ПРОВИНИЛСЯ…

1. Не начинайте разговор с ребенком, если вы в плохом настроении.

2. Сразу дайте оценку проступку, ошибке; узнайте, что ребенок думает по этому поводу.

3. Не унижайте ребенка.

4. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.

5. Оценивайте поступок, а не личность: «Ты поступил плохо»  вместо «Ты плохой».

6. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуете, верите в него.

НАКАЗЫВАЯ РЕБЕНКА,  НУЖНО  ПОМНИТЬ…

  1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка.
  2. Наказание  должно быть не нормой, а исключением.
  3. Наказывайте за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.
  4. Не читайте длинных нотаций.
  5. Не напоминайте о проступке.
  6. Ведите разговор о проступке наедине с ребенком.

СОВЕТЫ   РОДИТЕЛЯМ

ВОПРОСЫ  ВОСПИТАНИЯ

Вы говорите « нельзя!», а  ребёнок  будто не слышит? Скорее всего в сложившейся ситуации виноваты вы сами.  Дело в том, что дети чаще всего «отбиваются от рук» в семьях, где нет единогласия  между взрослыми. Папа разрешил, мама – тут же запретила. Бабушка поругала, а дедушка за  то же самое похвалил. Только представьте, что творится в голове у ребенка!  Так что если у вас, взрослых, возникли разногласия, решайте их в отсутствии  малыша.  Он должен быть знаком  только с общим мнением старших.

Ребенок  нередко выходит из-под контроля, когда  находится в гостях, например, у бабушки. Прежде  чем отправить малыша к родственникам, договоритесь с ним – что можно и чего нельзя  разрешать. Но не давайте близким  жестких рекомендаций.  Они не станут им  следовать.  Вырабатывайте «свод законов»  совместно!

И ещё  одна беда родителей: непоследовательность.  Как часто вы сначала  запрещали,  а затем  уступали  просьбам своего  чада?  Наверняка,  нередко!  И  чего после этого  стоит  ваш  запрет?  Так  что  прежде  чем  разрешить  или  запретить,  принимайте  взвешенное  решение.  Научитесь противостоять  атакам  ребенка,  представляйте  ему  убедительные  доводы  в пользу  своей позиции.  Так  вы  приобретете очень  многое – в том  числе  и  уважение  малыша.

БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ

РЕБЕНОК  ПОЗНАЕТ   МИР

        Мир ребенка состоит из реальных объектов и предметов. Он познает мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребенок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда восхищает и потрясает, радует и удивляет. Чем больше в жизни ребенка будет игр – экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир. Поддерживайте доброе познавательное отношение малыша к миру, помогите ему познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир! Предоставьте ему возможность прочувствовать и пережить происходящие события. Поощряйте любопытство малыша.         

        Мышление ребенка раннего возраста наглядно – действенное. Играя, он постоянно производит какие – то действия: трогает, ощупывает, нюхает, стучит и прислушивается… Ребенок усваивает знания при условии многократного повторения. Проводите игру несколько раз с частичной новизной для поддержания у ребенка интереса. Четко выделяйте содержание игры и учитывайте способность ребенка к ее усвоению. Предлагая ребенку игры, предусматривайте их последовательность от простого к сложному. Максимально используйте активность самого ребенка. Прислушивайтесь к настроению малыша – никогда не настаивайте на повторении игры, если он устал, не в настроении или игра ему просто не нравится.

        Времена года – это замечательный подарок природы для развития у ребенка наблюдательности. Главная цель наблюдений – созерцание природы. Оно вызывает у ребенка эмоциональный отклик. Можно наблюдать за одним и тем же деревом в течение всего года. Для малыша важно повторить наблюдение несколько раз, примечая новые качества наблюдаемого объекта. Используйте окно как сезонную декорацию. Если вы заметили, что малыш подошел к окну, постарайтесь использовать этот момент для общения с ним и его обучения. Ваше участие в наблюдениях обязательно! Комментируйте все происходящее за окном. Говорите о том, что видите в данный момент. Следите за своей речью – она должна быть четкой, эмоционально яркой, неторопливой и никогда – многословной, торопливой, абстрактной.

        Игры с природным материалом обладают терапевтическим эффектом – они нормализуют деятельность ребенка: возбудимого успокаивают, заторможенного – активизируют. Игры – опыты можно проводить с объектами неживой природы – водой, льдом, снегом, камешками, песком. Они помогут научить ребенка:

- показывать предметы, обладающие существенными признаками;

- понимать сенсорные свойства предметов;

- группировать предметы, контрастные по величине;

- понимать и обозначать словом наблюдаемые явления;

- высказывать свои впечатления.

        Организуемые вами наблюдения помогут обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты окружающего нас мира, природных явлений, научат его всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, научат его беречь окружающую природу и заботиться о ней.

ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ШОЛЕ

КАК ТЫ ПОСТУПИШЬ, ЕСЛИ…

Современная школа предъявляет к ребенку повышенные требования: придя в первый класс, ребенок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. В рамках занятий по подготовке к школе педагог учит детей читать, считать, развивает мелкую моторику, учит решать логические задачи, предлагает упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Но наравне с этим необходимо учитывать, что ребенок попадает в новые для него условия обучения, в которых он не должен потеряться или растеряться. Поэтому необходимо психологически подготовить ребенка к этим условиям. Для этого  моделируются  и разыгрываются  ситуации, которые могут произойти с ребенком в школе:

  • Ребенок не может справиться с полученным заданием;
  • Он не понимает, как выполнить задание;
  • Ребенку стало плохо (заболела голова, живот, тошнит);
  • Хочет спросить о чем-то учителя, но стесняется и т. д.

Уважаемые родители!  Выберите  время и в спокойной, доверительной беседе поговорите  с ребенком, предложите разобрать ситуации, которые могут случиться с ним в школе. Спросите его, как он поступит, если:

  • Его кто-то обидит;
  • Он кого-то обидит;
  • У него что-то заболит;
  • Он потеряет какую-то вещь;
  •  Поссорится с товарищем, и т. д.

НА  ПУТИ  К  ШКОЛЕ         

ТЕМПЕРАМЕНТ

        Ребенок приходит в мир наделенным врожденными чертами строения организма, но наиболее важными являются особенности мозга ребенка и его нервной деятельности. Изучение этих особенностей – соотношение возбуждения и торможения, их  быстроты и силы – позволило выделить четыре типа темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).

        Свойства темперамента накладывают отпечаток на характер и способности, поведение в повседневных и неожиданных обстоятельствах, особенности общения и взаимодействия с людьми. От темперамента зависит глубина интересов, скорость запоминания, быстрота восприятия, способность к концентрации внимания, удобный темп деятельности и многое другое. Темперамент определяет динамику психической жизни, становление индивидуальности. В нем своеобразие путей развития каждого ребенка. Под влиянием окружающей среды темперамент может видоизменяться, но в раннем детстве он отчетливо проявляется в поведении ребенка и должен обязательно учитываться педагогом и родителями.

        Учет темперамента необходим при организации жизнедеятельности ребенка, условий для  его обучения, при  организации рабочего пространства и пространства для отдыха.

        Дети – САНГВИНИКИ –         жизнерадостные, бодрые, редко унывающие, подвижные, деятельные, им необходимо пространство для подвижных игр. Они быстро и охотно увлекаются  спортивными занятиями.

        ФЛЕГМАТИКИ – более спокойные дети, у которых преобладает сдержанное поведение, для них необходимо создать условия, позволяющие заняться спокойными видами деятельности, выделить  место для уединения.

ХОЛЕРИКИ  часто меняют вид деятельности: за многое берутся, но ничего не доводят до конца. Перед ними ставятся новые, по возможности более трудные задачи,  требующие от них максимального сосредоточения.

МЕЛАНХОЛИКАМ необходимо время для сосредоточения, их чаще  надо подбадривать и поощрять.

Учет темперамента ребенка необходим при составлении индивидуального маршрута его развития, при построении  взаимоотношений с ним и выражается в личностно-ориентированном подходе педагога к каждому ребенку.

        Одной из важнейших задач работы педагога является подготовка детей к обучению в школе. Среди навыков учебной деятельности важное место занимают такие, как  умение начинать и заканчивать работу одновременно с другими детьми, работать в едином темпе.  Формирование этих навыков зависит от типа темперамента ребенка. Задача педагога -  помочь выпускнику  в успешной адаптации к школьному обучению:

  • Учить ребенка – холерика и ребенка – сангвиника четко соблюдать правила деятельности, нормы поведения, доводить дело до конца. Создавать ситуации, когда необходимо сдерживать себя, проявить выдержку.
  • Учить ребенка – меланхолика проявлять настойчивость, преодолевать неуверенность в себе. Поощрять инициативу, отмечать его положительные черты, давать ему высказаться.
  • Вовлекать ребенка – флегматика в активную деятельность, создавать ситуации, способствующие формированию умения сразу включаться в работу, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Учить работать в едином темпе и заканчивать работу одновременно со всеми детьми.

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

СОВЕТЫ    РОДИТЕЛЯМ  

БУДУЩИХ   ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  • Испытывать уважение к ребенку как к личности.
  • Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
  • Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению.
  • Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необходимые для этого навыки.
  • Поощрять успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.
  • Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок.
  • Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
  • Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).
  • Строго придерживаться режима дня.
  • Перенести на выходные дни просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения времени пребывания в статичной позе).
  • Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности организовать посещение бассейна.
  • Во время выполнения домашнего задания (не более 90 минут) проводить физкультминутки, следить за осанкой ребенка.
  • Для мобилизации внимания ребенка напоминать правило «Успеваек»:

Делай все скорее сам, не смотри по сторонам,

Делом занимайся, а не отвлекайся!

  • Следить, чтобы после школы ребенок  гулял на свежем воздухе 30-60 минут.
  • Обеспечить отход ребенка  ко сну не позже 21.00.
  • За 10 минут до отхода ребенка ко сну проветрить комнату.
  • Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получится, что он очень умный и добрый.
  • Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 мин; ставить будильник у изголовья детской кровати противопоказано).
  • Перед завтраком дать  ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока.
  • Обеспечить ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.
  • Нужно убедительно сказать ребенку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную.
  • Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду (если очень хочется пить, взять в столовой теплый сладкий чай с лимоном).

 Беседа с будущим первоклассником.

  1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  3. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  4. Не дерись без причины.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  10. Старайся быть аккуратным.
  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  12. Помни! Ты не хуже  всех, ты не лучше всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

УЧЕНИК МЛАДШИХ КЛАССОВ:

ОБОСНУЙТЕ КАЖДОЕ «НЕТ».

Когда ребенку исполняется 7 – 8 лет, он начинает отдаляться от мамы. Для него все важнее становится мнение других людей. Вам нужно смириться с мыслью, что  то, что скажут его друзья, порой будет важнее того, что решите вы. Как вести себя в этом случае?

ОБЪЯСНЯЙТЕ ОТКАЗ.  Вы должны правильно аргументировать свое решение. Речь идет о том, чтобы ребенок видел, что все, что вы говорите и делаете, продиктовано любовью и заботой, а не вашим капризом. Благодаря такому вашему  поведению малыш и сам научится аргументировать собственные решения. Избегайте категоричных фраз, чтобы не обидеть ребенка. Помните, что принимать решение имеет право каждый, только в разной степени: маленький – реже, взрослый – чаще.

«А ДРУГАЯ МАМА РАЗРЕШИЛА». Не позволяйте втянуть себя в эту игру, научитесь четко отвечать на подобные аргументы: «А в других семьях родители разрешают детям не спать до 11 вечера». Объясните ребенку, что он должен раньше ложиться в кровать, иначе утром будет уставший и не сможет сосредоточиться в школе. Не подвергайте сомнению слова других родителей. Но и не старайтесь им уподобляться – от этого ребенок не станет любить вас больше. Он просто поймет, что может вами легко манипулировать.

«Я ХОЧУ ЭТО!» Дети школьного возраста часто хотят иметь вещи, которые видят у своих сверстников. Если ваш ребенок таким образом уговаривает купить ему что-то, объясните подробно, почему вы не собираетесь это покупать. Когда он потребует непозволительно дорогую куртку, скажите ему прямо, что вам еще нужно оплатить счета за квартиру, кредит и т.д. Можете посоветовать ребенку начать откладывать часть своих карманных денег, а вы в будущем добавите ему недостающую сумму. Когда вы отказываете ребенку в покупке, например, дорогого сотового телефона и слышите удивленное  «Ну почему?», объясните все, как есть: «Я считаю, что тот телефон, который у тебя сейчас, достаточно хороший, хотя и не самая новая модель» или « Это слишком дорогая покупку, у меня есть деньги, но  они отложены на другие важные вещи!»

«Я ИДУ ГУЛЯТЬ!» В этом возрасте детей часто приглашают на разные праздники, например на первые вечеринки. Если не хотите отпускать ребенка, объясните, почему, используя веские аргументы: «Я не согласна, чтобы ты шел с друзьями на пикник, который начинается только в 9 вечера. Там не будет ни одного взрослого, а я боюсь за тебя. Я тебя отпущу, если пикник будет днем».

ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ ПРАВИЛ,  установленных вами же, старайтесь их не нарушать, а нарушив, объяснитесь с ребенком и извинитесь перед ним. Ведь если он заметит, что вы не придаете значения сказанному, то никогда не будет воспринимать ваши слова всерьез, в том числе и запреты.

НАУЧИТЕСЬ  ПРАВИЛЬНО  ОТКАЗЫВАТЬ

        Правильно отказывать – значит отказать так, чтобы ребенок не расстроился. Например, в магазине вы не хотите покупать ребенку что-то вредное или совершенно бесполезное. В таком случае спросите у ребенка, зачем  ему нужна эта вещь, выразите свою точку зрения и, оставляя возможность выбора, предложите купить в следующий раз иди выбрать что–то более полезное.

        Дети, которым родители позволяют все, не ощущают себя счастливыми и не чувствуют себя в безопасности. Поэтому часто становятся агрессивными и провоцируют взрослых к решительной реакции, чтобы таким образом проверить, есть ли кто-то, кто поддержит их и обезопасит.

        Лучше, чтобы ваш ребенок обижался на вас, когда что-то запрещаете, нежели думал, что ему все дозволено.

        Важно научить детей умело отказывать. Запрещая что-либо, старайтесь показать малышу, что уважаете его мнение. Позволяйте и ребенку не соглашаться с вами. Именно в семье он может почувствовать свое право быть несогласным. Этот опыт поможет не поддаться дурному влиянию в будущем, когда вас не будет рядом.

        Малыш нуждается в том, чтобы его хвалили и давали ему свободу. Но помните: точно так же он нуждается в том, чтобы периодически ему в чем-то отказывали. Как делать это правильно?

        Категорический отказ неприятен для обеих сторон - как для мамы, так и для ребенка. Кто знает, может, для вас даже больше? Ведь сколько раз вы чувствовали дискомфорт из-за того, что у вашего малыша грустное личико и слезы на глазах!

        Труднее всего отказать ребенку, когда вы пребываете в прекрасном настроении. Вы думаете: « Я ведь сэкономила на покупках, следовательно, на новую машинку должно хватить». Или: «Дочь отлично убралась в комнате, все просто блестит, она заслужила поход в кино с друзьями» (хотя это уже третий поход на этой неделе!). Или же: «Он и так несчастный: сейчас каникулы, а у него рука в гипсе, пусть  играет в приставку (на компьютере), сколько хочет».

        В такие минуты вам трудно произнести слово «нет», но вы должны. Иначе вам не удастся хорошо воспитать ребенка. Отказ – это принятие важного решения, касающегося вашего малыша. А ответственность за него несете вы, поэтому и не должны разрешать любимому чаду все.

        Как поступать, чтобы слово «нет» принесло результат и как можно больше пользы ребенку? Прежде всего начните приучать его к этому слову и другим формам отказа как можно раньше.

УЧИМСЯ  ОБЩАТЬСЯ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Любой ребенок – отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или неженка – заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.

  • Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.

  • Не скупитесь на похвалу. Исполнителя  надо хвалить, а если  критиковать, то только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.

  • Всякое повышение требований начинать с похвалы, даже авансом.

  • Ставьте перед ребенком достижимые цели.

  • Вместо приказаний – просить совета или помощи, как у равного.

  • Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.

  • При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

  • Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают. Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны! Можно обойтись и без них!

СОВЕТЫ  ДЕТЯМ

  • Доверяйте родителям – они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам, дать хороший совет.

  • Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.

  • Делитесь своими радостями.

  • Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.

  • Старайтесь их понимать, помогайте им.  Не огорчайте и не обижайтесь на них понапрасну.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Мамы и папы! Помните!

  • От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
  • Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, чем мы ее наполняем.
  • Даже требования, которые вы предъявляете должны быть наполнены любовью и надеждой.
  • Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
  • Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  • Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.
  • Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
  • Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
  • Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям.

  • Перед выходом из дома получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
  • Вернувшись домой, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и     участия за чашкой чая.
  • В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
  • На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
  • В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для  других членов семьи.
  • Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родительского собрания " Право быть родителем, обязанность стать хорошим родителем."

Эта беседа может быть проведена при первой  встрече с родителями пятиклассников. А также может быть интересна родителям ребенка от года и до бесконечности......

Искусство быть родителем

Советы для родителей!...

Искусство быть родителем.

Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится....

Искусство быть хорошим родителем:12 важных книг

Искусство быть хорошим родителем:12 важных книгhttp://www.forbes.ru/forbes-woman-photogallery/psikhologiya/272219-kak-stat-khoroshim-roditelem-12-vazhnykh-knig/photo/1...

Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

План работы классного руководителя (в рамках программы «Искусство быть родителем») на 2019-2020 уч. год

В результате реализации родительского всеобуча:- улучшилась взаимосвязь между семьей и школой;- родители активно участвуют в жизни класса и в воспитательном процессе;- родители стали лучше понимать св...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...