Проектная деятельность
консультация по теме

Баева Марина Анатольевна

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА сл1 Сл2 Цель создания проекта в школе – создание условий для успешного изучения языка и освоения основ исследовательской деятельности в рамках единой системы урочной и внеурочной работы по предмету. Сл3 Задачи проекта: ➣ формировать представления о проектной работе; ➣ формировать навыки планирования, сбора и обработки информации; ➣ уметь анализировать, составлять отчет, оформлять сноски; ➣ формировать позитивное отношение к работе: проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с планом работы. Современное общество в течение всей жизни будет проверять уровень сформированности общеучебных компетенций выпускника, а на рынке труда эти компетенции в сочетании со свободным владением иностранным языком откроют новые возможности. Для «свободного владения» традиционной программы, ограниченной страницами учебника, недостаточно. Действительно, подавляющая часть населения России не владеет даже базовой лексикой на бытовые темы! Современная школа должна вовлечь учащихся в языковую деятельность, сформировать желание самовыражения, помочь преломить языковой барьер, реализовать их интеллектуальный потенциал. Сл4 Проектная деятельность помогает решать эту проблему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА сл1

Сл2 Цель создания проекта в школе – создание условий для успешного изучения языка и освоения основ исследовательской деятельности в рамках единой системы урочной и внеурочной работы по предмету.

Сл3 Задачи проекта:

➣ формировать представления о проектной работе;

➣ формировать навыки планирования, сбора и обработки информации;

➣ уметь анализировать, составлять отчет, оформлять сноски;

➣ формировать позитивное отношение к работе: проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с планом работы.

Современное общество в течение всей жизни будет проверять уровень сформированности общеучебных компетенций выпускника, а на рынке труда эти компетенции в сочетании со свободным владением иностранным языком откроют новые возможности. Для «свободного владения» традиционной программы, ограниченной страницами учебника, недостаточно. Действительно, подавляющая часть населения России не владеет даже базовой лексикой на бытовые темы! Современная школа должна вовлечь учащихся в языковую деятельность, сформировать желание самовыражения, помочь преломить языковой барьер, реализовать их интеллектуальный потенциал.

Сл4 Проектная деятельность помогает решать эту проблему.

Школа реализует компетентностно-ориентированное образование. Отличительная черта проекта – вовлечение учащихся 5-11 классов в проектную деятельность на протяжении всего периода обучения. Он имеет социально-педагогическую и научно-познавательную направленность. Программа проекта в соответствии с ФГОС НОО развивает способности ребёнка и формирует такие универсальные учебные действия, как планирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция, формируя коммуникативные и социальные навыки для успешного интеллектуального развития личности. Проблемное обучение в рамках проекта проходит индивидуально и в группах, краткосрочно и долгосрочно. Аргументированная защита своей концепции, оценка работы по обозначенным критериям дают бесценный опыт публичных презентаций.

За время работы с проектной деятельностью мы перешли от простых бумажных носителей  на уроках к проектной деятельности с презентациями в Power Point с исследовательскими работами, с интерактивными мультимедийными презентациями.

Сл5 Для урочных монопроектов проектная деятельность строится на базе разговорных тем уроков. На подготовительном этапе – обычная работа над темой с обозначением всех важных моментов. Одновременно планируется и распределение ролей. Дополнительно рассматриваются пункты плана, которые ученики собираются изучить углубленно в индивидуальном порядке. Обязательно проведение контроля с целью профилактики возможных проблем. Обучающиеся совместно с учителем разрабатывают критерии оценивания, которое проводится в трехстороннем порядке: учитель – класс – ученик.

Сл6 На подготовительном этапе внеурочных проектов межпредметной и надпредметной направленности через анкетирование или личную беседу выявляются интересы и предпочтения обучающихся. Правила участия и инструкции по вопросу оформления конечного продукта оговариваются заранее. Группы формируются по личностным характеристикам, по интересам, по уровню владения английским языком. На начальном этапе обучения темы могут быть предложены учителем. Принципиальные условия, соблюдаемые при работе над темой:

➣ Компьютерная грамотность;

➣ Умение аргументировать и делать логичные выводы;

➣ Распределение материала от простого к сложному, от  частного к общему.

Следующие этапы внеурочного проекта – выбор темы, определение цели и задач проекта, формирование групп, распределение обязанностей. На этапе  поискового исследования мы решаем, где можно найти информацию, в каком виде можно представить продукт проектной деятельности. Это «внешний продукт», определяемый участниками проекта. Мы обсуждаем  ещё и  «внутренний продукт» проектной деятельности – развитие межличностных, вербально-лингвистических, визуально-пространственных  и внутриличностных способностей учащихся.

Промежуточный контроль работы – оформление и представление, обсуждение и доработка проекта. Заключительный этап – публичная защита, подведение итогов, анализ выполненной работы, выявление причин успехов и неудач. Конечный продукт подлежит обязательному оцениванию.

Сл7   Для реализации проектной деятельности одним из эффективных приемов является Метод проектов – «метод решения проблем» так как позволяет реализовать потенциал  как учеников, так и учителя. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления  и отработки навыков решения учебных задач.

Сл8 Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В это понятие входят:

Речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтении.

Социокультурная компетенция – формирование представления о социокультурной специфике стран изучаемого языка.

Языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по темам в качестве необходимой основы для оформления речевых умений.

Учебно-познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ.

Компенсаторная компетенция – формирование умения выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств

Информационная компетенция – умение самостоятельно работать со справочной литературой, находить необходимую информацию по разным отраслям знаний. 

Сл9 Подходы, позволяющие мне реализовать ключевые компетентности:

· Личностный подход: формирует социально-значимые качества выпускников – самосознание и самореализацию, социальную активность, мобильность, креативность, стремление реализовывать конкретную осознанную цель.

·  Компетентностный подход: ученик из пассивного объекта педагогического воздействия превращается вактивного субъекта проектной деятельности.

·  Дифференцированный подход: гарантирует адекватную языковую нагрузку, отработку практических навыков самостоятельной деятельности.

·  Деятельностный подход: открывает перед ребенком весь спектр возможностей и создает установку на свободный выбор.

Сл10 Метод проектов обычно ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но исходя из использованных УМК, можно констатировать  что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления  и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который  будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Младшие школьники не обладают большим лексическим запасом, некоторые из них не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. На этапе  знакомства с проектной деятельностью увеличивается время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков. Целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации.

Первые проекты начинаются в начальной школе. Для начала проектной деятельности лучше всего подходят такие темы, как “All about me”, “All about my house”, “My room”, “All about my family” и др. Первые проекты представляют собой небольшие работы, содержащие минимум текста на английском языке и требующие от ребенка в основном работы с картинками или фотографиями. Для создания этих проектов используются готовые шаблоны в рабочих тетрадях.

В средней школе (5-6 класс) темы проектов усложняются и касаются разных аспектов жизни Великобритании. В связи с отсутствием у детей достаточного словарного запаса на данном этапе проекты пишутся на русском языке и направлены на расширение знаний по страноведению. Так, в одном из проектов пятого класса учащимся предлагается написать о системе образования в нашей стране и сравнить ее с системой образования в Великобритании.

Начиная с седьмого класса, рекомендуется все проекты выполнять на английском языке.

Сл11,12,13 основные требования к использованию метода проекта в учебном процессе вы видите на слайдах.

Сл14 Таким образом, проектный метод имеет высокообразовательную ценность, ориентирован в большей степени на формирование умений и навыков участвовать в учебных проектах, возможность индивидуальной творческой самореализации; содействует приобретению конкретного практического опыта, который можно использовать вне урока иностранного языка; позволяет использовать иностранный язык для открытия и познания чего-то нового; содержит задания проблемного характера, материалы для проведения всевозможных исследований, опросов, интервью; способствуют воспитанию таких черт характера, как трудолюбие и настойчивость, активность, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, а также развитию мышления, памяти, эмоций и воображения.

Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:

  • Выдвижение идеи;
  • Практическая деятельность учащихся в рамках проекта;
  • Промежуточный контроль;
  • Обсуждение способов оформления проекта;
  • Документирование проекта;
  • Презентация результатов проекта;
  • Подведение итогов выполнения проекта (рефлексия).

Практическое использование результатов работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставках и т.д.)

Алгоритм построения работы  над проектом предполагает следующие этапы:

  1. Мотивация. Внимание учащихся следует акцентировать на проблемах, интересующих в первую очередь их самих, и не имеющих однозначного решения.
  2. Информационное обеспечение. Использование всех компонентов УМК, материалов интернета, периодики. Проведение исследования, опроса общественного мнения.
  3. Первичная обработка информации. Анализ материала согласно опыту, знаниям, интересам учащихся. Обмен мнениями, составляется первоначальный план работы.
  4. Вторичная обработка информации. Учащиеся конструируют проблемные ситуации, корректируют план, работают по определенному аспекту проблемы.
  5. Сбор дополнительной информации. Предполагает умение учащихся сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.
  6. Осмысление, сравнение, анализ и коррекция. Учащиеся учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и исправлять ошибки.
  7. Заключительный этап. Представление проекта.

В теоретическом плане проектная деятельность позволяет:

1.     Вовлечь максимальное количество учеников, проявить исследовательские навыки, повысить мотивацию к обучению.

2.     Изменить способ коммуникации учителя и ученика: учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

В практическом плане имеется ряд инновационных моментов:

1. Овладение навыками работы с новейшими сетевыми ресурсами.

2. Активное внедрение в учебный процесс идеи самоконтроля и самооценки, способствующих достижению устойчивых положительных результатов.

3. В рамках проектной деятельности на уроках монологические высказывания (разговорные темы) переводятся в разряд монопроектов. Личное участие в составлении рассказов, экскурсий, с подборкой фото, видео материала повышают мотивацию учащихся и способствует снятию языкового барьера. От раза к разу ребёнок чувствует себя все более уверенным в себе. Так достигается ситуация успеха!

Проектная деятельность дает возможность совершенствовать коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, развивать языковые средства и навыки пользования ими, формировать социокультурную осведомленность, применяя общеучебные и специальные учебные умения. Коммуникативная и языковая компетенции проектных учащихся отражаются на результатах предметных олимпиад и НИК.

Таким образом, я уверена, что внедрение проектной деятельности в систему образования обеспечит существенное повышение качества.

Список литературы

1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М. Дрофа, 2004. – 96 с.

3.  Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность на уроках английского языка Учитель английского языка МАОУ СОШ №1 Баева Марина Анатольевна

Слайд 2

Цель: создание условий для успешного изучения языка и освоения основ исследовательской деятельности в рамках единой системы урочной и внеурочной работы

Слайд 3

Задачи проекта: -формировать представления о проектной работе -формировать навыки планирования, сбора и обработка информации -уметь анализировать, составлять отчет, оформить сноски -формировать позитивное отношение к работе: проявлять инициативу, стараться выполнять работу в срок в соответствии с планом работы

Слайд 4

Проектная деятельность: - вовлечение учащихся - развивает способности ребенка -формирует такие УУД, как планирование, прогнозирование, целеполагание , контроль, оценка, коррекция, саморегуляция

Слайд 5

Урочные монопроекты : - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ) -УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ -ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ -КОНТРОЛЬ

Слайд 6

Внеурочные проекты: - подготовительный этап(анкетирование, личная беседа) -выбор темы (определение цели и задач, формирование групп, распределение обязанностей) -поисковые исследования (где найти информацию, в каком виде представить продукт) -промежуточный контроль (оформление и представление, обсуждение и доработка) -заключительный этап (публичная защита, подведение итогов, анализ выполненной работы)

Слайд 7

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Слайд 8

Основная цель – возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. -речевая компетенция - социокультурная компетенция -языковая компетенция -учебно-познавательная -компенсаторная компетенция -информационная компетенция

Слайд 9

Подходы, позволяющие реализовать ключевые компетентности: - личностный подход - компетентностный подход -дифференцированный подход - деятельностный подход

Слайд 10

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Слайд 11

Основные требования к использованию метода проекта в учебном процессе: • наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания; • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

Слайд 12

• структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов), т.е. разделение проекта на этапы и распределение обязанностей между участниками; • использование исследовательских методов, предусматривающих следующий алгоритм действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач с использованием совместного обсуждения («мозговой атаки», «круглого стола»), выдвижение гипотез решения поставленных задач;

Слайд 13

• обсуждение методов исследования (анализ информации, эксперимент, наблюдение и т.д.); • обсуждение вариантов оформления конечных результатов (презентация, ролевая игра, видеоклип, доклад и прочее); • сбор, систематизация и анализ полученных данных; • подведение итогов, оформление результатов, их презентация; • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Слайд 14

Проектный метод - ориентирован на формирование умений и навыков участвовать в учебных проектах, -содействует приобретению конкретного практического опыта, -позволяет использовать иностранный язык для открытия и познания чего-то нового, -содержит задания проблемного характера, -способствует воспитанию трудолюбия, настойчивости, активности, любознате5льности, отстаивания своей точки зрения, -развивает мышление, память, эмоции, воображение.

Слайд 15

Алгоритм построения работы над проектом предполагает следующие этапы: - Мотивация. -Информационное обеспечение. -Первичная обработка информации. -Вторичная обработка информации. -Сбор дополнительной информации. -Осмысление, сравнение, анализ и коррекция. -Заключительный этап.

Слайд 16

В нашей школе при обучении английскому языку мы используем учебно-методический комплект (УМК) «Английский в фокусе» (« Spotlight »). Это совместное издание издательства «Просвещение» и британского издательства « Express Publishing », предназначенный в качестве учебника английского языка для общеобразовательной школы.

Слайд 17

Модуль 1. School days . Можно предложить исследование. Этапы : 1. Определение узкой темы согласно общей теме модуля: « My favourite school subject ». 2. Формулирование варианта проблемы. Наводящие вопросы: What’s your favourite school subject(s)? Why do you like it (them)? Do you know what school subjects other (older/younger) students (your classmates) like? Why? It is interesting to find out, isn’t it? И другие вопросы .

Слайд 18

3. Обсуждение методов исследования. Выслушать предложения, выбрать лучший вариант. В данном проекте наиболее целесообразно использовать анкету-опросник. Можно составить вопросы вместе на уроке, можно предложить в качестве домашнего задания, на следующем уроке обсудить и составить анкету. Например: What is your name ?; How old are you ?; What class are you in ?; What is your favourite subject (s)? Why ?

Слайд 19

4. Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся проводят сбор информации. Можно разделить на пары или мини-группы и провести исследование в целом (составить рейтинг предметов) или по возрастным категориям, отдельно среди мальчиков и девочек (по желанию). Безусловно, необходимо курирование учителем. Можно договориться о проведении опроса с учителями или учащимися.

Слайд 20

5. Анализ результатов, их оформление. Это может быть презентация, доклад, и др. Все зависит от подготовленности учащихся и их желания. Определенно данное исследование должно быть обнародовано, то есть необходимо представить результаты исследования другим учащимся.

Слайд 21

Теоретически : - максимальное количество учеников -изменение способа коммуникации учителя и ученика Практически: - овладение навыками работы -внедрение в учебный процесс идеи самоконтроля и самооценки -монологические высказывания переводятся в разряд монопроектов

Слайд 22

Проектная деятельность дает возможность совершенствовать коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, развивать языковые средства и навыки пользования ими, формировать социокультурную осведомленность, применяя общеучебные и специальные учебные умения.

Слайд 23

Список литературы 1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). 2. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М. Дрофа, 2004. – 96 с. 3. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.

Слайд 24

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...