Отчёт по теме самообразования
материал на тему

Федотова Светлана Викторовна

Отчёт по теме самообразования "Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Горбатовская областная специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат для глухих и позднооглохших детей»

Выступление на МО учителей русского языка

Тема  самообразования:

 «Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы»

                                                                                   

                                                                                                 Подготовила

                                                                                         учитель русского языка

                                                                                                 Федотова С. В.

2017

Сроки реализации: 2017 – 2019 г.г.

 

Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.

Задачи:

  • Продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание русского языка, литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания русского языка и литературы.
  • Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих программ по преподаваемым предметам.
  • Улучшение подготовки глухих обучающихся к экзаменам.
  • Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.

Создание условий:

  • для проявления творческих способностей обучающихся на уроках;
  • для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету;
  • для участия детей в олимпиадах и конкурсах.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение успеваемости и уровня обученности глухих  обучающихся, мотивации к изучению предмета.
  • Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
  • Доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Тема моего самообразования: «Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы».

    В современной системе образования повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в течение всей педагогической деятельности. Известно, что педагог может называться педагогом с большой буквы, если учится сам. 
 Я считаю, что самообразование учителя должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанализу и самооценке, а не только на сугубо профессионально значимые знания и умения по теории и методике предмета, хотя они база для всех решений учителя.
  Обучение своё я строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей. 
Стремлюсь создавать условия для личностно – ориентированного подхода в обучении учащихся. В своей практике применяла и применяю нестандартные виды уроков. 
 Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. 
На этих уроках стараюсь оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. На таких уроках активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи. Мною проводятся такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания.
 В своей педагогической деятельности, которая насчитывает уже достаточный стаж работы, я стараюсь применять и даже не побоюсь этого слова «примерять» все педагогические инновации. Я считаю, что сейчас учитель свободен в выборе современных педагогических технологий: технология проектного обучения, технология развития, критического мышления, проблемное обучение, проектное обучение, технологии логико-смыслового моделирования и другие. И все эти инновации через самообразование, повышение квалификации и совершенно новую форму - сетевое сообщество. И все это непременно на УРОК. 
  Я стараюсь, чтобы на моих уроках царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Я применяю на уроках приемы критического мышления, так как считаю, что технология развития критического мышления через чтение и письмо развивает интеллектуальные способности учащихся.

    Структура технологии развития критического мышления путём чтения и письма стройна и логична. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. Структура данной технологии состоит из трёх этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Это своеобразный алгоритм урока, который можно представить в виде таблицы:

Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Осмысление содержания:

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения.

Рефлексия:

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.

Приёмы и стратегии технологии критического мышления.

Кластеры («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приёмом на всех стадиях технологии.

Бортовой журнал – приём обучающего письма, когда учащиеся записывают свои мысли.

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Как звали…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Мог ли…?

Будет…

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

В чём различие…?

Что, если…?

Что будет, если…?

Использование элементов технологии критического мышления на уроках русского языка.

Кластеры.

   Система кластеров охватывает большое количество информации. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником в виде смысловых блоков.

    Кластеры можно использовать и в начале темы, и в её конце. В начале мы узнаём, что уже знаем по теме, дополняем кластер новым материалом, который только предстоит изучить. Школьникам нравится данная работа, они с удовольствием выполняют её. В конце изучения темы сравниваем первоначальные сведения с вновь изученными, делаем вывод и ставим задачу на будущее, что предстоит изучить по теме в старших классах. Степень сложности кластеров различна. Слабым ученикам можно предложить кластер с наводящими вопросами. На заключительном этапе изучения темы можно предложить этот же кластер, но уже без наводящих вопросов. Такой способ активизирует мышление.

   Заполнять кластеры можно индивидуально, в парах и группах. Актуально предложить самим учащимся создание кластера по изучаемой теме, данная работа развивает не только мышление, но и самостоятельность. При изучении темы «Предложение» целесообразно предложить учащимся установить причинно-следственные связи между «гроздьями»:

   Как связаны между собой смысловые блоки «главные члены» и «однородные члены», «главные члены» и «нераспространённые предложения»? школьники при помощи кластера выстраивают свой ответ, устанавливая эти связи.

Простое

Сложное

Нераспр.

Распростр.

По цели выск

По интонации

Учащиеся могут подготовить рассказ, как по всему кластеру, так и по отдельным его блокам, а так же рассказать о связях блоков между собой. Стадию вызова на уроке можно осуществить при помощи верных и неверных утверждений. Чтобы выполнить данное задание, учащиеся должны обладать умением анализировать, сопоставлять факты, подбирать примеры, обосновывать свою точку зрения.

   Большую роль в освоении новой темы играет самостоятельная работа учащихся. Умение самим разобраться в прочитанном гораздо важнее, чем этот материал будет изложен учителем. Больший процент усвоения материала имеет место тогда, когда ученик выступает в    роли учителя и обучает других.

   Чтобы выполнить данное задание, учащиеся должны обладать умением анализировать, сопоставлять факты, подбирать примеры, обосновывать свою точку зрения.

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.

Дифференцированные задания являются важным средством обучения и воспитания, направленным на развитие мыслительной и творческой активности учащихся, их интереса к изучению предмета.

Дифференциация заданий в технологии уровневой дифференциации позволяет следить за усвоением знаний каждым учеником. Система работы по уровневой дифференциации способствует саморазвитию не только личности ученика, но и педагога.

Синквейны.

Способность излагать сложные идеи требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн – это стихотворение, позволяющее описать суть понятия. Это стихотворение, состоящее из пяти строк:

Тема или предмет (существительное)

Описание предмета (два прилагательных, причастия)

Действие предмета (три глагола, характеризующих этот предмет.

Отношение автора к предмету (предложение, состоящее из четырёх самостоятельных слов)

Синоним темы (предмет) или слово-вывод.

Родина!

Могучая, прекрасная,

Восхищает, удивляет, спасает.

Мой светлый край берёз!

Москва!

Огромная, бурлящая,

Оглушает, угнетает, поглощает

Я хочу жить в деревне!

Мегаполис!

Интересно использование синквейнов в качестве средства творческого самовыражения. Они позволяют выявить наиболее важные, запоминающиеся образы, понятия, события, даёт возможность творчески поработать над важными понятиями темы с учётом возрастных особенностей учащихся, создаёт условия для раскрытия их творческих способностей.

   Я повышаю собственный профессиональный уровень через особую форму самообразования – работу в педагогических Интернет – сообществах. Самым эффективным способом показать результаты своего учительского творчества является размещение материалов в Интернете.

  Итак, современное образование ставит перед учителем высокую планку в воспитании и обучении детей. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Самое главное для меня - работать над собой, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. 
   ИКТ позволяют мне раскрыть свои личностные качества, устанавливать

доброжелательные отношения в межличностных контактах, осуществлять принцип взаимосотрудничества ученика и учителя. Информационно - коммуникативные технологии вовлекают школьников в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, развивать свои творческие способности.

   Использование ИКТ на уроках ведёт к повышению активности на уроке тех детей, которые по различным причинам ранее ею не отличались. Поэтому приходится осваивать разные программы для более качественного обучения и воспитания своих учеников. 
Применение ИКТ помогает мне не только в обучении, но и в воспитании своих учеников. Классные часы с использованием компьютерных презентаций позволяют более глубоко донести до сознания детей тот или иной материал, помогают в нравственном воспитании подрастающего поколения, способствуют сплочению коллектива класса.

   Основная цель моей деятельности – создание оптимальных условий для учащихся к овладению навыками анализа, развитие их умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в школе.
Большое значение приобретает на моих уроках информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
  Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Моя работа над темой самообразования продолжается.

Литература:

https://www.prodlenka.org/

https://multiurok.ru/

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под.ред. Е.С. Полат. М., 1999

2. Осмоловская И. Школьные проекты: деятельность, направленная на обогащение знаний и духовного мира. Осмоловская И. // Директор школы, 2003, №10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования

Использование ИКТ на уроках биологии, химии....

Отчёт по теме самообразования

Отчёт учителя физики МОУ Буравцовской СОШ по теме самообразования  "Использование информационных (компьютерных)  технологий и элементов интеграции как средство повышения эффективности обучен...

Отчёт по теме самообразования

Применение метода проектов при изучении информатики На протяжении последних лет моя личная методическая тема самообразования звучит следующим образом: «Метод проектов, как технология формирования ключ...

Отчёт по теме самообразования

План работы по теме самообразования "Блочная система сруктурирования учебного материала, как условие оптимизации современного урока истории", цели, задачи, литература, этапы работы....

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

ОТЧЁТ по теме самообразования «Использование игровых моментов на уроках английского языка в начальной школе».

Существует много приемов и методов повышения творческой активности учащихся. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обуч...