Методические рекомендации по построению урока в соответствии с требованиями ФГОС.
методическая разработка на тему

1.Структурные элементы учебного занятия, соответствующие требованиям ФГОС.

2. Структура уроков в рамках деятельностного подхода 

3. Методы обучения

4. Информационно – коммуникационная технология.

5. Технология критического мышления

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekom_fgos_urok_palyaeva.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по построению урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Структурные элементы учебного занятия, соответствующие требованиям ФГОС.

Основные этапы организации учебной деятельности:

  • Постановка учебных задач - создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи;
  • Совместное исследование проблемы - поиск решения учебной задачи;
  • Моделирование - фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта;
  • Конструирование нового способа действия - построение ориентированной основы нового способа действия.
  • Переход к этапу решения частных задач - первичный контроль за правильностью выполнения диагностическая работа (на входе);
  • Применение общего способа действия для решения частных задач - коррекция отработки способа
  • Контроль на этапе окончания учебной темы - диагностическая работа (на выходе), организация дифференцированно й коррекционной работы

В урочной деятельности учителя математики  для освоения УУД используют системно – деятельностный подход к построению урока

Структура уроков

в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

 Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение старшеклассника в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 2) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

 На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

 На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель с помощью исследовательских методов.

 5. Реализация построенного проекта.

 На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

 6. Первичное закрепление.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают упражнения на новый способ действий с отработкой алгоритма и разработкой творческих заданий.

 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную, исследовательскую деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие

Методы обучения

Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Частично поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Результат: вывод, схема, таблица, сформулированное правило, памятка-алгоритм и т.д.

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

В условиях реализации требований ФГОС рекомендуется использовать технологии обучения:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Технология модульного обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Здоровьесберегающие технологии

Информационно – коммуникационная технология.

Информационные технологии учителями лицея  используются  на различных этапах урока математики:

  • использование тренинговых (тренировочных) программ;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • использование игровых и занимательных программ.

Компьютер используется на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Использование информационных технологий рассматривается  в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

· создание уроков с использованием ИКТ;

 · творческая проектная работа учащихся;

· дистанционное обучение, конкурсы;

· обязательные занятия по выбору

· творческое взаимодействие с педагогами

Технология критического мышления

Критическое мышление– это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Этому процессу присуща открытость новым идеям.

 1. Критическое мышление – мышление самостоятельное

2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

 3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

 4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

 5. Критическое мышление – мышление социальное

Технология развития критического мышления (РКМ) позволяет педагогам лицея решать следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Учитель математики                                              Л.Е.Паляева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка урока  в соответствии с требованиями ФГОС по истории на тему "Отечественная война 1812 года"...

Расширение возможностей для развития умений чтения: рекомендации по успешному овладению в соответствии с требованиями ФГОС. Предметные и метапредметные аспекты обучения чтению на иностранном языке.

Расширение возможностей для развития умения оценивать полученную в процессе чтения текста/книги информации, а также выражать свое мнение по прочитанному (предметные результаты овладения чтением) реали...

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".

Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему  "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая раз...

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".

Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему  "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая раз...

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Уравнение».

Урок  открытия нового знания, разработан в системе деятельностного подхода в обучении.  На уроке совершенствуются навыки решения, уравнений и задач.  На уроке использовались различные в...

Выступление на методическом совете на тему: «Урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО».

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, мобильностью. Требования к образованию меняют приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. Сегодня в основе урока лежит систем...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС с учетом регионального компонента

Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Раскрыты отличительные признаки ...