Методические рекомендации по построению урока в соответствии с требованиями ФГОС.
методическая разработка на тему
1.Структурные элементы учебного занятия, соответствующие требованиям ФГОС.
2. Структура уроков в рамках деятельностного подхода
3. Методы обучения
4. Информационно – коммуникационная технология.
5. Технология критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekom_fgos_urok_palyaeva.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по построению урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Структурные элементы учебного занятия, соответствующие требованиям ФГОС.
Основные этапы организации учебной деятельности:
- Постановка учебных задач - создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи;
- Совместное исследование проблемы - поиск решения учебной задачи;
- Моделирование - фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта;
- Конструирование нового способа действия - построение ориентированной основы нового способа действия.
- Переход к этапу решения частных задач - первичный контроль за правильностью выполнения диагностическая работа (на входе);
- Применение общего способа действия для решения частных задач - коррекция отработки способа
- Контроль на этапе окончания учебной темы - диагностическая работа (на выходе), организация дифференцированно й коррекционной работы
В урочной деятельности учителя математики для освоения УУД используют системно – деятельностный подход к построению урока
Структура уроков
в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение старшеклассника в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 2) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают упражнения на новый способ действий с отработкой алгоритма и разработкой творческих заданий.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную, исследовательскую деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие
Методы обучения
Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Частично поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Результат: вывод, схема, таблица, сформулированное правило, памятка-алгоритм и т.д.
Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
В условиях реализации требований ФГОС рекомендуется использовать технологии обучения:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Технология модульного обучения
- Технология проблемного обучения
- Здоровьесберегающие технологии
Информационно – коммуникационная технология.
Информационные технологии учителями лицея используются на различных этапах урока математики:
- использование тренинговых (тренировочных) программ;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- использование игровых и занимательных программ.
Компьютер используется на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Использование информационных технологий рассматривается в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:
· создание уроков с использованием ИКТ;
· творческая проектная работа учащихся;
· дистанционное обучение, конкурсы;
· обязательные занятия по выбору
· творческое взаимодействие с педагогами
Технология критического мышления
Критическое мышление– это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Этому процессу присуща открытость новым идеям.
1. Критическое мышление – мышление самостоятельное
2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
5. Критическое мышление – мышление социальное
Технология развития критического мышления (РКМ) позволяет педагогам лицея решать следующие задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Учитель математики Л.Е.Паляева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС по истории на тему "Отечественная война 1812 года"...
Расширение возможностей для развития умений чтения: рекомендации по успешному овладению в соответствии с требованиями ФГОС. Предметные и метапредметные аспекты обучения чтению на иностранном языке.
Расширение возможностей для развития умения оценивать полученную в процессе чтения текста/книги информации, а также выражать свое мнение по прочитанному (предметные результаты овладения чтением) реали...
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".
Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая раз...
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".
Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая раз...
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Уравнение».
Урок открытия нового знания, разработан в системе деятельностного подхода в обучении. На уроке совершенствуются навыки решения, уравнений и задач. На уроке использовались различные в...
Выступление на методическом совете на тему: «Урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО».
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, мобильностью. Требования к образованию меняют приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. Сегодня в основе урока лежит систем...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС с учетом регионального компонента
Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Раскрыты отличительные признаки ...