Личностно-ориентированный подход на уроках литературы
презентация к уроку

Силинская Анастасия Александровна

Выступление на методическом объединении в рамках Окружного Конкурса "Педагог года 2019" в Можайском Городском Округе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно- ориентированный подход на уроках литературы ( по методике Е.Н. Ильина) Силинская Анастасия Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Гимназии №4 г. Можайска

Слайд 2

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека , забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития . Личностно- ориентированный подход

Слайд 3

Евгений Николаевич Ильин родился 8 ноября 1929 года в Ленинграде. Окончил ЛГУ в 1955 году. Работал учителем литературы в школах Ленинграда. С 1993 года – профессор Открытого университета экологии человека и искусства в Санкт-Петербурге. Евгений Николаевич Ильин

Слайд 4

Умножать, а не только уважать человека в человеке. Е.Н.Ильин Методика Е.Н. Ильина Библиография: Ильин Е.Н. Урок продолжается. – М.: Просвещение, 1973. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982. Ильин Е.Н. Роман М.А. Шолохова “Поднятая целина” – М.: Просвещение, 1985. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. – М.: Просвещение, 1986. Ильин Е.Н. Рождение урока. – М.: Педагогика, 1986; Калининград, 1989 (с изм.). Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М.: Просвещение, 1986. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М.: Педагогика, 1991. Ильин Е.Н. Минувших дней итоги… – Л.: Лениздат , 1991. Ильин Е.Н. Из блокнота словесника. – С-Пб., 1993. Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. – М.: Школа-Пресс, 1994. Ильин Е.Н. Как увлечь книгой. (Учитель – учителю). – С-Пб., 1995. Ильин Е.Н. Деловой человек и книга. – С-Пб., 1995. Ильин Е.Н. Воспитаем читателя. (Советы родителям). – С-Пб., 1995

Слайд 5

Методика Е.Н. Ильина Целевые ориентации • Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение. • Преподавание литературы как искусства.

Слайд 6

Методика Е.Н. Ильина Концептуальные положения и гипотезы • усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку; • принцип гуманизации : нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений; • художественность: урок литературы строится по законам искусства ( художественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем; • принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют , а составная часть программы воспитания; • в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду; • идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;

Слайд 7

Методика Е.Н. Ильина • нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений; • знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития; • сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины; • педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»; • формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать; • метод духовного контакта; • демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю; • учитель - предметник, художник, врач; • работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

Слайд 8

Методика Е.Н. Ильина Особенности содержания Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы: а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым; б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице); в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Слайд 9

Особенности методики В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге. Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем. Методика Е.Н. Ильина

Слайд 10

Методика Е.Н. Ильина Урок литературы - это: - человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; - своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя; - не аргументы и факты, а открытия; - совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Слайд 11

“Ученик знает о себе больше, чем мы о нем. Наша задача – уроком (!) доказать ему это, т.е. помочь управлять самим собою без нашей помощи”. “Что значит по-человечески относиться к ученику? Признать его слабости и вместе с ним, но незаметно для него, одолевать их. “Этапами”, “эволюциями”, “портретами” самих ребят заниматься с такой же глубиной и охотой, как и судьбами литературных героев. Вот вам и общий язык, т.е. понимание внутренней, скрытой жизни ученика, которую нельзя упрощать и на самую малость. Зная это, словесник знает намного больше того, с чем пришел к ребятам ”. Е.Н. Ильин «Шаги навстречу» 1986г. Методика Е.Н. Ильина

Слайд 12

Заключение Использование методики Ильина Е.Н. помогает реализовать личностно-ориентированный подход на уроках литературы. Личность ученика, его особенности, мысли, чувства раскрываются за счёт живого общения, гармоничного обсуждения нравственных вопросов, которые поднимаются в художественной литературе. Таким образом урок литературы становится важным этапом становления личности ученика.

Слайд 13

Список использованной литературы : Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988 . Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986. Селевко Г.К . Современные образовательные технологии. http:// ps.1september.ru/article.php?ID=200005501 http:// moirang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/sistema_e_n_ilina/12-1-0-47

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход на уроках литературы ( по методике Е.Н. Ильина)

Силинская А.А. МОУ Гимназия №4.

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Евгений Николаевич Ильин родился 8 ноября 1929 года в Ленинграде. Окончил ЛГУ в 1955 году. Работал учителем литературы в школах Ленинграда. С 1993 года – профессор Открытого университета экологии человека и искусства в Санкт-Петербурге. 

Умножать, а не только уважать человека в человеке.

Е.Н.Ильин

Ильин Евгений Николаевич учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Классификационные параметры системы Е.Н.Ильина

По уровню применения: частнопредметная.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.

По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера (СЭН).

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.

По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.

По категории обучаемых: массовая + продвинутая.

Целевые ориентации

•  Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

•  Преподавание литературы как искусства.

Концептуальные положения и гипотезы

• усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;

•  принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;

•  художественность: урок литературы строится по законам искусства (худо жественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;

•  принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;

•  в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;

•  идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;

•  нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;

•  знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;

•  сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;

•  педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;

•  формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;

•  метод духовного контакта;

•  демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;

•  учитель - предметник, художник, врач;

•  работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

Особенности содержания

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:

а)  вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Особенности методики

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.

Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Урок литературы - это:

-   человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

-   своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;

-   не аргументы и факты, а открытия;

-   совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духов ном равенстве и межличностном общении.

Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.

Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.

В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Статья "Личностно-ориентированная учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания

В статье рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению на уроках литературы....

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...

«Личностно-ориентированный подход на уроках литературы»

Сегодня в центре образования  -  свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Это может быть достигнуто лишь при личностно ори...