Исследовательская деятельность по литературе: принципы организации и формы презентации
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Новикова Светлана Валерьевна

Презентация "Исследовательская деятельность по литературе":принципы организации,примерная тематика работ, формы предъявления результатов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская деятельность по литературе: принципы организации и формы презентации

Слайд 2

Исследовательская деятельность…Что понимать и понимают под этим словосочетанием? Это путь познания объективного мира,это специфическая человеческая деятельность, которая ,во-первых, регулируется сознанием и активностью личности, во- вторых,направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, в- третьих,продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость целей.

Слайд 3

Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: -мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; обобщение и систематизация; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия). -умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации. -умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Слайд 4

Каковы главные принципы организации исследовательской деятельности? целенаправленность и систематичность мотивированность творческая атмосфера личность педагога учет возрастных особенностей школьника - доступность форм и методов проводимых исследований добровольность в выборе темы и занятий учеников

Слайд 5

В результате правильно организованной исследовательской деятельности обучающиеся получают возможность формировать, развивать и совершенствовать следующие учения: -умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы). -умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации). -умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение). -умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика). -умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью.

Слайд 6

Исследовательские работы по литературе можно разделить на следующие виды: 1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения, с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. 2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический.

Слайд 7

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. 4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся учатся на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создавать нравственно-психологический портрет писателя 5. Работы, направленные на создание проектов.

Слайд 8

Все формы предъявления результатов можно обозначить как -вербальные (доклад, реферат, собеседование, публикация) -наглядно-графические(действующие модели, макеты,карты , плакаты, альбомы фотографий, коллекции) -комбинированные(видеофильмы, буклеты, стенды,портфолио )

Слайд 9

Примерная тематика и формы исследовательской работы: Символика чисел в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» Сочетание разных жанров в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» Бал как явление культуры Дуэль как историческая реалия Х I Х века Судьба первых лицеистов Урок-исследование «Доминантный смысл художественного текста. (Творчество Н.Гумилева »)

Слайд 10

- На уроках литературы в 7-8 классах можно предложить учащимся составить историко –литературный комментарий к произведению. ( Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре-месяце », А.С.Пушкин «19 октября 1825»).Например, из стихотворения А.Пушкина выписываем слова и словосочетания: Нева Он не пришел, кудрявый наш певец Вильгельм Он взял Париж Затворник ваш опальный День Лицея Судьбины гнев

Слайд 11

Исследование определенного концепта (например, концепта «яблоко» при изучении народных или авторских сказок).

Слайд 12

- Исследовательский проект по теме «Литературная карта Алтая» представлен буклетом с таким же названием. - При изучении темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века» (5 класс) учащиеся работают над проектом книги-миниатюры «Поэты Алтайского края о природе и Родине ».

Слайд 13

- Исследовательская работа со словником (учебник литературы 6 класса Г.С.Меркина ) завершается составлением словаря сказочных и мифологических персонажей. Алеша Попович Домовой Микула Селянинович Асилки (осилки, велеты) Еле Мокошь Баба Яга Еруслан Лазаревич Морозко Банник Здухач Нечистая сила Бесы Змей Горынич Никола Божич Иван Дурак Огненный змей Боян Иван Купала Одноглазка Буян Иван Царевич Олег Вещий Велес Илья Муромец Перун Волосыни Карна и Желя Плакун-трава Волх Всеславович Кащей Бессмертный Приколич Горыня, Дубыня и Усыня Кикимора Пятница Даждьбог Коляда Разрыв-трава Денница Коровья смерть Русалки Див Кострома Сава Добрыня Никитич Леший Садко Доля Лихорадки Сварог Лыбедь Масленица Соловей-разбойник Суденицы Фараонки Финист Ясный Сокол Тугарин Упырь Чернобог Черт Ярила

Слайд 14

Презентация подготовлена слушателями курсов ФГБОУ ВО «АГПУ»,28.10.-02.11.2018 Азаровой О.Ю. Герц И.Я. Марычевой В.М. Нетишиной О.В. Новиковой С.В. Удодовой А.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности по литературе и лингвистике как средство развития творческой личности учащихся

Описание системы работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в основной школе...

«Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».

Об актуальности проблемыНачавшаяся с 1 сентября 2011 года реализация ФГОСа второго поколения для начальной школы актуализировала потребность в социальном воспитании, преодолевающем разрыв между традиц...

Конспект урока по географии, с использованием исследовательской деятельности для пятого класса по теме «Форма и размеры Земли»

Конспект урока по географии, с использованием исследовательской  деятельностидля пятого класса по теме «Форма и размеры Земли»...

Проектно-исследовательская деятельность школьников: технологические приемы организации

Технология проектно-исследовательской деятельности направлена на развитие у учащихся умений творчески и самостоятельно добывать новые знания путем изучения природы и общественных явлений и предполагае...