«Профилактика девиантного поведения учащихся с интеллектуальными нарушениями»
учебно-методический материал

Тригуб Владимир Анатольевич
Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленно организуемое с четким определением средств форм и методов психолого-педагогическое воздействие. Причем предупредительные возможности такого сопровождения  намного эффективнее других средств сдерживания. Современные методы психолого-педагогического сопровождения должны предусматривать возможность выявления причин дезадаптации ребенка, выбора форм коррекционно-развивающей работы и ее организации с учетом ресурсов самого ребенка и его социального окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof.deviantnogo_povedeniya_vyst_na_seminar.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика девиантного поведения учащихся с интеллектуальными нарушениями»

           Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленно организуемое с четким определением средств форм и методов психолого-педагогическое воздействие. Причем предупредительные возможности такого сопровождения  намного эффективнее других средств сдерживания. Современные методы психолого-педагогического сопровождения должны предусматривать возможность выявления причин дезадаптации ребенка, выбора форм коррекционно-развивающей работы и ее организации с учетом ресурсов самого ребенка и его социального окружения.

      В условиях коррекционно-образовательного учреждения VIII вида необходима организация работы по профилактике и коррекции социально-дезадаптивного поведения воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, родитель, педагог, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

В психолого-педагогической работе, в свою очередь необходимо выделить следующие направления работы:

    1. Диагностика причин и предпосылок к социально-дезадаптивному поведению учащихся. Целью диагностического обследования является выявление факторов, приводящих к возникновению социально-дезадаптированного поведения (помимо основного дефекта – умственной отсталости) ребенка. Интерпретация  полученных  данных результатов производится на основе первичного запроса учителя и жалоб родителей, психолого-педагогической характеристики ребенка, наблюдений ребенка во время беседы, а также результатов психологического тестирования. При этом производится оценка эмоционального состояния, адекватности мотивации поведения, степени стрессового состояния, проверяется уровень тревожности, агрессивности.

2.Целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие социальной компетентности ребенка, коррекцию эмоционального состояния. В контексте этих задач отрабатываются самые различные социальные навыки, позволяющие умственно отсталому подростку постигать трудное искусство успешно жить в мире и согласии с собой и с другими. Это навыки позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, отработка способов успешной коммуникации, формирование социальной адекватности, социальной чувствительности, корректировка самооценки, самоанализа.

   Умственная отсталость вносит свои коррективы в процесс этого развития, не только замедляя, но и своеобразно изменяя, что подтверждено многочисленными исследованиями.  Работая с умственно отсталыми воспитанниками, нужно стараться формировать и развивать у них социальную компетентность как качество личности, способное противостоять агрессивности социума.

   Социальная компетентность - это  важнейшая основа адекватности и успешности человека в обществе. Основными критериями оценки уровня социальной компетентности как в общении внутри своей группы, так и в обществе в целом, признаются соответствие поведения человека конкретной ситуации и социальному контексту в целом и определяемая этим его эффективность – достижение в процессе коммуникации желаемых результатов.

      Оптимальный уровень социальной компетентности можно определить как наличие у человека специальной системы знаний, умений и навыков, позволяющих строить позитивные отношения с различными людьми.       Социальная компетентность предполагает успешное взаимодействие личности, как с членами собственной группы, так и с представителями других групп.

Важно формировать у учащихся навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений, анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения.

   Умственно отсталые дети не могут абстрагироваться от содержания ролевого поведения, не могут осуществить экстраполяцию чужого социального опыта в свои эмоциональные отношения с окружающими, поэтому активное социально-психологическое обучение (с большой долей включенности ребенка в этот процесс) позволяет добиться больших успехов в познании социальной реальности и оптимизации взаимоотношений с окружающими, чем воспитательные воздействия в виде поучений, бесед с использованием наглядных ситуаций.

3. Работа с родителями. Работа с родителями представляет собой весьма важную часть в работе по преодолению социальной дезадаптированности умственно отсталых учащихся.

    При проведении работы с родителями имеют место определенные трудности: не все родители проявляют заинтересованность в сотрудничестве, проявляют недовольство, не хотят приходить в ОУ, объясняя это перегруженностью на работе, проявляют негативизм к рекомендациям  и т.д. Выделяют три типа родителей: авторитарный, невротический и психосоматический.

4.Работа с психолого-педагогическим коллективом и создание оптимальной среды.

   Создание оптимальной образовательной среды для учащихся коррекционно-образовательных учреждений VIII вида является одной из важнейших, но при этом трудно решаемой задачей школы. Важной ступенью в создании оптимальной среды является работа с психолого-педагогическим коллективом, которая  включает в себя индивидуальную работу (консультации, собеседования) и групповую работу: педсоветы, семинары, консилиумы, совещания.

Сопровождение детей с нарушением поведения

    Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности ОУ направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка.

При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:

1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная - формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения

Принципы  психопрофилактической работы:

   -комплексность;

   - адресность;

   - позитивность информации;

   - минимизация негативных последствий;

   - личная заинтересованность и ответственность участников;

   - максимальная активность личности;

   - устремлённость в будущее

Система мер по профилактике зависимого поведения:

   1. Информирование: предоставление информации о негативных медицинских, социальных и правовых последствиях девиантного поведения(правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков)

   2. Массовые профилактические мероприятия(месячники, акции, декады правовых знаний, программы формирования жизненных, социально-бытовых навыков и профориентации: «Шаги к профессии», «Я в окружающем мире», «Я выбираю профессию»

   3. Организация «альтернативной деятельности»(организация досуга: утренники, концерты, экскурсии, фестивали, спортивные секции, творческие и трудовые мастерские, походы)

   4. Укрепление здоровья (внедрение в работу ОУ здоровьесберегающих технологий)

     Итак, отклоняющееся поведение (девиантное), в частности, зависимое поведение у учащихся с интеллектуальными нарушениями встречается чаще, чем у учащихся общеобразовательных школ. Между тем, наличие нарушений поведения значительно осложняет успешную социализацию учащихся, препятствует социальной адаптации выпускников. Поэтому деятельность педагогического коллектива по профилактике девиантного (зависимого) поведения у детей и подростков является приоритетной в общей структуре учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся»

Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:1.    Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отка...

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Тема: КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА  И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»    Цель:1.Формирование жизненных ценностей и развития...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактики девиантного поведения учащихся 1-11-х классов

Программа  способствует укреплению взаимосвязи и взаимодействия педагогов,родителей,общественности в деле воспитания...

Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся

Статья на тему: Система работы  социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся...

Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся

В данной статье расмотренны основные типы дивиантного поведения у детей и подростков,  меры профилактики отклоняющегося поведения у учащихся образовательных учреждеий, а также предложенны практич...