Развитие творческих способностей младших школьников в классе аккордеона
методическая разработка

Елена Викторовна Болдырева

Проблема развития творческих способностей учащихся всегда являлась одной из интереснейших проблем музыкальной педагогики.  Но в связи со сложностью и многозначностью проблемы, аспекты ее изучения были различными: одни авторы придавали большое значение развитию способности чтения с листа, другие уделяли пристальное внимание вопросам импровизации, третьи – развитию внутреннего слуха музыканта как основе его продуктивной профессиональной деятельности. Каждый из этих аспектов является оправданным, так как все они, так или иначе, стимулируют развитие тех качеств мышления музыканта, которые могут быть названы творческими.

Однако на практике развитие этих способностей часто остается за пределами внимания педагога и его учеников. Одна из основных причин такого невнимания – необходимость дополнительных затрат времени на воспитание этих качеств. Практика показывает, что наиболее целесообразны те способы развития творческих способностей ученика, которые органично вплетаются в его повседневную работу, способствуя улучшению ее результатов и не требуя отдельных затрат времени.

У каждого ребенка  есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_doklad_razvitie_tvorchspos.docx30.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблема развития творческих способностей учащихся всегда являлась одной из интереснейших проблем музыкальной педагогики.  Но в связи со сложностью и многозначностью проблемы, аспекты ее изучения были различными: одни авторы придавали большое значение развитию способности чтения с листа, другие уделяли пристальное внимание вопросам импровизации, третьи – развитию внутреннего слуха музыканта как основе его продуктивной профессиональной деятельности. Каждый из этих аспектов является оправданным, так как все они, так или иначе, стимулируют развитие тех качеств мышления музыканта, которые могут быть названы творческими.

Однако на практике развитие этих способностей часто остается за пределами внимания педагога и его учеников. Одна из основных причин такого невнимания – необходимость дополнительных затрат времени на воспитание этих качеств. Практика показывает, что наиболее целесообразны те способы развития творческих способностей ученика, которые органично вплетаются в его повседневную работу, способствуя улучшению ее результатов и не требуя отдельных затрат времени.

У каждого ребенка  есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию.

Основными направлениями развития творческих способностей ребенка являются подбор по слуху мелодии и аккомпанемента, чтение нот с листа, транспонирование, сочинение, импровизация.

Интересным и увлекательным процесс обучения помогает сделать игра. С ее помощью каждый звук, упражнение, пьеса приобретают эмоционально-образное содержание. Прежде всего, необходимо привлечь ребенка к музыке, заняться формированием, обогащением и развитием его художественных впечатлений. Это составит содержание вводного периода занятий. В частности, развитие умения внимательно слушать музыку, активно сопереживать, вступать в диалог.

Одним из важных моментов для педагога должна оставаться популяризация аккордеона. Для этого педагогу необходимо исполнять на аккордеоне достаточно много понятной и доступной музыки, а ученик в соответствии со своим желанием и склонностями из предложенного репертуарного списка выбирает для изучения понравившуюся пьесу. Основой художественного материала является русская народная песня, а также произведения современных композиторов, сочиняющих произведения специально для аккордеона (баяна). В качестве примера хорошо исполнять различные тематические пьесы из сюит Г.Беляева: «Принцесса», «Дровосек», «Хитрая ворона», «Восточная сказка» и т.д. Названия пьес будут понятны даже самым маленьким ученикам, что будет способствовать активному диалогу после прослушивания.

С самого начала занятий надо обращать внимание на характер исполняемых пьес («грустный», «веселый», «важный» и т. д.), можно сравнивать их с другими знакомыми песенками, вместе с обучающимся определять, в чем их различие. Даже на самом начальном этапе занятий надо, чтобы ребенок  вслушивался в звучание. Работая с начинающими, следует воспитывать у них грамотность исполнения. Задавая совсем легкие детские пьесы или этюды, надо проигрывать их обучающемуся, чтобы познакомить с характером звучания, настроением. Играя ребёнку, необходимо заинтересовать его, сделать так, чтобы пьеса ему понравилась и ему самому захотелось ее сыграть. Помогая юному музыканту лучше понять пьесу, полезно использовать ассоциативные образы, обратить внимание на характерные приемы, наиболее красивые обороты, созвучия, на особенно выразительный эпизод и т. д. Если появляются ритмические сложности, то пьесы ещё раз проговариваются, а ритм прохлопывается.

         Современные сборники для юных аккордеонистов, как правило, снабжены рисунками к пьесам, которые можно и нужно раскрашивать,  они создают настроение и образ, что очень важно для начального обучения. Начальные мелодии должны исполняться красивым, легким звуком небольшой силы; стремиться к особой глубине или, наоборот, к «звонкости» звукоизвлечения вначале не следует. Тем самым ученик учится слушать музыку, воспринимать её и оценивать.  Этим также стимулируется желание ученика творчески раскрыть, выразить себя.

Формированию способности слушать и слышать служит собственное пение обучающегося. Ритмические упражнения, ритмизированные попевки на основе русского фольклора и просто песенки широко представлены в сборниках:  Г.Бойцовой «Юный аккордеонист», О.Шплатовой «Первая ступенька», Л.Федчиной «Музыкальный алфавит» и других. Следует давать несложные короткие мелодии, со словами и  без них, подыгрывая ученику аккомпанемент или без него. Воспитать у юного музыканта-аккордеониста чувство ритма, достаточно сложно. Прежде всего, педагог акцентирует внимание ребёнка на значении поэтического текста к мелодиям. Воспринимая речь как элемент музыки, ребёнок чувствует выразительность метроритмической структуры мелодии.

Одним из элементов развития творческого начала является игра по слуху. Если игру по слуху сделать одним из постоянных методов занятий, то у учащегося будут воспитываться способности и умения, необходимые для уверенной игры наизусть, в том числе и сложных произведений. Для этого на уроках применяются  простейшие, элементарные задания, которые в форме увлекательной игры могут быть использованы даже с менее одаренными детьми в обучении без нот.  Сначала ученик повторяет  голосом один звук с расширением диапазона.  Для развития  элементарных мелодических представлений полезно искать заданный  звук, отгадывать  слуховые «загадки», определять ошибки в мелодии, сыгранной преподавателем.    Мелодическое «эхо» (устные  «слуховые» диктанты) представляет собой повторение коротких попевок или мелодий. Это упражнение может весьма продуктивно  использоваться  на уроке аккордеона в процессе обучения навыкам подбора мелодии и освоения  техники. Порядок действий может иметь следующий вид. Первые задания могут быть самыми элементарными, особенно в том случае, если ученик не проявляет явных слуховых данных, например, не может петь или поет на одном звуке. Оговаривается диапазон «поиска» - например, первая октава и первый звук, от которого ученик будет двигаться. Затем  нужно двигаться по ступеням вверх и вниз, возвращаясь на исходный тон. Ученик должен повторять эти передвижения. Постепенно можно расширить диапазон звукового движения, использовать интервалы. В процессе усложнения материала включать  небольшие попевки и мелодические блоки.

Все занятия по подбору приближаются к  сочинению, что  придает этой работе творческий характер. После начального освоения левой клавиатуры, хорошо заниматься подбором аккомпанемента для несложных мелодий, что не составляет большого труда на аккордеоне благодаря кварто-квинтовому расположению басов в левой клавиатуре. Ученик должен освоить  простые обороты  T – D – T,  (T) – S – (T) – D – T,  S – K 6/4 – D – T , T – D – VI и ряд более сложных  гармонических последовательностей.

Рассмотрим и другие методы развития творческих способностей. Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации. К методам развития творческих способностей учащихся может относиться и сочинение подголосков, и варьирование напева, и сочинение мелодии на понравившийся текст и наоборот, и сочинение сопровождения к данной мелодии.

Для развития ладотональной определенности могут применяться следующие задания. Например, сочиняем пьеску о «Кошечке». Кошечка может быть игривой, пушистой, весёлой – в мажоре, и грустной, заболевшей, скучающей в отсутствие своего маленького хозяина – в миноре.

В самом начале занятий на аккордеоне могут использоваться простейшие импровизации. Так, например, изучая аккордеонные регистры мы просим ребёнка подобрать нужный регистр и изобразить на инструменте большое животное (медведя, слона, бегемота) в нижнем регистре, «лисичку» или «кошечку» в среднем регистре, «птичку» или «комарика» в верхнем регистре. Особенно интересен ассоциативный подбор образов при использовании регистров «челеста», «баян», «орган», «тутти». Так вырабатывается ассоциативное мышление.

Первые упражнения, которые ребёнок осваивает на инструменте, достаточно однообразны. Игра одной и той же монотонной попевки может быстро надоесть, поэтому мы на занятиях сами сочиняем попевки, импровизируем, подбирая текст, меняя ритм, меняя характер исполнения, тем самым, способствуя не только выработке навыка правильного прикосновения к инструменту, но и умению разнообразить ритмический рисунок, да и просто умению фантазировать.

Замечательной формой импровизации является сочинение вариаций на заданную тему.

1. Сочиняем простейшую тему на пять звуков.

2. Подбираем текст, даём название - «Ласковое солнышко».

    Играем в мажоре. Вот и солнышко взошло, стало ясно и тепло.

3. Играем в миноре. Изменяем текст.

    Вот и солнышко зашло, стало грустно и темно.

4.Подбираем простейший гармонический аккомпанемент в мажоре и миноре.

5. Изменяем ритм мелодии и изменяем текст в соответствии с новым характером сочинения.

Вот и солнышко встает, мы идем с тобой поход.

6. Исполняем мелодию с применением различных регистров, изменяя текст и характер сочинения.

На «фаготе» в первой октаве: Веселись лесной народ, Мишки водят хоровод.

На «Фаготе» во второй октаве: Веселись лесной народ, Волки водят хоровод.

На «кларнете» в первой октаве: Веселись лесной народ, Зайцы водят хоровод.

На «кларнете» во второй октаве: Веселись лесной народ, Белки водят хоровод.

На «пикколо» во второй и третьей октавах: Веселись лесной народ, Птички водят хоровод.

Таким образом, используя различные приёмы, мы развиваем мышление ребёнка, пробуждаем его фантазию, направляем его творческую деятельность.

Хорошо с самого начала учиться транспонировать. Это формирует навыки музицирования, воспитывает умение слушать себя и в конечном итоге активизирует творческое мышление ученика. Желательно начать эту работу как можно раньше и  вести её интенсивно, на доступном материале.  На первых уроках (в донотном периоде) занимаемся транспонированием попевок на одной или нескольких нотах, исполненных как в правой, так и в левой клавиатурах. Например, «Аист», «Бегемот», «Дятел-строитель», «Медведь» Л.Федчиной из учебного пособия  «Музыкальный алфавит».

Существует два вида транспонирования: по слуху и по нотам. Успешнее осваивается транспонирование по слуху (подбор), т.к. если ребенок сумел подобрать мелодию в одной тональности, то обязательно сумеет подобрать ее в другой.

Достигнув на начальном этапе транспонирования по слуху устойчивых слуходвигательных представлений, можно приступить ко второй фазе обучения - транспонированию по нотам. Транспонирование по нотам требует от ребенка прочных теоретических и практических знаний тональностей и их аппликатурных позиций. Поэтому следует прочно усвоить некоторые правила транспонирования:

- при транспонировании меняется тональность, а в каждой из них – свои ключевые знаки;

- при  транспонировании лад не меняется, а меняется только его высотное положение;

- в случае транспонирования на полутон, например из фа мажора в фа # мажор, нотные знаки остаются неизменными. Мы только мысленно представляем ключевые знаки, и по ходу исполнения  заменяем случайные знаки альтерации.  Начинать транспонирование по нотам лучше всего на основе использования уже знакомого музыкального материала. Как правило это первые музыкальные произведения, осваиваемые ребенком – «Лепёшки», «Дон-дон», «Василек», «Как под горкой», «Петушок» и т.п.

    Далее можно переходить к незнакомому материалу, но примерно равному по степени трудности в тональном, интонационном, ритмическом и других отношениях. Всякому транспонированию должен предшествовать детальный анализ текста с мысленной проекцией его в новую тональность. Умение вызывать музыкально - слуховые представления без поддержки инструмента, активнее других методов развивает способность работать внутренним слухом.

Заключение.

Задача педагога в организации творческой деятельности заключается в поддержке стремления ученика найти решение самостоятельно. Поэтому особенно важно организовать произвольное, творческое музицирование, которое может пробудить внутренние силы ученика и доставить ему удовольствие. Можно сказать, что именно воспитание самостоятельности мышления и является главной целью всех творческих заданий. Эта цель является вполне осуществимой задачей. Однако для этого нужно создавать специальные условия, в которых учебная деятельность станет активной, а мышление с репродуктивного уровня поднимется на творческий уровень.

"Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей" - К.Орф.

Завершая изложение некоторых методов развивающего обучения на уроках аккордеона, хочется ещё раз обратить внимание на изменившиеся условия деятельности педагога в системе детского музыкального образования. Сегодня педагог должен осуществлять комплексное развивающее обучение: развивать слух и творческие задатки учащихся, уметь объяснять элементы теории музыки, интересно проводить уроки. Именно поэтому весьма актуальной задачей становится изучение разнообразных методов развивающего обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учеников. Занятие творчеством помогут ученикам научиться слушать и лучше понимать музыку. Такие уроки разовьют способности и раскрепостят мышление ребёнка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников через внеклассные мероприятия

Видеть в каждом ученике личность, помочь словом и делом, содействовать            тому, чтобы каждый из них поверил в себя, раскрыл свои способно...

Развитие творческих способностей младших школьников через метод проектов

На начальной ступени обучения одной из главных задач педагога является развитие творческих способностей ребенка. Этому в полной мере способствует уроки трудового обучения. Основная цель образова...

Выявление и развитие творческих способностей младших школьников

Данный материал поможет подобрать материал для развития творческих способностей младших школьников....

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

Обобщение опыта работы по теме"Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности."

В работе систематизирован материал по теме "Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности"...

Развитие творческих способностей младших школьников в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность по английскому языку способствует формиированию основ коммуникативной компетенции младших школьников....