Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью».
методическая разработка

Степанова Татьяна Анатольевна

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме:

«Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме:

«Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью».

10.05.2018.

Формирование навыка письма в коррекционной школе - одна из основных задач при обучении русскому языку. Для школьников овладение грамотным письмом, несомненно, представляет большие трудности. Поэтому от учителя требуется выявление причин этих трудностей и проведение эффективной работы по их преодолению.

Процесс письма включает в себя ряд психофизических компонентов, таких как акустический, позволяющий выделить звуки из речевого потока; артикуляционный, направленный на уточнение звукового состава слова и установление последовательности входящих в него звуков; зрительные представления и точные двигательные навыки, которые обеспечивают перевод звуковой структуры слова в графические знаки; удерживание в памяти и правильную пространственную организацию графических символов. Наконец, существенное значение для письма, как и для всякой другой деятельности, имеет достаточно устойчивое внимание.

        Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем годам обучения. Программой определяется количество и последовательность изучения трудных или, как принято говорить, «словарных» слов.

        Трудности усвоения их написания связаны с неотчётливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка.

        Лучшему усвоению написания этих слов способствует,  прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием.

Методика работы над словарным словом в коррекционной школе следующая.

1. Прочитывание напечатанного на таблице слова. Определение его значения.

2. Прочитывание слова в учебнике (в рамке), уточнение его написания.

3. Проговаривание слова по слогам, запись его в тетради, постановка ударения, выделение орфограммы.

4. Написание строчки данного слова.

5. Составление и запись с данным словом словосочетания и предложения.

6. Запись данного слова в словарик, подбор к слову соответствующего рисунка.

        Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Овладению написанием слов способствуют «Орфографические пятиминутки», комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию.

Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.  Крупные  ученые –методисты К.Д. Ушинский, Д.Т. Тихомиров, И.И. Срезневский  связывали словарную работу с развитием  мыслительных способностей: специально  организованные наблюдения  за  словарной  работой  помогают глубже усвоить лексику способствуют обостренному вниманию к  слову, развитию языкового  чутья и языкового  мышления.

Работу по изучению слов с непроверяемыми написаниями рекомендуется проводить следующим образом:

Первый подготовительный этап

  1. Систематизация слов программы 1-4; запись их по возрастным классам обучения в алфавитном порядке;
  2. Систематизация карточек и запись новых слов в двух экземплярах;
  3. Планирование ознакомления со словами по классам на все учебные годы в алфавитном порядке, понедельно.
  4. Изготовление словариков

Ставятся цели:

- раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;

- добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;

- развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в устной и письменной речи

Второй этап ознакомительный .

На нём дети знакомятся со словом или группой слов.

ТРЕБОВАНИЕ к ассоциативному  образу.

1) Ассоциативная связь может быть :     

По цвету-месту расположения   Н-Р собака

                                                              Кость

                                                              Коврик

                                                              Посуда

                                                             Мойка

По  форме- звучанию                        Береза

                                                            Гребень  Е ,напоминает гребень по форме,т.к.

                                                           Береза  кудрявая

По  действию                                   Сапоги

                                                            Сам  надеваю

По материалу                                   Сапоги

                                                          Латекс

Третий этап – тренировочно – закрепительный.

Цель его: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня и более. На этом этапе используется многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

Уроки русского языка следует начинать с чтения слов по словарику (или из карточек) или орфографической разминки.

Четвёртый этап – учётно – контрольный.

Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные диктанты( в словариках, в рабочих или контрольных тетрадях; 1 класс – 8 слов, 2 класс – 10 слов, 3 класс -12 слов, 4 класс – 15 слов); проверочные и контрольные диктанты по темам русского языка, куда обязательно включаю слова с непроверяемыми написаниями, и творческие работы.

Пятый этап – итогово-аналитический.

Цель: траектория продвижения классов по усвоению и написанию слов с непроверяемыми написаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Выступление на методическом объединении. учителей начальных классов ТНР. Тема: «Модель организации внеурочной деятельности»

Сценарий деловой игры Для заместителей директоров по ВР и педагогов организаторов, учителей начальных классов. «Модель организации внеурочной деятельности». Цели игры: Методические: найти опт...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"

Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....