Главные вкладки

    методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО
    методическая разработка

    Вяхирева Ольга Викторовна

    В пособии приведены виды самостоятельных работ, указана деятельность преподавателя, студента, критерии оценивания по каждому виду работ и вре­мя, отводимое на ее выполнение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon met.rekomendatsii_sam.rabotam.doc253.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    «КОВРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИЙ»

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

    АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

      Владимирской области

     «Ковровский колледж сервиса и технологий»

    ГБПОУ    ВО «ККСТ»
    601909, Владимирская область,

    г. Ковров, ул. Муромская,  д. 5

    ИНН 3305009966 КПП 330501001

    тел.  (факс): 5-63-25,  тел: 5-63-28

    E-mail: awsid@kkct.ru

     

    «30 » августа  2018 г.        01-11/ 214          

    На №                          от      

    МЕТОДИЧЕСКИЕ    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

    ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

    г.Ковров

    2018


    Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методические рекомендации по организации, выполнению, планированию и оцениванию внеаудиторной самостоятельной работы студентов всех специальностей (профессий). В пособии приведены виды самостоятельных работ, указана деятельность преподавателя, студента, критерии оценивания по каждому виду работ и время, отводимое на ее выполнение. / Сост.: Вяхирева О.В.: ГБПОУ ВО «Ковровский колледж сервиса и технологий»,   2018.

    Рекомендовано к использованию Методическим советом колледжа в качестве методических рекомендаций для студентов СПО.

    Протокол № 3 от 30.08.2018 г.


    Содержание

    1. Пояснительная записка        
    2. Основные понятия и определения        
    3. Методические рекомендации по организации внеаудиторной

    самостоятельной работы        

    1. Самостоятельная работа в Интернете        
    2. Формы внеаудиторной самостоятельной работы        

    1. Подготовка информационного сообщения        
    2. Написание реферата        
    3. Написание конспекта первоисточника        
    4. Написание эссе        
    5. Написание аннотации        
    6. Составление опорного конспекта        
    7. Составление глоссария        
    8. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме        
    9. Составление графологической структуры        
    10. Составление тестов и эталонов к ним        
    11. Составление и решение ситуационных задач (кейсов)        
    12. Составление    схем,    иллюстраций    (рисунков),    графиков,  диаграмм
    13. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним        
    14. Научно-исследовательская деятельность студентов        
    15. Формирование информационного блока        
    16. Изготовление      информационных      моделей      (одиночных) или блоков моделей
    17. Создание материалов-презентаций        
    18. Составление анкет, вопросов интервью и беседы        

    6          Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы        

    Приложения


    1.Пояснительная записка.

    Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014), ФГОС по специальности/профессии, Уставом ГБПОУ ВО «Ковровский колледж сервиса и технологий», в которых определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов (далее СРС).

    Образовательное учреждение при формировании основной профессиональной образовательной программы «обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения» (п. 7.1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).

    Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – развития их познавательной активности.

    Цель самостоятельной работы – содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, готовности и потребности в самообразовании.

    Задачи самостоятельной работы:

    • углубление и систематизация знаний;
    • постановка и решение познавательных задач;

    -        развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объёму и виду информацией, учебной и научной литературой;

    • практическое применение знаний, умений;
    • развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля над его эффективностью.

    При организации СРС преподаватели должны стремиться пробудить у студентов желание стать самостоятельными исследователями в овладении знаниями для своей будущей специальности. Выполнение заданий внеаудиторной самостоятельной работы позволит студентам развить и закрепить необходимые для этого качества. СРС является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

    2.Основные понятия и определения

    Самостоятельная работа - это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В более полном и точном смысле самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им. Самостоятельная работа реализуется:

    1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на уроках теоретического и практического циклов, практических занятиях, при выполнении лабораторных работ.
    2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
    3. В библиотеке, дома, в образовательном учреждении при выполнении студентами учебных и творческих задач.

    Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Рассматривая вопросы самостоятельной работы, имеют в виду в основном внеаудиторную работу.

    Для того чтобы данные цели и задачи СРС не были абстрактными, необходимо донести до сознания студентов, что, выполняя каждое задание и самостоятельную работу в целом, необходимо ответить на следующие вопросы: ради чего? (мотив), что должны приобрести? (цель), с помощью чего? (средства), что приобрели? (результат).

    В связи с этим студентам необходимо напомнить правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности:

    1.        Прежде чем выполнить любое дело, чётко сформулируйте
    цель предстоящей деятельности.

    2.        Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это
    делать, для чего это нужно.

    1. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
    2. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.

    5.        Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы,
    определите время выполнения каждого этапа.

    6.        Во время реализации плана постоянно контролируйте себя
    и свою деятельность. Корректируйте работу с учётом получаемых
    результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.

    7.        По окончании работы проанализируйте её результаты,
    оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтите
    сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.

    При выполнении заданий самостоятельной работы студентам предстоит:

    самостоятельная  формулировка  темы  задания  (при  необходимости);

    сбор и изучение информации;

    анализ, систематизация и трансформация информации; отображение информации в необходимой форме; консультация у преподавателя;

    коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);

    оформление работы;

    поиск способа подачи выполненного задания;

    представление работы на оценку преподавателя или группы (при необходимости).

    По итогам самостоятельной работы студенты должны:

    развить такие универсальные умения, как

    • умение учиться самостоятельно,
    • принимать решения,
    • проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное,
    • проводить исследование,
    • осуществлять и организовывать коммуникацию;
    • научиться проводить рефлексию: формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;
    •  познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска.

    На протяжении всей самостоятельной работы студентов должен сопровождать педагог, выступающий в роли консультанта, координатора действий студентов.

    3.Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы

    Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

    Внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы:

    1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы на уроках, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

    Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на квалификационную работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного        и        социально-экономического,        естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

    Условно самостоятельную работу обучающихся по цели можно разделить на обязательную (ОСР) и дополнительную (ДСР).

    ОСР работа обеспечивает подготовку студентов к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям для всех дисциплин учебного плана. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего контроля. Обязательные задания предлагаются преподавателем после изучения каждой темы. Они комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки и пр.

    ОСР может включать следующие виды работ:

    • работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;
    • поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
    • выполнение домашнего задания или домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
    • изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку;
    • практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения;
    • подготовка к лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям;
    • подготовка к контрольной работе;
    • подготовка к зачету и аттестациям;
    • написание реферата (эссе, доклада, научной статьи) по заданной проблеме.

    ДСР направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины.

    ДСР может включать следующие виды работ:

    • подготовка к экзамену;
    • выполнение курсовой работы или проекта;
    • исследовательская работа и участие в научных конференциях, семинарах и олимпиадах;
    • анализ научной публикации по заранее определённой преподавателем теме;

    анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов.

    Все виды работ, представленных в методическом пособии, могут быть включены в обязательную или дополнительную самостоятельную работу (СР).

    Перед началом СР студентам следует рекомендовать изучить содержание основных видов заданий самостоятельной работы: их краткую характеристику, ориентировочные затраты времени на их подготовку, алгоритм действий и объём помощи преподавателя и выбрать задание в качестве обязательного.

    (Примерный расчёт объёма часов самостоятельной работы по каждому виду заданий Приложение 1).

    Дополнительные задания являются заданиями по выбору студента. Студентам предоставляется возможность в зависимости от своих индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания. Например, по теме 1 в качестве обязательного задания студентам предстоит составить конспект, следовательно, в качестве дополнительного задания данный вид работы они выбрать не могут.

    Студенты должны ознакомиться с образцами выполнения заданий, критериями их оценки.

    Студенты подбирают необходимую литературу, получая консультации преподавателя.

    Студенты выполняют задания самостоятельной работы и сдают выполненные работы преподавателю, при необходимости представляя их результаты на практическом занятии.

    Оценка выполненных заданий проводится в соответствии с критериями оценки результатов самостоятельной работы и может учитываться при проведении итогового контроля знаний по дисциплине.

    4.Самостоятельная работа в Интернете.

    Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:

    поиска информации в сети - использование веб-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;

    организации диалога в сети - использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций; создания тематических веб-страниц и веб-квестов - использование html-редакторов, веб -браузеров, графических редакторов. Возможности   новых  информационных  технологий.   Формы организации учебных занятий

    1.        Поиск и обработка информации

    • написание реферата-обзора
    • рецензия на сайт по теме
    • анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание
    • написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента
    • составление библиографического списка
    • подготовка фрагмента практического занятия
    • подготовка доклада по теме
    • подготовка дискуссии по теме работа с веб - квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети

    2.        Диалог в сети

    • обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы
    • общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп или вузов, изучающих данную тему
    • обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции
    • консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную телеконференцию.

    3. Создание веб-страниц и веб -квестов

    • размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки профобразования,
    • создание рейтинга студенческих работ по данной теме
    • создание тематических веб -страниц индивидуально и в мини-группах

    создание веб-квестов для работы по теме и размещение их на сайте профобразования.

    веб-квестом называется специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам. Они создаются для того, чтобы лучше использовать время обучающихся, чтобы использовать полученную информацию в практических целях и развивать умения критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации.

    (Данный вид деятельности разработали в 1995 году в государственном университете Сан-Диего исследователи Берни Додж и Том Марч.)

    Чтобы данная работа была максимально эффективной, веб-квест (специальным образом организованная веб -страница) должен содержать следующие части:

    1. Введение, в котором описываются сроки проведения и задается исходная ситуация.
    2. Интересное задание, которое можно реально выполнить.
    3. Набор ссылок на ресурсы сети, необходимые для выполнения задания. Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного \уеЪ-квеста, чтобы облегчить студентам скачивание материалов. Указанные ресурсы должны содержать ссылки на \уеЪ-страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или другие материалы, имеющиеся в библиотеке или у преподавателя. Благодаря указанию точных адресов при выполнении заданий студенты не будут терять времени.

    1. Описание процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с указанием конкретных сроков.
    2. Некоторые пояснения по переработке полученной информации: направляющие вопросы, дерево понятий, причинно-следственные диаграммы.

    6. Заключение, напоминающее студентам, чему они научились, выполняя данное задание; возможно, пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или описание того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область. Веб-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным веб-квестом может занимать от одного до трёх сеансов. Долгосрочные веб -квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным веб -квестом студент должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным веб-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

    Веб-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и веб-квесты, предназначенные для работы отдельных студентов. Дополнительную мотивацию при выполнении веб-квеста можно создать, предложив студентам выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т. п.), и действовать в соответствии с ними.

    Веб-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным, во втором случае данная работа эффективнее. Формы веб-квеста также могут быть различными. Наиболее популярные из них:

    1. Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят студенты. Создание микромира, в котором студенты могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство. Написание интерактивной истории (студенты могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот приём напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
    2. Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающего студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов.
    3. Интервью  on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются студентами, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т. п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным студентам, а мини - группе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и преподаватель) за свою работу.

    5.Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время

    5.1. Подготовка информационного сообщения - это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

    Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером - сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

    Регламент времени на озвучивание сообщения - до 5 мин.

    Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения-1ч.

    Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее.

    Роль преподавателя:

    • определить тему и цель сообщения;
    • определить место и сроки подготовки сообщения;
    • оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
    • рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;
    • оценить сообщение в контексте занятия.

    Роль студента:

    • собрать и изучить литературу по теме;
    • составить план или графическую структуру сообщения;

    •        выделить основные понятия;

    • ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
    • оформить текст письменно;
    • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

    Критерии оценки:

    • актуальность темы;
    • соответствие содержания теме; глубина проработки материала;

    грамотность и полнота использования

    • наличие элементов наглядности.

    (Приложение 2)

    5.2. Написание реферата - это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа - научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.

    Регламент озвучивания реферата - 7-10 мин.

    Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку - 4 ч.

    В качестве дополнительного задания планируется заранее и озвучивается в начале изучения дисциплины.

    Роль преподавателя:

    • выбор источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);
    • составление плана реферата (порядок изложения материала);

    формулирование основных выводов (соответствие цели); оформление работы (соответствие требованиям к оформлению). Роль студента:

    • выбор литературы (основной и дополнительной);
    • изучение информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
    • оформление реферата согласно установленной форме.

     Критерии оценки:

    • актуальность темы;
    • соответствие содержания теме; глубина проработки материала;
    • грамотность и полнота использования источников;

    соответствие оформления реферата требованиям.

    (Приложение 3)

    5.3. Написание конспекта первоисточника (учебника, книги, статьи и пр.) - представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

    Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

    Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.

    Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи - 2ч, монографии, главы книги, учебника - 4 ч.

    Роль преподавателя:

    • усилить     мотивацию     к     выполнению     задания     подбором интересной темы;
    • консультирование при затруднениях.

        Роль студента:

    • прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
    • установить логическую связь между элементами темы;
    • записывать только то, что хорошо уяснил;
    • выделять ключевые слова и понятия;
    • заменять сложные развёрнутые обороты текста более лаконичными (свертывание);
    • разработать и применять свою систему условных сокращений.

    Критерии оценки:

    • содержательность конспекта, соответствие плану;
    • отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
    • ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
    • наличие схем, графическое выделение особо значимой информации; соответствие оформления требованиям;
    • грамотность изложения;
    • конспект сдан в срок.

    (Приложение 4)

    5. Написание аннотации - это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию краткой характеристики книги, статьи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

    Студент должен перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения, определить значимость текста.

    Затраты времени на написание аннотации зависят от сложности аннотируемого материала, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку - 4 ч.

    Аннотация может быть представлена на практическом занятии или быть проверена преподавателем.

    Роль преподавателя:

    • определить источник аннотирования или помочь в его вы
      боре;
    • консультировать при затруднениях.

    Роль студента:

    • внимательно изучить информацию;
    • составить план аннотации;
    • кратко отразить основное содержание аннотируемой ин
      формации;
    • оформить аннотацию и сдать в установленный срок.

    Критерии оценки:

    • содержательность аннотации;
    • точная передача основных положений первоисточника; соответствие оформления требованиям;
    • грамотность изложения;
    • аннотация сдана в срок.

     (Приложение 5)

    5.4. Написание эссе - это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на неё. Этот вид работы требует от студента умения чётко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.

    Эссе, как правило, имеет задание, посвящённое решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

    Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку - 4 ч.

    Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конференциях.

    Роль преподавателя:

    •помочь в выборе источников по теме;

    •помочь в формулировании темы, цели, выводов;

    •консультировать при затруднениях.

    Роль студента:

    •внимательно прочитать задание и сформулировать тему не только актуальную по своему значению, но и оригинальную и интересную по содержанию;

    •подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию;

    •выбрать главное и второстепенное;

    •составить план эссе;

    •лаконично, но ёмко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к её решению;

    •оформить эссе и сдать в установленный срок.

    Критерии оценки:

    •новизна, оригинальность идеи, подхода;

    •реалистичность оценки существующего положения дел;

    •полезность и реалистичность предложенной идеи;

    •значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;

    •художественная выразительность, яркость, образность изложения;

    •грамотность изложения;

    •эссе представлено в срок.

    (Приложение 6)

    5.6. Составление опорного конспекта - представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта - облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) - опорные сигналы. Опорный конспект - это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объёмом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при её запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.

    Опорные конспекты могут быть проверены в процессе оп-роса по качеству ответа студента, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими студентами, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, ёмкий и универсальный по содержанию.

         Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента

    и определяются преподавателем.

    Ориентировочное время на подготовку - 2 ч.

    Роль преподавателя:

    • помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
    • консультировать при затруднениях;
    • периодически предоставлять возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.

    Роль студента:

    • изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
    • установить логическую связь между элементами темы;
    • представить характеристику элементов в краткой форме; выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
    • оформить работу и предоставить в установленный срок.

    Критерии оценки:

    • соответствие содержания теме;
    • правильная структурированность информации; наличие логической связи изложенной информации; соответствие оформления требованиям;
    • аккуратность и грамотность изложения;
    • работа сдана в срок.

    5.7. Составление глоссария - вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

    Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов-1ч. Роль преподавателя:

    • определить тему, рекомендовать источник информации;
    • проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.

    Роль студента:

    • прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
    • подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
    • критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);
    • оформить работу и представить в установленный срок.

    Критерии оценки:

    • соответствие терминов теме;
    • многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;
    • соответствие оформления требованиям;
    • работа сдана в срок.

    5.8. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме -это вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

    Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объёма информации, сложности её структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку -1 ч.

    Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще  в  контексте  обязательного задания  по  подготовке  к теоретическому занятию.

    Роль преподавателя:

    • определить тему и цель;
    • осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.

    Роль студента:

    • изучить информацию по теме;
    •   выбрать оптимальную форму таблицы;
    • информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
    • пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.

    Критерии оценки:

    • соответствие содержания теме;
    • логичность структуры таблицы;
    •  правильный отбор информации;
    •  наличие    обобщающего    (систематизирующего,    структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
    •    соответствие оформления требованиям;
    • работа сдана в срок.

    (Приложение 7)

    5.9. Составление графологической структуры - это очень продуктивный вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках логической схемы с наглядным графическим её изображением. Графологическая структура как способ систематизации информации ярко и наглядно представляет её содержание. Работа по созданию даже самых простых логических структур способствует развитию у студентов приёмов системного анализа, выделения общих элементов и фиксирования дополнительных, умения абстрагироваться от них в нужной ситуации. В отличие от других способов графического отображения информации (таблиц, рисунков, схем) графологическая структура делает упор на логическую связь элементов между собой, графика выступает в роли средства выражения (наглядности).

    Работа по созданию такой структуры ступенчата. Структурировать можно как весь объём учебного материала, так и его отдельной части. Такая работа допустима тогда, когда у студентов сформирована достаточная предметная база. Студенту под силу создавать самые простые логические схемы, которые могут наглядно отражать строение изучаемого объекта и его функцию. Все зависит от специфики материала и способностей студента к обобщению и абстрагированию. Оформляется графически.

    Затраты времени на составление графологической структуры зависят от объёма информации, сложности её структурирования, индивидуальных особенностей студента и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку простых структур - 0,5 ч.

    Задание по составлению графологических структур планируется чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию или как дополнительное задание с предоставлением студенту примерной модели структуры. Роль преподавателя:

    • рекомендовать литературу по определённой теме или разделу;
    • сообщить студенту информацию о способах структурирования;
    • консультировать при возникновении затруднений;
    • оценить работу студента в контексте занятия.

    Роль студента:

    • изучить информацию по теме;
    • провести системно-структурный анализ содержания, выделить главное (ядро), второстепенные элементы и взаимную логическую связь;
    • выбрать форму (оболочку) графического отображения;
    • собрать структуру воедино;
    • критически  осмыслить   вариант   и  попытаться  его   модифицировать (упростить в плане устранения избыточности, повторений);
    • провести графическое и цветовое оформление;
    • составить краткий логический рассказ о содержании работы и озвучить его на занятии, либо работу сдать в срок преподавателю.

    Критерии оценки:

    • соответствие содержания теме;
    • правильная структурированность информации;
    • наличие логической связи изложенной информации;
    • соответствие оформления требованиям;
    • аккуратность и грамотность изложения и представления работы;
    • работа сдана в срок.

    5.10. Составление тестов и эталонов ответов к ним - это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем её дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.

    Затраты времени на составление тестов зависит от объёма информации, сложности её структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания - 0,1 ч.

     Роль преподавателя:

    • конкретизировать задание, уточнить цель;
    • познакомить с вариантом тестов;
    • проверить исполнение и оценить в конце занятия.

    Роль студента:

    изучить информацию по теме; провести её системный анализ;

    • создать тесты;
    • создать эталоны ответов к ним;
    • представить на контроль в установленный срок.

           Критерии оценки:

    • соответствие содержания тестовых заданий теме; включение в тестовые задания наиболее важной информации;
    • разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
    • наличие правильных эталонов ответов;
    • тесты представлены на контроль в срок.

    (Приложение 8)

    5.11. Составление и решение ситуационных задач (кейсов) - это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач - чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы её решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

    Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу, и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы её решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.

    Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объёма информации, сложности и объёма решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему - 1 ч.

    Роль преподавателя:

    • определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;
    • сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;
    • консультировать студента при возникновении затруднений;
    • оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить её со студентами).

    Роль студента:

    • изучить учебную информацию по теме;
    • провести системно - структурированный анализ содержания темы;
    • выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
    • дать обстоятельную характеристику условий задачи;
    • критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
    • выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она не стандартная);
    • оформить и сдать на контроль в установленный срок.

         Критерии оценки:

    • соответствие содержания задачи теме;
    • содержание задачи носит проблемный характер;
    • решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
    • продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
    • задача представлена на контроль в срок

    5.12. Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм - это более простой вид графического способа отображения информации. Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем студентам как обязательные для подготовки к практическим занятиям.

    Затраты времени на составление схем зависят от объёма информации и её сложности.  Ориентировочное время на выполнение простого рисунка - 0,25 ч, сложного - 1 ч.

     Роль преподавателя:

    • конкретизировать задание, уточнить цель;
    • проверить исполнение и оценить в контексте задания.

              Роль студента:

    изучить информацию по теме;

    •        создать тематическую  схему,  иллюстрацию,  график,  диаграмму;

    • представить на контроль в установленный срок.

             Критерии оценки:

    • соответствие содержания теме;
    • правильная структурированность информации, наличие логической связи изложенной информации;
    • аккуратность выполнения работы;
    • творческий подход к выполнению задания;
    • работа сдана в срок.

    5.13. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним - это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

    Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

    Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов - 1 ч.

    Роль преподавателя:

    • конкретизировать задание, уточнить цель;
    • проверить исполнение и оценить в контексте занятия.

     Роль студента:

    изучить информацию по теме;

    • создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
    • представить на контроль в установленный срок.

    Критерии оценки:

    • соответствие содержания теме; грамотная формулировка вопросов;
    • кроссворд выполнен без ошибок;

    •        работа представлена на контроль в срок.
    Ориентировочные затраты времени на такие работы - 8 часов.

    5.14.        Научно-исследовательская деятельность студента
    этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и её решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходе занятий студента в кружке по дисциплине или планироваться
    индивидуально и требует достаточной подготовки и методического обеспечения.

    Роль преподавателя и роль студента в этом случае значительно усложняются, так как основной целью является развитие у студентов исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем студентам, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности студента. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более ёмки затраты времени как студента, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены сложные учебные модели.

    Ориентировочные затраты времени на такие работы – 8 часов.

    5.15.        Формирование информационного блока – это такой вид самостоятельной работы, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические её аспекты (методики изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость). Умение формировать информацию по
    теме в блоки развивает у студентов широкое видение вопросов ,научное мышление, приучает к основательности в изучении проблем. Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки как самим студентом, так и его сокурсниками. Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы.

    Затраты времени на составление информационного блока зависят от объёма информации, сложности её структурирования, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

    Ориентировочное время на подготовку - 2 ч.

    Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обычно после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена. Оформляется письменно, её объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на практическом занятии путем оценки эффективности его использования для выполнения заданий.

     Роль преподавателя:

    • определить тему, рекомендовать литературу;
    • дать консультацию по вопросу формы и структуры блока;
    • проверить исполнение и степень эффективности в рамках практического занятия.

    Роль студента:

    • изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;
    • установить логическую связь между элементами темы;
    • подобрать и записать основные определения и понятия;
    • дать краткую характеристику объекту изучения;
    • использовать элементы наглядности, выделить главную информацию в схемах, таблицах, рисунках;
    • сделать выводы, обозначить важность объекта изучения в образовательном или профессиональном плане.

    Критерии оценки:

    • соответствие содержания теме;
    • правильная структурированность информации; наличие логической связи изложенной информации; соответствие оформления требованиям;
    • аккуратность и грамотность изложения;
    • работа представлена в срок.

    5.16. Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей - это вид самостоятельной работы, в которой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному её отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, студент уточняет известную ему информацию, переводит её в объёмную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процесса его изготовления. При изготовлении моделей используются приёмы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименования. К готовой модели создаётся пояснение - указатель. Готовая модель демонстрируется на занятиях с кратким пояснением либо представляется студентом в качестве наглядного пособия для самостоятельного изучения темы.

    Затраты времени на составление информационной модели зависят от объёма работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных навыков студента и определяются преподавателем.

    Ориентировочное время на подготовку одиночной модели -2 ч.

    Задания по изготовлению информационных моделей как вида внеаудиторной самостоятельной работы планируются после теоретического изучения темы и представляются на контроль на практических занятиях, включаются в демонстрационную часть самостоятельной работы по теме.

     Роль преподавателя:

    • дать целевую установку на изготовление информационной модели, определить её информационную значимость;
    • помочь в выборе материала для изготовления и выбора формы отображения информации;
    • консультировать при затруднениях;
    • дать  оценку   соответствия  эталону   и   степени  информативности модели.

    Роль студента:

    собрать необходимую информацию об объекте изучения;

    • выбрать материал и технологию изготовления;
    • изготовить модель (модели);
    • выделить на модели, используя цифры и цвет, топографию элементов или особенности технологического этапа;
    • составить текстовое сопровождение;
    • представить в срок на контроль преподавателю.

        Критерии оценки:

    • соответствие содержания теме;
    • творческое исполнение задания;

    •        практическая значимость модели и возможность её использования на практических занятиях;

    •      эстетичность оформления;

    •        работа представлена на контроль в срок

    5.17. Создание материалов-презентаций - это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

    Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

    Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

    Ориентировочное время на подготовку - 1,5 ч.

    Роль преподавателя:

    •        помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

    •        консультировать при затруднениях.
                 Роль студента:

    • изучить   материалы  темы,   выделяя   главное   и   второстепенное;
    • установить логическую связь между элементами темы;
    • представить характеристику элементов в краткой форме;
    • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
    • оформить работу и предоставить к установленному сроку.

     Критерии оценки:

    • соответствие содержания теме;

    • правильная структурированность информации; наличие логической связи изложенной информации; эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
    • работа представлена в срок.

    5.18. Составление анкет, вопросов интервью и беседы - это вид самостоятельной работы студентов по созданию методических средств для проведения психодиагностики. Данный вид заданий требует от студентов развитого критического мышления по осмыслению информации, её структурированию на главные элементы и второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать её в вопросной форме. Кроме того, использование разработанных студентом данных психодиагностических средств требует от него и развитых коммуникативных, перцептивных и интерактивных навыков.

    Анкета является методическим средством для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации и представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Интервью - метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, заранее сформулированные, вопросы. Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Задание должно включать не менее 10 вопросов.

    Затраты времени на подготовку данного задания зависят от объёма информации, сложности её структурирования, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

    Ориентировочное время на подготовку - 1ч.

    Задание может планироваться в рамках изучения одной темы или выполняться в процессе научно-исследовательской работы студента.

    Роль преподавателя:

    • дать целевую установку на выполнение задания;
    • консультировать при затруднении;

    Роль студента:

    • изучить информацию по теме;

    •        разработать вопросы анкеты, интервью или беседы;

    •        оформить задание и представить на контроль в установленный срок.

    Критерии оценки:

    • соответствие вопросов теме; охват всей проблематики темы;
    • корректная формулировка вопросов; соответствие оформления требованиям;
    • работа представлена в срок.

    1. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы

    студентов

    Качество выполнения внеаудиторной СРС оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов с использованием пятибальной системы. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объёма приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических занятиях и во время консультаций преподавателя. Может проводиться в письменной, устной или смешанной формах.

    Формы и методы контроля: семинарские занятия, зачеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

    Максимальное  количество  баллов  «Отлично»  студент  получает, если:

    обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;

    даёт правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

    может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

    правильно    отвечает    на    дополнительные    вопросы    преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала. «Хорошо» студент получает, если:

    неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;

    при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;

    даёт правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

    может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

    правильно  отвечает  на  дополнительные  вопросы  преподавателя,   имеющие   целью   выяснить   степень   понимания   студентом данного материала. «Удовлетворительно» студент получает, если:

    неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;

    при изложении была допущена 1 существенная ошибка; знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;

    излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;

    затрудняется при ответах на вопросы преподавателя. «Неудовлетворительно»   преподаватель   вправе   оценить   выполненное студентом задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.


    Приложение 1

    Ориентировочные затраты времени на выполнение заданий

    № п/п

    Основные виды заданий

    Затраты времени на единицу задания (ч)

    1

    Подготовка информационного сообщения

    1

    2

    Написание реферата

    4

    3

    Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии и пр.)

    2 - 4

    4

    Написание эссе

    4

    5

    Написание аннотации

    4

    6

    Составление опорного конспекта

    2

    7

    Составление глоссария

    1

    8

    Составление обобщающей таблицы по теме

    1

    9

    Составление графологической структуры

    0,5

    10

    Составление    теста    и   эталона    ответов    к    нему   (одного тестового задания)

    0,1

    11

    Составление  и  решение  ситуационной задачи  (одно  ситуационное задание)

    1

    12

    Составление схемы, иллюстрации (рисунка)

    1

    13

    Составление кроссворда по теме и ответов к нему

    1

    14

    Научно-исследовательская деятельность студента

    8

    15

    Формирование информационного блока

    2

    16

    Изготовление информационной модели или блока моделей

    2

    17

    Создание материалов-презентаций

    1,5

    18

    Составление анкеты, вопросов интервью и беседы

    1

    Приложение №2

    (Титульный лист)

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области

    «Ковровский колледж сервиса и технологий»

    РЕФЕРАТ

    Тема

    Выполнил (а)

    Ф. И. О.

    группа

    Руководитель:

    Ф.И.О. преподавателя

    г.Ковров 20..

    (второй лист)

    2 3 6 10 14

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Заключение

    Список литературы          16

    Приложение 3

    КОНСПЕКТ

            

    (указать первоисточник: статья, глава учебника и пр.)

    Автор          (указать Ф.И.О. автора)

             (место и год издания)

    Выполнил          Ф.И.О. студента,

    Группа         

    План:

    1.

    2.

    3.

    4. (далее раскрываются вопросы плана)

    Приложение 4

    АННОТАЦИЯ

            

    (указать первоисточник: статья, глава учебника и пр.)

    Автор          (указать Ф.И.О. автора)

             (место и год издания)

    План:

    Краткие сведения об авторе.

    Вид издания (статья, книга, учебник, сочинение и пр.).

    Целевая аудитория издания.

    Цели и задачи издания.

    Структура издания и краткий обзор содержания работы.

    Основные мысли, проблемы, затронутые автором.

    Выводы и предложения автора по решению затронутых проблем.

    Выполнил         

    Ф.И.О. студента,

    Группа         


    Приложение 5

    ЭССЕ

    Выполнил         

    Ф.И.О. студента,

    Группа         

    Тема эссе:

    Цель эссе:

    (При формулировании цели обратите внимание на следующие вопросы:

    Почему выбрали эту тему?

    В чем состоит актуальность выбранной темы?

    Какие другие примеры идей, подходов или практических решений вам известны в рамках данной темы?

    В чем состоит новизна предлагаемого подхода?

    Конкретная задача в рамках темы, на решение которой направлено эссе?)

    Содержание эссе:

    Анализ актуального положения дел в выбранной области. Актуальные вопросы, задачи.

    Анализ мер, предпринимаемых государством, властями, государственными учреждениями, частными лицами, для решения актуальных задач в выбранной области.

    Плюсы и минусы.

    Изложение собственного подхода / идеи.

    Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.

    Практические рекомендации.

    Перспективы использования данного подхода / его разработки

    Плюсы и минусы предложенной идеи.

    Другое.


    Приложение №6

    Опорный конспект темы

    "          "

    выполнил          Ф.И.О.

    группа        

    Приложение   7

    Графологическая структура по теме

    «        »

    Выполнил        Ф.И.О.

    группа        


    Приложение №8

    Примерный текст ситуационной задачи (кейса):

    "К вам как менеджеру по персоналу зашел начальник отдела грузоперевозок и сказал: "У меня в отделе есть плохой работник N, я хочу, чтобы вы организовали его увольнение". Расскажите, что вы будете делать в таком случае".

    При решении кейса студенты должны:

    представить рассуждение по поводу: необходимости дополнительных данных и источников их получения; прогнозов относительно субъектов и/или причин возникновения ситуации;

    продемонстрировать умения использовать системный подход, ситуативный подход, широту взглядов на проблему;

    подготовить программу действий, направленную на реализацию, например, аналитического метода решения проблемы: проанализировать все доступные данные, превратить их в информацию; определить проблему; прояснить и согласовать цели; выдвинуть возможные альтернативы; оценить варианты и выбрать один из них.

    Независимо от природы предоставленного кейса, студентам нужно будет:

    "Проанализировать" его: выявить, что и почему происходит, что может произойти и почему.

    Объяснить ситуацию.

    Оценить уже принятые меры.

    Обсудить возможные будущие действия и сравнить их возможную эффективность.

    Решая кейс, студенты должны продемонстрировать следующие умения:

    определение лиц, чьи интересы затрагивает проблемная ситуация и умение учитывать их различные, зачастую противоположные интересы и точки зрения;

    понимание более широкого контекста, в рамках которого находится ситуация: как она связана с другими проблемами, что меняется во внешней среде и может повлиять на ситуацию, какие ограничения будут налагаться этим контекстом;

    определение того, какая имеющаяся или доступная информация может пролить свет на ситуацию и в какой степени эта информация будет надежной;

    умение разбираться в представлениях о ситуации – ваших и других членов группы, а также основных действующих лиц кейса (субъективные представления могут вести к неправильному восприятию проблемы или ограничивать возможности улучшения ситуации);

    —        умение работать с неоднозначностью и неопределенностью, поскольку у
    вас никогда не будет полной информации;

    —        умение "выявить суть" проблемной ситуации так, чтобы почувствовать, что вы
    понимаете, что действительно происходит — основные проблемы ситуации, факторы,
    повлиявшие на их возникновение, задействованные причинные связи и/или вероятные
    последствия осуществленных и возможных будущих действий;

    с учетом этого понимания – умение разработать необходимые действия;

    умение убедить всех, кого нужно в этом убедить, что выбранное направление деятельности действительно приемлемо;

    умение удостовериться, что все вовлеченные в эти действия люди активно участвуют в них и способны их выполнять.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК 02.02 Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта) ПМ.02 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам тр

    Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны преподавателем дисциплин профессионального цикла по специальности 190701 «Организация перевозок и уп...

    Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при написании доклада по истории

    Методические рекомендации для студентов при написании доклада по истории, а также примерные темы докладов....

    Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО по химии

    Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самосто...

    Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

    Цель методических рекомендаций: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык». Данный учебно-методический материал ориентирован на повышение результа...

    Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Иностранный язык (английский язык)".

    Предложенные методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для студентов СПО  2-4 курсов по специальности "Информационные системы (по отраслям)...