методические статьи
статья

Самбуева Нина Степановна

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 1.

Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Не допускаются применения инноваций без учета индивидуальных способностей личности ребенка. Характер применения инноваций зависит от квалификации учителя, уровня развития обучающегося, образа жизни и социального состояния общества. Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы  решения проблемы не дают положительного эффекта в независимости от квалификации учителя.

Этапы инновационного обрaзовaтельного процесса представлены следующим обрaзом:

1. Этап авторской (личной или коллективной) разработки проектного предложения или концепции создания и внедрения образов новации:

2. Проектирование (эскизное, затем детальное);

3. конструирование, уточнение учебно-экономических параметров, перспектив рынка;

4. Создание  и апробации опытной модели новшества.

5.Технологизация (комплект технологий, обоснование методов);

6. Этап экспериментальной проверки;

7. Этап первого серийного использования образовательной новации.

         Педагогическая технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи. Педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте, кроме того, она базируется на теориях психодидaктики, кибернетики, управления и менеджмента.   Необходимо осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.             

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

информационно – коммуникационная, развития критического мышления, проектная , развивающего обучения, здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, модульная, интегрированного обучения, уровневой дифференциации, традиционные

Рассмотрим некоторые из них, которые я наиболее часто использую на своих уроках:

1. Информационно-коммуникативная технология.

Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики. В процессе преподавания математики, информационные технологии использую  в различных формах: мультимедийные сценарии уроков; проверка знаний на уроке и дома (самостоятельные работы, математические диктанты, контрольные и самостоятельные работы, онлайн тесты); подготовка к ОГЭ, ЕГЭ; электронные пособия.

2. Технология критического мышления.

     Критическое мышление– это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

    ТКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.

В 5 классе часто применяю  прием «Знаю – Хочу узнать - Узнал » (З-Х-У)

Тема урока: «Сложение, вычитание обыкновенных дробей»

Например: знаю обыкновенные дроби, хочу узнать- как складывать и вычитать дроби с разными знаменателями? Узнал- понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители. Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю. Алгоритм +, – дробей с разными знаменателями.

 Прием «Синквейн»

Это пятистрочная стихотворная форма, которая помогает описывать суть изучаемых понятий в лаконичной форме, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Правило построения синквейна:

1 строка– одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка– два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка– три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка– фраза, несущая определенный смысл.

5 строка– заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

При составлении синквейна, у детей развивается не только критическое мышление, но и образное. Данная форма работы направлена на развитие у учащихся творческих способностей.

Пример синквейна:

1.Контрольная работа.

2.Интересная, понятная

3. Пишем, строим, вычисляем.

4. Тетрадь для контрольных работ.

5. Математика.

1.Дроби.

2.Правильные, неправильные.

3.Решать, складывать, умножать.

4.Я умею решать основные задачи на дроби.

5.Легко.


3. Технология проблемного обучения

    Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках: изучения нового материала и первичного закрепления.

В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим образом:

 подготовительный этап; этап создания проблемной ситуации; осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы; выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы; доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме; закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях

Например:

  1. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема параллелепипеда.

Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учебника. Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради.

  1. «Неравенство треугольника»

 Создание проблемной ситуации на уроке «Геометрии 7 класс» «Возможно ли построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами 2 см, 5 см и 9 см?»   

 3. «Нахождение дроби от числа».

1)     Решим задачу: «Огород занимает 6 ар земляного участка. На 1/3 огорода посажен картофель. Какую часть всего земляного участка занимает картофель?» Можем ли мы решить задачу? Как?

Проблема: не знаем общего правила нахождения дроби от числа. Нужно вывести это правило.

4. Игровые технологии

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний, исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы, подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

Пример 1.«Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)

Игра «Соревнование художников»

На доске записаны координаты точек: Кошка

(0;-4); (1;-8); (2;-8); (2;-2); (4;-8); (5;-8); (4;2); (3;3); (4;5); (4;7); (3;8); (2;10); (1;8); (-2;6); (-4;6); (-2;3); (-1;2); (-4;0);(-5;-2); (-5;-5); (-7;-5); (-9;-6); (-10;-7); (-10;-8); (-9;-9); (-7;-10); (-3;-10); (-2;-9); (-4;-8); (-6;-8); (-7;-7);(-6;-6);(-5;-6); (-3;-8); (1;-8); (0;-7); (-2;-7); (-1;-7); (0;-6); (0;-4); (-1;-3); (-2;-3); Глаза: (-1;4); (0;4); (0;5); (-1;4) и (1;6); (2;6); (2;7); (1;6); Усы: (-2;2); (1;3); (-1;1) и (5;7); (3;5); (5;6).

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/04/s_5b8e4517dccd7/945182_14.jpeg

Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.

5. Здоровьесберегающие технологии

   Работая учителем математики при организации учебной деятельности я уделяю внимание следующим факторам:

  • комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;
  • соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения (наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответствующих СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д.Организовано проветривание до и после занятий и частичное - на переменах);
  • правильное соотношение между темпом и информационной плотностью урока (оно варьируется с учетом физического состояния и настроения учащихся);
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • благоприятный эмоциональный настрой;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Например: гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко, пальчиковая гимнастика, физкультминутки и др.

На уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале.

Рассмотрим такие задачи:

  1. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг.? Ответ:15 мг.
  2. За день сердце может перекачать 10 000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра?

 Ответ:40 дней.

    6. « Метод проектов».

      Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени и всегда предполагает решение какой-то проблемы.                                                                                                                         Этапы работы над проектом: Организационно- подготовительный, поисковый, итоговый, рефлексия. На данных этапах работают и ученик и учитель.Ученик выбирает тему проекта, ставит перед собой цели и задачи, составляет план, собирает материал, систематизирует, оформляет, ставит оценку своей деятельности «Что дала мне работа над проектом?». Учитель консультирует, оказывает помощь в подборке материала, в оформлении проекта и оценивает участника проекта.

Например:  Урок геометрии 8 класс. Тема:  «Четырехугольники».

Этапы

Деятельность учащихся 

Деятельность учителя  

Организационно-подготовительный

Разбиваются на группы, (кол- во групп соответствует видам четырехугольников) разрабатывают основные идеи, цели своей работы, составляют план

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах

Поисковый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации о свойствах и признаках четырехугольника, запись  материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Оформление своего проекта, защита его

Оказывает помощь в оформлении

Рефлексия

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»

Оценивание каждого участника проекта

   Общим  итогом деятельности всех участников и групп  на уроке становится создание классификации четырехугольников.

      На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только  эту технологию  и никакую больше.  На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.    Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.



Предварительный просмотр:

Задание 2

В чем состоит специфика педагогических нововведений? В чем она проявляется при обучении математике?

     Педагогическая инноватика как одно из самостоятельных направлений педагогической науки стала интенсивно развиваться в последнее десятилетие XX века.

     Объектами  инновационных   преобразований выступают три   компонента: проект  образовательного  курса   ( учебный  план,  программа, общие  рекомендации   организации  образования ); описание образовательного  курса   или   педагогические  описания  (нормативные описания  идеальных  и   материальных   средств   образования ); образовательный  курс  как   совокупность  педагогических  предписаний.

При  этом  все  возможные  педагогические  нововведения  предполагают   их радикальную  смену    или  усовершенствование ,  модификацию,  так   как  конечным   проектом  образования   является  курс,  состоящий  из педагогических  предписаний.  

    Специфика  педагогического   нововведения  определяется совокупностью  факторов.  В   первую  очередь   тем ,  что   образование   является искусственной ,  социотехнической   или   социальной   системой.

Социотехническая   система   характеризуется   наличием   в   ней   людей  и  коллективов ,  интересы  которых   существенно  связаны   с   ее  функционированием.  В   результате  участия   людей  доминирующие   связи   в  таких   системах  принадлежат   не  природе,  а   культуре,  и   смысл   любой ситуации   определяется  отношением  к   ней   субъекта.  В   социотехнических  системах  субъективное  преобладает   над   объективным,  эвристическое   над  формальным.  Эти   системы   изменяются   с   течением  времени  как   сами  по себе ,  так  и   в   результате  воздействия   на  них .  

      Специфика  педагогического   нововведения  порождается  также  отсутствием   определенных   оценочных  критериев   эффективности  процессов   обучения   и   воспитания,  в   частности ,  обоснованных   конкретных  рекомендаций .  В   этой  связи   Н .  В .   Кухарев ,  отмечая   актуальность постановки  данного   вопроса ,  указывал  и   на  его  сложность ,  необходимость переосмысления   ставшего  постулатом  метода  оценки,  когда   работу  учителя  квалифицируют   по « эффективно »  проведенному   уроку .

Это  касается   в   первую  очередь   критериев   оценки  знаний   учащихся.  Учителя  неизбежно  по- разному   понимают   и   выполняют  инструкции. Оценки  все равно   получаются  относительными.  Общеизвестным  фактом, свидетельствующим  об  этом,  является  то,  что   уровень   знаний   медалистов разных  школ  заметно   отличается, так же как и отличается уровень  знаний учащихся при сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

Несмотря  на  введение  тестов,  с   помощью  которых   повышается  уровень   объективности,  создать   общедоступные   стандарты,    применительно  к   человеку пока  не  представляется  возможным .  Исследуя  различия  в   познавательных процессах   людей,  выросших   в   различной  культурной   среде,  М .   Коул  и С .   Скрибнер   пришли   к   выводу  о   том ,  что          применение   тестов   для   оценки познавательных  способностей   народностей,  живущих  в   совершенно   иных социально - экономических  условиях,  не  могло   дать  результатов,  сколь -нибудь  отражающих  их  действительные   познавательные  возможности,  и  факт  глубокого   отличия   тех  данных ,  которые   получились   при   применении этих  тестов ,  от  тех  особенностей,  которые   появились   у   этих  народностей  в  условиях  их  практической  жизни,  не  нашли  должного   объяснения ».  

Цели обучения математике во многом обусловлены спецификой её предмета. С развитием математики меняется взгляд на её предмет.

      Становится все более востребованной концепция укрупнения дидактических единиц, концепция преемственности образования, а также поиск интегрированных методов, в частности способов интеграции алгебраических и геометрических методов в обучении математике.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Известный  педагог  С . И .  Шварцбург  выделяет  следующие компоненты   математического  развитие  учащихся :     развитие  пространственных   представлений;    умение  выделять  существенное ,  мыслить  абстрактно;    умение  переходить  от  конкретной   ситуации   к   ее   математическому знанию;     навыки  дедуктивного  мышления;     умение  анализировать ;     умение  использовать  знания  при   решении  практических  задач ;    критичность  мышления;     владение  математической  речью ;     терпение  при   решении  задач .  По  его  мнению   математическое  развитие  учеников  не  может   быть обеспечено  только  программой ,  а   необходимо   настойчивая   и   очень  кропотливая   работа  учителя . Таким   образом ,   в   процессе  обучения  математики  в   органичном  единстве  должны   достигаться  образовательные,  воспитательные   и  развивающие  цели.  Учителю  математики  необходимо   точно   знать   цели учения  в   целом   и   в   каждом  классе   отдельно,  что   поможет  правильно определить  цели  изучения  тем   и   уроков.

 Модернизация  математического  образования   означает  приведение    математики  в   соответствие  с   современными  идеями, методами,  требованиями .  Модернизация  не  означает  отказа   от  всего  традиционного,  а   лишь  замену  тех  из  них ,  которые   потеряли  в   настоящее   время   смысл .  Примером такой   традиции   может   служить   Евклидова   система   построения  геометрии .  

В настоящее время необходимы новые подходы в обучении учащихся. Поэтому на смену традиционным способам обучения пришли новые модели передачи знаний, где характер деятельности учащегося может быть не только технологическим (по схеме, выстроенной учителем), но поисковым (позволяющим ученику участвовать в исследовательской деятельности). В рамках своей деятельности на уроках математики я больше склоняюсь к поисковой модели обучения, популярной формой учебной работы становится исследовательская деятельность учащихся

По моему мнению, цель учебного исследования, не только конечный результат (т.е. полученные знания), но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков.

На мой взгляд, всплеск эмоций, удовлетворение своей работой, проявление творческой активности ученика, всё это возможно только на уроках, проводимых в нетрадиционной форме. А в настоящее время - это нетрадиционные формы уроков с применением инновационных и интерактивных технологий обучения. Поэтому в своей работе я четко следую поставленной цели: разработка и апробация нетрадиционных форм уроков математики с применением новых информационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся и повышения качества знаний. Существует такое мнение, что не возможно каждый урок провести нетрадиционно. Да, частично соглашусь с теми, кто так считает, но хочу немного внести ясности. Я не имею ввиду, что каждый урок полностью необходимо проводить нестандартно, достаточно внести в него хотя бы частичку новизны, отходя от традиций проведения уроков «комбинированного» вида. Именно в этом помогают учителю современные модели обучения, неотъемлемой частью которых являются использование проектной, информационных и компьютерных технологий. Актуальность применения этих технологий в процессе обучения, по-моему, неоспорима. Ведь они позволяют решать такие задачи, как: формирование умений работать с информацией; развитие коммуникативных способностей; формирование исследовательских умений и умений принимать оптимальные решения; формирование нестандартных методов и приемов решения той или иной поставленной задачи; воспитание личности «информационного общества»;

Каждому обучаемому предоставляется столько учебного материала, сколько он может усвоить. Решение этих задач позволит учителю с максимальной отдачей организовать учебный процесс на уровне ученика, класса и в конечном итоге на уровне своего предмета. Хочу рассказать о некоторых формах работы, которые мы с моими учениками освоили. Создание презентаций к урокам, электронные таблицы, тренажеры с тестовыми заданиями все эти приемы интерактивных форм обучения я стараюсь использовать на каждом уроке. На каждом уроке использую проверку выполнения домашнего задания или его части в электронном виде, например в 5 классе демонстрирую решение домашнего задания на слайдах, чтобы учащиеся ещё раз могли видеть образец правильного решения и оформления того или иного задания. Для проведения занятий в 9-11классах использую в своей работе не только создание презентаций к урокам, работу с электронными учебниками, но и элементы проектной технологии, как при изучении нового материала, так и при обобщении и систематизации знаний, умений и навыков учащихся. Это, конечно же, не ежедневная процедура, так как достаточно трудоемкая. Но она позволит вовлечь учеников в работу, а кроме того при этом происходит экономия времени (если необходимо вернуться к тому или иному заданию, или его решению) т.к. можно всегда вернуться к слайду и разобрать именно то, что вызвало затруднение у ваших учеников. И к тому же ученики развивают зрительную память. Для своей работы формирую медиаресурсы по математике: так мною составлены презентации для проведения уроков математики для 5-11 классов. Эти комплекты презентаций созданы по темам календарного планирования. Часто на уроках алгебры или практикума по математике использую тестирование онлайн, которые позволяют выполнять тематические тесты в тренировочном режиме, а так же дают возможность учащимся развивать «чувство времени», т.к. эти задания ограничены временными рамками.



Предварительный просмотр:

3.     Препятствия  на  пути  нововведения  могут   быть  обусловлены следующими  факторами:  характером  предлагаемого   нововведения ( относительной  выгодностью,  совместимостью ,  сложностью ,  этапностью ,коммуникабельностью );  подходом  к   возникновению  и   реализации нововведения  ( если  реципиентам  неизвестны  способы   создания, разработки  и   реализации  нововведения,  то  это   может   детерминировать препятствия   на  его  пути;  поэтому   они   должны   активно   участвовать   на  всех  этапах  нововведения);  взаимоотношениями   инноваторов  и   руководителей м ежду  собой   и   другими  участниками  нововведения.  

В   основе  успешного  осуществления  нововведения  лежат   три основных   принципа :  

1.   Принцип  органической   связи   возникновения,  разработки  и  реализации  нововведений.

2.   Принцип  плановой  интеграции   нововведения  с   объектом ,  на котором   оно   реализуется .  

3.   Принцип  активной  поддержки  вышестоящих   звеньев .  

Силы,  способствующие   и   удерживающие  нововведения

Силы,  способствующие

нововведениям

Силы,  удерживающие  нынешнее  состояние  

Увеличение   заработной   платы  

Уменьшение  заработной   платы  

Расширение   прав  

Сокращение  прав

Улучшение  возможностей   для  

самоутверждения   и   увеличение   шансов

на  будущее

Ухудшение  возможностей   для  

самоутверждения   и   уменьшение  шансов  на

будущее

Повышение  престижа  и   полное

использование  знаний   и   способностей

Снижение  престижа  и   неполное

использование  знаний   и   способностей  

Улучшение  отношений  с  

руководством   и   коллегами

Улучшение  отношений  с   руководством   и  

коллегами

Нововведение  соответствует  

коллективным  ценностям,  целям   и нормам  

Нововведение  противоречит   коллективным

ценностям,  целям   и   нормам  

Интересная,  менее   утомительная   и  

более   важная  работа  в   лучших  

условиях  с   возможностью   повышения  

квалификации.

Менее  интересная,  утомительная   и   менее  

важная  работа  в   худших   условиях  с   меньшими возможностями   для   повышения   квалификации

Субъект   объекта   нововведения  имел

возможность  включиться   в   процесс  

возникновения,  разработки  и  

реализации   нововведения

Субъект   объекта  нововведения  не  имел

возможности  участвовать   в   этих  процессах  

реализации   нововведения

Хорошие  отношения  между

инноватором,  коллегами  и  

руководством  

Плохие  отношения  между  инноватором,

коллегами  и   руководством  

Высокий  формальный  и  

неформальный  авторитет   инноватора  

и   руководителя  

Низкий  формальный  и   неформальный

авторитет   инноватора   и   руководителя  

Наличие широкого спектра программ переподготовки и повышения квалификации, использующих инновационные методики

Отсутствие интереса к программам переподготовки и повышения квалификации со стороны старшего поколения;

Типы  новаторов

Тип новатора

Основные функции

Антрепренер

Руководитель ,  поддерживающий   и   продвигающий  идею              ( возможно   собственную)  

Генератор   идей  

Выдает  в   сжатые  сроки   большое  число   оригинальных предложений,  стремится   решать  сложные  проблемы  

Привратник

Улавливает  и   перерабатывает   свежие  идеи,  накапливает и   передает  прогрессивный  опыт

Модератор  идей  

Критик  новой   научной  информации

Аниматор   идей  

Подмечает  сильные  стороны  новой   идеи,  поддерживает  

генератора  идей

    В методических пособиях разных авторов существуют   различные  классификации  инноваторов.  По результатам исследований, проведенных О.С. Советовой, составлены словесные портреты разных типов отношения к нововведениям: Консерватор, Радикальный инноватор, Умеренный Инноватор. По  характеру инновационной   деятельности  выделяют   создателей  и   реализаторов. Первые  являются  авторами  новшеств,  а   вторые  организуют   процесс   его освоения.  По  отношению   к   основной  специальности  выделяют  профессиональных  и   самодеятельных   инноваторов.    В настоящее   время   широко  применяется  следующая   классификация реципиентов,  потребителей  нового.  Весь  континиум  реципиентов подразделяется  на  пять  категорий :  новаторов (innovators ),  ранних реципиентов  ( РР),  раннее  большинство  ( РБ),  позднее   большинство  ( ПБ), поздних   реципиентов ( ПР).  

      В   инновационном   процессе  важна   позиция   руководителя организации,  где   реализуется   новшество .  По  отношению   к  инновационному  процессу  выделяют   пять  типов   руководителей: консервативный ,  декларативный,  колеблющийся,  прогрессивный, одержимый .  Консервативный  –   ориентирован   на  привычные  многократно проверенные  на  практике  способы   работы.  Он  к   новому  относится   с  предубеждением,  иной  раз  даже  насмешливо .  При  инициативе  сверху старается   достойно « увильнуть »  или   растянуть   сроки . Декларативный  –   на  словах  выступает   за   любое   новшество ,  за  процесс ,  а   на  деле  отличается  от  первого   лишь   тем ,  что   если  нововведение не  требует   больших  затрат   труда ,  энергии   и   риска ,  то  он  его  проводит  в  жизнь . Колеблющийся  –   боится  нововведений,  не  имеет   собственной   точки  зрения.  Он  может   находиться  под   влиянием   своих   помощников  и   часто меняет  свои  решения.  Прогрессивный  –   постоянно   ищет  новое   ( экономное,  рациональное ), глубоко   продумывает  инициативные  предложения,  тщательно рассчитывает  варианты ,  предвидит  возможные  результаты,  идет  на  риск. Одержимый   –   стремится   к   разнообразным  изменениям   и  перестройке ,  которые   проводятся  без  глубокого   предварительного   расчета и   обоснования  с   преобладание м   метода " проб  и   ошибок .

Анализ невосприимчивости к инновациям в образовательной сфере позволяет выделить несколько уровней ее причин.

1.Стратегический уровень. На этом уровне причины неинновационности определяются особенностями административно-командного механизма управления образованием (реформирование «сверху», чрезмерная централизация...), следствием которого выступает полная незаинтересованность в нововведениях на местах», несформированность базы саморазвития образовательных систем.

2.Уровень образовательных систем. Причинами невосприимчивости образования к нововведениям на этом уровне долгие годы были (и в какой-то мере остаются сегодня) ведомственный монополизм управленческих структур в образовании, неразвитость в регионе основных элементов обеспечения инновационного цикла (информационной инфраструктуры, малых инновационных форм); унификация образовательных структур на всех уровнях; «закрытость» систем образования внутри социокультурной сферы; отсутствие «посреднических» организаций между наукой и практикой образования; невосприимчивость к инновациям кадров высшей квалификации, в особенности управленцев в образовании.

З. Уровень образовательного учреждения. На этом уровне совокупность причин неинновационности включает в себя, прежде всего, отсутствие у практических педагогических работников, в т.ч. руководителей образовательных учреждений, психологической готовности к нововведениям. В современных условиях это одна из главных причин невостребованности многих научных идей в практике образования.

     Если учитель привыкает жить в полном согласии с внешне заданными нормами и правилами, его инновационные способности гаснут. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может легче вписывается в педагогическое сообщество, но при этом снижается уровень его креативности и инновационности.

     В сельских школах и у нас тоже одной из особо значимых является введение Единого государственного экзамена и теми особенностями, которые он за собой влечен. На данный момент основным показателем в оценке эффективности работы школы и учителя-предметника, являются результаты ЕГЭ. В  школе нет отбора учеников и родителей. Вместе учатся и талантливые, и социально запущенные дети.  Например у нас в селе остались только те родители, которые не имеют профессионального образования, которые довольствуются временной работой и поэтому сложных детей в становится все больше, а весь контингент учащихся – это дети из малообеспеченных семей.  Влияние такой жизни сказывается и на незаинтересованности родителей в качественном образовании ребенка. Бытовые проблемы выходят на первый план. Также сельская школа и еще одну специфику, это ее численность. Зачастую сельские школы малокомплектные и численность школьников варьируется от до 100 человек. В связи с этим учителям приходится брать не одну ставку, а полторы, а порой и того больше, так как оплата у нас в Бурятии подушевая.  На примере нашей школы хочу показать , что самый маленький класс состоит из 1 ученика, а большой из 12 учеников. Что ведет к существенным качественным изменениям, и очень часто не в лучшую сторону для ученика. В настоящее время обеспечение сельских школ педагогическими кадрами остается одной из острых и сложно решаемых проблем. Сельская школа по-прежнему нуждается в квалифицированных специалистах. Тот педагогический коллектив, который сформировался ранее, более половины пред пенсионного возраста или уже на пенсии. В нашей школе более 75% учителя-пенсионеры. Учителя пенсионного возраста вынуждены продолжать трудовую деятельность. В школе – низкие зарплаты надежно отбивают молодым учителям желание работать в школе.

Я привела всего лишь несколько факторов, которые препятствуют нововведениям в сельских школах, в том числе и нашей. На мой взгляд выход из данной ситуации, это мотивирование учителей-предметников на инновационную деятельность в рамках собственной профессиональной сфере в системе повышения квалификации. Поэтому мы стараемся как можно чаще проходить курсы усовершенствования учителей, которые дают толчок в нашей работе именно в режиме инноваций и получению методических рекомендаций на современном этапе образования. Каждый учитель вкладывает в свою профессию душу, и в зависимости от того, какой у него характер, индивидуальные особенности, отношение к собственному делу, ему удается увидеть и раскрыть заложенные в профессию возможности. На наш взгляд, реализация курсов повышения квалификации на рабочих местах, направлена на формирование готовности педагога сельской школы к применению инновационных технологий в образовании.



Предварительный просмотр:

Зад ание 4

Сущность технологического подхода в образовании.

   Огромный опыт педагогических инноваций, результаты психолого-педагогических исследований, развития образовательного процесса постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход.   Педагогическая технология - это научно-обоснованная система деятельности, которую человек старается применить в целях преобразования окружающей среды. Технологический подход получил развитие прежде всего в Англии, США, Японии. Не сразу была принята идея технологического подхода в учебно-воспитательный процесс. Однако, интерес к педагогическим технологиям возрастал. В Казани разрабатывалась технология проблемного обучения, в других регионах внедрялось программированное обучение. В 70-е годы получила популярность методика В.Ф. Шаталова, который создал эффективную, учебно-воспитательную технологию. С внедрением технологий воспитания и образования в практику была разработана проблема технологического подхода в учебно-воспитательный процесс. Были сформулированы главные признаки технологизации учебно-воспитательного процесса: унификация в системе массового образования и воспитания, стандартизация, вынесение творческого процесса на более высокий уровень организации, упорядочивание - воспитательной системы.        Педагогическая технология – это системная совокупность психолого -педагогических установок, которые определяют специальный набор форм и методов, способов, приёмов обучения для достижения педагогических целей. Из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных.

  У ее истоков стояли выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, Л.В.Занков,       Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов и многие  другие. Еще   задолго   до  появления их работ   И.Г. Песталоцци  были  выдвинуты  идеи  развивающего   школьного  обучения. К.Д.Ушинский,  анализируя   развивающую   роль  обучения,  различал  два  пути  умственного  воспитания   учащихся:  один  –   посредством   упражнения   умственных   сил,  в  процессе  приобретения  знаний;  другой  путь  –   направленный  на  развитие как   такового. В педагогических технологиях следует выделить их основные общие качества: системность,  научность,  структурированность,  управляемость.

Л.С. Выготский доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Сущность развивающего обучения  состоит в создании специальных условий при которых обучающийся осваивает содержание учебного материала преимущественно в ходе поиска, открывает новые знания, регулирует, контролирует, корректирует свою познавательную деятельность и становится субъектом целостной познавательной деятельности, сохранении здоровья учащихся через внедрение современных образовательных технологий.

        Выделяют следующие признаки технологии обучения:

1) процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности  преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и  учащихся;

2) совокупность приемов, методов;

3)  проектирование и организация процесса обучения;

4) наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития  личностного потенциала учащихся.

 

 Основные характеристики развивающего обучения:

1.Под развивающим обучением понимается новый, активно деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

2.Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и возможностям ученика.

3.Педагогические взаимодействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных ученика.

5.Развивающее обучение направлено на развитие всех сфер личности, не только интеллекта.

6.Развивающее обучение происходит в «зоне ближайшего развития» ребёнка.

7.Содержание развивающего обучения дидактически построено в логике теоретического мышления (ведущая роль отводится теоретически содержательным обобщениям, дедукции).

8.Развивающее обучение осуществляется как направленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи и творчески их достигает.

9.Развивающее обучение осуществляется путём решения учебных задач

Технологии развивающего обучения.

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

И.П.Волков, И.П.Иванов, Г.С. Альтшуллер

Личностно-ориентированное развивающее обучение

И.С.Якиманская

Технологии саморазвивающего обучения

Г.К. Селевко

Система развивающего обучения Занкова

Л.В.Занков

Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов

Технология диагностического прямого развивающего обучения

А.А.Востриков

Школа авторизованного образования

Н.Н.Халаджан, М.Н.Халаджан

Интегративная технология развивающего обучения

Л.Г.Петерсон

Игровые технологии

К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин.

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте

Н.А. Зайцев.

Информационно-коммуникационные технологии(ИКТ)

Технология поэтапного формирования умственных действий

 

П.Я.Гальперин,Д.Б. Эльконина, Н.Ф.Талызина и др.

 Технология коллективного взаимодействия. (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана

А.Г. Ривин, В.В. Архипова, В.К. Дьяченко, А.С. Соколов и др. 

Технология полного усвоения

Дж. Кэрролл и Б. Блум.  М. В. Кларин

Технология программированного обучения

Н. Краудер, Б. Скиннер, С.Пресси. П. Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина и др. 

Технология проблемного обучения

Т.В.Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И.Махмудов, В. Оконь и др. 

Технология модульного обучения

П. Юцявичене и Т. И. Шамова.  

Технология концентрированного обучения

П. Блонский, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин, А. Тубельский Г. Ибрагимов.

Технология проектного обучения

Д. Дьюи

      Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, на его духовно-нравственное воспитание, и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).

Данные проблемы заставили меня пересмотреть подходы к преподаванию математики. Ведущей идеей моей работы стало пробуждение и развитие у детей интереса к изучению математики средствами развивающего обучения с применении различных технологий (АМО).

    Мы часто говорим, что урок –основная форма организации обучения. При этом мы чётко осознаём, что нужно дать на уроке, ведь перед нами программа и учебник. И поэтому всё чаще задумываемся не над тем, что изучать, а как преподнести учебный материал. Постепенно я пришла к выводу, что центральной фигурой на уроке является учащийся, который учит  сам себя, а учитель –только помощник. Значит, надо сделать так, чтобы ребёнок стал учить себя сам и помогать учиться своим товарищам.

При решении задач на процессы с помощью уравнения я задаю ученикам вопросы:

1.Какие процессы описаны в условии задачи?

2.Какими величинами характеризуется каждый процесс?

3.Что нам известно о каждой величине?

4.Какую зависимость между величинами выберем для составления уравнения?

Эти вопросы общего характера организуют работу учащихся на первой, основной фазе решения -на анализе ситуации. Они отличаются от традиционных вопросов: Кто знает, как решить эту задачу? Как мы будем решать эту задачу?

Ученики не умеют задавать вопросы, они привыкли на них отвечать. Значит, необходимо учить ставить вопросы.    Например, после объявления темы «Измерение углов», ученикам предлагаю решить: «На какие вопросы мы должны сегодня дать ответ?». Они поставили следующие вопросы: 1.Что значит измерить угол? 2.Как измерить? 3.Чем будем измерять? 4.Какие единицы измерения углов есть?

Известный учёный-педагог А. И. Маркушевич писал,  что благодаря сказкам ребёнок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развить, минуя стихию сказки, не только воображение, но и первые навыки критического мышления.

Поэтому иногда в качестве домашнего задания на выходные, на каникулы предлагаю сочинять математические сказки. Особенно нужны сказки в 5-6 классах. Они готовят к изучению курса геометрии, которая требует развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения. Кроме того на уроках, если находится место для сказки, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы.

Сказка «Две прямые». Жили-были две прямые. Поспорили они, кто первый добежит до

бесконечности. И побежали. Бегут-бегут и никак добежать не могут. Вот столкнулись, пересеклись и побежали в разные стороны искры-лучи из точек пересечения.

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний является технология мастерских.

Урок-мастерская в 5 классе «Сложение дробей».

1.Начертите полоску длиной 10 клеток, разделите её на 10 равных частей. Закрасьте 103

полоски, потом ещё 102полоски. Сколько всего закрашено? Составьте задачу на сложение дробей. Придумайте правило сложения дробей.

.

Урок-мастерская в 11 классе«Многогранники»

    Каждому предлагается нарисовать какой-либо правильный многогранник или любого вида пирамиду, призму. Придумайте простенькую задачу, которая позволит лучше рассмотреть этот многогранник, лучше познать его свойства.

    При изучении геометрического материала в 5-6 классах ученикам предлагаю изобразить некую фигуру и рассмотреть полученный рисунок, замеченную закономерность или подмеченное свойство фигуры сформулировать в виде некоторой гипотезы, которая будет доказана позже, к 7 и даже в 8 классах. Этот способ даёт возможность держать внимание всего класса и при этом способствует развитию мышления учащихся. Ведь высказанное в результате рассмотрения фигуры суждение о её свойствах –итог выполнения ряда мыслительных операций. Актуальность технологии мастерских заключается в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного

Лабораторная работа в 5 классе по теме«Треугольник».

1.Начертите какой-нибудь треугольник. Обозначьте его АВС.

2.Измерьте длины всех его сторон.

3.Сравните длину какой-либо стороны его с суммой длин других его сторон.

Вывод: в треугольнике АВС сумма длин двух любых его сторон больше третьей.

4.Измерьте все его углы и найдите сумму их градусных мер

Вывод: в треугольнике АВС сумма всех его углов близка к 180*.

5.Начертите тупой угол А1В1С1.

6.Попробуйте изобразить треугольник А1В1С1, которого два тупых угла.

Вывод: мы не можем построить треугольник, у которого больше одного тупого угла.

7.Начертите прямой угол MNK.

8.Изобразите треугольник MNK, у которого был бы один прямой и один тупой угол.

Вывод: мы не можем построить треугольник, содержащий прямой и тупой угол одновременно.

9.Изобразите треугольник MNK, у которого было бы два прямых угла.

Вывод: мы не можем построить треугольник с двумя прямыми углами.

Итак, в своей работе я ставлю перспективную цель: уточнить, закрепить все разносторонние сведения, которые учащиеся знают по предмету, воспитать в ребятах

интерес к занятиям математикой, желание самостоятельно пополнять свои знания. Я

стараюсь реализовать идею сотрудничества и сотворчества учителя и ученика.

Исследование технологий развивающего обучения (проблемное обучение, индивидуально-дифференцированное обучение, интегративное обучение, укрупнение дидактических единиц, диалоговые модели обучения, игровые модели обучения) привело меня к выводу: данные технологии, взятые в отдельности, имеют достоинства и недостатки.

Изучение концепции развивающего обучения, позволило мне найти выход. При подготовке уроков математики, я опираюсь на положения теории развивающего обучения:

Вывод. Использование элементов развивающего обучения на уроках способствует сохранению у учащегося достаточно высокого интереса к учебе, повышению эффективности обучения и получению гарантированных результатов, использованию уровневой дифференциации, внедрению личностно-ориентированного подхода в изучении материала, вселению уверенности в успешном обучении.



Предварительный просмотр:

      Методика преподавания математики(МПМ) - наука о математике как учебном предмете и закономерностях процесса обучения математике учащихся различных возрастных групп на определённом уровне её развития в соответствии с целями обучения, поставленными обществом. Под обучением математике будем понимать обучение математической деятельности.  Это можно считать одним из основных положений в ММ. К числу других положений относятся: научность; систематичность и последовательность изучения; сознательность и активность учащихся; наглядность обучения; прочность знаний; принцип индивидуального подхода. Обучение математике представляет собой сложный процесс управления, осуществляемый учителем с использованием ряда вспомогательных средств: учебников, наглядных пособий, ТСО и включает в себя: а) восприятие; б) переработку; в) хранение; г) передачу информации. Учитель перерабатывает информацию, получаемую из программы, научной, учебной и методической литературы, а также осведомительную информацию об уровне и возможностях мыслительной деятельности учащихся и передает, пользуясь определенными средствами обучающую информацию учащимся. Учащиеся воспринимают и перерабатывают информацию, полученную от учителя, из учебника и других источников и по требованию педагога передают ему информацию о качестве усвоения учебного материала в виде ответов на вопросы, решений упражнений и задач. Передача осуществляется в двух направлениях: 1) в прямом - от учителя ученикам и 2) в обратном - от учеников к учителю в виде ответов на вопросы, разнообразных письменных работах и составляет наиболее существенную часть учебного процесса. Основные компоненты процесса обучения математике следующие: цели обучения; содержание учебного предмета; методы, средства и формы обучения; преподавание (деятельность учителя); учение (деятельность ученика).
Методика прежде всего разрабатывает методическую систему обучения. Под методической системой понимают структуру, которая включает также компоненты: цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения
МПМ определяет цели общие (зачем учить?), содержание учебного предмета математики (что учить?), разрабатывает методы и формы обучения (как учить?), средства обучения (при помощи чего учить?). Она является частной теорией обучения (частная дидактика). Результатом методической, как и каждой другой, науки являются знания. Они имеют большое значение для преподавания и обучения. Важной задачей МПМ является разработка проблем, которые наиболее эффективно помогают ученикам заниматься математикой.
МПМ помогает учителю на основе дидактических принципов, при помощи соответствующих приемов и методов наиболее целесообразно организовывать учебно-воспитательный процесс. Она знакомит учителя с целями содержанием и методами проведения внеклассной работы по математике. Многие методические идеи возникают из потребностей практики на основе изучения и обобщения педагогического опыта учителей.
    Содержание методики математики составляют вопросы её общих теоретических основ и вопросы изучения отдельных разделов, тем курса (частные методики математики).
Предметом МПМ является математическое образование, к основным компонентам которого относится: 1) содержание (математическая информация, подлежащая изучению); 2) структура (система построения и последовательность изучения информации); 3) методы и средства подачи и усвоения учебной информации; 4)деятельность учителя на уроке; 5) интерес учащихся к изучению математики, в сочетании с обучением и воспитанием. Предметом методики математики является обучение математике, которая представляет собой научную область, занимающуюся исследованием процесса обучения в математике, где бы он ни происходил (от дошкольников до ВУЗов). ..
Поэтому, можно сказать, что МПМ - дисциплина, которая занимается разработкой целей, содержания, средств, форм и методов обучения математике в учебных заведениях различных типов. И более кратко
задачи МПМ - можно сформулировать так:
Зачем надо учить математике? -
Цели обучения -Что надо изучать? - Содержание обучения- Как надо обучать математике?
  С учетом психологической характеристики учащихся определенного возраста
 и предшествующего обучения, ММ определяет содержание и разрабатывает методы получения, соответствующие этому содержанию и уровню мыслительной деятельности учащихся. ММ занимается также анализом математической деятельности и разработкой методов изучения всех ее аспектов. В задачи ММ входит разработка методов построения школьного курса математики и отдельных ее разделов по годам обучения. Поэтому она анализирует идейные основы самой математики и исследует возможности построения школьного преподавания на базе тех же общих идей и математических понятий. Она разрабатывает методику формирования и развития математических идей в школьном обучении и изложение школьного курса математики на базе этих идей.
Перед МПМ ряд новых проблем: разработка и обоснование содержания мате
Развитие нашей школы на современном этапе поставила матики как учебного предмета в условиях дифференцированного обучения; коренное уточнение методов и форм обучения; разработка и введения компьютерной техники в учебный процесс обучения математики, создание новейших ТСО, разработка методического обеспечения классов и школ с углубленным изучением математики и т.д..
Главными проблемами МПМ являются: 1) модернизация содержания школьного математического образования; 2) совершенствование структуры школьного курса математики; 3) совершенствование методов и средств обучения математике в школе; 4) оптимизация деятельности учителя по сочетанию его функций преподавания, организации и управления процессом учения; 5) формирование у школьников устойчивого активного интереса к изучению математики.
К методам МПМ относятся:

1. Изучение и использование истории развития математики и математического образования;
2. Изучение и использование опыта современного преподавания математики;
3. Перенос и дидактическая переработка идей, методов, языка науки математики;
4. Педагогический эксперимент.                                                               

    Методика не только использует достижения дидактики для усовершенствования учебного процесса, но и сама оказывает влияние на развитие дидактики
МПМ, решая свои задачи, учитывает основные общедидактические закономерности обучения:
обусловленность учебно-воспитательного процесса потребностями общества;
взаимосвязь обучения, образования, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе;
зависимость результатов учебно-воспитательной деятельности от реальных возможностей учеников;
зависимость обучения и воспитания от условий, в которых они протекают;
взаимосвязь воспитания и обучения;
взаимозависимость целей, содержания, методов, средств и форм;
зависимость результатов учебно-воспитательной деятельности от оптимального влияния всех элементов учебно-воспитательного процесса.
МПМ, как и каждая методика, опирается на дидактические принципы. Она представляет собой наиболее общее нормативное знание того, как надо строить, осуществлять и усовершенствовать обучение, развитие и воспитание учеников. Рассмотрим систему принципов, разработанных дидактикой, и наметим основные требования к процессу обучения математике, которое вытекает из каждого принципа.

В основу концепции математического образования сегодня положены следующие принципы:

- научности в обучении математике;
- сознательности, активности и самостоятельности в обучении математике;
- доступности в обучении математике;
- наглядности в обучении математике;
- всеобщность и непрерывность математического образования на всех ступенях средней школы;
- преемственность и перспективность содержания образования, организационных форм и методов обучения;
- систематичности и последовательности;
- системности математических знаний;
- дифференциация и индивидуализация математического образования, создание таких условий, при которых возможен свободный выбор уровня изучения математики;
- гуманизация математического образования;
- усиление воспитательной функции обучения математике;
- практической направленности обучения математике;
- применения альтернативного учебно-методического обеспечения;
- компьютеризации обучения и т.д.

      Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.

Информационно-развивающие методы обучения разделяются на два класса: а) передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей и др.); б) самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с информационными базами данных - использование информационных технологий).

К проблемно-поисковым методам относятся: проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа.

Репродуктивные методы: пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.

Творчески-репродуктивные методы: сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

Для реализации интерактивных методов обучения наиболее оптимальными являются, на мой взгляд, следующие подходы: творческие задания, работа в малых группах, ролевые игры, социальные проекты и т.п. На уроке происходит прямое взаимодействие учащихся со своим опытом и опытом своих друзей. Новые знания, умения, отношения формируются на основе и в связи с таким опытом. Постоянно на уроках применяю АМО. Например: мозговой штурм. Метод эффективен тем, что участие в процессе могут принимать даже учащиеся с  минимальным уровнем знаний. Он, оказывая минимальное стрессовое воздействие, развивает в учащихся способность к оперативному мышлению.

Близок к этому методу метод тематических обсуждений. Но в этом случае процесс обсуждения ограничен конкретными рамками. В результате использования метода расширяется информационная база учащихся относительно обсуждаемой дисциплины. Еще один из эффективных методов при отработке понятийного материала - «Каждый учит каждого». Этот метод можно использовать при изучении нового материала и при обобщении основных понятий и идей. Учащиеся учат друг друга в парах сменного состава.  Семинарские  занятия -  это совместное обсуждение учащимися под руководством педагога изучаемых вопросов и поиск путей решения определенных задач. В этом случае возможно учитывать и контролировать уровень знаний и навыков учащихся, установить связь между темой семинара и имеющимся у учащихся опытом. Обычно я сопровождаю урок вопросами «Как вы думаете?», «Почему?», «Для чего?», «Докажите…», «Помогите вспомнить…» .

 И как мне кажется, ни один урок не должен представлять собой монологической речи учителя. Самым оптимальным методом должна быть эвристическая беседа, призванная актуализировать знания учащихся, осмысливать вновь полученные знания на основе уже имеющегося опыта.

Ни в коем случае нельзя пренебрегать и использованием на уроках ролевых и деловых игр. Смысл ролевых игр – выполнение учащимися установленных ролей в условиях, отвечающих задачам игры, созданной в рамках исследуемой темы или проекта. Деловые игры позволяют моделировать всевозможные ситуации, дают возможность подготовить способы решения проблемы и применить их на практике. Опыт проведения ролевых и деловых игр показывает их наибольшую эффективность на повторитель-обобщающих уроках, реже – при изучении или отработке нового материала.

В своей практике использую следующие методы обучения учащихся :

 Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором я объясняю, а ученики воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.    Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Для развития познавательных интересов стараюсь выполнять  следующие условия:

  • избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
  •  не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  • стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности

      Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся. Оживляет урок и использование материала из истории математики. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес и находят в детских душах живой отклик.

     С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества учащихся.

Моим ученикам очень нравятся  нетрадиционные формы уроков: Урок-сочинение,  Урок –деловая игра, Урок- диспут, Уроки творчества, Урок-соревнование, Урок "Что? Где? Когда?", Уроки, которые ведут ученики, Лекция-дискуссия, Урок-путешествие, Компьютерные  игры
     Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность. Выбор методов обучения - дело творческое, однако, оно основано на знании теории обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья

Активизация  познавательной  деятельности учащихся на уроках химии   ...

методическая статья о духовно - нравственном воспитании учащихся

Роль кружковой работы в воспитании духовно – нравственной личности....

методическая статя" Контроль. учет и оценка знаний учащихся по математике

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя трад...

Методическая статья "Литературная рефлексия"

Статья об организации рефлексии на уроках литературы...

Методическая статья. Опыт работы одного инновационного учреждения.

ОПЫТ РАБОТЫ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ ГОРОДА САРАТОВА ПО ТЕМЕ:  "ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИ...

Методическая статья. Опыт работы учителя.

Научно-методическая статья "Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроках литературы. Из оыта работы."...

Методическая статья по теме: "Методические рекомендации по развитию Soft Skills у учащихся"

Данная статья обобщает существующий опыт по развитию Soft Skill...