Статья3_Программа сопровождения детей с ОВЗ (из ВКР студента )
статья

Калинина Галина Анатольевна

Статья3_Программа сопровождения детей с ОВЗ (из ВКР студента )

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВЫЯВЛЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Права детей на развитие, получение адекватного их психофизическим и личностным особенностям образования и профессиональной подготовки признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам.

Подход, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками признан приоритетным в Конвенции ООН о правах ребенка и зафиксирован во Всеобщей Декларации Прав Человека. Развивая конституционные положения о равноправии граждан и общедоступности образования, Закон "Об образовании в Российской Федерации "от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  закрепил в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.

В  общеобразовательной организации  могут обучаются дети с разными потребностями в развитии:

  • дети-инвалиды
  • дети с нарушениями анализаторных систем и речи
  • дети с нарушениями когнитивной сферы
  • дети, попавшие в новую социальную среду
  • дети с нарушениями поведения, патологическим формированием личности

Необходимо создать условия, обеспечивающие доступное качественное образование, удовлетворяющие потребностям социальных заказчиков образования – родителям и учащимся, а именно:

  • в школе  выстраивается  вариативная образовательная среда;
  • создается команда специалистов социально-психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник);
  • активно внедряются в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
  • активно внедряются новые образовательные и информационно-коммуникативные технологии;
  • открыта группа предшкольной подготовки при  школе.

Таким образом, констатируется необходимость в создании программы специализированной деятельности в системе образования школы, обеспечивающей действенную помощь нуждающимся детям, с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка.

Цель программы: создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.

Задачи программы:

  1. Построение в школе целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося через интеграцию дошкольного, общего и профильного образования.
  2. Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья.
  3. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
  4. Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.).
  5. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника), педагогов, родителей.
  6. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
  7. Развитие личности ребенка в ученической группе, учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
  8. Изменение общественного сознания по отношению к детям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.

Направления программы выявления и сопровождения детей с особыми потребностями в развитии и обучении:

  • психолого-педагогическое просвещение
  • психолого-педагогическая профилактика
  • психолого-педагогическое консультирование
  • коррекция и развитие
  • психолого-педагогическая диагностика

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

АЛГОРИТМ РАБОТЫ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

СРОКИ

Задача: сбор первичной информации о ребёнке и его семье

Собрание родителей будущих первоклассников: обсуждение проблемы психологической готовности к школе, целей, задач и организации подготовки к обучению в школе

Комплектование класса предшкольной подготовки

апрель

Сбор информации о дошкольном периоде развития ребёнка и особенностях его семейного воспитания

март - май

Задача: осуществление первичной психолого-педагогической поддержки детей, формирование у ребёнка навыков и внутренних механизмов, необходимых для успешного обучения и общения в школьной среде

Организация предшкольной подготовки на базе подготовительной  к школе группы

Выравнивание стартовых возможностей детей

 октябрь -   апрель

Экспресс-диагностика уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе (психолого-педагогическая и логопедическая диагностика)

Выявление детей «группы риска», выстраивание специалистами программ индивидуальной и групповой  работы

сентябрь

Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики

Анализ актуального уровня развития ребёнка, выработка рекомендаций

октябрь

Групповые и индивидуальные занятия с детьми по коррекции недостатков, выявленных в результате диагностики: логопедические занятия, психологические занятия

Определение причин возможной дезадаптации ребенка в школе

октябрь - май

Осуществление связи со специалистами, в помощи которых нуждается данный ребёнок

по ситуации

Просвещение родителей по вопросам психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

в течение учебного года

Педагогическое наблюдение за детьми, определение педагогической стратегии работы воспитателя и учителя с каждым ребёнком

Создание индивидуального маршрута развития ребенка.

в течение учебного года

Задача: создать условия, необходимые для успешной первичной

             адаптации детей к обучению в первом классе

Индивидуальная работа родителей с ребенком по выполнению полученных рекомендаций

Повышение уровня готовности ребенка к школе

июль –

август

Консультирование педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к  классу в целом

Выработка единого педагогического подхода

сентябрь

Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в ходе 2 этапа

Определение уровня адаптации каждого ребенка к школе, прогноз и профилактика возможных трудностей у первоклассников в обучении, разработка рекомендаций для учителей и родителей

сентябрь

Углублённая групповая и индивидуальная диагностика первоклассников с целью определения уровня готовности к обучению в школе и прогноза и профилактики трудностей обучения в школе

сентябрь-

Октябрь

Собрание родителей учащихся с целью обсуждения результатов диагностики и прогнозирования и профилактики возможных проблем обучения и развития ребенка в начальной школе

ноябрь

Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов работы по первичной адаптации детей к школе

ноябрь

Задача: развитие у детей когнитивных, социальных и коммуникативных умений, необходимых для успешного обучения в школе

Развивающие психологические занятия

Приобретение детьми коммуникативных, когнитивных, социальных навыков

октябрь -  март

Индивидуальные и групповые логопедические занятия

в течение учебного года

Наблюдение за детьми, особенностями их обучения и развития

Определение учащихся с признаками школьной дезадаптации, определение для детей адекватных программ обучения

в течение учебного года

Направление детей, нуждающихся в специальной помощи, в ТПМПК

по ситуации

Родительское собрание по итогам работы за год, индивидуальное консультирование

апрель

Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведённой педагогами работы в целом за год.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе   основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...

"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"

материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ

Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ...

Специфика методического сопровождения при организации мероприятий в Республиканском центре дистанционного образования (РЦДО) БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии

В статье раскрываются особенности организации работы по дистанционному проведению мероприятий республиканского центра дистанционного образования в рамках образовательного процесса...