Статья3_Программа сопровождения детей с ОВЗ (из ВКР студента )
статья
Статья3_Программа сопровождения детей с ОВЗ (из ВКР студента )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya3_programma_soprovozhdeniya_detey_s_ovz_iz_vkr_studenta_kinderovoy_m.a.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВЫЯВЛЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Права детей на развитие, получение адекватного их психофизическим и личностным особенностям образования и профессиональной подготовки признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам.
Подход, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками признан приоритетным в Конвенции ООН о правах ребенка и зафиксирован во Всеобщей Декларации Прав Человека. Развивая конституционные положения о равноправии граждан и общедоступности образования, Закон "Об образовании в Российской Федерации "от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ закрепил в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.
В общеобразовательной организации могут обучаются дети с разными потребностями в развитии:
- дети-инвалиды
- дети с нарушениями анализаторных систем и речи
- дети с нарушениями когнитивной сферы
- дети, попавшие в новую социальную среду
- дети с нарушениями поведения, патологическим формированием личности
Необходимо создать условия, обеспечивающие доступное качественное образование, удовлетворяющие потребностям социальных заказчиков образования – родителям и учащимся, а именно:
- в школе выстраивается вариативная образовательная среда;
- создается команда специалистов социально-психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник);
- активно внедряются в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
- активно внедряются новые образовательные и информационно-коммуникативные технологии;
- открыта группа предшкольной подготовки при школе.
Таким образом, констатируется необходимость в создании программы специализированной деятельности в системе образования школы, обеспечивающей действенную помощь нуждающимся детям, с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка.
Цель программы: создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.
Задачи программы:
- Построение в школе целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося через интеграцию дошкольного, общего и профильного образования.
- Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья.
- Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
- Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.).
- Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника), педагогов, родителей.
- Сохранение и укрепление здоровья школьников.
- Развитие личности ребенка в ученической группе, учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
- Изменение общественного сознания по отношению к детям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.
Направления программы выявления и сопровождения детей с особыми потребностями в развитии и обучении:
- психолого-педагогическое просвещение
- психолого-педагогическая профилактика
- психолого-педагогическое консультирование
- коррекция и развитие
- психолого-педагогическая диагностика
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
АЛГОРИТМ РАБОТЫ | ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | СРОКИ |
Задача: сбор первичной информации о ребёнке и его семье | ||
Собрание родителей будущих первоклассников: обсуждение проблемы психологической готовности к школе, целей, задач и организации подготовки к обучению в школе | Комплектование класса предшкольной подготовки | апрель |
Сбор информации о дошкольном периоде развития ребёнка и особенностях его семейного воспитания | март - май | |
Задача: осуществление первичной психолого-педагогической поддержки детей, формирование у ребёнка навыков и внутренних механизмов, необходимых для успешного обучения и общения в школьной среде | ||
Организация предшкольной подготовки на базе подготовительной к школе группы | Выравнивание стартовых возможностей детей | октябрь - апрель |
Экспресс-диагностика уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе (психолого-педагогическая и логопедическая диагностика) | Выявление детей «группы риска», выстраивание специалистами программ индивидуальной и групповой работы | сентябрь |
Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики | Анализ актуального уровня развития ребёнка, выработка рекомендаций | октябрь |
Групповые и индивидуальные занятия с детьми по коррекции недостатков, выявленных в результате диагностики: логопедические занятия, психологические занятия | Определение причин возможной дезадаптации ребенка в школе | октябрь - май |
Осуществление связи со специалистами, в помощи которых нуждается данный ребёнок | по ситуации | |
Просвещение родителей по вопросам психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей | в течение учебного года |
Педагогическое наблюдение за детьми, определение педагогической стратегии работы воспитателя и учителя с каждым ребёнком | Создание индивидуального маршрута развития ребенка. | в течение учебного года |
Задача: создать условия, необходимые для успешной первичной адаптации детей к обучению в первом классе | ||
Индивидуальная работа родителей с ребенком по выполнению полученных рекомендаций | Повышение уровня готовности ребенка к школе | июль – август |
Консультирование педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу в целом | Выработка единого педагогического подхода | сентябрь |
Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в ходе 2 этапа | Определение уровня адаптации каждого ребенка к школе, прогноз и профилактика возможных трудностей у первоклассников в обучении, разработка рекомендаций для учителей и родителей | сентябрь |
Углублённая групповая и индивидуальная диагностика первоклассников с целью определения уровня готовности к обучению в школе и прогноза и профилактики трудностей обучения в школе | сентябрь- Октябрь | |
Собрание родителей учащихся с целью обсуждения результатов диагностики и прогнозирования и профилактики возможных проблем обучения и развития ребенка в начальной школе | ноябрь | |
Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов работы по первичной адаптации детей к школе | ноябрь | |
Задача: развитие у детей когнитивных, социальных и коммуникативных умений, необходимых для успешного обучения в школе | ||
Развивающие психологические занятия | Приобретение детьми коммуникативных, когнитивных, социальных навыков | октябрь - март |
Индивидуальные и групповые логопедические занятия | в течение учебного года | |
Наблюдение за детьми, особенностями их обучения и развития | Определение учащихся с признаками школьной дезадаптации, определение для детей адекватных программ обучения | в течение учебного года |
Направление детей, нуждающихся в специальной помощи, в ТПМПК | по ситуации | |
Родительское собрание по итогам работы за год, индивидуальное консультирование | апрель | |
Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведённой педагогами работы в целом за год. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью технике бисероплетения (изготовление предметов бижутерии) (из сборника научных трудов «Комплексное сопровождение детей школьного возраста с ОВЗ".Чебоксары, 2011)
Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью технике бисероплетения (изготовление предметов бижуте...
"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...
"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"
материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...
Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ
Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ...
Специфика методического сопровождения при организации мероприятий в Республиканском центре дистанционного образования (РЦДО) БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии
В статье раскрываются особенности организации работы по дистанционному проведению мероприятий республиканского центра дистанционного образования в рамках образовательного процесса...