Формирование УУД на уроках русского языка и литературы
статья

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

       21 век – век информационных технологий и стремительного развития науки и техники – человеку приходится постоянно учиться и переучиваться.

     Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения. В последнее время наблюдается активный поиск приёмов и средств повышения эффективности обучения в школе. Основное  внимание уделяется  развитию коммуникаций,  умению  установить контакт для общения с другими людьми, развитию кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения называются универсальными учебными действиями (УУД).

     Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности.

  В более узком - это совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс. Такое определение даёт нам методическая литература. В нынешнее время развитию УУД в педагогике уделяется большое значение.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Виды УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование;

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

анализ;

синтез;

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Формирование УУД возможно не только на уроках, а также при проведении воспитательных мероприятий. В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Для ее осуществления используются различные формы:

-экскурсии, кружки, секции, спортивные, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные и другие виды. Игры, конкурсы, экскурсии и др. – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения. У них также должны быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как воспитательные мероприятия может способствовать формированию УУД.

Типовые задачи по формированию УУД

Личностные УУД

1. Задание: «Законы чести».

Цель: обсуждение законов чести, которыми руководствовались герои романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Разработка законов чести, которыми должны руководствоваться люди в наше время.

Возраст:11–14 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: учащимся предлагается обсудить законы чести, которыми руководствовались герои романа А. С. Пушкина «Капитанская очка». Ребятам даётся время для нахождения в тексте произведения примеров на заданную тему.

Далее ученики объединяются в пары, обсуждают и на основании общего решения выделяют 5–6 законов чести нашего времени. Затем по 2–3 пары объединяются в группы и обсуждают общие правила для группы. Далее объединение продолжается вплоть до общей группы. Тогда сравниваются и формулируются общие законы чести нашего времени. Законы чести записываются на доске. Ребята обсуждают их и приводят примеры из жизни.

Критерии оценивания:

- умение анализировать литературное произведение;

- умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;

- анализ аргументации учеников в соответствии с уровнем развития их морального сознания.

2.Задание «Анализ текста». 

Озаглавить, определить идею, тему, составить тезисный план, т.д.

Участие в проектах.

Творческие задания.

Восприятие музыки.

Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма.

Самооценка события, происшествия.

Дневник достижений.

Система заданий, ориентирующая ученика на учет чужой точки зрения: «Ты согласен с героем?»; «Как бы ты ответил герою?»

Как правильно написать письмо.

Как написать поздравительную открытку.

Задания с произведениями живописи.

Регулятивные УУД

1. Задание «Исправь ошибки»

Для мотивации объясняется значение слова «сыщик», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший сыщик» Материал: текст с допущенными орфографическими и пунктуационными ошибками. Условие соревнования: кто быстрее и правильно найдёт все ошибки, тот объявляется победителем. Время засекается.

«Скварец высунулса ис сваего домека. Прикриплённого к виршине сохронённого для токой целе маладого дупка. Паслушал паслушал взмохнул крылями и начял дерско дрознить салавья. Аднако голоз ево был слап, ему нехвотала тех не улавимых отенкав, каторыми прерода адаряет лиш сваих исбраников – генеальных пивцов [5].

2. Задание «А как иначе ?»

 

1.

Сами с усами

расстроен, потерял душевное равновесие.

2.

Сам не свой

самостоятельно, без помощи, отдельно.

3.

Сам по себе

нисколько не хуже, не глупее других.

4.

Сам себе хозяин

невольно, непроизвольно, без каких либо усилий.

5.

Само собой

совершенно независимый, самостоятельный человек.

 

Даются разные фразеологизмы с каким-то ключевым словом и их значения. Надо привести фразеологизмы и значения в соответствие.

Познавательные УУД

1. Задание «Нахождение корня слова по алгоритму».

Цель: формирование умения находить корень слова по разработанному алгоритму.

Возраст: 11–12 лет.

Форма выполнения задания: работа в парах или индивидуальная работа.

Описание задания: требуется научиться находить корень слова в соответствии с правилом. Провести анализ и объяснить значение корня слова.

Инструкция: закончите запись алгоритма.

Порядок действий при выделении корня:

- выделить корень;

- подобрать однокоренные слова;

- сопоставить слова;

- выделить в них морфему.

Следуя порядку действий, обозначьте корни следующих слов:

Гористый, посветлевший, долина, бревенчатый, притяжение, заболевший, задрожав, пощадить, обречённый, променявший, соединяющий [5].

2. Задание «Буквы ь и ъ»

Заполнить таблицу, используя данные словосочетания.

 

Ь

для обозначения

мягких согласных

Ь

для обозначения

формы слова

Ь

разделительный

Ъ

разделительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большая просьба, обжечь кирпич, возьмём с собой, получить деньги, окна настежь, открыть дверь, подъехать к подъезду, предъюбилейная дата, изъявить согласие, разъезжать по городу, въедливый человек, молодой адъютант

Коммуникативные УУД

1.Задание «Кто прав» на примере ролевой игры на уроках русского языка в 5 классе

Выбирают ведущего. Он произносит короткое предложение (часть правила). Игроки по очереди дополняют его несколькими словами, чтобы можно было поставить точку. После того как все игроки дополнили предложение, ставится вопрос «Кто из игроков прав?» Например, ведущий говорит:

Когда в конце слова есть выбор букв б-п, г-к, ж-ш, то….

После шипящих в конце глаголов …

Разделительный ъ пишется …

В рамках такой ролевой игры дети лучше запоминают правила русского языка , позволяют вырабатывать у детей положительное отношение друг к другу, развивать навыки взаимодействия в группе, развивать как вербальные, так и невербальные навыки общения, совершенствовать рефлексивные способности.

2. Задание «Дружеское послание».

Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением проявлять индивидуальные качества и творческие способности, научить анализировать свои мысли, чувства, проблемы, поступки в письменной форме.

Возраст: 11–13 лет.

Учебные дисциплины: русский язык.

Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания: перед тем, как начать урок, ребята разбиваются на пары. Каждая пара проводит исследовательскую работу на следующие темы: «Правила написания письма», «Что такое дружеское послание», «Основные компоненты письма», «Примеры дружеских посланий известных людей: А. П. Чехова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. Горького».

После прослушивания подготовленных работ идет их обсуждение. Подводя итог, ребятам в парах предлагается написать дружеское послание одному из одноклассников.

Далее заслушиваются дружеские послания ребят. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение. В заключение учащиеся делятся впечатлениями о прослушанных текстах.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа;

- умение проявлять творческие способности, высказывать свои мысли и чувства.

Можно сделать следующий вывод: УУД — это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ребенок должен развивать и пополнять не только свою интеллектуальную область, но и развивать, а также способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. Это и заложено во внеурочной деятельности. Все формы внеурочной деятельности способствуют развитию всесторонне развитой личности.

Результат воспитания достигается планомерно: вначале это деятельность педагога, затем вместе с воспитанниками в работу включаются и социум.

В результате эффективной воспитательной деятельности мы получаем положительный результат — всесторонне развитую личность ребёнка, что и является целью развития УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена формированию УУД на уроках русского языка и литературы...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ

Формирование УУД средствами информационных технологий  является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информ...

Работа по формированию УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения ...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с применением элементов технологии РКМ

Педагогический опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы при помощи приемов технологии развития критического мышления....