Консультация: «Игровые технологии как средство повышения познавательного интереса и творческой активности у младших школьников»
консультация

Жгутова Ольга Николаевна

 «Без игры нет и не может быть

Полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек

Пытливости и любознательности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Московской области

«Преображение»

Консультация: «Игровые технологии как средство повышения познавательного интереса и творческой активности у младших школьников»

Воспитатель 2 группы:

Жгутова О.Н.


 «Без игры нет и не может быть

Полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек

Пытливости и любознательности»

В. А.Сухомлинский

         В настоящее время главными задачами воспитания детей является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

            Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей.

 Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес у школьника является игровая технология.

           Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном и воспитательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением

Точно и широко игровой метод обучения описал А.А. Вербицкий, он наиболее точно определил принципы деловой игры, говоря, что игры позволяет приобретать опыт познавательной и профессиональной деятельности, составил структуру или игровую модель, выявил особенность деловой игры.

            Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

       Педагогами –психологами был определен спектр целевых ориентации игр:

•  Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

•  Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей,эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; сихотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий

• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

• Игра -форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).

• Игра -пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

• Игра -свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтъев).

• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.

Для детей школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. А для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Игра – ведущий вид деятельности для любого возраста, и все следующие периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру. А продолжают включать её в процесс развития, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.                                                                                                     Однако не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.

Игровая деятельность позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.

                     Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности детей,

          Познавательные интересы – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

           В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ребёнка к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.

         Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов детей. Во время игры ребёнок – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

    Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих детей во время игр происходит многократное повторение информации в его различных сочетаниях и формах.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

Игры-упражнения.

Они совершенствуют познавательные способности воспитанников,

способствуют закреплению материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

Игры-путешествия.

Эти игры способствуют осмыслению и закреплению материала. Активность детей в этих играх может быть выражена в виде рассказов,

дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

Игры-соревнования.

Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуются, разделившись на команды,или друг с другом

Деловая игра.

Деловые игры делятся на производственные, организационно –деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:

-Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

-Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

-Наличие конфликтных ситуаций;

-Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих

предусмотренные сценарием роли;

-Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

-Контроль игрового времени;

-Элементы состязательности;

-Правила, системы оценок хода и результатов игры.

Ролевая игра.

В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.

ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

-Имитационные, направленные на имитацию определѐнного профессионального действия;

-Ситуационные, связанные с решением какой –либо узкой конкретной проблемы–игровой ситуации;

-Условные, посвящѐнные разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс конференции, уроки–суды и т.д.

Игровые технологии занимают важное место в учебно -воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности детей, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учѐтом специфики материала игра тренирует память, помогает воспитанникам выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность детей, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра -один из приѐмов преодоления пассивности детей;

4) в составе команды каждый ребенок  несѐт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех.

В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре

Проблеме познавательных интересов, способам и методам активизации познавательной  деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской.

Познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному.

    Познавательный интерес, активизирует все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

      Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.      

В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства.                                                                                                                                                                           Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

          Особую значимость познавательной интерес имеет в школьные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.  

     Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями.

Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности дошкольника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

         В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность.

В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов.

        Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы ребёнка младшего школьного возраста характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам.

В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса ребёнка:

1.Максимальная опора на активную мыслительную деятельность Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей младшего воспитанника, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения

2.Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести процесс на оптимальном уровне развития

Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию ребёнка  Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития ребёнка. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.

Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес детей. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решение целей обучения и воспитания школьников

             Многолетние исследования И.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой доказали, что познавательный интерес не является имманентно присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования При этом путь развития интереса ребёнка младшего школьного возраста проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов имеет социальное, педагогическое и психологическое значение..

Познавательный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности воспитанника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.

    Главное в системе работы по развитию познавательного интереса у детей младшего школьного возраст процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса.. Ребенок младшего школьного возраста — любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности. Среди характерных черт познавательного интереса у детей младшего школьного возраста особую значимость для нас приобретает такая черта, как действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление с предметами и явлениями социальной действительности, в преодолении трудностей и проявлении волевых усилий для достижения цели.

    Познавательный интерес у детей младшего школьного возраста обогащает процесс общения. Интенсивное протекание деятельности, увлеченность в обсуждении актуальных проблем, приобретение широкой информации друг от друга - все способствует и эффективности получения знаний, и социальным связям младших школьников, воспитанию и укреплению коллективных устремлений.

          Интерес к впечатляющим фактам, к отношению явлений природы, событий обществ жизни (история), наблюдение с помощью воспитателя В то же время практические действия с растениями, живущими за пределами занятий расширяют сферу их интересов к окружающему миру и заставляют постепенно всматриваться в причины наблюдаемых явлений этому, конечно, способствуют телепередачи: "Клуб путешественников", "В мире животных" и другие,

           Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. 

В результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в семье: дети не бояться ошибок, помогают друг другу.

Введение в процесс воспитания игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений.

             Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, они не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности воспитанников, но и выполняют ряд других не менее важных  функций:

-развлекательную (это основная функция игры -развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-коммуникативную: освоение диалектики общения;-самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984.- С.34.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1987
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 1997. — М.: Просвещение
  4. Брунер Дж. Психология познания [Текст]/Д. Брунер. – М.: Просвещение, 1977.-
  5. Выготский Л.С. Психология познания [Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1977.
  6. Газман О.С. В школу - с игрой [Текст] /О.С. Газман. — М.: Просвещение, 1991
  7. Галицын В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В.Б. Галицын// Советская педагогика. -1991. -№ 3
  8. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности дошкольников [Текст]/Н.В. Грачева. – Киров, 2003
  9. Занъко С.Ф.. Игра и ученье [Текст] /С.Ф. Занько. — М.:Просвещение, 1992.- 226
  10. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся [Текст]/ Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998
  11. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. — М.:Просвещение, 1972
  12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983.
  13. Минкин Е.М. От игры к знаниям [Текст] /Е.М. Минкин. — М.:Просвещение, 1983.-
  14. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.-1979.- №2
  15. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/Н.Ф.Талызин. – М.: Просвещение, 1999.-
  16. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 1988.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны

Одна из актуальных проблем воспитания сегодня – активизация познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны. Как решить эту проблему?У детей велико стремление к познан...

презентация «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка»

Презентация "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка"....

Мастер–класс «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов школьников и осознанного усвоения языкового материала на уроках английского языка»

Как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным?Что сделать, чтобы на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах учеников ни на минуту не пропадал? Педаг...

«Игровые технологии как средство повышения познавательной активности»

Закреплять знания детей о внешнем  виде диких животных, их повадках, пище, жилищах. Упражнять в узнавание и называние диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка) и  их детёнышей....

«Игровые технологии как средство повышения познавательной активности»

Закреплять знания детей о внешнем  виде диких животных, их повадках, пище, жилищах. Упражнять в узнавание и называние диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка) и  их детёнышей....