Сообщение для воспитателей с элементами тренинга на тему: «Специфические нормы педагогической морали. Педагогическая этика в работе с воспитателями».
консультация

Ермилова Валентина Борисовна

Консультация о нормах педагогической морали и педагогической этике в работе с воспитанниками с элементами  тренинга

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsificheskie_normy_pedagogicheskoy_morali.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

      ГКОУ  МО  «Преображение»   для детей  сирот и   детей,

               оставшихся   без попечения родителей

Сообщение для воспитателей   с элементами тренинга на тему: «Специфические нормы педагогической морали. Педагогическая этика в работе с воспитателями».

                                                     

                                                                      Воспитатель:  Ермилова В.Б.

 Сегодня мы будем говорить о нормах педагогической морали и педагогической этике в работе с воспитанниками, а также  проведем  тренинг.

Основное отличие тренинга от лекций, семинаров состоит в его практической направленности и активности каждого из участников.

А начнем мы наш тренинг словами Генри Фонда «Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему им так плохо живется».  Эти слова настроят нас на дружелюбную  атмосферу.

В начале нашей беседы вспомним, что  такое  педагогическая мораль и педагогическая «этика». Слово этика  переводится , как «нрав, обычай ».

Педагогическая мораль – это система  нормативных суждений, выражающих  требования к поведению педагога.

Принцип педагогической морали - требование, выражающее основное направление поведения педагога по отношению к тому или иному объекту. Такими объектами отношений являются: общество,воспитанники, родители , педагогический коллектив, а также сам педагог.

Система  требований  педагогической  морали отражает динамику  общественной  жизни и развития системы  воспитания и, постоянно  обогащается  новыми нормами.

Педагогическая этика - это свод правил, которые позволяют  регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками ,защищать  человеческую ценность и достоинство,поддерживать  качество профессиональной деятельности ,создавать культуру , основанную на доверии, ответственности и справедливости.

Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет. Педагог  должен соответствовать требованиям  времени, поколению  детей, перспективам  развития общества, страны. Но мне кажется, что главным  умением педагога во все времена  является умение слушать и слышать ребенка.

Еще Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения. Давайте поговорим о  педагогической этике общения.

Общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Словом можно возвысить и унизить человека, слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в  педагогике. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.

Воспитатель это – первый человек после родителей, обучающий ребенка правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника.

Наши воспитанники,все они дети, но каждый из них особенный, со своим характером, привычками.

И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться.

Давайте поиграем с вами в игру «Составь портрет» и  посмотрим какие качества нам помогают в этом.

(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т. д.)

А теперь проведем упражнение «Яблоко и червячок»: сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесем  к способам выхода из различных ситуаций.

(«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,

 «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,

«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,

«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).

Рассмотрим пять возможных способов поведения :

1. Соревнование ( как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому).

2. Приспособление, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Кеннет Томас считает, что:

при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:

Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.

Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.

Он – защитник: оградит от обидчика.

Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.

Он- мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.

Он – близкий человек, рядом с ним по-домашнему тепло и уютно.

Только такой педагог может создать для ребенка атмосферу радости и комфорта.

Упражнение «Свои правила»

Давайте составим  правила  педагогического общения, которые бы отражали взаимодействие с воспитанниками, коллегами и администрацией. Я предлагаю свой вариант ,а вы можете добавить ваши предложения.

Правила «Педагогического общения»

1. Входи в группу детей с улыбкой.

2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.

3. Крепко держись данного детям слова.

4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.

5. Будь сдержанным и терпеливым.

6. Будь ребёнку примером во всем.

7. Попробуй поставить себя на место ребёнка.

8. По-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.

9. Учись у своих коллег и детей.

10. Когда ты не прав , попроси у ребёнка прощения.

11. Живи интересами детей и их надеждами.

12. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.

13. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.

14. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.

В заключении мне хотелось бы напомнить вам всем требования кодекса педагогической этики по отношению к детям.

Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.

«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром» - говорил великий Вольтер.

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие с элементами тренинга по теме «Основные аспекты ВИЧ. Пути передачи. Способы защиты.»

Цель занятия: 1. Рассмотреть основные аспекты ВИЧ;2. Развитие навыков здорового образа жизни;3.Воспитывать чувство ответственности за свое поведение в потенциально опасных ситуациях.Задачи занятия:1. ...

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"

Интересное занятие с увлекательными упражнениями......

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».

        Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...

Круглый стол Тема: "Взаимодействие педагога с детьми: педагогическая оценка, педагогическое требование и создание ситуации успеха"

Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при создании ситуации успеха, при предъявлении педагогическо...

Беседа с учащимися 5–6-х классов с элементами тренинга по теме: "Как правильно дружить"

Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранен...

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему «Безопасный интернет».

Прогресс не стоит на месте. Развиваются наука, техника… Речь идет не только об Интернете, а об Интернет безопасности. На этой неделе учащиеся школы участвовали в работе классных часов, физкульт...

Семинар-тренинг по теме "Роль рефлексивной практики в педагогической деятельности" с рефлексией

Дата проведения: 2 ноября 2015г.         Тренер – преподаватель: Сиротенко Марина Сергеевна, учитель англ.языкаТема семинара – тренинга: «Роль...