Самообразование "Такт и авторитет воспитателя"
материал

Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем.

А.С.Макаренко

Воспитатель и воспитанник - две основные фигуры в школе. Их взаимоотношения влияют на воспитательный процесс и определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Опыт убеждает, что влияние педагога на ребенка, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета воспитателя.

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на ребенка. Отношения детей к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово. “ Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. – То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек” [15;265]. Только при правильных взаимоотношениях можно воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon takt_i_avtoritet_vospitatelya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Такт и авторитет воспитателя»

Актуальность темы.

Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем.

А.С.Макаренко

Воспитатель и воспитанник - две основные фигуры в школе. Их взаимоотношения влияют на воспитательный процесс и определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Опыт убеждает, что влияние педагога на ребенка, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета воспитателя.

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на ребенка. Отношения детей к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово. “ Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. – То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек” [15;265]. Только при правильных взаимоотношениях можно воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому.

Цель: выявить, какие компоненты составляют содержание (или суть) педагогического авторитета и какое значение они имеют для различных категорий субъектов воспитательного процесса в школе.

Задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
  • изучить структуру авторитета воспитателя;
  • изучить положительный опыт завоевания авторитета воспитателя среди детей;
  • выявить педагогические условия становления истинного авторитета воспитателя.

Предполагаемые результаты:

  • повышение профессионализма;
  • сформированный авторитет и доверие среди детей.

Этапы работы.

Содержание работы

Сроки

1

Теоретический этап.

  1. Изучение методической литературы по данной проблеме:
  • Авторитет педагога // Рабочий путь.-1988,-2окт.-с.1
  • Андриади И.П. Основы педагогического мастерства-М.: Издательский центр “Академия”,1999.
  • Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. – М.: Знание, 1988.
  • О значении авторитета в воспитании /История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Академия,2002, -400с.
  • Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. – Смоленское книжное издательство. -1961, -с.213.
  • Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – с.56-57.

В течение года

2

Практическое решение проблемы. 

  1. Проведение мониторинговых исследований:

- Методика “Продолжи предложение”.

- Метод ранжирования

- Метод тестирования

 2. Проведение практических занятий:

  1. КТД «Дорогим учителям!»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Октябрь, апрель

Октябрь,

3

Оценочный этап. 

Анализ работы по теме самообразования.

Апрель - май

  1. Теоретическая часть.

Ученые Макаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета.

Под ложным авторитетом понимается такое отношение воспитанников к воспитателю, которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный авторитет основан на стремлении воспитателя добиваться послушания от детей. Добиваясь послушания, воспитатели уже не имеют возможности добиваться других целей, конечных, главных. Во многих случаях воспитатели не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становиться все более не послушным.

Виды ложного авторитета:

  1. авторитет подавления завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать детей в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием.

Вред, наносимый ими огромен. Они провоцируют детей на трусость, подхалимство или, наоборот, агрессивное отношение к старшему, стремление насолить ему, но тонко замаскировать нарушение дисциплины, неуважение к педагогу. Грубость расшатывает нервную систему детей, прививает отвращение к учебному заведению, подрывает уважение к старшему.

2) авторитет расстояния. Воспитатель стремится всегда держать детей на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой преподаватель возвеличивает свою персону.

3) авторитет педантизма. Воспитатель постоянно придирается к детям. При чем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны. У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, одна часть детей грубо нарушает дисциплину, другая - держится скованно, напряженно.

4) авторитет резонерства. Воспитатель бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации - главное средство воспитания. К словопрениям таких педагогов дети быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного собеседника красноречием педагога.

5) авторитет мнимой доброты. Встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что дети оценят их доброту, попустительства и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот. Воспитанники игнорируют указания и даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются.

Истинный же авторитет - это такое отношение детей к воспитателю, которое побуждает их быть все время младшими товарищами воспитателю, то есть участвовать вместе с ним и под их руководством в заботе об улучшении жизни.

Воспитатель должен знать, чем живут, и интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он обратится за помощью к воспитателю, то это говорит, что он ему доверяет, а значит, воспитатель является для него авторитетом. Ребенок будет чувствовать его заботу, но в то же время он будет знать что воспитатель от него кое-что требует, что воспитатель не собирается снять с него ответственность.

Таким образом, самовоспитание, направлено на формирование качеств, не имея которых невозможно завоевать высокий авторитет – первоочередная задача педагога.

Два главных компонента педагогического авторитета:

1) личностный:

 - любовь к детям и педагогической профессии. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей. Любить детей - это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание невозможно.

- общая культура поведения педагога (умение владеть речью, мимикой и жестами; опрятность в костюме; требовательность к своему поведению и поведению других; обладание правильной и выразительной речью; сила голоса; педагогический оптимизм и т. п.).

2) профессиональный:

- профессиональные знания. Способность воспитателя все видеть, все знать, судить о настроении детей, о совершенном ребенком поступке. Воспитатель должен иметь знания общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики и частных методик. Эти знания помогут ему правильно оценивать каждый поступок своих детей и научно обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом.

- педагогический такт - это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в пед. коллективе и детьми, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания. Основными элементами педагогического такта являются:

 -       требовательность и уважительность к воспитаннику;

-       умение видеть и слышать ребенка, сопереживать ему;

 -       деловой тон общения;

-       внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

 -          во внешнем облике педагога;

-          в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

-          в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

-          в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;

-          в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;

 -          в самокритичной оценке своего труда.

Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности:

-          естественность и простота обращения без фамильярности;

 -          доверие без попустительства;

 -          серьезность тона без натянутости;

-          ирония и юмор без насмешливости;

-          требовательность без мелочной придирчивости, грубости;

 -          доброжелательность без заласкивания;

-          деловой тон без раздражительности;

-          своевременность воспитательного воздействия без поспешности;

-          принципиальность и настойчивость без упрямства;

 -          внимательность и чуткость к детям без подчеркивания этого;

-          отдача распоряжений без упрашивания;

-          выслушивание без выражения безразличия.

  1. Экспериментальная проверка значения различных компонентов (личностного и профессионального) авторитета воспитателя для различных категорий субъектов воспитательного процесса.

Я выбрала следующие субъекты воспитательного процесса: младших школьников, подростков, старшеклассников.

Использовала следующие методы.

1. Методика “Продолжи предложение”  (смотри приложение).

3. Метод ранжирования.

Предлагались качества воспитателя, которые необходимо было расположить по степени важности (смотри приложение).

Рассмотрев полученные результаты исследований, можно сделать следующие выводы, что младшие школьники больше обращают внимание на внешний вид педагога, его доброту, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приемам и знаниям воспитателя. Дети среднего и старшего школьного возраста оценивают своих воспитателей с точки зрения особенностей их характера (требовательность, прямота, чуткость и отзывчивость, правдивость по отношению к детям и т.д.), педагогического мастерства.

Компоненты педагогического авторитета имеют неодинаковое значение для различных субъектов воспитательного процесса в зависимости от возраста и педагогического опыта. Для младших школьников большее значение имеет личностный компонент авторитета. Они относят педагога к кругу высоко - значимых взрослых, ему подражают, его авторитету подчиняются. Подростки и старшеклассники более значимым считают профессиональный компонент авторитета, но немаловажным остается для них личностный компонент.

Для авторитетного педагога обязательны оба компонента педагогического авторитета. Но просто механического их сложения недостаточно. Они должны быть освещены индивидуальным творчеством воспитателя.

Необходимо помнить, что путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен. Основным условием формирования педагогического авторитета является правильный выбор профессии и овладение педагогическим мастерством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "О родительском авторитете"

« Истинный авторитет есть не что иное,   Как истина, изысканная силой разума »....

"Авторитет - основа воспитания"

Памятка родителям для правильного воспитания своего ребенка....

Презентация к родительскому собранию "Авторитет родителей".

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;Если дети живут среди насм...

Ребенок и родительский авторитет

Родительский лекторий. Виды авторитета. Поведение ребенка. Рекомендации....

Презентация рассказа Ф. Искандера "Авторитет".

Проблемные вопросы, рассматриваемые в рассказе:  - Правда ли, что современные дети не любят читать книги?- Теряет ли книга свой авторитет? Или всё заменили компьютеры и интернет?- Толь...

Авторитет родителей

Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о р...