Доклад на РМО " Тренажёр для толерантности"
статья

Макушкина Евгения Ивановна

Доклад на РМО учителей литературы о методах повышения гражданской активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад на РМО23.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Тренажёр для  толерантности».

 Центральной осью жизни   человека являются его убеждения, культура и мировоззрение. Это его личный набор ценностей, субъективный.   Всякий человек рождается и вступает в этот мир, проходя сквозь  многие события и преодолевая  препятствия, формирующие наше мышление, душу, мировоззрение и образ жизни.  
В связи со всем сказанным, проникновение в нравственные устои можно начать с утверждения того, что главенствующим принципом и истоком формирования нравственной личности  становится свобода, выраженная в возможности действовать и мыслить в согласии с совестью. Чтобы свершился переход от осознания своих субъективных ценностей к пониманию ценностей, норм и правил гражданского общества , необходимы несколько условий. Например, воспитание и образование, которые ведут за собой потребность в повышении нравственных качеств каждого из нас, что говорит, в том числе, и о необходимости охраны и безостановочного совершенствования всей совокупности  ценностей.

Не последнюю роль в этом процессе, безусловно, играет учитель, преподаватель. На него возложена великая и трудная задача: помочь человеку вырасти над собой, осознать себя в мире и принять ценности и нравственные   установки, на которых строится современное общество.

А где ещё искать примеры бережного и ответственного отношения к человеческим вечным ценностям, как не в литературе?  Это неисчерпаемый источник,  так сказать, тренажёр для восприятия мира и себя в нём, дающий возможность каждому вдумчивому читателю поразмышлять над поставленной проблемой, решить нравственную теорему, научиться эмпатии и построить для себя ту систему ценностей, которая и будет определять всю жизнь этого читателя.

Мировая литература предоставляет такую возможность каждому. Проводником в этот мир и должен стать учитель литературы, который поможет преодолеть  моральные «капканы» и не позволит юному читателю свернуть с правильной дороги восприятия .

Рассмотрим, как на уроках литературы в современной    основной общеобразовательной школе  возможно последовательно применить методику воспитания гражданских ценностей, а в частности ту установку, что  общественно зрелый человек способен ценить и уважать традиции, культуру и морально-нравственные установки собеседника, пусть даже совершенно отличные от его собственных. Да, он необязательно должен соглашаться с ними: возможно, они полностью противоречат тому, что он знал с детства и в чём был твёрдо убеждён. Эти «чужие» для него установки могут быть даже враждебны ему по своей сути.

Но даже и врага можно уважать, даже и у врага можно учиться. Сделать попытку понять и осознать  чуждое, но для кого-то традиционное и незыблемое—наверное, это то, что сейчас называют толерантностью.

В русском языке есть эквивалент-- понимание. Не терпение или терпимость, а именно понимание, которое обязательно должно перерасти в  интерес и сопереживание.

Терпение всё-таки предполагает некоторое насилие над собой, действие или бездействие, но напрягаясь, через силу. А вот понимание—процесс мирный и постепенный, но ему нужно учиться.

Школьный курс литературы 5-9 класса( по программе В. Коровиной) предоставляет учителю такую возможность. Вот несколько ( конечно, неполный список) произведений, на примере которых можно рассмотреть с учениками такую установку, как толерантность , понимание культурных , исторических ,морально-нравственных и религиозных различий между людьми и между нациями. Разумеется, попутно следует объяснять разницу между истинным пониманием , толерантностью и обычным попустительством, равнодушным отношениям к порокам и проблемам людей.

1. Л. Толстой «Кавказский пленник»    Здесь, безусловно, необходимо указать на религиозные и культурные установки  т. н. в рассказе «татар» и русских офицеров, попавших к ним в плен.  Опять же, такие базовые понятия, как «доброта», « дружба», «взаимопомощь» оказываются одинаковы для обеих сторон конфликта.

2.И. А. Крылов «Листы и корни»   Разные политические представления  таких слоёв общества, как крестьянство и дворянство , легли в основу басни. Крылов пытается примирить разные точки зрения на то, кто в государстве  играет главную роль.

3.Н. С. Лесков «Левша»  О понятии «ложной» толерантности можно поговорить в связи с образом императора Александра, восхищавшегося всем иностранным и боготворившего английских мастеров, но при этом ни в грош не ставившего своих русских искусников.

4. А. Грин «Алые паруса»  Неспособность жителей деревушки  принять  и понять иную точку зрения     стоила Лонгрену  и его дочери нескольких лет отчуждения и всеобщего осуждения.

 5. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна» Книга ценна тем, что её главный герой—мальчик Гек—показан в тот момент, когда находится на распутье: умом он понимает, что нарушает закон, помогая беглому негру скрыться, но чувствует, что  между  рабовладельческим законом и человеческой справедливостью есть огромная разница.

6. «Слово о полку Игореве»  «Золотое слово» Святослава , призывающего князей забыть распри и объединиться, можно рассматривать и с точки зрения толерантности: принятие убеждений и амбиций другого не в ущерб стране возможно ,только  если понимаешь необходимость такого шага и его историческую  правильность.

7.А. Грибоедов «Горе от ума»  Представители «века нынешнего» и «века минувшего» не проявляют желания понять точку зрения друг друга, это неприятие рождает основной конфликт произведения.

8.«Житие протопопа Аввакума»  Книга ценна  как исторический документ, повествующий о периоде раскола в русской православной церкви и последовавших за этим репрессивных мерах. Тема толерантного отношения к людям, чьи религиозные убеждения отличны от принятых, рассматривается  с точки зрения приверженца «старой веры», протопопа Аввакума.

9.А. Пушкин «Капитанская дочка» Это произведение можно рассмотреть именно как пример нормального проявления толерантности: главный герой сумел найти в себе силы и понять, какими мотивами руководствуется его «враг» Емельян Пугачёв. А тот, в свою очередь, с пониманием относится  к тому, что Гринёв не отказался от присяги, уже данной им государству и императрице. Не являясь друзьями, они всё же уважают точку зрения друг друга.

10. М. Лермонтов «Мцыри»  Разница между культурами , семейными ценностями, религией и внутренним мироощущением главного героя —Мцыри—и монахов, воспитавших его . Конфликт не был разрешён, так как ни одна из сторон не поняла и не приняла точку зрения другой .

11.  А. Платонов «Возвращение» Главный герой , для которого существовала единственная правда—его собственная , личная,-- сталкивается с тем, что его жена и дети понимают  мироустройство по-своему, совсем иначе, чем он сам. После долгих раздумий, герой всё же делает попытку понять их и осознать, что эти различия  всё равно не делают их чужими друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование толерантной личности в условиях полиэтнической школы"

Материалы августовской конференции педагогических работников. Курумкан, август, 2010г....

Доклад"Психолого-педагогические основы профилактики экстремизма и развития толерантности в школе"

Ресурс представляет собой разработку выступления для педагогов на заседаниях ШМО, педсоветах по проблеме толерантности...

Доклад "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"

Доклад на тему: "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"...

доклад "Формирование толерантного отношения в образовательном пространстве"

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Если попросить разных людей охарактеризовать современный м...

Доклад для родительского собрания на тему: "Воспитание толерантности у учащихся"

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда веде...

Доклад "Библиотека-центр диалога культур и территория толерантности"

Доклад "Библиотека-центр диалога культур и территория толерантности"...

Доклад: «Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде».

Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде....