Методический материал из опыта работы педагогов дополнительного образования.
методическая разработка

Щедрина Елена Анатольевна

Данный материал представлен педагогами, работающими по программам по подготовке к школе. Работа с математическим набором разнообразна и интеремно, поэтому материал будет интеремен педагогам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический материал34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

«Использование

«Математического набора»

на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Материал из опыта работы

педагогов по подготовке к школе

Материал подготовили

педагоги дополнительного образования

Новикова Светлана Вячеславовна

Ружинская Ангелина Алексеевна

Щедрина Елена Анатольевна

Петропавловск-Камчатский

2016

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………… 2                                              

Практические задания с использование «Математического набора»…...... 6

Список литературы……………………………………………………………10

Приложение……………………………………………………………………11

«Необходимость развития логического мышления,

как одной из составляющей раннего развития дошкольников».

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для его родителей. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить, то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия  математического содержания, очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».   Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в обучении, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т.д.). Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

        Прежде всего, необходимо понимать, из чего складывается логическое мышление. Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Психологи отмечают, что логические игры воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться, развивают способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Мышление человека осуществляется тремя способами, имеет три вида: наглядно-действенное, наглядно - образное, словесно-логическое. Последний вид мышления характеризуется как более высокий уровень. Для его развития можно использовать логические задачи и игры, которые тренируют не только логическое мышление, но и служит надежной основой умственного развития, формированием интереса к образовательной деятельности. Использование задач разной сложности позволяет почувствовать уверенность в своих силах слабым детям. Самостоятельное решение детьми поисковых задач является условием для развития у детей характерологических черт личности, как самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

        Для решения этих задач в программный курс предшкольной подготовки был введен предмет «Логика», но и на других предметах, входящих в курс подготовки "Математика", "Азбуковедение", могут быть использованы данные практические задания с использованием "Математического набора".

        В коллективном обсуждении решения задачи формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

        Следовательно, логические задачи создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения. После выполнения практической работы проводится коллективный разбор.

        Обязательным условием работы является то, что ребенок должен дать оценку своим действиям, по возможности оценить работу других ребят, сделать заключение о своей работе. Педагог может сделать вывод о том, что при использовании одинакового набора фигур, у детей получаются разнообразные, непохожие друг на друга работы. Дети сами могут понять, что они все разные, фантазия у каждого своя, и то, что каждый ребенок индивидуален.

        Данный материал представляет собой практические задания из опыта работы педагогов, работающих со старшими дошкольниками  по программам подготовки к школе. В него включены различные игры и упражнения с использованием «Математического набора». Занимательный материал заимствован из различных печатных изданий, преобразован и адоптирован для детей дошкольного возраста, некоторые игры разработаны педагогами самостоятельно.  

        Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Данный опыт может быть использован педагогами, работающими с различной категорией детей, как с дошкольниками, так и с младшим школьным возрастом.

        Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.  

        Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. Венгер Л.А., Никитин Б.П., Михайлова З.А. и многие другие педагоги доказывают влияние игр, в которых решаются различные задачи, на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Материал нацелен на: воспитание познавательного интереса у детей, способность к творческому поиску, желание и умение учиться, развитие умений самостоятельно мыслить и обосновывать свою точку зрения, связной речи и логическому мышлению.

Для работы необходимо иметь:

  • "Математический набор", состоящий из геометрических фигур, цифр и математических знаков, счетных палочек;
  • картинка "Дракон";
  • карточки с заданиями;
  • разлинованный девятиклеточный квадрат;
  • большие геометрические фигуры для магнитной доски.

Практические задания с использованием

«Математического набора»

  1. Составление изображения предметов из геометрических фигур в определенной последовательности по устной инструкции педагога.

Упражнение нацелено на закрепление навыков ориентирования в пространстве, развивает  внимание, память, мышление, моторику рук.

Примерное задание:

  • построить с помощью геометрических фигур: дерево, справа, от дерева построить елочку, между ними построить снеговика, над снеговиком построить солнышко, под елочкой снежинку, между снеговиком и деревом лежит сундук с подарками.  После того как дети построят картинку можно предложить им рассказать, что где находится. Обратить внимание детей на то, что изображения получились разные, а рассказы у всех одинаковые.

  1. Составление изображения предметов из геометрических фигур с определенным звуком в слове. Упражнение  развивает воображение, фонематический слух, память, мышление, внимание, речь, словарный запас.

Примерное задание:

  • построить из геометрических фигур изображение предметов, в которых есть звук «Д». Кто построит предметов больше и соответственно назовет больше слов, тот является победителем игры, (дети строят на столе: дом, дерево, дорога, девочка, медведь, дворец…).

  1. Составление изображения предметов из геометрических фигур на определенную тему. Упражнение  развивает  образное мышление, фантазию, память,  внимание, речь, словарный запас.

Примерное задание:

  • построить из геометрических фигур «Замок снежной королевы», рассказать какие геометрические фигуры использовали, составить короткий рассказ.

  1. Составление  различных  логических  «цепочек»  из геометрических фигур, заменяя каждую фигуру определенным жестом. Упражнение  развивает  мышление, фантазию, память,  внимание.

Примерное задание:

  • построить из геометрических фигур «цепочку» так, чтобы фигуры в цепочке последовательно повторялись,  затем каждую фигуру заменяем определенным жестом (треугольник - хлопок, квадрат - большой палец в верх, прямоугольник – хлопок руками по коленям, круг – закрыть руками глаза). Задание можно предложить выполнять стоя.

  1. Составление  геометрических фигур.  Упражнение  развивает  пространственное мышление, фантазию, память,  внимание.

Примерное задание:

  • построить из 4-х маленьких треугольников – 1квадрат.  
  • построить из 2-х больших треугольников – 1 прямоугольник.
  • построить из 4-х больших треугольников – 1 ромб.

  1. "Что съел Дракон?". Восстановление  логических  «цепочек-чередований»  из геометрических фигур, где некоторые фигуры отсутствуют. Упражнение  развивает  логическое мышление, фантазию, память,  внимание.

Примерное задание:

  • восстановить из геометрических фигур «цепочку» так, чтобы не нарушить закономерности построения. После восстановления цепочки, дети должны объяснить, как было выполнено задание.

                                

  1. Сравнение предметов из геометрических фигур в определенной последовательности по устной инструкции педагога. Упражнение нацелено на закрепление навыков ориентирования в пространстве, развивает  внимание, память, мышление, умение сравнивать, моторику рук.

Примерное задание:

  • поставить определенное количество треугольников, например 3, а квадратиков на 2 больше, треугольников. Ниже поставить кружочков столько же, сколько и квадратиков .

  1. Составление  изображения предметов из геометрических фигур в определенной последовательности по устной инструкции педагога.

Упражнение нацелено на закрепление навыков ориентирования в пространстве, развивает  внимание, память, мышление, моторику рук.

Примерное задание:

  • после составления сравнения фигур по заданию педагога у детей получается одинаковое количество фигурок.  Всем дается задание составить из этого количества фигур, не добавляя больше, определенную картинку "машину", "человечка" и т.д.

  1. Восстановление предметов из геометрических фигур по памяти.

Упражнение нацелено на закрепление навыков ориентирования в пространстве, развивает  внимание, память, мышление, моторику рук.

Примерное задание:

  • после предварительной работы педагога по картинке, с изображением чередования из геометрических фигур, детям предлагается самостоятельно восстановить рисунок по памяти. Можно начинать с 6, а потом давать задание и до 12 фигур.

                                        

  1. Самостоятельное составление  чередования из геометрических фигур в определенной последовательности.

Упражнение нацелено на закрепление навыков ориентирования в пространстве, развивает  внимание, память, мышление, моторику рук.

Примерное задание:

  • после предварительной работы педагога о понятии чередование, детям дается задание самостоятельно составить чередование из 3 или 4 фигур.

  1.  «Строители». Самостоятельное оценивание своей работы с использование фигур из набора. Упражнение нацелено на умение самостоятельно давать оценку своей работе и работе всей группы, способствует активизации, развивает моторику рук.

Примерное задание:

  • педагог просит на протяжении всего занятия за каждое правильно выполненное задание выкладывать фигуру. Кладутся фигуры рядом друг с другом. По окончанию занятия дети считают количество своих «правильных ответов». Можно предложить построить  любое изображение.

  1. «Хитрый мешочек». Самостоятельное оценивание своей работы с использование фигур из набора. Упражнение нацелено на закрепление представлений о геометрических фигурах, их свойствах и признаках, способствует активизации, развивает моторику рук.

Примерное задание:

  • педагог просит достать фигуру из «мешочка», но сначала надо наощупь определить какая фигура досталась ребёнку;
  • сгруппировать фигуры по разным признакам;
  • определить  лишнюю фигуру в получившемся ряду фигур.

  1. «Математическая лисичка». Самостоятельно построить из заданного количества треугольников «Лисичку». Упражнение нацелено на закрепление представлений о геометрических фигурах, их свойствах и признаках, о составе числа 8, способствует активизации творческой деятельности, развивает моторику рук.

Примерное задание:

  • детям предлагается из 4 больших треугольников построить большой квадрат, а из 4 маленьких треугольников построить прямоугольник;
  • потом дается творческое задание построить «лисичку»;
  • педагог только потом показывает свой вариант и предлагает превратить «лисичку» в героя из сказки «Колобок».

  1. «Математический квадрат».

Упражнение нацелено на развитие пространственного мышления, закрепление понятий право, лево, верх, низ, между и т.д., развитие внимания,  мелкой моторики.

Примерное задание:

  • по устной инструкции педагога расставить фигуры в определенном порядке по 9 клеточкам. расставить по инструкции фигуры в клеточках;
  • правильно расставить недостающие фигуры по заданному принципу;
  • по памяти воспроизвести рисунок из фигур, который предварительно был задан (рассмотрели, запомнили, посчитали количество фигур).

Используемая литература.

        

1.         В.В. Волина. «Занимательная математика для детей». СПб., 1996 г.

2.        Л.Ф. Тихомирова. «Развитие познавательных способностей детей», М., «Академия развития», 1996 г.

3.        З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., «Просвещение», 1990 г.

4. С. В. Новикова. «Готовимся к школе», Модульная дополнительная общеобразовательная программа по подготовке к школе, 2014 г.

5. Е. А. Щедрина. «Подготовишка-6», дополнительная общеобразовательная программа по подготовке к школе, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны

обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...

Обобщение опыта работа педагога дополнительного образования

Обобщенине опыта работы педагога дополнительного образования...

Из опыта работы педагога дополнительного образования детей

В помощь педагогам дополнительного образования....

Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования

Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования, руководителя музея  Дудко З.Н.Целью обобщения опыта является  развитие ...

Вечер – портрет «И даже через много лет зажженный Вами не погаснет свет», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования

Вечер – портрет «И даже через много лет  зажженный Вами не погаснет свет», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования Диды В.М., работающей по программе «Основы пр...

Выступление из опыта работы педагога дополнительного образования И. А. Никулиной по программе

«Применение учебно – методического комплекса при обучении детей вокально – эстрадному  пению» Целевая аудитории: педагоги дополнительного образования, руководители вокальных, хоровых студий,...

Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....