Словарная работа на уроках русского языка
статья

Рыжова Людмила Петровна

Сообщение на ШМО учителей русского языка по теме: "Словарная работа на уроках русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках русского языка

         Словарная работа на уроках русского языка как один из путей  развития речи и обогащения словарного запаса учащихся.

         

         Обогащение словарного запаса учащихся – одно из важнейших направлений в работе по развитию речи учащихся.

         «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать, что слово - это инструмент познания мира.

         Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется важной ролью слова в языке, а также потребностью в постоянном пополнении запаса слов.

         Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь  учеба в школе, чтение книг, газет, журналов  обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов.

         Владение большим запасом слов обеспечивает учащимся лучшее понимание читаемого, свободное без затруднений общение в разных коллективах людей. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности.

          Обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, необходимо:

а) максимально, с учетом возрастных возможностей учащихся  расширять их активный словарь;

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

в) помочь учащимся устранить из речи слова не литературные, диалектно -просторечные, архаичные, вышедшие из употребления .

При организации работы над словарем надо исходить из следующих принципиальных положений:

1. Работа над словарем имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности .

2.  Содержанием словарной работы является объяснение новых непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов.

3.   Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.

4.   Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

 

          Работа по обогащению словарного запаса напрямую связана со  словарно-орфографической работой, поэтому в начале урока я провожу словарно-орфографическую работу (2-3 слова).

          Отбор слов с непроверяемыми орфограммами подчинен прежде всего принципу коммуникативной необходимости, т.е. необходимости данных слов для процесса общения в письменной форме.

Изучаемые слова объединяют в тематические группы, например: профессия, пейзаж, школа, идеал человека , спорт, искусство  и т.д.

Например: в 5 классе  на уроке  можно изучить слова футбол, стадион, чемпион. Эти слова входят в тематическую группу «Спорт».

На уроках мы рассматриваем слово одновременно в 4-х аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом. Следуя принципу А.М.Пешковского, утверждавшего, что «сперва услышать, а затем смотреть, как это писано», мы вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно (опираясь на знания учащихся, предположения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя. Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберем близкие по значению слова и только после знакомства  с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его писать. На доске четко и аккуратно написано слово, выделены орфограммы, поставлено ударение. Работа над орфографией начинается с проговаривания по слогам.

Далее идет осознание и запоминание орфограммы. После этого пробуем заставить слово работать в контексте – словосочетании и предложении. Но этим работа над освоением слова  не завершается. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего  стилю высказывания, творческие задания, словарные диктанты из слов  с одной определенной орфограммой, с разными орфограммами; орфографический разбор; тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся; работа над ошибками – это тоже работа над словом.

Таким образом, работаем по следующим этапам:

  • установка на зрительное запоминание;
  • орфоэпическое чтение слова;
  • проговаривание слова учителем;
  • проговаривание слова учащимися по слогам вслух,  вполголоса (при этом закрыть глаза);
  • нахождение слова в словаре;
  • толкование слова;
  • происхождение слова;
  • освоение слова в контексте, закрепление написания в ходе урока.

 

Пониманию смысла слова поможет этимологический анализ, который посилен для многих учащихся. Этот прием – этимологическая справка - формирует интерес к слову, к языку, к его истории. В случае затруднений нужно сообщить, что,  например, слово геолог образовано от слова геология; оба слова по составу сложные , восходят к двум греческим корням: гео- «земля» и логос – «слово, понятие, учение», таким образом , геология –это «наука (учение) о земле», а геолог – «человек, занимающийся этой наукой».

         Тут можно предложить игру «Кто больше?», сообщив, что в русском языке существуют другие слова с этими же греческими корнями. Дети подбирают слова: география, геодезия, геофизика, геометрия и т.д.

         Также очень важно обращать внимание детей на произношение слов. Например, нужно сказать детям, что не следует произносить ску(ч)но, а надо произносить ску(ш)но.

         В 5-9 классах я стараюсь использовать всесторонний анализ слова как один  из приемов обучения русскому языку.

         Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Всесторонний анализ слова - качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения.

Каждый класс имеет свой полный вариант задания, в соответствии с объёмом изученного материала. Вот, например, какие вопросы можно поставить в 6 классе:

·        указать лексическое значение слова, составить словосочетание по схеме “прилагательное + существительное” (“глагол + существительное”);

·        подобрать синонимы, если они есть;

·        определить, употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример);

·        произвести фонетический разбор;

·        указать часть речи и её грамматические признаки;

·        разобрать слово по составу и подобрать не менее пяти однокоренных слов. Среди них

·        выделить слово, в котором были бы корень, суффикс, окончание;

·        указать стилистическое качество слова (разговорное, научное и т.д.);

·        в подобранных родственных словах указать “интересные” орфограммы и объяснить их правописание.

 

В  работе можно использовать следующие приемы:

-Самое эффективное – орфографическое (послоговое) проговаривание.

- Аудирование.

- Зрительная фиксация слова (особенно  важна для детей с сильной зрительной памятью).

- Запись слова в тетради (важна для учащихся с сильной моторной памятью – памятью пишущей руки).

         Также для обогащения словаря на уроках использую такой прием как запись по памяти слов из домашнего задания.

         Очень эффективный прием - использование картинок при изучении новых слов. Например, при изучении слова лазурный желательно показать картину с изображением лазурного моря.

         На уроках, например,  можно предложить ребятам подобрать синонимы к книжным словам: уста- губы, кручина- печаль, гиппопотам-бегемот и т.д.

         На этапе контроля проводятся  словарные диктанты с последующей самопроверкой, взаимопроверкой, зрительные диктанты, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам.

Также для обогащения словаря учащихся часто использую следующие упражнения:

1. Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование).

2. Диктант “Угадай словечко!” (учитель даёт толкование, дети записывают само слово).

3. Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов).

4. Задание “Объясни разницу” - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить - предоставить, надеть - одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов.

         В конце изучения тематической группы слов предлагается  вспомнить и записать изученные слова; побеждает тот, у кого слов окажется больше и записаны они в соответствии с орфографической нормой.

         Необходимо уделять большое внимание работе со словарями. Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка.

          Кроме орфографического,  необходим также и толковый словарь.        

        

            Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его.

            Важно помнить, что словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.

Учитель русского языка -                               Рыжова Л.П.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Словарная работа « Без всякой другой науки человеку ещё можно; без знания родного языка… обойтись нельзя …» Срезневский И.И.

Слайд 3

Словарная работа Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, для чего нужно вооружить их знаниями из области грамматики, словообразования, фонетики, лексики, фразеологии

Слайд 4

Словарная работа Работа над развитием речи оказывает большое влияние на развитие всех способностей ребёнка, облегчает изучение других учебных предметов, поднимает общий культурный уровень, расширяет кругозор, раскрывает перед учащимися духовные богатства русского народа и способствует тем самым воспитанию чувства патриотизма.

Слайд 5

Словарная работа Словарная работа является важнейшей составной частью работы по развитию речи учащихся . I . СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ. 1. Обогащение словарного запаса учащихся; 2. Словарно-орфографическая работа, целью которой является усвоение значения и правописания слова; 3. Знакомство со словом как средством художественной выразительности.

Слайд 6

Словарная работа II . ПРИЁМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ. Приёмы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны: раскрытие значения слова путём показа предмета, использование Толкового и других словарей, синонимическая и фразеологическая работа, использование контекста и многие другие.

Слайд 7

Словарная работа Приём раскрытия значения слова путём ПОКАЗА ПРЕДМЕТА, обозначаемого данным словом, используется обычно, когда детям трудно представить некоторые предметы или явления (показ иллюстраций, моделей, рисунков, презентаций и др.).

Слайд 8

Словарная работа Одним из наиболее эффективных приёмов раскрытия значения слова остается использование Толкового и других СЛОВАРЕЙ русского языка. Учителю необходимо объяснить принципы построения словарей, научить школьников пользоваться словарями самостоятельно и как можно чаще, для этого постоянно отсылать их к словарям для нахождения нужных сведений.

Слайд 9

Словарная работа СИНОНИМИЧЕСКАЯ РАБОТА помогает понять значения многозначных слов, раскрывает богатство русского языка. Школьники знакомятся с основными признаками синонимов (общность значения двух или нескольких слов и различия их корней по звуковому составу)

Слайд 10

Словарная работа Интересным приёмом, с помощью которого учащиеся самостоятельно раскрывают или уточняют смысл слова, является использование КОНТЕКСТА и подстрочных объяснений. Учитель указывает, что слово, обозначенное звёздочкой или цифрой в тексте, объяснено ниже.

Слайд 11

Словарная работа 4 . ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ. Организация речевой практики учащихся – необходимое условие активизации словаря и развития связной речи учащихся. Большое место в этой работе отводится специальным упражнениям.

Слайд 12

Словарная работа Основной вид упражнений – САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА в предложении и в связной речи. Школьникам предлагается придумать предложение с вновь объяснённым словом, самостоятельно объяснить новое слово, пользуясь словарём, подобрать к нему слова-синонимы или антонимы .

Слайд 13

Словарная работа Лексическая работа неразрывно связана с орфографической, поэтому особенно важно соединять анализ смыслового значения с орфографическим разбором слова. Именно благодаря этому достигается сознательное и прочное усвоение орфографии.

Слайд 14

Словарная работа Связная речь, овладение которой является конечной целью занятий по русскому языку в средней школе, - это речь содержательная, тематически законченная, соответствующая принятым языковым нормам, представляющая собой единое смысловое и структурное целое.

Слайд 15

Словарная работа Чтобы добиться овладения учащимися связной письменной и устной речью, существует множество способов и средств, одним из которых по достоинству является словарная работа на уроках русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...