Доклад "Педагогика сотрудничества и сотворчества при подготовке к устной части"
методическая разработка (9 класс)

Данный доклад о возможностях педагогики сотрудничества и сотворчества как эффективном методе групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогика сотрудничества и сотворчества

при подготовке к устной части

Сегодня в условиях модернизации российского образования одним  из показателей результативности работы и учителя,  и школы является уровень  сформированности  и развития коммуникативной культуры учащихся. Формирование коммуникативных умений  школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями.   

Коммуникативная компетентность в образовательном процессе рассматривается не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Реальность же такова, что современные школьники плохо говорят, не умеют аргументировать и доказывать свои мысли. Причины общеизвестны: интернет зависимость, отсутствие культуры чтения художественной литературы, узкий кругозор. А в современном обществе все большее предпочтение отдается коммуникативным качествам личности. Решить эту задачу призвано введение устного собеседования по русскому языку.  

Введение устной части в ОГЭ по русскому языку проверяет умение школьников выстраивать грамотную и связную речь, соблюдать орфоэпические нормы, решать коммуникативные задачи и читать текст с правильной интонацией и логическими ударениями.  Цели устного экзамена соответствует мировым трендам: отказ от контроля предметного содержания в пользу проверки умения мыслить и работать с информацией.

Формирование коммуникативных умений должно вестись на всех уроках. Умение говорить грамотно и по существу в любой ситуации должно формироваться с 1 класса и до выпускного.  И это зона ответственности всех учителей, а не только словесников. 

Коммуникативная компетентность включает в себя:

· Говорение · Чтение · Слушание · Письмо · Понимание информации (Слайды)

Коммуникативная компетентность – это способность человека вступать в общение с целью быть понятым.   Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В рамках подготовки учащихся к устной части, когда нужно проверить коммуникативные умения учащегося, уделив каждому 15 мин., надо так организовать учебный процесс, чтобы были вовлечены в работу все учащиеся, а не один ученик, который сейчас отвечает.  Необходимо выбрать такую технологию обучения, которая бы позволяла наиболее эффективно использовать учебное время и позволяла охватить всех учащихся. Такой технологией является  педагогика сотрудничества.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе. Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Учащиеся учатся друг у друга. Обязательно анализируем тексты монолога, созданные учащимися. Отмечаем сильные и слабые стороны выступлений согласно критериям. Равные возможности предполагают, что любой учащийся должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученики затрачивают максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта. В ходе такого обучения все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми. (Слайды)

  Работа учащихся в малых группах позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия, вовремя восполнить пробелы в знаниях и умениях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, учит самоконтролю и взаимоконтролю и воздействует на эмоциональную сферу личности.

С чего же начать? С обучения культуре общения в группе. Для этого используются памятки  работы в группе:

Работа в малых группах

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами, относясь к нему вежливо и доброжелательно;
  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
  • полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд

 Знакомство с критериями оценивания. На уроках подробно останавливаюсь на каждом пункте в критериях. Провожу тренировочные упражнения. Вместе с учащимися необходимо спрогнозировать возможные ошибки и пути их устранения. Ребята пробуют себя в роли и учителя-эксперта, и учителя-организатора, что позволяет им на практике почувствовать все подводные камни устного собеседования.

Формы работы.

При подготовке к устному собеседованию практикую работу в парах сменного типа. Каждая пара отрабатывает все виды заданий устного собеседования: выразительное чтение, пересказ, монолог, диалог. Один выступает в роли и эксперта, и учителя организатора. Прошу ребят отмечать письменно допущенные ошибки, также обязательно найти в работе товарища сильные стороны. Групповая работа направлена на создание аналитической справки по наличию типичных ошибок и рекомендаций по их устранению.

Также с интересом ребята выполняют задание по подбору текстов для выразительного чтения из учебника литературы или других источников. Текст должен быть об известном поэте или писателе, должен содержать числительные, необходимо выдержать объём текста, подобрать цитату, поставить ударение в именах собственных.

Таким образом, межгрупповая учебная деятельность поднимет на новый качественный уровень коммуникативные  умения учащихся .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогика сотрудничества и сотворчества при подготовке к устной части ОГЭ

Слайд 2

Коммуникативная компетентность Чтение Слушание Говорение Письмо Понимание информации

Слайд 3

Основные формы учебной коммуникации Монолог Диалог Выступление с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Переказ Учебная беседа в парах

Слайд 4

Цели введения устной части: Устный экзамен нацелен на проверку навыков спонтанной речи; Должен способствовать развитию у уч-ся навыков составления связных высказываний

Слайд 5

Дата проведения В 2019 году основной этап итогового собеседования пройдёт 13 февраля 13 марта 2019 года 6 мая 2019 года

Слайд 15

Что такое речевая ситуация итогового собеседования? Речевая ситуация итогового собеседования: официальная обстановка, беседа со взрослым-учителем, контроль умений ученика. Данная речевая ситуация требует от учащегося соблюдений определённых правил официального общения, адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.

Слайд 20

Задание 1. Чтение текста. На фотографии Вы видите кардиолога, которого знает весь мир, - академика Николая Мих а́ йловича Амо́сова, , чья жизнь может стать примером для подражания. Выразительно прочитайте текст о знаменитом академике Николае Михайловиче Амо́сове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. 1) Знаменитый на весь мир врач- кардио́лог , академик, Николай Михайлович Амо́сов , проработавший 36 лет директором Института сердечно-сосудистой хирургии и сделавший более 56 тысяч операций на сердце, призывал людей вести здоровый образ жизни. Он сам был наглядным примером того, что физические упражнения продлевают человеческую жизнь, приносят бодрость и силы. 2) Еще в сорокалетнем возрасте, когда рентген показал изменения в позвонках у Амо́сова, вызванные проводимыми им длительными операциями, Николай Михайлович разработал 10 упражнений, каждое по сто движений. Когда в доме появилась собака, к гимнастике добавились утренние пробежки. Систему движений он дополнял ограничениями в еде: его вес был 54 килограмма. Это и был «режим ограничений и нагрузок», который получил широкую известность. 3) В 79 лет Амосов, несмотря на свое больное сердце, ежедневно выполнял тысячи движений, бегал два километра трусцо́й , но, вместо уменьшения физических нагрузок, он увеличил их в три раза. Так изо дня в день, 360 дней в году без выходных, не давая себе поблажек, занимался доктор Амо́сов. 4) Прожив активно 89 лет, Николай Михайлович доказал, что человек может не только замедлить старение, но даже победить такую суровую болезнь, как порок сердца. (174 слова)

Слайд 21

Задание 2. Пересказ текста В одной из своих многочисленных книг Николай Михайлович Амосов писал: « Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить ». Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ данный фрагмент. Подумайте, где лучше использовать слова Н.М.Амосова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

Слайд 22

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы: Тема 1. Игры детства (на основе описания фотографии). Тема 2. Спортивное соревнование, которое мне запомнилось (повествование на основе жизненного опыта). Тема 3. Нужна ли человеку мечта? (рассуждение по поставленному вопросу) Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Слайд 23

Задание 3. Монолог Не забудьте рассказать, когда про исходят события; чему ребята решили посвятить своё время; кто принимает участие в затее; опишите присутствующих и их настроение; какие чувства и эмоции вызывает изображённое на фотографии. Тема 1. Игры детства Опишите фотографию.

Слайд 24

Задание 4. Диалог В рамках диалога должны быть заданы три вопроса. Круг возможных вопросов для диалога Тема 1 «Игры детства» 1) Помните ли Вы игры и развлечения своего детства? 2) Какими самыми яркими воспоминаниями детства Вы можете поделиться? 3) Какова, по Вашему мнению, роль детства в судьбе человека? Тема 2 «Спортивное соревнование» 1) Кто Ваш кумир в спорте и почему? 2) Что самое важное для Вас в желании участвовать в спортивных состязаниях и как Вы переживаете свои победы и поражения? 3) Может ли спорт утратить свою актуальность? Тема 3 «Нужна ли человеку мечта?» 1) Влияет ли на выбор мечты массовая культура и как? 2) Есть ли у Вас мечта и помогает ли она выстраивать Ваши отношения с окружающими? 3) Почему, по Вашему мнению, мечты могут не исполниться?

Слайд 25

Итоговое собеседование в вопросах и ответах: 1. Какова роль экзаменатора-собеседника при проведении итогового собеседования? Экзаменатор-собеседник ведёт итоговое собеседование: анонсирует задания, даёт задания, контролирует время подготовки к ответу учеником и время ответа, ведёт диалог.

Слайд 26

2. Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий делать пометы в КИМ (подчёркивать слова и т.п.)? Да. 3. Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий вести записи и пользоваться ими при ответе? Да.

Слайд 27

4 . Должен ли экзаменатор-собеседник рекомендовать учащемуся тему монолога? Нет . 5. Каково речевое поведение экзаменатора-собеседника в том случае, если во время диалога учащийся молчит или даёт ответ на вопрос типа «Не знаю...», «Мне нечего сказать...»? Экзаменатор-собеседник должен стимулировать речь ученика эмоциональной реакцией, дополнительными вопросами.

Слайд 28

Работа в группах Чтение Пересказ Монолог Диалог

Слайд 29

Результаты работы в парах сменного типа Учащиеся работали в парах и оценивали друг друга. Давали комментарий к выставленным баллам. Можно было пересдать

Слайд 30

ФИ Вариант№1 Вариант№2 Вариант №3 Вариант№4 Бадараев Б. Сарана – 14 б Баин – 15 б. Р.Аюна-13 Даша – 6 б. Блохин Р. Зуев С. – 9 б. Даша – 7 б Будаева Р. Роксана- 17 Таня – 13 б. Дарижапова А. Баин -16 б Сарана – 18 б Эрдэни- 15 б. Доржиев С. Андрей – 11б. Доржиева Ю. Р. Аюна – 14 б. ДугарнимаевТ. Даша – 11 б. Зуев С.- 16 б. Сарана -16 б Зандаев А. Сада – 8 б. Саша – 8 б. Даша – 3 б. Зуев С. Рома – 11 б. Тушин - 13 Иванова С. Баярто – 15 б. Д. Аюна – 17 б. Адисса -13 Тушин – 14 б. Лошкарева Ю Мэргэн – 15б. Дамба – 17 б. Баин – 16 б

Слайд 31

ФИ Вариант№1 Вариант№2 Вариант№3 Манхаева Т. Адисса – 8 б. Митыпов Б. Баярто – 11 б. Л. Юля – 10 б. Нимаев М. Л. Юля – 15 б. Алдар – 14 б. Д. Саяна - 12 Нимаева С. Ширап – 11 б. Д. Саяна – 13 б. РинчинимаеваА. Д. Юля – 16 б. Алдар – 18 б. Скрипина Р. Римма – 10 б. Номина - Сультимова Д. Тушин – 15 б. Рома – 14 б. Баярто – 17 б. Тарнуева Л. Таня – 13 б. Тышкенов С. Дамба – 16 б. Халхарова С. Номин – 15 б. Р. Аюна – 15 б. Хасанов Ш. Н. Саяна – 8 б. Эрдэни - 9

Слайд 32

ФИ Вариант№1 Вариант№2 Вариант№3 Цыбенова А. Таня - 10 б. Сарана – 12 б. Цыбикова Н. Саша – 14 б. Цыжипов Д. Т. Сережа –14 б. Адисса – 4 б. Цыденов С. б. Цыденов Э. Алдар - 14 б. Ширап – 12 б. Д. Аюна – 7 б. Цыренов А. Эрдэни – 12б. Мэргэн - 15 Таня – 11 б. Р. Аюна –13б Дынженова С. Мэргэн – 11 б.

Слайд 33

Типичные ошибки в речи одноклассников, отмеченные уч-ся! Медленный темп чтения, монотонная интонация; Неправильное прочтение окончания зависимого слова; Искажение слов; Неправильная постановка ударения; Неправильная граммат. форма числительного в косвенном падеже. Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв; Слова – паразиты Бедный словарный запас; Тавтология Отсутствие связности, последовательности высказывания

Слайд 34

Простота дается непросто… Научиться говорить можно только говоря . Скилеф Поэтами рождаются, ораторами становятся. Цицерон Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы. Ралф Эмерсон Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. Наполеон Бонапарт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка заданий для подготовки к устной части ЕГЭ

Данная разработка заданий поможет учащемуся 11 класса подготовиться к ЕГЭ, а точнее к нововведенной устной части....

конспект урока_подготовка к устной части ЕГЭ

Это конспект урока, основная цель которого - обобщить пройденный материал по теме Музыка. Так как урок проводился в 11 классе, часть учеников которого планируют сдавать ЕГЭ, я решила проэксперементиро...

Материал для подготовки к устной части ЕГЭ-2015

Стратегии выполнения заданий по говорению ЕГЭ английский язык...

Материал для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку

В данном документе представлена пробная версия устной части ЕГЭ по английскому языку. Документ найдут полезным учителя, работающие с 11 классами. Как вы все знаете, в 2015 году вводится устная часть э...

Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку

Задания для развития устной речи с целью подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку...

Выступление на ГМО учителей английского языка на тему "Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Подготовка к устной части экзамена" 16.02.19

Данный материал содержит практические советы для учителей английского языка, готовящих обучающихся к сдаче ОГЭ или ЕГЭ....

Материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и система упражнений для развития навыков и умений устной речи.

Пособие содержит теоретические материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и систему упражнений для развития навыков и умений устной речи.При написании п...