технология проведения деловой игры (презентация)
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Семкин Алексей Борисович
Методические рекомендации по технологии проведения деловой игры на уроках обществоведческого цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon delovaya_igra.ppt486 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра как форма интерактивного обучения Сёмкин А.Б., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 12 с. Майкопского

Слайд 2

Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем .

Слайд 3

Преимущества деловой игры Высокая включенность - игровая ситуация настолько эмоционально увлекает участников, что снимает стереотипы общения и поведения, позволяет им максимально раскрыться. Во время деловых игр участники развивают свои навыки, формируют новые умения и учатся действовать в ситуации неопределенности и неочевидности выбора. Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс на основе социального опыта. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.

Слайд 4

Этапы деловой игры I этап подготовки начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и предполагает выбор темы, формирование целей и задач, состава участников, условий проведения, подбор необходимого оборудования и материалов

Слайд 5

Этапы деловой игры II этап проведения процесс игры (групповая работа, межгрупповая дискуссия). С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры

Слайд 6

Этапы деловой игры III этап анализа и обобщения Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В результате педагог констатирует достигнутые результаты, формулирует окончательный итог занятия.

Слайд 7

Методика проведения деловой игры «Принятие совместного решения» Цель: приобретение обучающимися практических навыков выработки и принятия совместных реше­ний. Задачи: 1. Получить навыки аналитического мышления, связан­ного с выбором решения. 2. Определить уровень развития группы, перед которой ставится задача. 3. Усвоить вопрос об эффективности индивидуальной и групповой деятельности применительно к совместным ре­шениям. 4. Выработать некоторые навыки группового взаимодей­ствия, достижения взаимопонимания.

Слайд 8

Методика проведения деловой игры «Принятие совместного решения» Ведущий знакомит участников с проблемной ситуацией . Данная ситуация основана на большом количестве реаль­ных случаев, когда люди выживали или умирали в зависи­мости от того, какие решения они принимали, ваше "выжи­вание" или ваш "конец" будет зависеть о способности членов вашей группы считаться с вашими мнениями в области отно­сительно малознакомой таким образом, чтобы группа могла принять решения, обеспечивающие ваше выживание. Характеристика проблемной ситуации, сформулирован­ной при участии специалистов и офицеров службы спасения эскадрона 413 транспортной и спасательной базы военных сил Канады, следующая.

Слайд 9

Методика проведения деловой игры «Принятие совместного решения» Сегодня 5 октября. Сейчас около 14.30. Ваш гидроплан только что потерпел аварию недалеко от восточного берега озера Лора в арктической части северной границы Квебек-Ньюфаундленд. В результате аварии погиб пилот, но все пассажиры невреди­мы. Все промокли до пояса. Вскоре после аварии гидроплан унесло на глубину и он затонул. Тело пилота застряло в кабине. Пилот не смог до происшествия оставить указания ко­му-либо из пассажиров. Однако приборы показывали место­нахождение: 48 км к югу от предусмотренного маршрута и приблизительно 35 км по прямой на восток от Шеффервиля, который был целью путешествия и ближайшим жилым пун­ктом. Шахтные разработки "Лак Холлингер" заброшены уже давно, после того, как пожар разрушил здания. Шеффер- виль (5000 жителей) — это шахтерский городок (железные рудники), расположенный приблизительно в 485 км по пря­мой от Сэн-Лоран, в 725 км восточнее от заливов Джеймса и Гудзона, в 1300 км на юг от Полярного круга и в 480 км на запад от побережья Атлантики.

Слайд 10

Методика проведения деловой игры «Принятие совместного решения» До города можно добраться только самолетом или поез­дом, все проезжие дороги заканчиваются в нескольких ки­лометрах от него. Предполагалось, что ваша группа вернется с Лабрадора самое позднее 19 октября, передано по рации сообщение о полете Отделу транспорта. Ближайшая территория покрыта невысоким кустарником с листьями до 10 см в диаметре. Невдалеке можно увидеть несколько возвышенностей со скалистыми верхушками. Тун­дра (арктические болота) занимает все пространство до воз­вышенностей и кое-где имеются заросли кустарника. В этом районе приблизительно четверть поверхности занята длин­ными узкими озерами, простирающимися с северо-запада на юго-восток. Бесчисленное количество ручьев и речушек со­единяет эти озера между собой.

Слайд 11

Методика проведения деловой игры «Принятие совместного решения» Температура в октябре колеблется от -3,9 до 2,2°С, край­ние пределы от 10 до -17,7°С. Три четверти дня небо покры­то низкими облаками. Ясным бывает в среднем один день из десяти. Слой снега от 15 до 20 см, но толщина снежного покрова значительно меняется из-за ветра, который сдува­ет снег с открытых участков и наметает сугробы 1—1,5 м глубиной в некоторых местах. Скорость ветра приблизительно 20-25 км/ч, ветер чаще всего с северо-запада. На вас теплое нижнее белье, носки, плотная шерстяная фуфайка, брюки, вязаные перчатки, цигейковая куртка, вязаная шапка и прочные охотничьи сапоги. У всех вместе 153 долл. в бумажных купюрах, 2 пятидесятипенсовика и не­сколько монет мелочи, карманный нож, имеющий 2 лезвия, огрызок карандаша и воздушная карта района.

Слайд 12

Методика проведения деловой игры «Принятие совместного решения» До того, как самолет затонул, ваша группа смогла спасти 15 предметов, а именно: ♦ магнитный компас; ♦ металлический бидон с 4,1 л кленового сиропа; ♦ спальный мешок, специально для Севера; ♦ упаковка таблеток для очистки воды; ♦ прочная клеенка 6х6 м; ♦ 13 спичек в непромокаемой упаковке; ♦ 7,5 м плетеной нейлоновой веревки, способной выдер­жать 25 кг; ♦ карманный фонарь с 4 батарейками; ♦ 3 пары снегоступов; ♦ 1 бутылка рома 70 град.; ♦ бритва и зеркало в одном футляре; ♦ механический будильник; ♦ топорик; ♦ дырявая камера диаметром 50 см; ♦ книга "Плавание под Северной звездой".

Слайд 13

Методика проведения деловой игры «Принятие совместного решения» Индивидуальное выполнение задания. Время — 15 мин. Каждому из вас необходимо ранжировать указанные пред­меты в соответствии с их значимостью для вашего выжива­ния. Поставить цифру 1 у самого важного предмета, циф­ру 2— у второго по значимости и т. д., 15 — у наименее важного. Список предметов раздается участникам.

Слайд 14

Методика проведения деловой игры «Принятие совместного решения» Групповое решение проблемы. Время — 30 мин. Ваша группа должна принять решение методом консен­суса. Это означает, что со степенью предполагаемой важно­сти каждого из 15 предметов, необходимых для выживания, должны согласиться все члены группы перед тем, как это станет частью группового решения. Консенсуса достичь не­легко. Следовательно, не любой вариант ранжирования вы­зовет всеобщее одобрение. Постарайтесь, работая как еди­ная группа, определять и принимать каждый номер лишь при условии, что все члены группы хотя бы частично с ним согласны.

Слайд 15

Методика проведения деловой игры «Принятие совместного решения» Экспертное заключение. Оглашается экспертное заключение. Мнение экс­пертов таково: предметы следует располагать по степени зна­чимости для выживания, начиная с № 1 (самое важное), до №15 (наименее важное).

Слайд 16

Методика проведения деловой игры «Принятие совместного решения» Расчеты. Прежде всего следует подсчитать абсолютную разницу в баллах между своими ответами и правильными ответами. Далее необходимо просуммировать все разницы в инди­видуальном задании. Вычислите средний балл, для чего сложите все индиви­дуальные баллы и разделите на число человек в группе. Подсчитайте абсолютную разницу в баллах между груп­повыми ответами и правильными ответами. Просуммируйте все разницы в групповом задании. При этом следует учитывать, что чем меньше указанные суммы, тем лучше результаты.

Слайд 17

Методика проведения деловой игры «Принятие совместного решения» Оценка деятельности участников и групп. Сначала оцениваются результаты индивидуальной рабо­ты. Указываются лучшие и худшие индивидуальные резуль­таты, выявляются победители. Далее сравниваются индивидуальные (по среднему ариф­метическому) и групповые результаты. При этом группе удалось выработать ре­шение, которое лучше, чем отдельные индивидуальные ре­шения. Можно сказать, что члены данной группы успешно "спаслись". Если результат обратный, данной группе "спастись" не удалось.

Слайд 18

Методика проведения деловой игры «Принятие совместного решения» Подведение итогов. Каждая подгруппа анализирует ход обсуждения пробле­мы, отвечая на следующие вопросы: — Что мешало достижению согласия? — Какова была атмосфера в группе? и т.д. Каждая группа делает выводы о сильных и слабых сто­ронах коллективного принятия решений. Ведущий организует дискуссию по вопросу о знании и путях нахождения в ходе переговоров консенсуса, способного обеспечить при принятии решения учет наиболее убеди­тельной аргументации со стороны членов группы.

Слайд 19

Формы и последовательность действий ведущего Представление исходной информации. Организация деятельности учащихся. Создание оптимального эмоционального режима. Организация обсуждения результатов.

Слайд 20

Чему можно научиться в деловой игре проектному мышлению; эффективному взаимодействию в команде; эффективной конкуренции и сотрудничеству; ведению переговоров; публичному выступлению.

Слайд 21

Какие умения можно развить в деловой игре Умение работать в команде, устанавливать хорошие отношения с людьми, находить компромиссы и при этом не терять своей собственной цели. Предпринимательские качества (инициативность, лидерство, умение принимать решения и др). Личностные качества, такие как доброта, искренность, веселость, смелость, отзывчивость. Каждый участник будет наблюдать в первую очередь за своими компетенциями, а также и за компетенциями других участников. Таким образом, все смогут получить информацию о том, какие компетенции в них видят другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы МБОУ лицей «РИТМ» г.Хабаровска о проведении деловой игры старшеклассников «Сделай свой выбор»

На протяжении уже нескольких лет в лицее «РИТМ» проводится деловая игра «Сделай свой выбор». Через организацию избирательной компании подростки изучают избирательное право и этапы избирательного проце...

методическое пособие по проведению деловой игры "Выборы в Законодательное Собрание Владимирской области"

Пособие дает возможность в игровой форме отработать навыки поиска информации о выборах, проанализировать предвыборную программу кандидатов, высказаться по выбранной позиции....

Проект проведения деловой игры "Учимся избирать"

Проект предназначен для учащихся 8, 9 классов, детей с задержкой психического развития, рассчитан на три урока в рамках программы по обществознанию и охватывает темы:Конституция Российской ФедерацииКо...

Формирование профессиональных компетенций посредством проведения деловой игры на уроке иностранного языка

И воспитание, и образование неразделимы.Нельзя воспитывать, не передавая знания,всякое же знание действует воспитательно.Л. Н. Толстой...

План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")

Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...

Сценарий проведения деловой игры «Предвыборные дебаты»

Цель:  создание условий для обеспечения развития и поддержки у обучающихся активной жизненной позиции...