Формирование профессиональных компетенций посредством проведения деловой игры на уроке иностранного языка
статья по английскому языку на тему
И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л. Н. Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональных компетенций посредством проведения деловой игры на уроке иностранного языка.
И воспитание, и образование
неразделимы. Нельзя
воспитывать, не передавая
знания, всякое же знание
действует воспитательно.
Л. Н. Толстой
В последние два десятилетия в зарубежном профессиональном образовании происходит постепенный отход от традиционных способов оценки профпригодности. Формальные свидетельства о наличии профессиональных знаний и навыков работы перестают являться главными показателями профессиональной состоятельности специалиста.
Исходя из этого, главным признаком, квалифицирующим профессионала, становится его готовность к реальной трудовой деятельности, к демонстрации на практике тех знаний и умений, владение которыми обозначается понятием профессионализм. Именно с этой целью преподаватели все чаще внедряют в образовательный процесс игровые педагогические технологии.
Важнейшим компонентом миссии любого профессионального учебного заведения, как правило, является выпуск конкурентоспособного специалиста.
Можно дать следующее определение компетенции: компетенция – это объем знаний по специальности в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Система различных видов контроля знаний необходима для того, чтобы выпускник учебного заведения мог быть конкурентоспособным на рынке труда.
При формировании компетенций нельзя забывать о потенциальном заказчике – работодателе. Разная деятельность требует разных компетенций от сотрудника. Не все компетенции одинаково полезны в конкретной деятельности. Их список может со временем изменяться.
Для становления компетентностного подхода в профессиональном образовании необходимо использование различных педагогических технологий. Одним из эффективных средств формирования профессиональных компетенций являются деловые игры, так как они способствуют решению задачи выработки профессионально-ориентированных компетенций в процессе действия.
Теоретические знания, полученные в учебном заведении, необходимо закрепить на практике. Но сектор знаний настолько широк, что сложно практиковаться в применении всех этих знаний. Здесь оптимально подходит формат игры, которая является упрощённой моделью реальной деятельности, так как моделирование позволяет практиковаться почти в любой деятельности. Необходимо добавить, что практика решения нестандартных задач еще и мотивирует игроков получать дополнительные знания. Это означает, что мы можем говорить об игре, как об инструменте, формирующем мотив к обучению.
Я согласна с мнением многих специалистов в вопросах компетенции, что на современном этапе типология компетенций должна разрабатываться для каждого нового учебного плана профессионального обучения, в которых необходимо тщательно отразить профессиональные компетенции.
Основной целью профессионально направленного обучения иностранному языку студентов учреждений системы СПО является развитие информационно-коммуникативных (речевых, языковых, социокультурных, компенсаторных, учебно-познавательных) компетенций. Студент должен уметь общаться устно и письменно на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы, черпая информацию из иностранных текстов профессиональной направленности.
В последнее время иностранный язык стал не только средством общения, но и средством совершенствования практической и интеллектуальной деятельности специалиста. Знание иностранного языка, культуры, традиций, обычаев страны изучаемого языка дает большие преимущества будущему специалисту: больше шансов развиваться в обществе с рыночной экономикой, глубже понимать мировые проблемы.
Возникшая социокультурная ситуация в современном обществе, обусловила изменение требований к выпускникам: способность быстро переквалифицироваться, наличие направленности на постоянное саморазвитие, способность вести диалог в том числе на иностранном языке, взаимодействовать на уровне межкультурной коммуникации. Эти требования соотносятся с принципами современного профессионального образования: профессиональная направленность, мобильность, эмоциональность, ориентированность на развитие личности будущего специалиста.
При разработке сценария учебной игры необходимо обратить внимание на ряд моментов:
1. Любая игра является обучением на основе жизненного опыта. Именно это является ключевым компонентом подхода, основанного на компетенциях, для того, чтобы объединить традиционное образование, профессиональное обучение и обучение на основе личного опыта.
2. Предметом игры является предмет деятельности участников игры, в специфической форме, замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
3. Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Игры, которые можно применить на уроках, разнообразны: игра дидактическая, игра имитационная, игра интерактивная, игра-исследование, игра деловая, игра ролевая и другие.
Основными целями занятия-игры на уроке иностранного языка являются:
- обобщение и закрепление знаний по пройденным темам в соответствии с компетенциями;
- развитие логического мышления и коммуникабельности;
- формирование устойчивых интересов к профессии.
Наиболее благоприятный момент для применения деловых игр – завершающий этап обучения, когда студенты уже обладают достаточным уровнем знаний, умеют самостоятельно работать и им легче справиться с ситуациями, моделирующими профессиональную деятельность. При таком методе обучения участникам игры предлагают конкретную ситуацию с двумя вариантами распределения ролей.
При первом варианте роли распределяются между некоторыми обучаемыми, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями или выполняют функции «арбитра». Во втором – слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая из них берет на себя роль отдельного лица, участника ситуации или возглавляемого им подразделения.
По методике первого варианта деловая игра представляет собой имитационную игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного лица, разыгрывают ситуацию. Студенты делятся на две малые группы: первая – «исполнители», вторая – «оппоненты», оценивающие действия «соперников» не имея перед собой эталонов ответов. В игре принимает участие и «арбитр», который, по эталонам ответов на теоретические знания и практические навыки, оценивает действия студентов.
Включение в учебный процесс игр позволяет удовлетворять познавательные, коммуникативные, эстетические и творческие потребности студентов и делает сам процесс обучения иностранному языку радостным, эмоционально наполненным. Состязательность, смена видов занятий в форме игрового действия оживляет восприятие, способствует более прочному запоминанию учебного материала, обогащает процесс обучения.
Анализ текущей практики использования игровых технологий при применении компетентностного подхода в профессиональном образовании позволил сделать некоторые выводы:
1. Игровые технологии дают возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре.
2. В процессе игры студенты учатся принимать ответственные решения в сложных ситуациях, что поможет им лучше ориентироваться в профессиональной деятельности.
3. В ходе проведения деловой игры студенты могут играть как активную роль, так и пассивную. В этом случае студент выступает в роли наблюдателя, выполняя контрольно-учетные функции и создавая тем самым информационную базу для последующего анализа в ходе подведения итогов игры.
4. Игры могут применяться на дисциплинах любого цикла. Формировать профессиональные компетенции студентов посредством проведения деловых игр, как показала практика, можно и при изучении совсем не специальных дисциплин. В данном случае иностранного языка.
Опыт показывает, что после такой работы доля студентов, усвоивших тему, значительно увеличивается.
Таким образом, правильно подобранные деловые игры являются эффективным и незаменимым средством формирования и развития профессиональных компетенций в процессе обучения студентов, т.к. способствуют лучшему и более глубокому усвоению информации, формируют устойчивый интерес к общественной жизни и выбранной специальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-224026-1584985400.jpg)
Доклад на тему: «Применение ролевых и деловых игр на уроках иностранного языка»
Одним из эффективных приемов в обучении общению являются ролевые и деловые игры, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эфф...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-358231-1386603904.jpg)
Методическая разработка "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников 5- 8 классов" (на примере иностранного языка)
Данную тему я считаю актуальной на современном этапе обучения. Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному...
Формирование орфографической грамотности посредством работы над ошибками на уроках русского языка
статья...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-224103-1363629738.jpg)
Анализ образа молодого специалиста в произведениях английской литературы посредством метода проектной деятельности на уроках иностранного языка.
Проектная деятельность студентов педагогического колледжа на уроках иностранного языка направленная на создание образа современного педагога,основанная на произведениях английской литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/14/picture-894402-1487085457.jpg)
СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
СТАТЬЯ:" ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-1104073-1547747143.jpg)
"Формирование коммуникативных компетенций путём использования игровых технологий на уроках иностранного (испанского) языка"
Методическая система для представления на конкурсе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/20/picture-947863-1571548705.jpg)
Формирование общих и профессиональных компетенций в рамках деловой игры "Шаг к успеху". Практико-ориентированные задания.
Материал содержит методическую разработку деловой игры "Шаг к успеху" в рамках психолого-педагогического адаптационного тренинга для первокурсников, обучающихся по профессиям/специальностям...