Методические рекомендации классному руководителю
методическая разработка

Cтрельцова Ольга Вячеславовна

Конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и директоров, неумение на практике управлять конфликтами, находить оптимальные способы их разрешения, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса . В словаре "Психология" различаются конструктивные и деструктивные конфликты. Конструктивный конфликт способствует преодолению трудностей, кризисов, утверждению социально позитивных норм общения, обстановки взаимной требовательности, приводит к отказу от противоправных действий, улучшает психологический климат в коллективе. Деструктивный конфликт проявляется в негативных действиях, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях дисциплины, приводящих нередко к разрушительным последствиям. Каждое конкретное действие педагога или некоторая их совокупность оказывают определенное влияние на ученика. Педагог, включаясь в педагогическую ситуацию, должен выявить объект и субъект ;вскрыть воспитательные отношения и их развитие; определить задачу, возникшую перед субъектом воспитания и намеченную цель; дать характеристику последовательных этапов педагогической деятельности в процессе решения задачи и на основе проведения анализа предложить свой вариант решения. При внутриличностном конфликте целесообразно восстановить самооценку или утвердить ее на новой основе, привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями. При межличностном и межгрупповом конфликте продемонстрировать стремление к коСам факт возникновения и существования конфликтов в группе учащихся вызывает у части педагогов состояние постоянного нервного напряжения. Это мешает педагогу сосредоточиться на личности школьника с его неповторимыми индивидуальными особенностями и складывающейся судьбой. В этой связи теория и практика рекомендует: воспринимать конфликт как нераскрытую возможность и следить за появлением его сигналов. В этом случае исчезает сама почва для конфликта, но конфликтные отношения между бывшими оппонентами могут сохраняться очень долго, так как они не получили своего разрешения, внутреннего переструктурирования образа ситуации, т.е. изменения внутренней системы ценностей и интересов участников взаимодействия; разрешения конфликта через сотрудничество специально организованную работу по нахождению общих интересов и целей .Для улучшения выяснения конфликта полезно обратиться к его картографии, стоит начертить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром . Суть ее в следующем: определить проблему конфликта. Например, при конфликте из-за объема выполняемых работ составьте диаграмм распределения нагрузки;выясните, кто вовлечен в конфликт;            определите подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта. мпромиссу, обеспечить привлечение объективных "судей", переключение внимания, отделение деловой и эмоциональной сторон конфликта, отсрочка .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт классного руководителя70.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Стрельцова О.В.

Учитель истории  МОУ гимназии №18

Методические рекомендации по разрешению  конфликтных ситуаций классным руководителем .

https://studfiles.net/html/2706/520/html_7XnJuVzg17.uG7e/img-VBpIHV.jpg

Рис.1. Карта конфликта

Составление такой карты, по мнению специалистов, позволит: ограничить дискуссию определенными формальными рамками. В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым, проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе. Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом: воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле; не делать поспешных выводов         научиться ставить себя на место другой стороны;        не давать конфликту разрастись проблемы должны решаться теми, кто их создал;        уважительно относиться к людям, с которыми общаешься; всегда искать компромисс; преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися. Когда учитель строит гипотезу об истинных мотивах поведения ученика, его глубинных переживаниях, когда его гипотеза подтверждается и учитель может помочь самому ученику — понять мотивы его поведения ,что же на самом деле и почему он чувствует, благодарность ученика огромна .Рудольф Дрейкурс выделил четыре основных мотива «плохого» поведения: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Любой мотив можно рассмотреть по схеме, выделив следующие критерии: социальные причины, сущность поведения, «сильные стороны» поведения, реакции учителя: эмоции и импульс, реакции ученика, способы предотвращения.

Для удобства представим их в виде таблицы.

Мотивы «плохого» поведения

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению

Мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить  в ответ на обиду

Не буду и пробовать, все равно не получится

«Сильные стороны» поведения

Потребность в контакте со взрослым

Смелость, сопротивление влиянием

Способность защищать себя от боли и обид

Нет

Реакции учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Профессиональная беспомощность

Реакции учителя: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации.

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста.

Способы предотвращения

Учить детей просить внимания приемлемыми способами. Оказывать внимание.

Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих организационных функций.

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем.

Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу»: сменилась на: «Я могу».

Таким образом, усвоив предложенную информацию, педагоги смогут более успешно управлять собой, находить правильный стиль в отношениях с детьми и в решении непростых проблем, которых так много в современной школе, а значит, повысить свою профессиональную и  конфликтологическую  компетентность .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»

Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Девиантное поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни....

Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися

Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися...

Методические рекомендации классным руководителям по теме: "Работа с родителями"

Методические рекомендации для классных руководителей по тематике родительских собраний в 1-9 классах.Формы проведения:1 класс: беседа с элементами ролевой игры, тренинга; круглый стол + прак...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабили...

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию...