Работа с одаренными детьми в школе
статья

Особенности и рекомендации по работе с одаренными детьми в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_v_shkole.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в школе

О.А. Гвоздарева, методист ГБОУ СОШ № 185

 с углубленным изучением английского языка

Центрального района Санкт-Петербурга

       В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает,  работа с одаренными детьми  является крайне необходимой. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того как организована работа с этой категорией учащихся. Многие  дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима  четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Современное общество  ставит  перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Главная задача школы- научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию.

Современное понимание одаренности, пройдя через научные споры многих психологических школ, утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).
       Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимании на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.
        В более старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию четким образом предстоящей деятельности, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в повелении – нонконформизм.
       Одарёнными можно считать детей если они:
• часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития;
• у них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении;
• рано начинают классифицировать и категорировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях;
• у них большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия;
• способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями;
• они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований;
• в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий;
• легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ;
• способны длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, они буквально погружаются в свое занятие, если оно им интересно.

Выявление одаренных детей в школе начинается  до поступления ребенка в первый класс на  основе наблюдения, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления в период обучения в классе предшкольной подготовки и анкетирования их родителей.

Педагогическая наука сегодня выделяет следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Методика выявления одаренных детей проходит в 4 этапа:

I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом учителя стараются привить интерес к своим предметам.

II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап- психолого- педагогическое тестирование, проводимое педагогом психологом.

IV этап -  работа с узким кругом учащихся, которые проявили творческие способности и заинтересованность в предметах. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

В последние годы в нашей школе прослеживается положительная динамика участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, проектах, районного. регионального и федерального уровня, что и заложено в плане по работе с одаренными детьми.

 План работы с одаренными детьми, реализуемый в нашей школе, предусматривает деятельность по следующим направлениям:

- Художественно - эстетическое направление

- Гражданско-патриотическое направление

- Социальное направление

- Спортивное направление

При выборе форм и методов работы с одаренными обучающимися руководствуются несколькими аспектами:

- видом одарённости;

- возрастом ребёнка;

- социальным статусом семьи ребёнка;

- уровнем одарённости;

- активностью самого ребёнка;

- профессиональной подготовкой педагога;

Эффективные методы работы с одаренными детьми

Исследовательский

Прием, имитирующий проведение научного открытия. В ходе реализации данного метода учащимся предстоит очертить круг малоизвестных фактов (выявить ядро проблемы), сформулировать главную цель проведения исследования, выдвинуть несколько гипотез и осуществить их проверку на подлинность через практические эксперименты или соотнесение доказанных данных, обозначить достигнутый результат, осознать значимость полученных выводов и возможности их применения.

Эвристический (частично-поисковый)

Метод, основанный на выдвижении педагогом проблемы и организации условий для деятельности школьников по ее решению. Ценность метода заключается в создании особых образовательных возможностей для талантливых детей, заключающихся в необходимости самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос и научном обосновании своих действий.

Проблемный

Метод, реализуемый через создание проблемной ситуации на уроке. Педагог ставит перед учащимся вопрос, вызывающий интеллектуальное затруднение, вынуждающий искать ответ за пределами знаний. Применение проблемного метода позволяет научить детей мыслить логически, последовательно, оценивать сложность образовательной проблемы и искать различные пути ее разрешения.

Проективный

Прием ведения педагогической практики заключается в создании исследовательской ситуации, предусматривающей несколько вариантов действий. Одаренные дети вынуждены искать наилучший выход из образовательной дилеммы, вследствие чего создаются оптимальные условия для раскрытия их потенциала.

Мозговой штурм

Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Когнитивные методы вживания и придумывания

Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.

Формы работы с одаренными обучающимися:

  • Внеурочная деятельность (консультации, подготовка к различным  олимпиадам, подготовка к сдаче ЕГЭ, ГИА,  создание научно-исследовательских работ и  творческих проектов)
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы, конференции, круглые столы, дебаты;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • занятия в классах с углубленным изучением английского языка.

Учителям необходимо помнить, что у одаренного ребенка есть как плюсы так и минусы. Негативными сторонами одарённых детей являются следующие качества личности:


  1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
 2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
  3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
  4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
  5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
  6. Стремление всегда быть правым и споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
  7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
 

 Все эти не очень симпатичные черты характера одарённого ребёнка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. Не секрет, что, находясь в обычной школе, одарённый ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одарённого ученика от остального класса.

Именно поэтому учителя, работающие с одаренными детьми, должны обладать следующими качествами:

  • Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
  • Быть доброжелательным и чутким;
  • Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  • Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
  • Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • Обладать чувством юмора;
  • Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
  • Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • Стимулировать когнитивные способности учащихся.

Исходя из всего вышесказанного можно сформулировать следующие рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми:

  • Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
  • Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
  • Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.
  • Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
  • На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
  • Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
  • Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
  • Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
  • Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
  • Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
  • Подумайте о методике обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.
  • Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
  • Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
  • Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
  • Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
  • Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
  • Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы работы с одаренными детьми в школе

Основные формы работы с одаренными детьми в школе...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Номинация: «Современные технологии в работе с одаренными детьми»Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результ...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской шк...

Педагогические технологии работы с одаренными детьми в школе.

Педагогические технологии работы с одоренными детьми в школе...

Формы и методы работы с одаренными детьми в школе

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в н...

Организация работы с одаренными детьми в Школе Олимпийского Резерва

Цель этого проекта была сформулирована современной действительностью, запрсом наших родителей и обучающихся, а также современным обществом:создать новую модель образовательного учреждения, где в...