Организация работы по предупреждению пробелов в знаниях обучающихся по русскому языку
учебно-методический материал

Ширлина Татьяна Васильевна

Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях- одна из  важнейших  задач учителей - предметников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

       Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей профессии, неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, он переходит в разряд стабильно неуспевающих. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. 

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Как построение любого дома, один кирпич не туда и он рухнет.

Ведь как мастер-строитель кладет по кирпичику дом, так мастер-учитель по кирпичику должен выстраивать свое здание – знания учеников. А если, что-то будет не так, то все здание рухнет.

Знание причин неуспеваемости, учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях

Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной.

В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника:

1) не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков;

2) не стремится получать новые знания теоретического характера;

3) избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;

4) не стремится к оценке своих достижений;

5) не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;

6) не усвоил понятий в системе. 

Причины пробелов:

*      пропуски занятий по болезни;

*      слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

*      задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

*      педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

*      неблагополучная семья;

*      проблема «улицы».

Как добиться наибольшей эффективности работы по ликвидации пробелов в знаниях?

            Помощь  учащимся, имеющих пробелы в знаниях

                     

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке схем,кластеров,таблиц.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.                                                                                            Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

 В своей работе даю  учащимся следующие рекомендации  по ликвидации пробелов в знаниях  по русскому языку.

1.Вы должны уметь четко представлять зрительный облик слова, поэтому главным помощником в обретении этого умения является чтение. Вам   необходимо ежедневно читать не менее 3-5 страниц печатного текста.

2.Регулярно работайте с лингвистическими словарями, пусть они станут для вас настольными книгами.

3.Систематически и качественно выполняйте заданные учителем на дом задания: они способствуют закреплению знаний, умений и развивают орфографическую и пунктуационную грамотность.

4.От семантики – к грамматике. Осмысливайте, сопоставляйте, учитесь анализировать, синтезировать, устанавливать закономерности, выстраивать ассоциативные ряды, заставляя работать образную память.

5.Интенсивная работа мысли и силы воли – необходимое условие повышения качества успеваемости. 
6.Регулярно посещайте дополнительные занятия по совершенствованию знаний, умений и навыков.

 Несколько, на мой взгляд, полезных советов для нас,  учителей,  при работе со слабоуспевающими:

-Помните, что, функция поставленных на этапе закрепления заданий не контрольная, а обучающая,

Полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо. Чем дольше идет работа с ошибкой, тем больше она запоминается,

Помните, что ученик может думать только тогда, когда учитель молчит.

Не упускайте возможности организовать работу учеников в индивидуальном темпе.

На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть ее, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно этот психологический барьер часто бывает причиной непонимания.

        Эти рекомендации, естественно, знает каждый учитель, но именно их мы иногда упускаем в нашей работе. Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших учеников( громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.

       Главная задача каждой школы — построить незаметную, но при этом умную коррекционную работу с отстающими детьми. Ее цель — по ходу процесса обучения исключить любые сложности, с которыми сталкиваются дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для МО ”Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях у учащихся“

Организация системы работы по предупреждениюпробелов в знаниях у учащихсяПроверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результати...

Организация работы с тестами как контроль знаний обучающихся

Исследование закономерностей процесса обучения географии с учетом специфики содержания предмета обязательно предполагает раскрытие существенных связей и зави...

Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях по предмету «Русский язык» ученика 5 класса

Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях по предмету «Русский язык» ученика 5 класса...

Система работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся по разделам русского языка. План работы со слабоуспевающими

Моя тема по самообразованию. Как помочь ученику? Как устранить пробелы в знаниях?...

Индивидуальный маршрут ликвидации пробелов в знаниях по предмету русский язык, учащегося 8 __ класса

Индивидуальный маршрут ликвидации пробелов в знаниях по предмету русский язык, учащегося 8 __ класса...

Организация работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся при подготовке к ГИА по географии

Каждый учитель заинтересован в успешной сдаче экзамена своими учениками. Проведению экзамена предшествует продолжительная целенаправленная работа по повторению знаний учащихся....

Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях обучающихся, учёт индивидуальных особенностей обучающихся в организации урока.

Приводится конкретизации понятий "неуспеваемость", "отставание", "пробелы в знаниях", их отличия и взаимосвязанность. Предложены педагогичнеские приёмы помощи обучающимся...