Сообщение на МО Внеклассная работа
проект

Рожицына Валентина Геннадьевна

Внеклассная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_mo._vneklassnaya_rabota.doc805.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема сообщения на МО

 : «У истоков ….»

Рожицына В Г учитель биологии и химии

МОУ Гашейская СОШ

Мухоршибирский р-он

В какое бы время мы не жили, как бы не успокаивала или наоборот, не будоражила нас жизнь, приходит час обратиться к исторической памяти своего народа, своих предков[1].

Каждый народ – явление уникальное, каждый внес в культуру что-то свое неповторимое. Староверам принадлежит богатая и своеобразная культура, созданная многими поколениями.

Все что окружает ребенка с детства: тепло родительского дома, красота природы, образность родного слова, «впитывается в него с молоком матери», становится неотъемлемой частью жизни, источником духовной зрелости и любви к Отечеству.

Поэтому проблема сохранения этого великого историко – культурного наследия является одной из актуальных для современного человека. Особенно важным видится утверждение в том, что «человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный»(Н. Бердяев) Национальное в культуре относится к общечеловеческому как часть к общему, общечеловеческое же проявляется в культуре в национальном, и через национальное оно развивается и выражается.

Настоящей кладовой культуры, хранящей в своих тайниках мудрость и уникальные ценности многих тысячелетий, является историческая память народа. Именно память способна сохранить нерасторжимое единство прошлого, настоящего и будущего. Национальная память – это не только воспоминания о традициях веков минувших, это реальное, живое участие в делах сегодняшних. Забвение и утрата национальной исторической памяти делает человека выброшенным на задворки истории, а его жизнь пустой, лишенной всякого человеческого смысла.[2]

   На сегодняшний день можно констатировать явный упадок национального самосознания. Национальное самосознание не задается генетически, оно формируется под воздействием среды – родной речи, песен, природы, духовной атмосферы, традиций, обрядов, передающихся на уровне межпоколенной связи.

Понимание возрождения семейской культуры, находится в том месте, где идет гибкая адаптация традиции к новым историко-культурным условиям современной жизни, где эта культура органически вписывается в новые реалии, наполненные компьютерами, Интернетом и другими завоеваниями человеческого духа, человеческой мысли.

Чтобы не исчезнуть бесследно, не кануть в небытие, возрождаясь, нужно стремиться к обогащению нашей общей культуры народов Республики Бурятия, Байкальского региона, России и современной культуры всего мира.  

Мы в своей школе пытаемся возродить во всей полноте духовное богатство народов, народные традиции воспитания и обучения, которым свойственна целостность бытия, единство добра и красоты.

Одно из основных направлений работы Гашейской школы-  привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и преумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями семейского народа.

Обращаясь к традиционным формам, в первую очередь, к народной педагогике, фольклору, праздникам и обрядам, ритуалам и играм, познавая их, мы глубоко проникаем в духовные истоки культуры русского ( семейского) народа.

Воспитательная работа по народным традициям построена по системе программ работы школы, по ступеням. (приложение 1)

Работая комплексно с детским садом, знакомя с фольклором, вокальным, танцевально – хореографическим искусством, образцами народных орнаментов, в воспитательный процесс закладываются основы развития личности ребенка с раннего возраста.

Старшие классы 10-11, совершенствуют навыки импровизации, знакомятся с историей своего народа, приобретают навыки в трудовой деятельности, активно участвуют в самоуправлении.

В основу воспитательной и внешкольной работы положен земледельческий календарь Семейских Забайкалья, состоящий из двух циклов: I цикл – осеннее-зимние праздники

    II цикл – зимнее-весенние праздники.

Первый цикл связан с подведением итогов земледельческого года, второй цикл – с началом посевных работ.

Весь год распределен, осмыслен. Расписан заране. Каждый цикл соответствует полугодиям и, в свою очередь, делится на периоды, соответствующие учебным четвертям. Организаторы внеклассной воспитательной работы, классные руководители, идя по творческому пути возрождения праздничной календарной обрядности, всегда учитывают следующие методические условия:

- народные праздники и традиции сочетаются с современностью;

- праздник всегда должен вызывать у людей, пришедших на него, положительные переживания;

        Опыт работы показал, что без опоры на семью многие идеи, проблемы становятся неразрешимы. Сегодня особое место занимает воспитание нравственности, серьезного отношения к учебе, трудолюбия, сострадания, гуманизма. Родители должны быть союзниками школы.

Но на сегодняшний день во взаимоотношениях школы и семьи не все бывает гладко: есть пьющие родители, есть равнодушные и нервные, честолюбивые и агрессивные. Поэтому наша цель – настроить всех на одно дело, на понимание необходимости полноценно обучать и воспитывать своих детей.

Есть много вариантов сотрудничества с родителями, но самой эффективной формой мы считаем проведение школьных семейных праздников, где участвуют и дети, и родители. Такие праздники помогают родителям увидеть своего ребенка в коллективе, открыть новые качества дочери или сына. На праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. Подготовительная работа создает атмосферу семьи, проявления активности, самостоятельности.

Эмоциональное звучание празднику придают игровые действия (посиделки, вечерки, капустники, гадания, хороводы), ритуальные действия (посещение могил в родительские дни, крашение яиц на Пасху, выпускание птиц на Благовещение), трудовые действия (изготовление качелей на красную горку, саней – катушек на Масленицу . т.д.).

        Совместные  занятия, праздники взаимно обогащают взрослых и детей. вместе с родителями  мы предоставляем возможность детям достичь ситуации успеха и на уроках, и после них.

         Наступивший двадцать первый век, словно перенимая эстафету от века двадцатого, стремительным напором пытается перемещать, привести к одному общему знаменателю культуры разных народов и этнических общностей, порой сводя на нет их уникальную этническую специфику и самобытность. И все же, исторически выработанная старообрядчеством и передаваемая их потомкам способность «незримо возрождаться» сегодня находит своею подтверждение в тех процессах, которые происходят в среде семейских.

        «Воспитать человека – значит помочь ему найти цель в жизни».

        Что же значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование – Человека с большой буквы. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все плохое дается воспитанием. Отсюда важно создание воспитательной среды.

       Но слова всегда остаются словами, если они не подкреплены действием.

В течение восемнадцати лет наша школа работает как школа народного календаря по традициям семейских Забайкалья. Жизнь доказала, что процесс воспитания и обучения нельзя строить без учета особенностей обычаев, традиций народа, условий среды, в которых заложена основа развития личности ребенка. В числе сложившихся традиций воспитания у каждого народа есть положительные и отрицательные черты. Лучшими качествами семейского народа являются любовь и верность к родному краю, уважительное и почтительное отношение к старикам, сдержанность и учтивость в общении, бережное отношение к приролде, трудолюбие, стремление к поэтически – философскому восприятию окружающей действительности.

Использование этих черт способствует нравственному воспитанию учащихся, росту их национального самосознания, духовному обогащению личности, а  также для подготовки учащихся к активному участию в последующем развитии всех сфер самобытной национальной культуры.

Список литературы:

1. Селищев А.М.- Забайкальские старообрядцы. – И.1920-г

2. Леонов А.М. Возвращение к истокам – М.2001

3. Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Дисс….доктора пед.Наук. – М. 1987.,

4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения т. 8 – М.1983-86

5. Бердяев Н.А. Судьба России. М. 1990.

6. Ж-л Народное образование №8 2000 г.

 

C:\Documents and Settings\Сomp 2\Рабочий стол\2011-03-01\Сохранить0001.JPG


[1] Селищев А.М.- Забайкальские старообрядцы. – И.1920-г

[2] Леонов А.М. Возвращение к истокам – М.2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение.Устно-письменные самостоятельные работы по алгебре в 8 классе при подготовке к ГИА.

Выступление на заседании круглого стола «Разнообразие форм и методов подготовки выпускников школы к ГИА и ЕГЭ» ...

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Сообщение "Особенности учебно-воспитательной работы с детьми с множественными тяжелыми нарушениями в развитии

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.В современных экономических условиях возникает необходимость усиления социальной защиты подростков с ...

сообщение к презентации Организация работы по выявлению неблагополучных семей в школе.

Семья – это та атмосфера, в которой происходит социализация ребенка. Именно там формируются и все человеческие качества, там формируется характер. Эффективность работы школы по обучению детей во много...

Сообщение на тему: "Самостоятельная работа как средство развития способностей учащихся на уроках математики"

Данный материал может быть использован учителем на уроках математики в 5-9 классах...

Методическое сообщение «Методы и формы работы с учащимися в классе синтезатора».

Сообщение посвящено проблеме обучения в классе синтезатора...