Пути освоения учителями технологии педагогической поддержки
консультация

Лыкова Татьяна Николаевна

Материал для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад21.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Пути освоения учителями технологии педагогической поддержки»

Что такое педагогическая поддержка

В настоящее время перед учеными и практиками стоит принципиально новая для российского образования задача: создание системы педагогической поддержки детей.

Логика развития личностно-ориентированного образования требует разрешения важной инновационной проблемы: пересмотр системы организации не только учебного процесса, но и иных условий, способных максимально облегчить путь продвижения ребенка в образовании и в жизни. Чтобы ребенок мог успешно учиться, получать знания, формировать навыки учебной деятельности, осваивать социально значимые ценности и нормы, культуру поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, растущему человеку нужна педагогическая поддержка.

Педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают детям помощь в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном самоопределении, а так же помощь в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

Семантический и педагогический смысл понятия заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве, то есть поддерживается самодвижение, развитие самостоятельности человека.

Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия учитель избирает следующие:

- согласие ребенка на помощь и поддержку; 
- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося; 
- вера в эти возможности; 
- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; 
- совместность, сотрудничество, содействие; 
- конфиденциальность; 
- доброжелательность и безоценочность; 
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; 
- реализация принципа "не навреди"; 
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. 

Этапы деятельности в целях помощи детям в решении проблем.

Целью диагностического этапа является осознание ребенком сути проблемы, проявление ценностных противоречий и собственных смыслов. Важно помочь ребенку сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение проблемы.

Задача педагогов на данном этапе: помочь школьнику сформулировать саму проблему, то есть поговорить. Самостоятельное вербальное оформление проблемы школьником обеспечивает более успешное ее разрешение. 

Этапы педагогической поддержки.

I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием "глазами ребенка”);

III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя и воспитателя.

1.      Любовь к ребенку и безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.

2.      Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески.

3.      Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.

4.      Ожидание успеха в решении проблемы 

Педагогическая поддержка ребенка как принцип образования 


Итак , каков же образовательный смысл имеет свобода?

Прежде всего, она может рассматриваться как механизм автономизации личности, присвоения ею права на:


- уникальность, то есть возможность существовать в собственном сознании и в сознании других как нечто неповторимое, один раз встречающееся, имеющее самоценность; 
- самореализацию как выстраивание собственной жизненной траектории на основе самоопределения.

С педагогической точки зрения это можно рассматривать как организацию условий, при которых ребенок может безопасно для себя и других реализовать природную потребность в автономии, постепенно овладевая процессами самосознания (самопознания, самооценки, самоконтроля, самопринятия) и рефлексивного сознания (преобразование бытийного сознания в рефлексию). Предметом, на котором постепенно происходит сосредоточение навыков, полученных в ходе овладения данными процессами, является жизнедеятельность ребенка. Педагогическая поддержка имеет своей целью сопровождение ребенка в этих процессах через те проблемы, которые возникают у него при встрече с извне задаваемыми нормами и требованиями (нередко источником этого является или конкретный педагог, или педагогическая система). Само наличие проблем указывает на то, что данная встреча выступает для ребенка как конфликт, то есть обострение каких-то противоречий. Иногда они имеют внутренний характер (ребенок хочет выполнить требования или соответствовать ожиданиям, но не имеет средств это желание реализовать), иногда внешний (ребенок не видит для себя смысла в выполнении чужих требований).

3адача педагога — предоставить ребенку возможность конструктивного решения конфликтной ситуации за счет приобретения опыта проектирования собственной позиции по отношению к этой ситуации. Ребенку для этого необходимо будет, прежде всего обратиться к анализу собственных желаний и интересов, которые так или иначе присутствуют в конфликте.

Что это за интересы? На что они направлены? В каком соотношении они находятся с другими его интересами и желаниями, на которых прямо или косвенно влияют интересы, задействованные в конфликте. Например, ребенок не видит смысла в выполнении домашнего задания как то, что мешает ему реализовывать куда более приятные интересы в свободное время. Однако в домашнем задании он может усвоить те знания, без которых (и ребенок это знает) ему успешно не сдать выпускные экзамены. Как с учетом последнего он может рассматривать предъявляемые педагогом требования: как способ лишить свободного времени и приятных занятий или как способ обеспечения успеха на экзамене? По поводу чего ребенок намерен продолжать конфликт с педагогом? Обращение к интересам и их взаимосвязи позволит ребенку самому переконструировать конфликт или более четко определить его смысловую нагрузку. Данная работа направлена на то, чтобы ребенок сам для себя мог ответить, что же он, в конце концов, хочет получить в результате разрешения данного конфликта и готов ли он нести ответственность за собственные желания.

Последнее чрезвычайно важно при определении собственной позиции, поскольку осознанное и добровольное принятие на себя ответственности — это обозначение траектории приложения собственных волевых усилий.

Далее в логике проектирования идет выявление необходимых средств, которые адекватным образом помогли бы реализовать задуманное. Для того чтобы ребенку это проделать, необходимо провести анализ имеющегося «могу», которое есть в его собственном арсенале. Иногда этого «могу» достаточно для реализации, иногда нет, и тогда вновь приходится самостоятельно решать задачу: снять ли собственное «хочу» или «дорасти» до него с помощью овладения новым «могу»? Последнее потребует нового проекта, уже связанного с достраиванием потенциала для самореализации.

Таково модельное представление о движении ребенка к реализации собственных интересов и замыслов путем самоопределения в них и выборе направленности действия. Все это, возможно, потребует «достройки» собственной недостаточности, которая обнаруживается как помеха в продвижении к желаемой цели. Естественно, что для самоорганизации такого движения ребенку потребуются и высокая мотивация на развитие интересов, и воля, поддерживающая усилия по достраиванию собственной достаточности, и довольно четкое представление о том, каким образом строится деятельность по самореализации.

Практически мы имеем дело с моделью субъектного поведения человека. Осваивая ее, ребенок, на наш взгляд, осваивает свободоспособность, поскольку он обретает возможность занятия рефлексивной позиции по отношению к себе и тем обстоятельствам, которые породили конфликт, и за счет проектно-волевого усилия разрешает его, оказываясь «над обстоятельствами», подчинив их собственной воле.

А что же при всем этом должен делать педагог? Как он действует в зоне самоопределения и самореализации ребенка? Какое отношение и какое право он имеет вторгаться в пределы «самости» ребенка, которые могут быть определены как границы его свободы в автономии? Нам видится педагог как тот человек, как тот профессионал, который может организовать встречу ребенка с собственной «самостью». И эта встреча будет представлять собой рефлексивное и деятельностное пространство, которое организовано как встреча разных позиций, которые ребенок занимает, пытаясь отнестись и реализовать собственные интересы.

Данное пространство может возникнуть лишь на основе проектного подхода к организации взаимодействия педагога и ребенка по поводу возникающих проблем у ребенка с его «самостью». Подчеркнем особо, что педагог, строящий педагогическую поддержку, не должен испытывать проблем с «самостью ребенка», он должен способствовать тому, чтобы ребенок увидел собственные проблемы при встрече с самим собой. А сам факт этой встречи, на наш взгляд, носит в самом начале конфликтный характер, поскольку ребенок в какой-то ситуации оказывается неспособным адекватно реагировать на происходящее, ситуация как бы превосходит его возможности и делает его зависимым от обстоятельств. В этот момент происходят довольно интенсивные процессы, связанные с формированием у ребенка самооценки и оценки других людей, которые так или иначе воспринимаются им как источники его «неприятностей», формируется установка и на тип взаимодействия с другими в ситуации конфликта.

Опыт работы в сфере педагогической поддержки убеждает в том, что, если ребенок остается один на один со своей проблемой, опыт выхода из нее превосходит во много раз по «воспитательному эффекту» все то, что ему пытались преподнести взрослые, в информационно-тренинговом режиме обучая его действовать на модельных ситуациях. Одна из сложностей переноса модели в жизнь для ребенка сопряжена с тем, что модель никогда не является адекватной той ситуации, с которой ребенок сталкивается в жизни, ни по коллизии, ни по способу включенности, ни по способу переживания. Любой специалист в области игропрактики, тренинга знает это. И все же игра и тренинг имеют мощный превентивный потенциал, хотя его явно недостаточно для подготовки встречи ребенка с собственным опытом, с собственной жизненной ситуацией. Поэтому важно, чтобы педагоги могли работать именно в зоне актуальных проблем ребенка. 

Педагогическая поддержка в образовании

Педагогическая поддержка принципиально обозначает как предмет деятельности педагога возможность ребенка становится субъектом ситуации, в которой находятся его интересы, Данный предмет задает определенность компонентов, из которых складывается деятельность педагога по поддержке ребенка в образовательном процессе:

• исследование педагогом того субъектного потенциала, который имеется у ребенка; 
• стимулирование желания ребенка обнаруживать и анализировать собственные интересы; 
• поддержка ребенка в его поисках смысла и ценностей в актуальных для него интересах; 
• поддержка ребенка в стремлении реализовать собственные смыслы и ценности (поддержка ребенка в самоопределении); 
• поддержка ребенка в процессе его самореализации на основе самоопределения; 
• организация рефлексивного пространства как условия для самопознания ребенком себя с позиции субъекта, реализующего собственные интересы.

Каждый из вышеперечисленных компонентов содержит определенную законченность и может быть описан системно, однако он вносит свой смысл в общий контекст педагогической поддержки как особого принципа, на котором строится целостная деятельность по выращиванию субъектного потенциала ребенка.


Субъектным потенциалом принципиально одарен каждый ребенок, он проявляется в способности продуцировать собственные интересы, осознавать, анализировать, выбирать, видоизменять и удерживать их с помощью собственной активности и волевых усилий. Однако данный потенциал может оказаться недостаточно реализованным, если он будет развиваться стихийно и не удерживаться через 
отношение подрастающего ребенка к собственной жизни как самоценному, дару, реализовать который — его жизненная задача.

Вышесказанное объясняет нашу позицию относительно назначения педагогической поддержки как особой деятельности в сфере образования ребенка. Понимая образование как процесс обретения человеком человеческого, мы полагаем, что сам процесс обретения невозможен без субъекта обретения, то есть человека, увидевшего смысл и поставившего своей целью данное приобретение и сумевшего направить собственную волю и деятельность на реализацию данной цели.

Таким образом, движение ребенка к себе самому как человеку образовывающемуся мы можем определить как движение его к собственной свободе, а обретение субъектных качеств и субъектной позиции — как обретение свободоспособности. И в этом контексте следует понимать индивидуализацию в образовании как «систему средств, способствующую осознанию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы — физической, интеллектуальной, нравственной, творческой». А педагогическая поддержка — это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Педагогическая поддержка обеспечивает ребенку встречу с процессами, которые организуют взрослые для его блага — процесс обучения и процесс воспитания. И данная встреча видится нам как взаимопроникновение двух систем — макро (с ее культурой, нормами, ценностями, то, что принято называть общественно необходимым и ценным) и микро — человека, который, сталкиваясь с другой системой, стоит перед проблемой сохранения себя как уникальной единицы, но единицы рода человеческого. Если макро- систему представляет для ребенка педагогическая деятельность, связанная с его воспитанием и обучением на основе ценностей и норм этой макросистемы, то педагогическая поддержка обеспечивает ему право создавать и строить свою микросистему на основе собственных ценностей.



Особенно актуальной педагогическая поддержка становится тогда, когда взаимодействие макро- и микросистем носит характер конфликта. Ребенок, реально находясь в нем, нуждается в поддержке, которая строится педагогом как процесс перевода жизненной ситуации ребенка в проект образовательной ситуации, через которую ребенок приобретает возможность занять рефлексивную позицию по отношению к конфликту, обнаружить культурные способы, позволяющие ему выстраивать и реализовать 
собственную позицию в создавшейся ситуации. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Пути освоения учителями технологии педагогической поддержки»

В настоящее время перед учеными и практиками стоит принципиально новая для российского образования задача: создание системы педагогической поддержки детей....

Банк вопросов и реальных ситуаций к технологии педагогической поддержки О.С. Газмана

Материал содержит описание технологии, а также раельные ситуации и перечень вопросов....

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ. О.С.ГАЗМАН

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ. О.С.ГАЗМАНОдним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторит...

освоение технологии педагогической поддержки

освоение учителями технологии педагогической поддержки...

методический семинар на тему:ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА

Все учителя мечтают о высоких результатах своих учеников на государственной итоговой аттестации.  Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном о...

Технология педагогической поддержки

Технология педагогической поддержки...