Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Банк вопросов и реальных ситуаций к технологии педагогической поддержки О.С. Газмана

    Засухина Елена Александровна

    Материал содержит описание технологии, а также раельные ситуации и перечень вопросов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология педагогической поддержки О.С. Газмана.

    Под педагогической поддержкой Олег Семенович Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

    Педагогическая поддержка не означает "просто погладить ребенка по голове" (возможное первое восприятие термина "педагогическая поддержка"), а является "сложной, высокотехнологической, специальной педагогической (но психологоемкой деятельностью), в основе которой лежит совершенно другое понимание воспитания, чем оно было характерно для прежней парадигмы (воспитание=воздействие)" (3, С.7). Педагогическая поддержка может быть отнесена к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка/подростка (не учителя и ученика, то есть не в ролевых иерархических функциях, в которых и возможно "воздействие").

    Главное правило здесь: дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок. (Основные психологические принципы, изложенные Ю.Б. Гиппенрейтер, А. Фабер, Э. Мазлиш)

    Понятие «объекта» образования в трактовке О. С. Газмана

    В гуманистической педагогике объектом не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив). Им является только образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит самоопределение и саморазвитие и учителя, и ученика, и взаимодействующей группы. Подобное определение объекта образования ведет к такой с ним работе, которая изменяет и сам материал, и самих субъектов образования, их взаимодействие и взаимовлияние. Самоопределение является процессом и результатом осознанного выбора личностью позиции, целей и средств самореализации в конкретных жизненных условиях, главным механизмом обретения внутренней свободы.

    Технология осуществления педагогической поддержки Газман

     Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

     I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

     II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);

     III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

     IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

     V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

    Условия осуществления педагогической поддержки

     Учитель может оказать реальную поддержку ученику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения" (термин введен Карлом Роджерсом –одним из основоположников гуманистической психологии и педагогики). "Под этими словами, - писал К. Роджерс, - я подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов". Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений. Он называет пять основных условий.

    Таким образом, для оказания эффективной помощи ребенку в проблемной ситуации педагогу необходимо позаботиться о создании и соблюдении пяти условий:

    восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы;

    конгруэнтность личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками;

    безусловно положительное отношение педагога к ребенку;

    эмпатийное понимание ребенка воспитателем;

     ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

    Принципы педагогического взаимодействия

     Успешность формирования перечисленных обстоятельств во многом зависит от сложившегося педагогического кредо воспитателя, фундаментом которого являются основополагающие идеи-принципы построения воспитательных отношений с детьми.

     Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:

    согласие ребенка на помощь и поддержку;

    опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;

    вера в эти возможности;

    ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

    совместность, сотрудничество, содействие;

    конфиденциальность;

    доброжелательность и безоценочность;

    безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

    реализация принципа "не навреди";

     рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

     Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу-воспитателю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации.

     Приемы и методы организации деятельности по педагогической поддержке

    педагогическое наблюдение;

    размышления в парах и малых группах;

    «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»;

    активное слушание;

    проговаривание;

    Результатом технологии является удовлетворенность ребенка жизнью в коллективе, качество взаимоотношений ребенка с одноклассниками и классным руководителем, а также уровень способности ребенка самостоятельно решать проблемы или преодолевать трудности.

    Литература.

    1.Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3.

    2. Газман О.С. Неклассическое воспитание. М., 2002.

    3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?-М.,2010.

    4. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?-М.,2010.

    5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002.

    Реальные ситуации моего класса, которые успешно были решены с помощью технологии педагогической поддержки О.С. Газмана.

    1. Ученица Ч. попала в наш классный коллектив в 5 классе и оказалась «изолированной», никто в коллективе ее не принимал, напротив, всячески демонстрировали пренебрежение. На что ученица бурно и эмоционально реагировала, тем самым, подогревая сложившуюся ситуацию. Окончательного успеха в разрешении проблемы достигли к концу восьмого класса. Сейчас успешно учится в одиннадцатом классе.
    2. Ученица А. почувствовала себя некомфортно, т.к. в семье  появился отчим. С мамой начались конфликты, упала успеваемость. Девочка почувствовала себя ненужной. Проблема разрешилась к концу девятого класса. Сейчас успешно учится в одиннадцатом классе.
    3. Ученик К. имеет избыточный вес, чего очень стыдится. Искусственно изолирует себя от жизни класса, хотя взаимоотношения с одноклассниками на высоком уровне. С помощью технологии преодолел комплекс и является успешным студентом колледжа.

    Дидактический материал.

    Вопросы по работе с «изолированными» учащимися.

    1.Насколько комфортно ты ощущаешь себя в коллективе? (от 1до 10 –очень хорошо)

    2. Какое количество у тебя друзей в классе?

    3. Как ты думаешь, почему сложилась такая ситуация?

    4. Может, попробуем в этом разобраться? Ты не против?

    5. Ты действительно хотел(а) бы изменить ситуацию?

    6. На какие поступки и действия ты готов(а) чтобы изменить ситуацию?

    7. Ты готов(а) работать над собой в условиях отсроченной успешности?

    8. Чувствуешь в себе силы идти и преодолевать очередные трудности?

    9. Происходят ли изменения? Оцени по 10-ти бальной шкале.

    10. Необходимо  ли менять формулирование проблемы?

    Обязательно активное слушание и проговаривание проблемы. А также использование психологических тестов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

    Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

    ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ. О.С.ГАЗМАН

    ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ. О.С.ГАЗМАНОдним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторит...

    освоение технологии педагогической поддержки

    освоение учителями технологии педагогической поддержки...

    методический семинар на тему:ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА

    Все учителя мечтают о высоких результатах своих учеников на государственной итоговой аттестации.  Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном о...