Доклад на тему: «Организация групповой работы по русскому языку на уроках обобщения и систематизации знаний»
статья

Баталова Дарья Александровна

Доклад на ШМО гумманитарного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gruppovaya_rabota_na_urokah_obobshcheniya.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на ШМО на тему: «Организация групповой работы по русскому языку на уроках обобщения и систематизации знаний»

Подготовила Баталова Дарья Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ Повадинской СОШ ГО Домодедово

Уроки обобщения знаний, умений и навыков занимают значимое место во всей системе уроков, ведь они являются заключительными, подводящими итоги и систематизирующими весь изученный ранее материал. Часто учителя русского языка на данном этапе используют метод фронтального опроса, что не всегда является эффективным, т.к. часто работают только самые активные учащиеся, в то время как неуспевающие или слабоуспевающие учащиеся, не успевая за темпами урока, остаются пассивными и не участвуют в работе. Однако есть и более плодотворные методы и формы работы, и среди них особенно выделяется групповая форма.

О преимуществах групповой работы известно многое, мы перечислим лишь некоторые из них, самые значимые для дальнейшего нашего доклада:

1. Активизируется учебно-познавательная деятельность у всех учащихся, в том числе и у слабоуспевающих;

2. Качество знаний повышается за счет многократного повторения материала, обучения детьми друг друга и желания продемонстрировать группу, в которой участвуют ученики, с лучшей стороны;

3. Активно формируются регулятивные универсальные учебные действия, предполагающие планирование работы в группе, самоконтроль и взаимоконтроль в ходе подготовки материала или поиска ответов на вопросы, оценка и самооценка и т.д.

4. Получают особое развитие коммуникативные способности учащихся, которые вынуждены работать не самостоятельно, а именно в группе, формируются качества, способствующие эффективному общению и сотрудничеству такие как: умение прислушиваться к другому человеку, внимательность, ответственность, доброжелательность и др.

Итак, достоинства групповой работы неоспоримы, и потому перейдем непосредственно к самой теме доклада, посвященной  организации групповой работы на уроках обобщения и систематизации знаний. Рассмотрим мы ее на примере темы «Имя существительное», проходимой в третьей четверти 5 класса. Тема эта достаточно обширная, она включает в себя несколько подтем, а именно:

1. Имя существительное как часть речи (категориальное значение и вопросы начальной формы);

2. Неизменяемые морфологические признаки имени существительного:

а) одушевленные и неодушевленные имена существительные;

б) имена собственные и нарицательные;

в) род имен существительных;

г) склонение имен существительных;

3. Изменяемые морфологические признаки:

а) падеж имен существительных;

б) число имен существительных;

4. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе;

5. Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;

6. Синтаксическая роль имен существительных.

Класс необходимо будет поделить на несколько групп и распределить подтемы, но с тем условием, что каждая группа должна будет по своем теме придумать небольшое упражнение, устное или письменное, таким образом задействована в повторении будет не только одна группа, но весь класс. А чтобы работе способствовал дух здоровой конкуренции и соперничества, можно будет предложить в конце урока выбрать группу, подготовившую самый интересный и качественный материал.

К примеру, группа, которая возьмется за третью и четвертую подтемы, должна будет сначала рассказать о том, что такое падеж и число имен существительных, каковы особенности падежных окончаний, а затем предложить остальному классу небольшое задание, к примеру, по определению падежа и числа, а затем – на постановку слова, данного в начальной форме, в определенные падеж или число. Чтобы задания эти оказались на слишком простыми, нужно, чтобы в этих заданиях были слова pluralia tantum и singularia tantum, которые не могут меняться по числам, а также слова на -ия, -ие, -ий, окончания которых будут отличаться от окончаний других слов. После выступления группа имеет право задать любому учащемуся вопрос по рассказанному материалу.

В таком случае учащиеся будут выступать не только в роли учеников, но и в роли учителя, дающего материал и проверяющего качество его усвоения.

В конце урока, на этапе рефлексии, можно будет предложить каждой группе оценить собственную работу и работу других групп, а по итогам выставить те оценки, которые самим учащимся покажутся справедливыми. И затем коллегиальным решением выбрать лучшую группу.

Таким образом, мы видим даже на примере одного урока все преимущества групповой работы, описанные выше. Регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД получают на таких уроках мощное развитие, а кроме того, повышается мотивация к учебе, ведь новые формы работы всегда заинтересовывают учеников и активизируют их деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ по теме "Метод площадей"

Программа для общеобразовательных школ по геометрии не акцентирует внимание на методах решения задач. А знание методов решения геометрических задач позволяет решать, казалось бы, сложные математическ...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...