Как учить поколение Z
статья

Мутыгулина Оксана Валерьевна

Представленный опыт является результатом практик,  реализуемых мною на уроках русского языка и литературы, поисков ответов на вопросы, которые возникают в процессе внедрения ФГОС, и  размышлений над статьями психологов, работой коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_pokolenie_z.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

                  Как учить поколение Z?

                                                                  Заговори,чтоб я тебя увидел...

                                                                                                      Сократ.

В «Профессиональном  стандарте  педагога» говорится о том, что с изменением мира  « изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога». Проблема в том, что учителя, рождённые в 20 веке,  не всегда готовы учитывать тот факт, что  работают  с поколением детей, рождённых в 21 и кардинально отличающихся от нас. «Фгосовские дети» уже обучаются по новым стандартам, учителя начальной школы  рассказывают  о том, как на уроках в начальной школе  звучит живая речь, ученики  выстраивают монологические ответы, но в среднем звене эти умения и навыки безвозвратно утрачиваются; получается, что учителя-предметники на  уроках абсолютно никак не работают с развитием коммуни-кативной составляющей учеников. Я работаю уже с 4-м классом «фгосовцев» и позволю кое в чём не согласиться с учителями начального звена: наблюдая за этими детьми, отметила, что все предложения они строят по определённой схеме: « Я думаю, что...», « Я считаю, что...», и многие, отойдя от неё, уже ничего не могут сформулировать самостоятельно – наверное, это тоже проблема, которую мы должны решать сообща.

Представленный опыт является результатом практик,  реализуемых мною на уроках русского языка и литературы, поисков ответов на вопросы, которые возникают в процессе внедрения ФГОС, и  размышлений над статьями психологов, работой коллег. 

Основатель школы программирования для детей CODDY  Оксана Селендеева в своей статье « Как учить поколение Z, чтобы школьные годы не прошли даром» объясняет особенности  детей, рождённых после 2003 года. Дети поколения Z  имеют свои особенности, которые учителя  обязаны учитывать и строить свою работу в соответствии с этим : они  растут в цифровой среде, реальное общение уступает место виртуальному,  поэтому в их речи нечасто встречаются  сложноподчиненные предложения и  осложнённые синтаксические конструкции. В «Профессиональном стандарте педагога» говорится о том, что  «главным образовательным результатом освоения русского языка учащимся является развитие коммуникативной способности», я выстраиваю  свои  уроки таким образом, чтобы  у обучающихся была возможность не только высказаться по определённой теме, а аргументировать свою позицию с помощью связного текста, они самостоятельно готовят различные виды  лингвистических разминок, у каждого есть возможность   выступить перед классом и организовать ребят на дальнейшую работу (уроки начинаются с разминок, которые проходят в достаточно быстром темпе и требуют активного включения в процесс обучения). На уроках литературы организую поэтические минутки, на которых обучающиеся  рассказывают о понравившихся стихотворениях и их авторах – выступающий   является своеобразным проводником между поэтом и слушателями.  Так, благодаря своим ученикам я открыла для себя имена таких поэтов, как  Оксана Мельникова, Ах Астахова и других наших современников, я же «подарила» им поэзию Али Кудряшевой, Дмитрия Воденникова, Веры Павловой – ведь обучение – это совместный процесс, и учитель тоже должен учиться у своих учеников.

Современные обучающиеся не любят получать готовую информацию, ориентируясь на эту особенность, предлагаю  как групповые, так и индивидуальные  проекты и мини-проекты по определённым темам: ребята  учатся формулировать гипотезы, ставить перед собой цель, определять задачи, пошагово «разбивать» свои действия, задавать вопросы, рассказывать о проделанной работе- и снова на уроках звучит связный текст- рассуждение.  Таким образом,  один из проектов  «Правильный город - правильная речь» объединил  всех моих учеников, с пятого по девятый класс; девятиклассники проинтервьюировали своих современников, сравнили речь детей поколения X и Z, разработали контрольные работы по теме «Орфоэпические, грамматические, лексические  и синтаксические нормы» для обучающихся разных параллелей, провели социологическое исследование и пришли к выводу, что необходимо повышать грамотность современных подростков: разработали плакаты, листовки, объясняющие языковые нормы,  и с помощью наглядности начали борьбу за чистоту современного русского языка в нашем городе! Наш общий проект стал социально значимым!

Следует помнить и о том, что современные обучающиеся - «многозадачные», то есть одновременно могут выполнять несколько процессов, переключаясь с одного на другой ( это может быть как положительным, так и отрицательным моментом: «представители Z в среднем фокусируют внимание только восемь секунд, и каждому десятому ученику ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), поэтому на уроках русского языка  правила  должны быть структурированы, причем, таблицы, алгоритмы, схемы, ассоциативные цепочки  предлагается выполнять самим обучающимся. Умение переводить сплошной текст в не сплошной, выделять главное - метапредметное умение. Алгоритмы, таблицы, схемы, созданные моими учениками, легли в основу дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому и литературе. Определение рифмы по расположению в строке не кажется моим обучающимся сложным процессом, потому что 10 лет назад  они предложили свой вариант для запоминания: обычное слово «джем», согласные буквы в этом слове дают нам полное представление о рифме в строке: дактилическая, женская, мужская, – и таких слов, которые быстро помогают запомнить материал, у нас немало!

Современные дети привыкли к быстрому получению информации: «Обучение и развитие напрямую зависит от интернета — с детства они познают мир с помощью Алисы и Siri[1][2]», поэтому  нельзя однозначно подходить к фразе:  «Учить нельзя гуглить»,  запятая  должна стоять  и до  слова «нельзя», и после, если конкретнее, русский язык – знаковая, абсолютно алгоритмизированная наука, поэтому правила, которых в нашем языке не так и много, если обращаться к подготовленному  орфографической комиссией РАН полному  академическому  справочнику «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006), то всего  400:  219 в части «Орфография» и 167  в  «Пунктуации», необходимо всё-таки знать, поэтому «учить, нельзя гуглить». Но есть такие ситуации на уроке, когда необходимо выйти в Интернет для получения информации: например, обращение к словарям,  поэтому я учу детей  ориентироваться в информационном поле, правильно задавать вопросы, чтобы найти нужный контент, умение работать с информацией – это метапредметный уровень, абсолютно на всех уроках можно развивать навык правильно формулировать вопросы, который непосредственно относится к коммуникативной составляющей, поэтому «учить нельзя, гуглить».

          И не стоит обходить стороной тот факт, что поколение Z любит самостоятельно работать в информационном поле, поэтому я использую такие задания, где у обучающихся есть возможность проявить себя. Каждый год мы пишем ДКР и ВПР, и в классах, где я преподаю,   есть зачётные работы, когда каждый должен составить по подобию свою контрольную для одноклассников, используя знания по литературе, физике, географии, истории. Во - первых, это увлекательно, во-вторых, есть желание, чтобы твоим одноклассникам было интересно, в-третьих, необходимо правильно сформулировать вопросы и задания, в-четвёртых, все представляют, как строится данная контрольная, ни у кого нет боязни пред выполнением аналогичной министерской, в-пятых, у меня как предметника целый банк метапредметных контрольных работ, ну и в-шестых, при объяснении и защите звучит монологический ответ. Ещё один вид работы - это  создание логографов по текстам различных стилей и жанров, а  также логографы используются для создания устных и письменных сочинений, где в сжатой  схеме помещён достаточно объёмный материал, опираясь на который обучающийся может  построить как устный, так и письменный текст. 

Особенностью моего опыта является системное применение перечисленных  приемов на уроках  русского языка и литературы.

Мы живём в век современных технологий, и необходимо сделать так, чтобы дети, рождённые в 21 веке, слышали прекрасный русский язык, умели им пользоваться и чтобы он им тоже «был  поддержкой и опорой...»

Также не надо забывать ещё об одной особенности детей  поколения Z: у них клиповое мышление, они способны воспринимать информацию в течение нескольких секунд, потом  необходимо менять род деятельности. Это поколение общается с помощью картинок, смайликов, мемов, поэтому на уроках обязательно должен быть видеоряд, информация может быть представлена в формате инфографики ( сжатое донесение информации через визуализацию контента).

 и зачастую не разделяют реальный и виртуальный миры. Даже в перемену они настолько поглощены онлайн-играми, что в школе мы наблюдаем абсолютно пустые коридоры и непривычную для школьной жизни тишину.  

Я абсолютно уверена, что геймификацию ( технологии адаптации игровых методов к неигровым процессам для большей вовлечённости участников в процесс)   необходимо использовать в  образовании.

        Поколение Z ждет моментальные ответы на свои сообщения. Используйте Мессенджеры и видеосвязь для коммуникации — общайтесь с ребятами вне занятий и создавайте групповые чаты, чтобы ученики помогали друг другу с заданиями.

Важно организовать формат обучения, доступный в первую очередь на смартфонах. Дайте возможность учиться в любом месте.

  1. Давайте обратную связь. Поощряйте учеников, аргументированно критикуйте или направляйте, побуждайте к глубокому изучению предмета.
  2. Награждайте часто. Поддерживайте и мотивируйте учеников очками или оценками за проекты и за своевременное достижение целей.


В будущем будет цениться не то, что люди уже знают, а то, что нового они смогут узнать и применить в работе и жизни.

         Педагог должен: Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. 8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. 10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). особенностей учащихся. 17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

Главным образовательным результатом освоения русского языка учащимся является развитие: · коммуникативной способности, · установки на использование этой способности. В современном мире коммуникация предполагает существенное расширение текстовой (устной и письменной) коммуникации, как за счет традиционных и архаичных инструментов (жест, танец, модуляция голоса), так и основанных на ИКТ – гипермедиа, то есть системе текстовых, изобразительных, звуковых объектов и связей, ссылок между ними. В настоящее время сообщение для детей и учителя – это, как правило, гипермедиа: объект и его предъявление с использованием экрана, видеоаудиоисточников и инструментов с возможным участием человека. Дополнительным образовательным результатом является компетентность в лингвистике (науке о языке), прежде всего в лингвистике русского языка, в частности умение применять лингвистические знания в практике коммуникации. Указанные результаты уточняются ФГОС на всех уровнях общего образования.

Поколение Z любит самообразование и независимость.


[1] Оксана Селендеева  « Как учить поколение Z, чтобы школьные годы не прошли даром» https://rb.ru/opinion/uchit-pokolenie-z/

[2] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности УМК ОС «Школа 2100» или как помочь ребенку, который будет учиться по стандартам нового поколения

В материале отражены особенности школы 2100, возможные трудности и рекомендации для родителей....

Учиться,учиться и учиться!

Учение залог успеха....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»...

Кого учить? Чему учить? Как учить?

Кого учить? Чему учить? Как учить?- актуальная проблема школы.За годы работы познакомилась с  разными детьми: умными, целеустремленными, активными, интересными, молчаливыми, и ничем незаинтересов...