Смысловое чтение на уроках литературы
методическая разработка (8 класс)

Смысловое чтение на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_osen_2016_g.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках литературы 

Чтение – вот лучшее учение… 

Процесс чтения состоит из трех фаз : 

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание.

Вторая  это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть - присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Смысловое чтение – это метапредметный навык, поэтому составляющие его части будут в структуре всех УУД

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы чтения, отношение к себе и школе.
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности.
  • в познавательные УУД - логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение концентрация внимания, объём словаря.

Смысловое чтение   – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста

Кто и в рамках какого предмета будет формировать навыки смыслового чтения? Из новых ФГОС: «В результате изучения всех учебных предметов выпускники приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией».

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение! 

Если ребенок владеет смысловым чтением , то у него развивается устная речь и ,как следующая важная ступень развития, речь письменная! 

 «Стратегия смыслового чтения» 

различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации и переработки в личностно-смысловые установки.

Обучение «стратегии» включает приобретение навыков

Распознавание иерархии смыслов в рамках текста

Различение типов содержания сообщений

Собственное понимание

  • Факты      Мнения      Суждения       оценки

процесс рефлексивного восприятия культурного смысла.

Основная идея        тема      составляющие

«Стратегия»- это план-программа совместной деятельности, где учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.

После текстовые задания

Текстовые задания          Предтекстовые задания

Стратегия смыслового чтения на уроках литературы 

Различия традиционной и инновационной методики работы с текстом

Предтекстовые задания    Текстовые задания       Послетекстовые задания

Этапы работы с текстом 

Предтекстовые        Послетекстовые          Текстовые

Предтекстовой этап работы 

Работа с текстом до чтения

Цель : развитие читательского антипации

(умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации)

-постановка задач чтения -актуализация опыта -создание мотивации 

Пример 

Прогнозирование 

- Рассмотрите иллюстрации к произведению и названия произведений. Как вы думаете, о чём текст? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», «Тёплый хлеб»)

- При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется:

- какими были ваши ожидания? 

-какие вопросы до чтения у вас возникли? 

-на что обратили внимание перед чтением и почему? 

Текстовой этап работы 

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации

1) чтение в «кружок»; 

2) чтение про себя с вопросами; 

3) чтение про себя с остановками; 

4) чтение про себя с пометками 

Установка : 

- диалог с автором 

- комментированное чтение 

- словарная работа 

Пример 

Чтение про себя с вопросами 

Цель: научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы 

1) читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы , другой отвечает; 

2) читаем второй абзац, меняемся ролями 

И т.д. 

Послетекстовой этап работы 

Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом

  • Постановка концептуального вопроса к тексту - понимание авторского замысла. 
  • Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения). 
  • Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим? 
  • Выполнение творческих заданий. 

Пример 

«На память» ( по произведению И.С.Тургенева «Муму») 

Составление схем-опор по произведению, по биографической справке

Название__________________

Автор________________________

Герои произведения___________

Время и место действия____________

Сюжет:

Начало событий_____________________

Поворотный пункт событий_______________

Проблема_________________ ____________

Решение проблемы__________________________

Смысловое чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"

Презентация содержит теорию и  практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....

Смысловое чтение на уроках литературы

Методические рекомендации по работе с текстом и план урока литературы....

Формирование смыслового чтения на уроках литературы

Формирование смыслового чтения на уроках литературы способствует более высокому уровню культуры чтения, а именно формированию творческого восприятия произведения: созданию новых образов через собствен...

Применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО

обобщение педагогического опыта по применению стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО (на примере изучения рассказа Кавказский пленник"...